Практикум к заданию 2 ВПР по химии для 8 класса. Вариант 1
Пояснительная записка
Материалы практикума предназначены для отработки практических умений и навыков учащихся при изучении темы «Физические и химические явления. Признаки химических реакций» (при изучении этой темы могут быть использованы не все задания практикума), а также для подготовки к Всероссийской проверочной работе (ВПР) по химии для 8 класса.
Практикум включает задания на актуализацию сущности понятий, которые необходимо знать обучающимся, задания на анализ объектов и явлений, задания на обобщение и систематизацию материала, интерактивные тестовые задания. Формат и содержание заданий соответствуют контрольно-измерительным материалам ВПР по химии для 8 класса, разработанным Федеральным институтом оценки качества образования.
Практикум предполагает использование учителем и обучающимися современных информационно-коммуникативных технологий. В него включены интерактивные тестовые задания (в тексте работ обозначены специальным знаком), для выполнения которых необходим смартфон (планшет) с выходом в Интернет и установленным приложением для считывания qr-кода. Обучающиеся сканируют с помощью этого приложения qr-код определённого задания, переходят по ссылке и выполняют тестовые задания, правильность решения которых проверяется автоматически. Обучающиеся могут сразу получить обратную связь: посмотреть, в каких заданиях допущены ошибки. Скриншот с результатом выполнения тестовых заданий обучающиеся могут отправить учителю, родителям или поделиться своими успехами с друзьями.
Критерии оценивания заданий и развёрнутые ответы к заданиям приведены в приложении.
1. Внимательно рассмотрите рисунки 33 и 34, схематично изображающие некоторые явления, происходящие с водой. Выполните задания к ним.
1.1. Напишите номер рисунка, на котором изображено физическое явление: ____
Объясните сделанный вами выбор. ______________________________________________ ___________________________________________________________________________
1.2. Напишите номер рисунка, на котором изображено химическое явление: ____
Объясните сделанный вами выбор. _______________________________________________
___________________________________________________________________________
2. Приведите три примера физических явлений, которые могут происходить с алюминием.
Пример 1. ________________________________________________________________
Пример 2. ________________________________________________________________
Пример 3. ________________________________________________________________
3. Приведите три примера химических явлений, которые могут происходить с водородом.
Пример 1. ________________________________________________________________
Пример 2. ________________________________________________________________
Пример 3. ________________________________________________________________
4. 4.1. Внимательно рассмотрите рисунки 3—5.
Напишите номер «лишнего» рисунка, на котором изображено явление, которое отличается по существенному признаку от двух других. _________
Объясните сделанный вами выбор. ______________________________________________ ___________________________________________________________________________
4.2. Внимательно рассмотрите рисунки 6—8
Напишите номер «лишнего» рисунка, на котором изображено явление, которое отличается по существенному признаку от двух других. _________
Объясните сделанный вами выбор. ____________________________________________ ___________________________________________________________________________
5. Из рисунков 3─8 выберите те, на которых изображено протекание химической реакции.
Напишите номер рисунка и один любой признак протекания химических реакций.
Номер рисунка: ____; признак химической реакции: _______________________________
Номер рисунка: ____; признак химической реакции: _______________________________
Номер рисунка: ____; признак химической реакции: _______________________________
6. Прочитайте текст и выполните задания к нему.
Мария и Елена решили помочь маме. Девочки знали, что она хотела почистить почерневшие серебряные ложки, которые почернели. Мария предложила почистить ложки, используя металлическую щётку. Елена сказала, что нужно налить в алюминиевую кастрюлю раствор пищевой соды, нагреть его и поместить в него ложки.
Примечание. Оба способа действительно приведут к желаемому результату.
Напишите имя девочки, предложившей способ чистки серебряных ложек, при котором происходит химическая реакция. ________________________________________________
Объясните сделанный вами выбор. _______________________________________________
_____________________________________________________________________________
Укажите один любой признак протекания химической реакции.
_____________________________________________________________________________
7. Проанализируйте явления:
распыление средства для мытья окон с помощью пульверизатора;
растворение мрамора в соляной кислоте;
получение кислорода из воды;
увеличение длины медных проводов летом;
гниение древесины;
получение кислорода из воздуха.
7.1. Разделите перечисленные явления на две равные группы по существенному признаку. Напишите номера, соответствующие явлениям, образующим группы, и названия групп явлений.
Группа 1: ________ – это _________________________________________________
Группа 2: ________ – это _________________________________________________
7.2. Выберите химические явления.
Напишите номер явления и один любой признак протекания химической реакции.
Номер рисунка: ____; признак химической реакции: _______________________________
Номер рисунка: ____; признак химической реакции: _______________________________
Номер рисунка: ____; признак химической реакции: _______________________________
8
. Проверьте себя, выполнив тестовые задания в интерактивной форме.
а) определяем химические явления | б) описываем признаки химических реакций |
Приложение. Критерии оценивания работы
Каждый интерактивный тест имеет свою шкалу баллов.
1. 1.1.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: указание рисунка и объяснение выбора. 1) указание рисунка: 2; 2) объяснение выбора, например: потому что на рисунке изображена конденсация воды, при которой происходит изменение агрегатного состояния одного и того же вещества (воды). В качестве правильного ответа принимается только номер рисунка с соответствующим признаком реакции, указание только номера рисунка или только признака реакции не засчитывается как правильный ответ | |
Правильно указан рисунок и дано объяснение | 1 |
Правильно указан только рисунок. ИЛИ Рисунок не указан / указан неправильно независимо от наличия объяснений. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 1 |
1.2.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: указание рисунка и объяснение выбора. 1) указание рисунка: 1; 2) объяснение выбора, например: потому что на рисунке изображено превращение одного вещества (воды) в два новых вещества (водород и кислород) | |
Правильно указан рисунок и дано объяснение | 1 |
Правильно указан только рисунок. ИЛИ Рисунок не указан / указан неправильно независимо от наличия объяснений. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 1 |
2.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать описание трёх примеров физических явлений, которые могут происходить с указанным веществом: 1) плавление алюминия; 2) измельчение (помол) алюминия для превращения в порошок; 3) прокат слитка, изготовленного из алюминия | |
Приведены примеры трёх физических явлений | 3 |
Приведены примеры двух физических явлений | 2 |
Приведён пример только одного физического явления | 1 |
Все приведённые примеры ─ неправильные | 0 |
Максимальный балл | 3 |
3.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать описание трёх примеров химических явлений, которые могут происходить с указанным веществом: 1) взаимодействие с оксидом меди (II); 2) горение в кислороде; 3) взаимодействие с хлором | |
Приведены примеры трёх химических явлений | 3 |
Приведены примеры двух химических явлений | 2 |
Приведён пример только одного химического явления | 1 |
Все приведённые примеры ─ неправильные | 0 |
Максимальный балл | 3 |
4. 4.1.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: указание рисунка и объяснение выбора. 1) указание рисунка: 5; 2) объяснение выбора, например: потому что на рисунке изображено химическое явление – превращение вещества, из которого изготовлена статуя, в новые вещества. В качестве правильного ответа принимается только номер рисунка с соответствующим признаком реакции, указание только номера рисунка или только признака реакции не засчитывается как правильный ответ | |
Правильно указан рисунок и дано объяснение | 1 |
Правильно указан только рисунок. ИЛИ Рисунок не указан / указан неправильно независимо от наличия объяснений. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 1 |
4.2.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: указание рисунка и объяснение выбора. 1) указание рисунка: 7; 2) объяснение выбора, например: потому что на рисунке изображено физическое явление – растворение сахара в воде, при котором не происходит образования новых веществ. В качестве правильного ответа принимается только номер рисунка с соответствующим признаком реакции, указание только номера рисунка или только признака реакции не засчитывается как правильный ответ | |
Правильно указан рисунок и дано объяснение | 1 |
Правильно указан только рисунок. ИЛИ Рисунок не указан / указан неправильно независимо от наличия объяснений. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 1 |
5.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
В правильном ответе должны быть указаны номера рисунков и признаки протекания химической реакции. 1) указание рисунка 5; признак реакции: изменение цвета; 2) указание рисунка 6; признак реакции: образование газа; 3) указание рисунка 8; признак реакции: выделение теплоты (или выделение света). В качестве правильного ответа принимается только номер рисунка с соответствующим признаком реакции, указание только номера рисунка или только признака реакции не засчитывается как правильный ответ | |
Правильно указаны номера трёх рисунков | 3 |
Правильно указаны номера двух рисунков | 2 |
Правильно указан номер только одного рисунка | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
6.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
В правильном ответе должны быть указаны: имя ребёнка, который предложил провести химическую реакцию, объяснение выбора и один любой признак реакции. 1) указано имя: Елена (или Лена). 2) дано объяснение: при чистке ложек в нагретом растворе пищевой соды в алюминиевой кастрюле происходит химическая реакция, в результате которой образуются новые вещества. 3) указан признак реакции: изменяется цвет ложки, она становится серебристо-белой (или появляется блеск, которого не было у вещества, из-за которого ложка почернела) | |
Правильно указаны имя ребёнка, который предложил провести химическую реакцию, объяснение выбора и один любой признак реакции | 2 |
Правильно указаны имя ребёнка, который предложил провести химическую реакцию, и объяснение выбора ИЛИ Правильно указаны имя ребёнка, который предложил провести химическую реакцию и один любой признак реакции | 1 |
Правильно указано один из элементов ответа: ИЛИ имя ребёнка, ИЛИ объяснение, ИЛИ признак реакции | 0 |
Максимальный балл | 2 |
7.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
В правильном ответе должно быть перечислены номера явления, относящиеся к группе 1 и группе 2, а также названа каждая группа. Группа 1 – 2, 3, 5 – это химические явления; группа 2 – 1, 4, 6 – это физические явления. Возможен вариант ответа: группа 1 –2, 3, 5 – это физические явления; группа 2 –1, 4, 6 – это химические явления В качестве правильного ответа принимается только указание номеров явлений, относящихся к группе, и название группы; указание только номеров явлений или только названия группы не засчитывается как правильный ответ | |
Правильно указаны номера рисунков, относящихся и к группе 1, и к группе 2, указаны названия групп 1 и 2 | 4 |
Правильно указаны номера рисунков, относящихся только к группе 1 или к группе 2, правильно указано название этой группы | 2 |
Неправильно указаны номера рисунков, относящихся и к группе 1, и к группе 2, ИЛИ неправильно указаны названия обеих групп, ИЛИ отсутствует ответ | 0 |
Максимальный балл | 4 |
Ссылки на используемые источники иллюстраций
Ph. Лучшие бесплатные стоковые фото в одном месте Маршака [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://pxhere.com/ (дата обращения: 26.03.2020)
Pexels. Лучшие бесплатные стоковые фото и видео от талантливых авторов [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://www.pexels.com/ru-ru/ (дата обращения: 26.03.2020)
7