Практикум к заданию 2 ВПР по химии для 8 класса. Вариант 1
Пояснительная записка
Материалы практикума предназначены для отработки практических умений и навыков учащихся при изучении темы «Физические и химические явления. Признаки химических реакций» (при изучении этой темы могут быть использованы не все задания практикума), а также для подготовки к Всероссийской проверочной работе (ВПР) по химии для 8 класса.
Практикум включает задания на актуализацию сущности понятий, которые необходимо знать обучающимся, задания на анализ объектов и явлений, задания на обобщение и систематизацию материала, интерактивные тестовые задания. Формат и содержание заданий соответствуют контрольно-измерительным материалам ВПР по химии для 8 класса, разработанным Федеральным институтом оценки качества образования.
Практикум предполагает использование учителем и обучающимися современных информационно-коммуникативных технологий. В него включены интерактивные тестовые задания (в тексте работ обозначены специальным знаком), для выполнения которых необходим смартфон (планшет) с выходом в Интернет и установленным приложением для считывания qr-кода. Обучающиеся сканируют с помощью этого приложения qr-код определённого задания, переходят по ссылке и выполняют тестовые задания, правильность решения которых проверяется автоматически. Обучающиеся могут сразу получить обратную связь: посмотреть, в каких заданиях допущены ошибки. Скриншот с результатом выполнения тестовых заданий обучающиеся могут отправить учителю, родителям или поделиться своими успехами с друзьями.
Критерии оценивания заданий и развёрнутые ответы к заданиям приведены в приложении.
1. Внимательно рассмотрите рисунки 25 и 26, схематично изображающие некоторые явления, происходящие с аммиаком. Выполните задания к ним.
1.1. Напишите номер рисунка, на котором изображено физическое явление: ____
Объясните сделанный вами выбор. _______________________________________________ ___________________________________________________________________________
1.2. Напишите номер рисунка, на котором изображено химическое явление: ____
Объясните сделанный вами выбор. ______________________________________________ ___________________________________________________________________________
2. Приведите три примера физических явлений, которые могут происходить с водой.
Пример 1. ________________________________________________________________
Пример 2. ________________________________________________________________
Пример 3. ________________________________________________________________
3. Приведите три примера химических явлений, которые могут происходить с кислородом.
Пример 1. ________________________________________________________________
Пример 2. ________________________________________________________________
Пример 3. ________________________________________________________________
4. 4.1. Внимательно рассмотрите рисунки 27—29.
Напишите номер «лишнего» рисунка, на котором изображено явление, которое отличается по существенному признаку от двух других. _________
Объясните сделанный вами выбор. _______________________________________________ ___________________________________________________________________________
4.2. Внимательно рассмотрите рисунки 30—32.
Напишите номер «лишнего» рисунка, на котором изображено явление, которое отличается по существенному признаку от двух других. _________
Объясните сделанный вами выбор. _____________________________________________ ___________________________________________________________________________
5. Из рисунков 3─8 выберите те, на которых изображено протекание химической реакции.
Напишите номер рисунка и один любой признак протекания химической реакции.
Номер рисунка: ____; признак химической реакции: _______________________________
Номер рисунка: ____; признак химической реакции: _______________________________
Номер рисунка: ____; признак химической реакции: _______________________________
6. Прочитайте текст и выполните задания к нему.
Тимофей и Михаил решили помочь маме. Мальчики видели, что она расстроилась из-за того, что на стенках и дне чайнике появилась накипь. Тимофей предложил удалить накипь, используя металлическую лопатку и железную щётку. Михаил хотел использовать для удаления накипи раствор уксусной кислоты, который растворяет это нерастворимое в воде вещество.
Примечание. Оба способа действительно приведут к желаемому результату.
Напишите имя мальчика, предложившего способ очистки накипи, при котором происходит химическая реакция. ________________________________________________
Объясните сделанный вами выбор. _______________________________________________
_____________________________________________________________________________
Укажите один любой признак протекания химической реакции.
_____________________________________________________________________________
7. Проанализируйте явления:
высыхание белья на морозе;
образование накипи на внутренней поверхности чайника;
пригорание пищи на перегретой сковороде;
получение сахарной пудры из сахарного песка в ступке;
расплющивание гранулы алюминия при ударе по ней молотком;
горение природного газа.
7.1. Разделите перечисленные явления на две равные группы по существенному признаку. Напишите номера, соответствующие явлениям, образующим группы, и названия групп явлений.
Группа 1: ________ – это _____________________________________________________
Группа 2: ________ – это _____________________________________________________
7.2. Выберите химические явления.
Укажите номер явления и один любой признак протекания химической реакции.
Номер рисунка: ____; признак химической реакции: _______________________________
Номер рисунка: ____; признак химической реакции: _______________________________
Номер рисунка: ____; признак химической реакции: _______________________________
8
. Проверьте себя, выполнив тестовые задания в интерактивной форме.
а) определяем химические явления | б) описываем признаки химических реакций |
Приложение. Критерии оценивания работы
Каждый интерактивный тест имеет свою шкалу баллов.
1. 1.1.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: указание рисунка и объяснение выбора. 1) указание рисунка: 1; 2) объяснение выбора, например: потому что на рисунке изображено испарение аммиака, при котором происходит изменение агрегатного состояния одного и того же вещества (аммиака). В качестве правильного ответа принимается только номер рисунка с соответствующим признаком реакции, указание только номера рисунка или только признака реакции не засчитывается как правильный ответ | |
Правильно указан рисунок и дано объяснение | 1 |
Правильно указан только рисунок. ИЛИ Рисунок не указан / указан неправильно независимо от наличия объяснений. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 1 |
1.2.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: указание рисунка и объяснение выбора. 1) указание рисунка: 2; 2) объяснение выбора, например: потому что на рисунке изображено превращение одного вещества (аммиака) в два новых вещества (водород и азот). | |
Правильно указан рисунок и дано объяснение | 1 |
Правильно указан только рисунок. ИЛИ Рисунок не указан / указан неправильно независимо от наличия объяснений. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 1 |
2.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать описание трёх примеров физических явлений, которые могут происходить с указанным веществом: 1) испарение воды; 2) замерзание воды; 3) измельчение льда. | |
Приведены примеры трёх физических явлений | 3 |
Приведены примеры двух физических явлений | 2 |
Приведён пример только одного физического явления | 1 |
Все приведённые примеры ─ неправильные | 0 |
Максимальный балл | 3 |
3.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать описание трёх примеров химических явлений, которые могут происходить с указанным веществом: 1) взаимодействие с фосфором; 2) взаимодействие с железом; 3) взаимодействие с серой. | |
Приведены примеры трёх химических явлений | 3 |
Приведены примеры двух химических явлений | 2 |
Приведён пример только одного химического явления | 1 |
Все приведённые примеры ─ неправильные | 0 |
Максимальный балл | 3 |
4. 4.1.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: указание рисунка и объяснение выбора. 1) указание рисунка: 4; 2) объяснение выбора, например: потому что на рисунке 4 изображено физическое явление (при растягивании эспандера происходит изменение формы и размера тела), при котором не образуется новых веществ, а на рисунках 3 и 5 – химические явления (взаимодействие магния с уксусом и горение бенгальского огня), в результате которых образуются новые вещества. В качестве правильного ответа принимается только номер рисунка с соответствующим признаком реакции, указание только номера рисунка или только признака реакции не засчитывается как правильный ответ | |
Правильно указан рисунок и дано объяснение | 1 |
Правильно указан только рисунок. ИЛИ Рисунок не указан / указан неправильно независимо от наличия объяснений. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 1 |
4.2.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: указание рисунка и объяснение выбора. 1) указание рисунка: 8; 2) объяснение выбора, например: потому что на рисунке 8 изображено превращение одного вещества (железа) в новое вещество (ржавчину), а на рисунках 6 и 7 – физические явления, при которых соответственно происходит изменение агрегатного состояния вещества и выделение света и теплоты за счёт прохождения электрического тока через спираль лампы накаливания. В качестве правильного ответа принимается только номер рисунка с соответствующим признаком реакции, указание только номера рисунка или только признака реакции не засчитывается как правильный ответ | |
Правильно указан рисунок и дано объяснение | 1 |
Правильно указан только рисунок. ИЛИ Рисунок не указан / указан неправильно независимо от наличия объяснений. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 1 |
5.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
В правильном ответе должны быть указаны номера рисунков и признаки протекания химической реакции. 1) указание рисунка 3; признак реакции: выделение газа; 2) указание рисунка 5; признак реакции: выделение света (или выделение теплоты, или изменение цвет); 3) указание рисунка 8; признак реакции: изменение цвета (или образование рыхлого вещества). В качестве правильного ответа принимается только номер рисунка с соответствующим признаком реакции, указание только номера рисунка или только признака реакции не засчитывается как правильный ответ | |
Правильно указаны номера трёх рисунков | 3 |
Правильно указаны номера двух рисунков | 2 |
Правильно указан номер только одного рисунка | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
6.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
В правильном ответе должны быть указаны: имя ребёнка, который предложил провести химическую реакцию, объяснение выбора и один любой признак реакции. 1) указано имя: Михаил (или Миша). 2) дано объяснение: при удалении накипи с помощью уксусной кислоты происходит образование новых веществ, которые растворимы в воде. 3) указан признак реакции: образование газа (или растворение осадка) | |
Правильно указаны имя ребёнка, который предложил провести химическую реакцию, объяснение выбора и один любой признак реакции | 2 |
Правильно указаны имя ребёнка, который предложил провести химическую реакцию, и объяснение выбора ИЛИ Правильно указаны имя ребёнка, который предложил провести химическую реакцию и один любой признак реакции | 1 |
Правильно указано один из элементов ответа: ИЛИ имя ребёнка, ИЛИ объяснение, ИЛИ признак реакции | 0 |
Максимальный балл | 2 |
7.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
В правильном ответе должно быть перечислены номера явления, относящиеся к группе 1 и группе 2, а также названа каждая группа. Группа 1 – 2, 3, 6 – это химические явления; группа 2 – 1, 4, 5 – это физические явления. Возможен вариант ответа: группа 1 – 2, 3, 6 – это физические явления; группа 2 – 1, 4, 5– это химические явления. В качестве правильного ответа принимается только указание номеров явлений, относящихся к группе, и название группы; указание только номеров явлений или только названия группы не засчитывается как правильный ответ | |
Правильно указаны номера рисунков, относящихся и к группе 1, и к группе 2, указаны названия групп 1 и 2 | 4 |
Правильно указаны номера рисунков, относящихся только к группе 1 или к группе 2, правильно указано название этой группы | 2 |
Неправильно указаны номера рисунков, относящихся и к группе 1, и к группе 2, ИЛИ неправильно указаны названия обеих групп, ИЛИ отсутствует ответ | 0 |
Максимальный балл | 4 |
Ссылки на используемые источники иллюстраций
Ph. Лучшие бесплатные стоковые фото в одном месте Маршака [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://pxhere.com/ (дата обращения: 26.03.2020)
Pexels. Лучшие бесплатные стоковые фото и видео от талантливых авторов [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://www.pexels.com/ru-ru/ (дата обращения: 26.03.2020)
7