Практикум
по решению экономических задач
Класс: 10
Учителя: Лукина М.В.
Камалов А.Л.
Тема занятия: «Спрос. Предложение. Рыночное равновесие».
Цель занятия: Организовать деятельность учащихся для самостоятельного применения математических знаний при решении экономических задач.
Задачи:
создать условия для практического применения умений учащихся оперировать ранее полученными знаниями.
способствовать развитию практической математической компетентности учащихся.
воспитание рефлексивной культуры учащихся, готовности к пересмотру своих суждений в свете убедительных аргументов.
Тип учебного занятия: комплексного применения знаний и способов действий.
Раздаточный материал: карточки с вариантами заданий.
Техническое обеспечение:
Структура занятия:
Этап занятия
Дидактическая цель | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Показатели результативности | |
Организационный | Обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на учебном занятии. | Сообщает цель занятия и план его проведения. | Внимательно слушают. | Готовность класса к занятию. Быстрое включение учащихся в деловой ритм. |
Актуализация знаний | 1. Актуализировать знания учащихся по теме «Спрос и предложение. Рыночное равновесие» | 1. Учитель экономики осуществляет повторение основных понятий и законов по теме по слайдам презентации; организует тренаж учащихся по демонстрационным слайдам. 2. Учитель математики осуществляет повторение правил построения графика линейной функции, составления уравнения функции по ее графику. | 1. Выполняют устный тренаж по демонстрационным слайдам. 2. Решают предложенные задачи, задают вопросы | Правильное и осознанное выполнение учащимися предложенных заданий. |
Этап применения способов деятельности | Обеспечить применение математических знаний и способов деятельности при решении экономических задач | Учитель математики разбирает решение экономической задачи математическим методом | Слушают, задают вопросы. | Углубление знаний учащихся |
Закрепление знаний и способов деятельности. | Обеспечить закрепление математических знаний учащихся при решении экономических задач. | 1. Учитель экономики организует работу учащихся в группах по карточкам - заданиям. 2. Учителя консультируют, осуществляют контроль над деятельностью учащихся. | Выполняют задания самостоятельно | Самостоятельность учащихся в выполнении заданий. |
Коррекции | Скорректировать выявленные пробелы в знаниях и способах действий учащихся | Корректирует решения по мере необходимости | Представители от каждой группы разбирают решение своей задачи, остальные учащиеся слушают и задают вопросы | Правильность, полнота, осознанность выступлений учащихся |
Контроля | Выявление качества и уровня усвоения учащимися умения применять математические знания при решении экономических задач | Наблюдает | Выполняют задания по карточкам. | Активная деятельность всего класса в ходе выполнения заданий. Правильность решений. |
Подведение итогов. Рефлексия. | Смотивировать учащихся на рефлексию своей деятельности, других учащихся. | Подводит итог занятия, дает качественную оценку деятельности учащихся, подводит учащихся к пониманию интегративности математических знаний. | Учащиеся осуществляют рефлексию своей деятельности на занятии, взаимодействия с другими учащимися. Анализируют степень применения математического аппарата при решении физических задач. | Открытость при высказывании своих мыслей, умение дать качественную оценку своей деятельности. |
Домашнее задание | Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Информирует о домашнем задании – придумать задачу по теме. Осуществляет инструктаж по выполнению. Проверяет понимание способов выполнения задания. | Слушают, задают вопросы. | Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с их учебными возможностями. |
Карточка - задание
Задача 1. (устно)
В результате рекламной кампании население стало предпочитать порошок «Ариэль» порошку «Тайд». Какой из данных графиков иллюстрирует кривую спроса на порошок «Ариэль» и какой на порошок «Тайд»? Р
Задача 2. (устно)
На плодородных землях Украины одинаково хорошо растут гречиха и пшеница. Предположим, что цены на гречиху резко возросли в связи с тем, что население узнало о ее целебных свойствах. Какой из данных графиков иллюстрирует кривую предложения на гречиху и какой на пшеницу?
Задача 3.
Функция спроса населения на данный товар: Q= 7 – P.
Функция предложения: Q= -5+2P, где
Q - объем спроса в млн. штук в год;
Q - объем предложения в млн. штук в год;
P – цена в тысячах рублей.
1. Постройте графики спроса и предложения данного товара, откладывая на оси абсцисс количество товара и на оси ординат – цену единицы товара.
2. Как можно найти равновесную цену?
Где на графике можно увидеть ситуацию дефицита? Избытка?
Какое количество товара продано по цене 5 тыс. р.?
По какой цене покупатели желают купить 4 млн. штук товара?
Работа в группах
Задача 1
Спрос на куртки описывается уравнением: Q= 2400 – 100P, а предложение курток – уравнением Q= 1000 +250P, где Q – количество курток, купленных или проданных за день, P – цена 1 куртки в тысячах рублей.
Определите параметры равновесия на рынке курток.
Какое количество курток было бы продано по цене 3000 рублей за 1 штуку?
Какое количество курток было бы продано по цене 5000 рублей за 1 штуку?
Задача 2
Кривая спроса на компьютеры описывается уравнением: Q= 600 – 2P, а кривая предложения описывается уравнением: Q= 300+4P, где Q – объем спроса или предложения в месяц (штук), P – цена в тысячах рублях.
Каковы равновесные цена и объем товара?
Что случится, если цена будет установлена правительством на уровне 30 тыс. рублей? Охарактеризуйте это качественно и количественно.
Задача 3
Функция спроса на товар имеет вид: Q= 700 – P, а функция предложения:
Q= - 200 +2P, где P – цена в рублях, Q – тыс. штук.
Определить равновесную цену и равновесный объем.
Что случится, если продавцы – монополисты установили цену на уровне 400 рублей? Охарактеризуйте это качественно и количественно.
Задача 4
Объем спроса и предложения на туалетную воду изменяется в соответствии с изменением цен на нее следующим образом:
Величина спроса, штук
Цена, р. | Величина предложения, штук | |
40 | 10 | 10 |
30 | 20 | 20 |
20 | 30 | 30 |
10 | 40 | 40 |
А) запишите уравнения и постройте графики кривых спроса и предложения;
Б) Определите равновесную цену и равновесное количество;
В) Если продавцы – монополисты установили продажную цену на уровне 35 р., к чему это приведет?
Самостоятельная работа
1 вариант
Спрос на бананы описывается уравнением QD = 2400-10Р, а предложение на реализацию бананов – уравнением QS= 1000 + 25Р, где Q – количество килограммов бананов, купленных или проданных за день; Р – цена 1 кг. бананов (в р.).
Определите параметры равновесия на рынке бананов.
Какое количество бананов было продано при цене 30 р. за 1 кг?
Какое количество бананов было бы продано при цене 50 р. за 1 кг?
2 вариант
Кривая спроса на портфели для школьников описывается следующим уравнением QD = 6000 – 2Р, где QD объём спроса в месяц (в штуках), р – цена (в р.) Кривая предложения описывается уравнением QS = 3000 + 4Р.
Каковы равновесная цена и объём товара?
Что случится, если цена установлена правительством на уровне 100 р.?
Охарактеризуйте это качественно и в количественном выражении.
3 вариант
Спрос и предложение на сливочное масло выражены функциями: Qd = 50 – P, Qs = 10 + 2Р. где Q – количество килограммов сливочного масла, купленных или проданных за день; Р – цена 1 кг. масла (в р.).
Каковы равновесная цена и объём товара?
Что случится, если цена установлена правительством на уровне 20 р.?
Охарактеризуйте это качественно и в количественном выражении.
4 вариант
Спрос на кофе описывается уравнением QD = 500 - 6Р, а предложение на реализацию кофе – уравнением QS = 4Р - 100, где Q – количество банок кофе, купленных или проданных за день; Р – цена 1 банки кофе(в р.).
Определите параметры равновесия на рынке кофе.
Какое количество банок кофе было продано при цене 30 р. за 1 банку?
Какое количество банок кофе было бы продано при цене 80 р. за 1 банку?