СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практикум по логике речи

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Упражнения для отработки навыков логического анализа текста.

Просмотр содержимого документа
«Практикум по логике речи»

Практикум

Ниже помещены упражнения, которые следует выполнить самостоятельно, чтобы практически усвоить правила логики речи .

В следующих предложениях определите границы речевых так­тов и поставьте разъединительные или соединительные паузы разной длительности.

  1. «Здесь Чичиков вышел совершенно из границ всякого тер­пения, хватил в сердцах стулом об пол и посулил ей черта. Черта помещица испугалась необыкновенно». (Н. Гоголь. «Мертвые души».)

  2. «Княжна Мери видела все это лучше меня». (М. Лермон­тов. «Герой нашего времени».)

  3. «Проходивший франтик с рыжими кудряшками и голубою лентой на низкой шляпе обернулся и с язвительною усмешкой посмотрел на Бамбаева». (И. Тургенев. «Дым».)

  4. «Беркутов. Только постарайтесь, чтоб вас не заметили; вообще не будьте очень откровенны и не болтайте пустяков. Вы отдали пятнадцать рублей Михаилу Борисычу?» (А. Н. Ост­ровский. «Волки и овцы».)

  5. «У берега бабы и солдаты стирали белье, шлепая валька­ми». (Г. Успенский. «Нравы Растеряевой улицы».)

  6. «Ученый смотрит на часы и берется за книгу». (А. Чехов. «Иван Матвеич».)

  7. «Иона и его лошаденка не двигаются с места уже давно». (А. Чехов. «Тоска».)

  8. «Их было только двое: ветеринарный врач Иван Иваныч и учитель гимназии Буркин». (А. Чехов. «Человек в фут­ляре».)

  9. «Токарь опускает вожжи и задумывается». (А. Чехов. «Горе».)

  10. «В большой зале уже гремел оркестр и начались танцы». (А. Чехов. «Анна на шее».)

  11. «Теперь голоса людей и плеск моря стали слышней». (М. Горький. «Челкаш».)

  12. «Ледяной стужей ознаменовал свое вступление в историю тысяча девятьсот двадцать четвертый год». (Н. Островский. «Как закалялась сталь».)

  13. «Задолго до света Ильинична затопила печь и к утру уже выпекла хлеб и насушила две сумы сухарей».

«У молодых французских лейтенантов сквозь внешний лоск приличия и притворной французской любезности начали про­биваться в разговорах с казачьими генералами холодные нотки снисходительности и высокомерия». (М. Шолохов. «Тихий Дон».)

  1. «Весь вечер режиссер рассказывал мне удивительные ис­тории, связанные с находкой картин. У стены бесшумно шли старинные часы с годовым заводом, работы забытого мастера из Бердичева». (К. Паустовский. «Ветер скорости».)

  2. «Мама вздохнула и спустилась в подполье за огурцами. В клетчатом платке, хоронясь от грязи, как кошка, прошла домой Лелька-ветеринарша». (С. Антонов. «Весна».)



ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ

( Грамматические паузы)



ТОЧКА

Точка показывает завершение мысли и законченность пред­ложения. Она связана с сильным понижением голоса на ударном слове, предшествующем ей или близко перед ней стоя­щем. Как правило, точка требует после себя сравнительно дли­тельной паузы, особенно когда она совпадает с завершением мысли.


1) «Деревенская усадьба, начало марта, первые недели вели­кого поста. Дни темные, однообразные. Но это уже канун весны. Я живу затворником, за работой с утра до вечера». (И. Бунин. «Пост».)

  1. «Солнце клонилось в морозную мглу. Синел снег. Звонче скрипели конские копыта. Находили сумерки, и по всей Москве на звонницах и колокольнях начали звонить к вечерне. Мимо проехал шагом Василий Волков, хмуро опустив голову. Алешка все не шел. Он так и не пришел совсем». (А. Толстой. «Петр Первый».)

  2. «Лес кончился. Дорога пошла полем, в хлебах. Тихо опу­скался вечер. По земле разлилась мягкая задумчивая грусть. Ударили первые перепела. Мужчина курил, смотрел на четкий, правильный профиль женской головы». (В. Шукшин. «Кукушки­ны слезки».)

ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ

Точка с запятой разделяет и в то же время соединяет в од­но целое части одной картины, одного описания. Голос перед ней несколько понижается, но не так сильно, как при точке. Наиболее частая ошибка при чтении точки с запятой — это понижение пе­ред ней голоса как перед точкой. В звучащей речи точка с за­пятой означает соединительную паузу. Обычно пауза эта более короткая, чем та, которая обозначается точкой

          1. «Портной был сам из Петербурга и на вывеске выставил: Иностранец из Лондона и Парижа». (Н. Гоголь. «Мертвые души»).

          2. «Говорили, что на набережной появилось новое лицо: дама с собачкой». (А. Чехов. «Дама с собачкой».)

          3. «В памяти осталось: непрестанно валит за окнами снег, глухо гремят, звонят по Арбату конки, вечером кисло воняет пи­вом и газом в тускло освещенном ресторане...» (И. Бунин. «Му­за».)

          4. «Велик и непреложен закон набата: старый ли ты, усталый ли, занятой ли ты человек, бросай все и беги на зовущий голос.

Этот голос всегда означал только одно: другим людям нужна твоя немедленная, безотлагательная помощь». (В. Солоухин. «За­кон набата».)




ТИРЕ

Тире встречается и в простых и в сложных предложениях. Оно ставится с целью разъяснить то, что находится перед ним, противопоставить одно явление другому и т. д. Тире показывает соединительную паузу и требует некоторого повышения голоса на предшествующем знаку ударном слове.

Интонация вопросительного знака передается с помощью по­вышения голоса на ударном слове вопросительного предложе­ния. Без этого обязательного повышения голоса задать вопрос на русском языке невозможно. К концу вопросительного предло­жения голос понижается.


            1. «Смирнов. Приезжаю к Груздеву — дома нет, Ярошевич спрятался, с Курицыным поругался насмерть и чуть было его в окно не вышвырнул, у Мазутова — холерина, у этой — настрое­ние!» (А. Чехов. «Медведь».)

            2. «В передней избе у прилавка — крик, шум, ругань. Пей, гуляй, только плати. Казна строга. Денег нет — снимай шубу. А весь человек пропился, — целовальник мигнет подьячему, тот ся­дет с краю стола, — за ухом гусиное перо, на шее чернильница, — и пошел строчить». (А. Толстой. «Петр Первый».)

            3. «Один рак вылез крупный, а за ним более мелкие шутя выбрались, и пошло: из корзинки — на бабушкину кацавейку, с кацавейки — на юбку, с юбки — на дорожку, с дорожки — в тра­ву, а из травы — рукой подать до речки». (М. Пришвин. «О чем шепчутся раки».)



ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК

Интонация вопросительного знака передается с помощью по­вышения голоса на ударном слове вопросительного предложе­ния. Без этого обязательного повышения голоса задать вопрос на русском языке невозможно. К концу вопросительного предло­жения голос понижается.


              1. «Что же за притча в самом деле, что за притча эти мертвые души? логики нет никакой в мертвых душах, как же покупать мертвые души? Где же дурак такой возьмется? и на какие слепые деньги станет он покупать их? и на какой конец, к какому делу можно приткнуть эти мертвые души? и зачем вмешалась сюда гу­бернаторская дочка? Если же он хотел увезти ее, так зачем для этого покупать мертвые души? Если же покупать мертвые души, так зачем увозить губернаторскую дочку? Подарить что ли он хо­тел ей эти мертвые души? Что же за вздор, в самом деле, раз­несли по городу? Что же за направление такое, что не успеешь поворотиться, а тут уж и выпустят историю, и хоть бы какой-ни­будь смысл был... Однако ж разнесли, стало быть была же ка­кая-нибудь причина? Какая же причина в мертвых душах? даже и причины нет». (Н. Гоголь. «Мертвые души».)

              2. «Я думал о той молодой женщине с родинкой на щеке, про которую говорил мне доктор. Зачем она здесь? И она ли? И по­чему я думаю, что это она? И почему я даже так в этом уверен? Мало ли женщин с родинками на щеках?» (М. Лермонтов. «Ге­рой нашего времени».)

              3. «Кто живет в этом доме? Есть ли в нем дети, отец, мать, учитель? Отчего бы нам не поехать в этот дом и не познакомиться с хозяевами?» (Л. Толстой. «Отрочество».)

              4. «На кого он сердился? На людей, на нужду, на осенние но­чи?» (А. Чехов. «Почта».)

ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК

Интонация восклицательного знака требует энергичного вы­деления ударного слова с помощью повышения (реже — пониже­ния) голоса. По мысли Станиславского, интонация восклица­тельного знака «должна вызывать реакцию сочувствия, интере­са или протеста»

Восклицательное предложение может выражать какое-либо намерение говорящего или его словесное действие: просьбу, мольбу, угрозу, требование, приказ, обвинение, похвалу — вооб­ще сильное чувство.

                1. «Павел Иваныч! Ах, боже мой, Павел Иваныч! Любезный Павел Иваныч! Почтеннейший Павел Иваныч! Душа моя Павел Иваныч! Вот вы где, Павел Иваныч! Вот он, наш Павел Иваныч! Позвольте прижать вас, Павел Иваныч! Давайте-ка его сюда, вот я его поцелую покрепче, моего дорогого Павла Иваныча!»

Чичиков разом почувствовал себя в нескольких объятиях». (Н. Гоголь. «Мертвые души».)

                1. « — Постой же! — думала Настасья Петровна, выбираясь из своего чуланчика по отъезде полковницы.— А я было и бан­тик розовый хотела приколоть для этого князишки! И поверила же, дура, что он на мне женится! Вот тебе и бантик! А, Марья Александровна! Я У вас чумичка, я нищая, я взятки по двести целковых беру. Еще бы с тебя упустить, не взять, франтиха ты этакая! Я взяла благородным образом; я взяла на сопряженные с делом расходы... Может, мне самой пришлось бы взятку дать! Тебе какое дело, что я не побрезгала, своими руками замок взломала? Для тебя же работала, белоручка ты эдакая! Тебе бы только по канве вышивать! Погоди же, я тебе покажу канву. Я покажу вам обоим, какова я чумичка! Узнаете Настасью Пет­ровну и всю ее кротость!» (Ф. Достоевский. «Дядюшкин сон» )

                2. «Делай! Украшай землю и жизнь! Сей хлеб, если ты агро­ном, строй ракеты, если ты ракетчик, борись за большую правду, за добро и справедливость, если ты писатель! Делай!» (Г. Нико­лаева. «Наш сад».)



МНОГОТОЧИЕ

Многоточие обозначает обычно что-либо недоговоренное, подразумеваемое.

Станиславский говорит, что при многоточии «наш голос не подымается вверх и не опускается вниз. Он тает и исчезает, не заканчивая фразы, не кладя ее на дно, а оставляя ее висеть в воздухе»

Многоточие может стоять в конце сюжетного куска или в кон­це произведения. В этом случае голос на предшествующем много­точию ударном слове понижается почти как на точке.

I. Многоточие в конце литературного произведения.

                  1. «Лиза сказала, что она, слава богу, счастлива, что она не бедна, что муж ее добрый человек, которого она любит... Но вдруг, среди речи, глаза ее наполнились слезами, голос упал, она отвернулась и склонилась на церковный помост, чтобы скрыть от людей свое горе...» (Ф. Достоевский. «Слабое сердце».)

                  2. «Лошаденка жует, слушает и дышит на руки своего хозяи­на... Иона увлекается и рассказывает ей все...» (А. Чехов. «Тос­ка».)

3) «На промысле закипала работа.

Яков слышал сочный, грудной голос Мальвы, сильно кричав­ший:

  • Кто взял мой нож?...

Волны звучали, солнце сияло, море смеялось...» (М. Горький. «Мальва».)

    1. Многоточие перед началом абзаца.

      1. «Сколько я ни просил жандарма, он печку все-таки закрыл. Мне становилось не по себе, в голове кружилось, я хотел встать и постучать солдату; действительно встал, но этим и оканчивает­ся все, что я помню...

...Когда я пришел в себя, я лежал на полу, голову ломило страшно. Высокий, седой жандарм стоял, сложа руки, и смотрел на меня бессмысленно-внимательно, в том роде, как в известных бронзовых статуэтках собака смотрит на черепаху». (А. Герцен. «Былое и думы».)

      1. «Ты стал другим, увереннее, выносливее, храбрее. А глав­ное — ты заново научился жить обычной жизнью в городе, кото­рый десять месяцев назад стал фронтом и по сей день остается фронтом.

...В то утро, когда мы ехали на передний край Ленинградского фронта, наши командировки первая военная застава проверяла у ворот большого завода еще в черте города». (О. Берггольц. «Го­ворит Ленинград».)

    1. Многоточие умолчания.

      1. «Он молчал и, казалось, собирался с духом.

  • Обстоятельства требуют... я должен вас оставить, — ска­зал он, наконец, — вы скоро, может быть, услышите... Но перед разлукой я должен с вами объясниться...» (А. Пушкин. «Дубров­ский».)

    1. «Но что страннее, что непонятнее всего,— это то, как ав­торы могут брать подобные сюжеты. Признаюсь, это уж совсем непостижимо, это точно... нет, нет, совсем не понимаю. Во-пер­вых, пользы отечеству решительно никакой, во-вторых... но и во- вторых, тоже нет пользы. Просто я не знаю, что это...» (Н. Го­голь. «Нос».)

СКОБКИ

Слова, заключенные в скобки, обычно служат для дополни­тельного пояснения, уточнения авторской мысли, для второсте­пенного замечания. В скобки могут быть заключены отдельные слова, словосочетания и целые предложения. Существует особая интонация вводное™, которая обязательна при чтении скобок.

Обычно перед скобками голос повышается на предшествую­щем ударном слове, потом на протяжении скобок несколько пони­жается, а после закрытия скобок голос возвращается на ту же высоту, которая была до начала скобок или которая была бы после паузы, если бы скобок тут не было. Скобки всегда окруже­ны паузами.


      1. «Я жил тогда (зимой 1835 года) в Москве, у тетушки, род­ной сестры покойной матушки. Мне было восемнадцать лет, я только что перешел со второго на третий курс «словесного» фа­культета (в то время он так назывался) в Московском универси­тете». (И. Тургенев. «Несчастная».)

      2. «Стрельцы, народ, мальчишки (Алексашка с Алешкой) вор­вались во дворец, разбежались по сотням комнат». (А. Толстой. «Петр Первый».)

      3. «Рощин чувствовал, что ноги его примерзают к земле. Стис­нув зубы (болело плечо, поясница, разбитое колено), он также поднялся и побрел за вереницей раненых». (А. Толстой. «Хожде­ние по мукам».)

      4. «В комнате стояли: стол, две садовые скамейки на желез­ных ногах (на спинке одной из них было глубоко вырезано имя «Коля») и рыжая фисгармония». (И. Ильф и Е. Петров. «Двенад­цать стульев».)



КАВЫЧКИ

Кавычки ставятся для того, чтобы выделить слово, речевой такт или целое предложение. Слова, стоящие в кавычках, надо интонационно подчеркнуть с помощью пауз, окружающих ка­вычки (если это прямая речь или цитата), ударения на слове, по­ставленном в кавычки, изменения высоты голоса и т. д.Кавычками выделяются цитаты. Это дает возможность подчеркнуть, как бы преподнести то, что в них заключено.


I. Кавычки при цитировании.«Подняв плечи и широко расставив пальцы, Коростелев брал несколько аккордов и начинал петь тенором «Укажи мне такую обитель, где бы русский мужик не стонал», а Дымов еще раз вздыхал, подпирал голову кулаком и задумывался». (А. Че­хов. «Попрыгунья».)

        1. Кто теперь скажет ей, с любовью засматривая в глаза: «Вам эта зеленая юбка до того под стать, Луша! Вы в ней поз- вончее офицерши старого времени». Иль словами бабьей песенки: «Ты прости-прощай, красавица. Красота твоя мне очень нравит­ся». (М. Шолохов. «Поднятая целина».)

          1. Кавычки иронические.

            1. «Тогда губернаторы ездили «страшно», а встречали их «притрепетно». (Н. Лесков. «Однодум».)

            2. «Эти самодельные печки получили впоследствии широко распространенное название «буржуек» или «пчелок». Они честно послужили человечеству во все время военного коммунизма». (А. Толстой. «Хождение по мукам».)


          1. Кавычки при названиях.

            1. «Между прочим, написал он юмористическую поэму «Саш­ка», пародируя «Онегина». (А. Герцен. «Былое и думы».)

            2. «Месяц назад вы «Дон-Кихота» перебирали и воскликну­ли эти слова, что нет лучше «рыцаря бедного». (Ф. Достоевский. «Идиот».)


          1. Кавычки при прямой речи.

            1. «Володя сказал:

— Сели мы обедать, а она сейчас матери докладывает: «Ма­ма, Володя мышь поймал, она у него в кармане». А мне, может, эта мышь дороже всего». (А. Толстой. «Детство Никиты».)

            1. «На дворне и на деревне долго не верили, будто идет ка­кая-то комета: «Это только в старину они бывали!» (И. Бунин. «Комета».)

            2. «Трудно, когда пять дочерей»,— вспомнил он о своей семье так, словно его самого уже не было в живых». (К- Симонов. «Жи­вые и мертвые».)





6