СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практикум по предметному модулю

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Практикум по предметному модулю»

«Практикум по предметному модулю»

Практическая работа


1.Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического видообразования. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

(1)Вид в природе существует в виде отдельных популяций. (2)За счёт накопления мутаций может сформироваться популяция в изменившихся условиях в исходном ареале. (3)Иногда микроэволюция связана с постепенным расширением ареала. (4)Естественный отбор закрепляет стойкие различия между растениями разных популяций одного вида, занимающими один ареал, но произрастающими на суходольном лугу или в пойме реки. (5)Например, таким образом, сформировались виды лютиков, произрастающих в лесу, на лугу, по берегам рек. (6)Фактором видообразования может служить пространственная изоляция, вызванная горообразованием. Ответ: 4,5,6.


2.Выберите три предложения, которые соответствуют описанию географического видообразования.

1)Разрыв единого ареала исходного вида ландыша, вызванный оледенением, привёл к образованию трёх видов ландышей: европейского, дальневосточного и закавказского. (2)Возникновение пространственной изоляции между популяциями обусловило прекращение свободного обмена генами и привело к постепенному изменению признаков. (3)Появление особей с увеличенным хромосомным набором часто встречается в суровых условиях полярных и высокогорных областей. (4)Действие дизруптивного отбора в новых популяциях приводит к полиморфизму. (5)Сохранение более жизнеспособных полиплоидных форм и исчезновение диплоидных происходит в результате действия естественного отбора. (6)Образование двух видов серебристой чайки и клуши связано с расселением исходного вида на новые территории.

Ответ 1,2,6

3.ХАРАКТЕРИСТИКИ

ПРИМЕРЫ

1) возникновение карликовых лошадей (пони) на Шетландских

островах

2) появление некоторых видов птиц. утративших способность к

полёту (новозеландских киви)

3) возникновение двух видов житняка, зацветающих в разное время

4) формирование в озере Севан двух видов форели, обитающих в

устьях разных горных рек

5) возникновение разных видов синиц, различающихся способом

питания и формой клюва

6) возникновение крупных пресмыкающихся - варанов на островах

Малайского архипелага


СПОСОБЫ ВИДООБРАЗОВАНИЯ 1) географическое 1,2,4,6 2) экологическое 3,5



4.ПРИМЕРЫ

А) полиплоидизация гибридов от близкородственного скрещивания

Б) различия в местах обитания

В) разделение ареала на фрагменты

Г) обитание разных видов ландыша в Европе и на Дальнем Востоке

Д) пищевая специализация

Е)возникновение рябинокизильника от скрещивания рябины сибирской и кизильника черноплодного

СПОСОБЫ ВИДООБРАЗОВАНИЯ 1) географическое Б,Д 2) экологическое В,Г3) гибридогенное А,Е


5.Установите последовательность процессов при видообразовании.

1) распространение в изолированных популяциях полезных признаков

2) естественный отбор особей с полезными признаками в изолированных популяциях

3) появление новых признаков в изолированных популяциях

4) образование новых подвидов

5) разрыв ареала вида вследствие изменения рельефа

5,1,4,3,2


6.Установите со­от­вет­ствие между со­бы­ти­ем и процессом, в со­от­вет­ствии с за­ко­ном Харди-Вайнберга.

 

СОБЫТИЕ

 

ПРОЦЕСС ЭВОЛЮЦИИ

А) му­та­ци­он­ный про­цесс отсутствует

Б) от­сут­ству­ют ми­гра­ции и эмиграция

В) число до­ми­нант­ных ал­ле­лей на­мно­го пре­вы­ша­ет число ре­цес­сив­ных аллелей

Г) вы­со­кая го­мо­зи­гот­ность популяций

Д) от­сут­ству­ет дав­ле­ние есте­ствен­но­го отбора

Е) идёт обмен ге­на­ми с дру­ги­ми популяциями

 

1) по­пу­ля­ция эволюционирует

2) по­пу­ля­ция счи­та­ет­ся «идеальной»


2,2,1,2,2,1



7.Карликовый ленивец находится на грани исчезновения. Численность популяции состаляет менее 500 видов. Какие причины, характерактерные для малочисленных популяций, могут привести к вымиранию вида? Укажите не менее 5 причин.

1) В малочисленных популяциях ослабевает связь между ее членами, благодаря которой популяция обеспечивает свое существование (выделение химических веществ, которые влияют на изменения среды обитания растений, предупреждающая об опасности звуковая сигнализация)
2) При воздействии неблагоприятных факторов внешней среды вероятность гибели малочисленной популяции больше, чем у многочисленной популяции (популяционные волны)
3) В малочисленных популяциях выше вероятность близкородственного скрещивания, что ведет к гомозиготности организмов и проявлению вредных рецессивных мутаций; многочисленная популяция относительно разнородна (гетерогенна)
4) Вследствие малой численности особей затрудняется их репродукция

5) Внутривидовая борьба за средства к существованию: территория, свет, вода и др.


8.Почему географическая изоляция популяций может привести к образованию новых видов? Дайте развернутый ответ

Условия в разделенных каким-либо географическим барьером популяциях будут разными. Нередко сами географические барьеры могут служить климатообразующими факторами. Водоемы, например, влияют на влажность и состав воздуха, горы служат преградой ветрам, и так далее.
Соответственно, условия разные, плюс особи разделенных популяций не спариваются между собой, а значит, мутации, случайно возникшие в одной не попадут в другую популяцию.


9. Дайте развернутый ответ на вопрос. В чем заключаются эволюционные последствия изоляции небольшой популяции?

Изоляции как фактору, увеличивающему разнообразие организмов, придавали большое значение, также является важным элементом в процессе изменения видов посредством естественного отбора
Под действием естественного отбора мутация будет передаваться по наследству, тем самым увеличивая степень выживаемости одних организмов.

 


10.На небольшом вулканическом острове Оаху Гавайского архипелага, изрезанном скальными гребнями, имеется 25 долин, заросших тропическим лесом. В них обитает 25 видов наземных улиток. В каждой из долин встречается свой вид улиток. Условия жизни в этих долинах абсолютно одинаковые и не являются причиной видообразования. Что стало причиной видообразования? Ответ поясните.




В каждой долине, заросшей лесом, свой вид. Долины разделяют скалистые гребни. Скалы раскаляются от солнца и для улиток они непреодолимы. В генофонде улиток каждой долины накапливались разные мутации, они подвергались отбору, и этого было достаточно для видообразования, так как условия жизни во всех долинах тропического острова практически одинаковые. Значение генетических различий состоит в том, что даже при одинаковых условиях борьбы за существование, но при разной генетической изменчивости отбор в соседних популяциях может идти в разных направлениях.