Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя школа №51 г. Липецка
Рассмотрено на заседании МО учителей русског языка и литературы от протокол № 1 Руководитель МО ________/Л. И. Маркова/ | Согласовано на заседании методического совета от протокол № Руководитель МС ________/Н. Д. Покачалова/ | Утверждено Приказ от № Директор МАОУ СШ №51 ________/С. В. Бедрова/ |
Рабочая программа
«Практикум по русскому языку»
(наименование учебного предмета (курса), уровень изучения)
основное общее образование, 9 класс
(уровень образования/класс)
2015-2016 учебный год
(срок реализации программы)
Программу составила Бурцева Ирина Анатольевна,
( стаж работы 20 лет,
1 квалификационная категория)
(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую программу, стаж,
квалификационная категория)
Липецк
2015 г.
Пояснительная записка
Программа курса разработана на основе действующих образовательных стандартов по русскому языку, развивает содержание базового курса «Русский язык», позволяет удовлетворить познавательные потребности учащихся, и создает условия для дополнительной подготовки к сдаче ГИА по русскому языку.
Данный курс предлагается учащимся 9 классов качественно подготовиться к итоговой аттестации
Цель обучения: обеспечить качественную подготовку учащихся 9 классов к итоговой аттестации по русскому.
Задачи обучения:
- создать условия, способствующие эффективной организации деятельности учащихся по освоению и закреплению учебного материала;
- отработать этапы формирования и развития речеведческих умений в написании сочинения-рассуждения.
- использовать при подготовке к ГИА эффективные образовательные технологии, позволяющие формировать у учащихся языковую, лингвистическую, коммуникативную компетенции.
Предполагаются следующие формы обучения:
- установочные лекции по теории основных разделов базового курса «Русский язык»;
-практические занятия; самостоятельная работа с заданиями.
Для установления обратной связи определены следующие формы работы:
- практические занятия;
- написание сочинения-рассуждения.
Категория слушателей: учащиеся 9 классов
Срок обучения: 48 часов. Режим занятий: 2 часа в неделю.
Содержание программы
(48часов) Раздел 1. Обобщающее повторение основных разделов науки о языке Фонетик:. Введение. Задачи курса. Содержание программы. Обобщающее повторение фонетики. Предмет изучения данного раздела. Звуко-буквенный состав русского языка. Звуки речи: гласные и согласные, состав согласных звуков, звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные звуки. Фонетическая транскрипция. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Список частотных слов, вызывающих орфоэпические трудности. Перенос слов при письме. Фонетический разбор слова. Основные фонетические процессы, происходящие в слове. Практикум по разделу «Фонетика». Работа с текстами. Задания по фонетике и орфоэпии в структуре ГИА по русскому языку. Задания из КИМов.
Раздел 2. Морфемика и словообразование.
Значимые части слова, их особенности. Части речи и формы слова. Понятие производной и непроизводной основы. Разбор слова по составу. Способы словообразования в русском языке. Суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный. бессуффиксный, сложение, переход из одной части речи в другую, сокращение слов. Вопросы словообразования в заданиях ГИА. Тренировочные задания и упражнения по разделу "Морфемика и словообразование". Задания из КИМов.
Раздел 3. Лексика и фразеология.
Повторение ранее приобретенных учащимися знаний о лексике русского тзыка. Разграничение лексических и грамматических значений слова. Лексические омонимы. Паронимы./Лексические синонимы и антонимы. Диалектизмы, профессионализмы; разговорно-бытовая, книжная лексика. Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Эмоционально-окрашенные слова. Понятие фразеологизма. Классификация фразеологизмов. Лексико-грамматические разряды фразеологизмов. Крылатые слова, пословицы. I [оговорки. Задания изКИМов. Раздел 4. Морфология.
Классификация частей речи в русском языке, их опознавательные признаки. Имя существительное, его морфологические признаки и синтаксическая функция. Основные признаки имени прилагательного. Качественные, относительные, притяжательные прилагательные. Склонение прилагательных. Имя числительное. Лексико- грамматические разряды имен числительных. Склонение числительных, употребление в речи. Разряды местоимений, склонение местоимений. Глагол. Значение глагола, его морфологические признаки. Спряжение глагола. Причастие, его признаки. Правописание причастий. Деепричастие. Разряды по значению, образование деепричастий. Особенности служебных частей речи: предлог, союз, частица. Задания из КИМов.
Раздел 5. Орфография.
Принципы русской орфографии. Безударные гласные корня, проверяемые и непроверяемые ударением. Чередование в корнях. 11равописапие согласных в корне слова. О-Е после шипящих и - Ц- в различных частях слова. Правописание приставок. Буквы 3-С на конце приставок. Правописание Б1-И. Правописание Ъ и Б. Правописание суффиксов и окончаний различных частей речи. Буквы -Н - и -НН- в словах различных частей речи. Небуквенные орфограммы. Слитное и раздельное написание слов Основные случаи дефисных написаний. Написание НЕ - с разными частями речи. Разграничение частиц НЕ и НИ. Правописание служебных частей речи. Задания из КИМов.
Раздел 6. Синтаксис и пунктуация.
Строение и грамматическое значение словосочетаний. Способы связи слов в словосочетании. Согласование. Управление. Примыкание. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Грамматическая основа. Виды сказуемых. Типы простых предложений. Виды односоставных предложений. Однородные члены предложения. Тире в простом предложении. Вводные конструкции. Обращение Уточняющие члены предложения. Обособление определений и приложений. Обособление обстоятельств. Виды сложных предложений. Союзы и союзные слова. Сложносочиненные предложения. Сложноподчиненные предложения. Бессоюзные предложения. Сложное предложение с разными видами связи. Виды придаточных. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Задания из КИМов.
Раздел 7. Текст.
Текст как тематическое, смысловое, стилевое, структурное и грамматическое единство. В тексте зафиксирован способ оформления мысли, её предметно-смысловая, коммуникативная и структурно-языковая цельность. Строение текста. Способы и средства связи между частями текста. Основные признаки текста. Типы речи. Стили речи. Повествование. Описание. Рассуждение. Каждый тип речи имеет свои композиционные особенности. Повествование-рассказ, сообщение о каком-то событии в его временной последовательности на первый план выдвигаются порядок протекания действия, развитие сюжета. Описание-изображение какого-либо явления действительности путём перечисления и раскрытия его основных признаков. Рассуждение -словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли. Жанровые формы рассуждения: письма, статьи, рецензии, доклад. Функциональные стили речи. Научный стиль. Основные признаки научного стиля. Особенности научного стиля речи: в лексике, в составе слова, в морфологии, в синтаксисе. Основной тип речи. Публицистический стиль речи. Основные признаки публицистического стиля речи. Лексические, синтаксические, морфологические особенности публицистического стиля речи. Основные признаки официально-делового стиля речи. Отличие от других стилей речи. Общее у официально-делового стиля и научного стиля. Жанры официально-делового стиля речи. Разговорный стиль речи. Сфера употребления. Общие признаки. КИМы Раздел 8. Культура речи.
Нормы ударения, нормы словоупотребления, морфологические нормы. Синтаксические нормы: согласование, управление; сочетание однородных членов; построение предложений с чужой речью.
Раздел 9. Анализ текста и создание сочинения-рассуждения.
Тема и главная мысль текста. Учебно-тренировочные задания. Содержание и структура сочинения. Лексические, морфологические, синтаксические, стилистические средства художественной выразительности. Специальные художественно- изобразительные средства (тропы): эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, гипербола, литота, перифраз. Учебно-тренировочные задания. Варианты вступительной и заключительной части сочинения. Создание сочинения. Редактирование и совершенствование сочинения. Задания и упражнения по формированию навыков на писания сочинения. Речевое оформление сочинения. Смысловая цельность и композиционная стройность. Точность, богатство и выразительность речи. Грамотность. Соблюдение орфографических норм. Соблюдение пунктуационных, языковых, речевых норм.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В результате обучения старшеклассник получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей: целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, критическое оценивание ее достоверности, передача содержания информации адекватно поставленной цели; развернутое обоснование свой позиции с приведением системы аргументов; осмысленный выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); оценка и редактирование текста; владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута) и т. п.
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в «Требованиях к уровню подготовки выпускников», которые содержат следующие компоненты: знать/понимать - перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь - перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и в повседневной жизни.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать
функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка, литературном языке и его признаках;
системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;
понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;
компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;
основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;
уметь
проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;
разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;
проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;
оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов;
аудирование и чтение
• использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно- научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста;
говорение и письмо
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;
применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
углубления лингвистических знаний, расширения кругозора в области филологических наук и получения высшего образования;
совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке через наблюдение за собственной речью;
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
удовлетворения познавательных интересов в области гуманитарных наук;
самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Литература
1.Русский язык. 9 кл. / А. А. Тростенцова. - М.: Просвещение, 2011.
2. Ахременкова Л. А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русс язык: 9 класс / Л. А. Ахременкова. - М.: Просвещение, 2011.
3. Лидман-Орлова Г. К. Учимся писать изложения / Г. К. Лидман-Орлова. - М.: Д фа, 2006.
4. Селезнева Л. Б. Русский язык. Орфография и пунктуация. Обобщающие алгоритмы и упражнения / Л. Б. Селезнева. - М.: Просвещение, 2006.
5. Дейкина А. Д. Русский язык: Раздаточные материалы: 9 класс / А. Д. Дейкина. М.: Дрофа, 2006.
6. Н.А. Сенина, С.В. Гармаш, С.А. Диденко, Г.Н. Кобякова. Русский язык 9 класс. Подготовка к итоговой аттестации. Ростов-на-дону, «Легион» 2015 г.
7. Е.М. Сергеева. Тесты по русскому языку. М. «Экзамен» 2009 г.
Календарно- тематическое планирование
№п/п | Тема | Кол-во часов | Дата |
1 | Обобщающее повторение основных разделов науки о языке. Фонетика. Введение. Задачи курса. Содержание программы. Структура и особенности ГИА. Обобщающее повторение фонетики. | 1 | |
2 | Лексикология Лексика и фразеология. Повторение ранее приобретенных учащимися знаний о лексике русского языка. Разграничение лексических и грамматических значений слова. Лексические синонимы и антонимы. | 1 | |
3-4 | Фразеология. Классификация фразеологизмов. Лексико-грамматические разряды фразеологизмов. Морфемика. | 2 | |
5 | Морфемика и словообразование. Правописание приставок. | 1 | |
6 | Лексические средства художественной выразительности. Специальные художественно- изобразительные средства (тропы): эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, гипербола, литота, перифраз. | 1 | |
7-8 | Синтаксические средства художественной выразительности. Фигуры речи. | 2 | |
9 | Классификация приставок. | 1 | |
10-11 | Морфология. Классификация частей речи в русском языке. Имя существительное, его морфологические признаки и синтаксическая функция. | 2 | |
12 | Основные признаки имени прилагательного. Качественные, относительные, притяжательные прилагательные. Склонение прилагательных. | 1 | |
13 | Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Склонение чис- | лительных, употребление в речи. | 1 | |
14 | Разряды местоимений, склонение местоимений. | 1 | |
15 | Глагол. Значение глагола, его морфологические признаки. Спряжение глагола. | 1 | |
16-18 | Причастие, его признаки. Правописание причастий. Деепричастие. Разряды по значению, образование деепричастий. | 3 | |
19 | Особенности служебных частей речи: предлог, союз, частица. | 1 | |
20 | Тренировочные задания по разделу «Морфология». | 1 | |
21-22 | Орфография. Принципы русской орфографии. Безударные гласные корня, проверяемые и непроверяемые ударением. Чередование в корнях. | 2 | |
23-24 | О-Е после шипящих и Ц в различных частях слова. | 2 | |
25 | Правописание приставок. Правописание согласных в корне слова. Правописание Ъ и Ь. | 1 | |
26-27 | Правописание суффиксов и окончаний различных частей речи. | 2 | |
28-30 | Буквы Н и НН в словах различных частей речи. Небуквенные орфограммы. Слитное и раздельное написание слов. Основные случаи дефис- ных написаний. | 3 | |
31-32 | Написание НЕ с разными частями речи. Разграничение частиц НЕ и НИ. Правописание служебных частей речи. | 2 | |
33-35 | Синтаксис и пунктуация. Строение и грамматическое значение словосочетаний и предложений. Однородные члены предложения. Тире в простом предложении. | 3 | |
36-38 | Вводные конструкции. Обращение. Обособление определений и приложений. | 3 | |
39-40 | Обособление обстоятельств. Сложносочиненные предложения. Сложноподчиненные предложения. | 2 | |
41-43 | Способы и средства связи предложений в тексте. Анализ текста и создание сочинения-рассуждения. ( Часть С3 15.1; 15.2; 15.3) | 3 | |
44-46 | Задания и упражнения по формированию навыков написания сочинения - рассуждения Создание сочинения-рассуждения. ( Часть С3 15.1; 15.2; 15.3) | 3 | |
47-48 | Задания и упражнения по формированию навыков работы с тестовой частью экзамена (Часть 2) | 2 | |
| ИТОГО | 48 | |
14