СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Практикум по русскому языку» для 8 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса по русскому языку «Практикум по русскому языку» для обучающихся 8 класса подготовлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Практикум по русскому языку» для 8 класса»













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса

«Практикум по русскому языку»

для 8 класса























с.п. Залукодес 2023

Рабочая программа курса по русскому языку «Практикум по русскому языку» для обучающихся 8 класса подготовлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31 05 2021 г № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05 07 2021 г , рег номер — 64101) (далее — ФГОС ООО), Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г № 637-р),.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Личностные и метапредметные результаты представлены с учѐтом особенностей преподавания русского языка в основной общеобразовательной школе с учѐтом методических традиций построения школьного курса русского языка, реализованных в большей части входящих в Федеральный перечень УМК по русскому языку.

В основе построения данной программы лежит идея гуманизации образования, соответствующая представлениям о целях школьного образования и ставящая в центр внимания личность ученика, его интересы и способности. В обучении и общем развитии обучающихся основной образовательной программы основного общего образования предмету «Русский язык» принадлежит немаловажная роль: совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма); понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования; использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка; обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объѐма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватной ситуации и стилю общения; овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; стремление к речевому самосовершенствованию; формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Русский язык — государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения народов России, национальный язык русского народа. Как государственный язык и язык межнационального общения русский язык является средством коммуникации всех народов Российской Федерации, основой их социально-экономической, культурной и духовной консолидации.

Высокая функциональная значимость русского языка и выполнение им функций государственного языка и языка межнационального общения важны для каждого жителя России, независимо от места его проживания и этнической принадлежности Знание русского языка и владение им в разных формах его существования и функциональных разновидностях, понимание его стилистических особенностей и выразительных возможностей, умение правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения определяют успешность социализации личности и возможности еѐ самореализации в различных жизненно важных для человека областях.

Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании сознания, самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского и других народов России.

Обучение русскому языку в школе направлено на совершенствование нравственной и коммуникативной культуры ученика, развитие его интеллектуальных и творческих способностей, мышления, памяти и воображения, навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования.

Содержание обучения русскому языку ориентировано также на развитие функциональной грамотности как интегративного умения человека читать, понимать тексты, использовать информацию текстов разных форматов, оценивать еѐ, размышлять о ней, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни Речевая и текстовая деятельность является системообразующей доминантой школьного курса русского языка Соответствующие умения и навыки представлены в перечне метапредметных и предметных результатов обучения, в содержании обучения (разделы «Язык и речь», «Текст», «Функциональные разновидности языка»).


ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

Целями изучения курса «Практикум по русскому языку» являются:

  1. сознание и проявление общероссийской гражданственности, патриотизма, уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации и языку межнационального общения; проявление сознательного отношения к языку как к общероссийской ценности, форме выражения и хранения духовного богатства русского и других народов России, как к средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; проявление уважения к общероссийской и русской культуре, к культуре и языкам всех народов Российской Федерации;

  2. овладение русским языком как инструментом личностного развития, инструментом формирования социальных взаимоотношений, инструментом преобразования мира;

  3. овладение знаниями о русском языке, его устройстве и закономерностях функционирования, о стилистических ресурсах русского языка; практическое овладение нормами русского литературного языка и речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса и использование в собственной речевой практике разнообразных грамматических средств; совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; воспитание стремления к речевому самосовершенствованию;

  4. совершенствование мыслительной деятельности, развитие универсальных интеллектуальных умений сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, классификации, установления определѐнных закономерностей и правил, конкретизации и т. п. в процессе изучения русского языка;

  5. развитие функциональной грамотности: умений осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию, интерпретировать, понимать и использовать тексты разных форматов (сплошной, несплошной текст, инфографика и др.); освоение стратегий и тактик информационно-смысловой переработки текста, овладение способами понимания текста, его назначения, общего смысла, коммуникативного намерения автора; логической структуры, роли языковых средств.

МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Курс «Практикум по русскому языку» входит в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений.

Учебным планом на изучение курса в 8 классе отводится - 34 ч (1 ч в неделю).



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


Введение в курс «Практикум по русскому языку». Особенности обучения в 8 классе.

Текстоведение. Понятие о тексте. Признаки текста. Микротема. Микротекст. Абзац. Виды и средства связи предложений в тексте.

Способы сокращения текста. Языковые приѐмы сжатия исходного текста: исключение, упрощение, обобщение. Применение способов сжатия. Работа над изложением.

Виды сочинений. Этапы работы над сочинением. Композиция рассуждения. Аргумент. Способы введения примеров-аргументов. Роль знаков препинания на письме. Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту.

Итоги года. Итоговый контроль. Итоговая контрольная работа по КИМам ОГЭ, еѐ анализ.


ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения курса достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.

Личностные результаты освоения учебного курса деятельности должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на еѐ основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:


Гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражѐнными в литературных произведениях, написанных на русском языке; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;


Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России; проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России в контексте учебного предмета «Русский язык


Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своѐ поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учѐтом осознания последствий поступков;

Эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;


Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;


Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;


Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; закономерностях развития языка; овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира;


Адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах;


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


  1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями


Базовые логические действия: выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;


выявлять дефицит информации текста, необходимой для решения поставленной учебной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов;


делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;


самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учѐтом самостоятельно выделенных критериев.


Базовые исследовательские действия:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании; формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием

ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;


формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;


составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;

проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;


оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);


Работа с информацией:


выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;


использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нѐм информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;


использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учѐтом поставленных целей, эффективно запоминать и систематизировать информацию.


  1. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями


Общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах;


понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;


в ходе диалога/дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;


сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;


публично представлять результаты проведѐнного языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;


самостоятельно выбирать формат выступления с учѐтом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.


Совместная деятельность: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по еѐ достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;


планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учѐтом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и иные);

выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;


оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчѐта перед группой.


  1. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями


Самоорганизация: выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях; самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;

Самоконтроль: владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;


Эмоциональный интеллект: развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;


Принятие себя и других: осознанно относиться к другому человеку и его мнению; принимать себя и других, не осуждая;


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Введение в курс «Практикум по русскому языку»: иметь представление о языке как развивающемся явлении, осознавать взаимосвязь языка, культуры и истории народа (приводить примеры).


Текстоведение: анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам; выявлять его структуру, особенности абзацного членения, языковые средства выразительности в тексте: фонетические (звукопись), словообразовательные, лексические; проводить смысловой анализ текста, его композиционных особенностей, определять количество микротем и абзацев, выявлять лексические и грамматические средства связи предложений и частей текста.

Способы сокращения текста: владеть умениями информационной переработки текста: составлять план прочитанного текста (простой, сложный; назывной, вопросный, тезисный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме; выделять главную и второстепенную информацию в тексте; передавать содержание текста с изменением лица рассказчика; использовать способы информационной переработки текста; извлекать информацию из различных источников, в том числе из лингвистических словарей и справочной литературы, и использовать еѐ в учебной деятельности;

представлять содержание научно-учебного текста в виде таблицы, схемы; представлять содержание таблицы, схемы в виде текста;

редактировать тексты: сопоставлять исходный и отредактированный тексты; редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы с опорой на знание норм современного русского литературного языка.

Виды сочинений. Этапы работы над сочинением: создавать тексты публицистического стиля в жанре репортажа, заметки, интервью, сочинения; владеть нормами построения текстов разных стилей;

применять знания о функциональных разновидностях языка при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



п/п

Наименование разделов и тем

программы

Количеств о часов

Дата изучения

Виды деятельности

Виды, формы контроля

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

ВВЕДЕНИЕ


Введение в курс

«Практикум по русскому

языку». Особенности обучения в 8 классе.

1


Лекция

Устный опрос

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3082/main/

РАЗДЕЛ 1. ТЕКСТОВЕДЕНИЕ

1.1.

Понятие о тексте.

1


Определять главную тему, общую цель или назначение текста;

Практическая работа

https://resh.edu.ru/subject/lesson/1962/main/

1.2.

Признаки текста.

1


Развитие функциональной грамотности (выполнение заданий из раздела читательская

грамотность).

Диагностическая работа

https://fg.resh.edu.ru/functionalliteracy/events/create

1.3.

Микротема. Микротекст. Абзац.

1


Выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему

смыслу текста;

Письменный контроль

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2241/main/

1.4.

Виды и средства связи предложений в тексте.

1


Формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

Устный опрос

https://resh.edu.ru/subject/lesson/1222 /

1.5.

Виды и средства связи предложений в тексте.

1


Обобщить и систематизировать знания учащихся по темам: «Текст»,

«Стили речи», «Типы речи», «Способы и средства связи предложений в тексте».

Письменный контроль

https://resh.edu.ru/subject/lesson/1222 /

1.6.

Р/р Комплексный анализ текста.

1


Находить в тексте требуемую информацию

Практическая работа

https://fg.resh.edu.ru/functionalliteracy/events/create

1.7.

Анализ работ.

1


Выполнение работы над ошибками

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5892/conspect/

Итого по разделу

12


Раздел 2. СПОСОБЫ СОКРАЩЕНИЯ ТЕКСТА

2.1.

Языковые приѐмы сжатия исходного текста: исключение, упрощение, обобщение.


1


Развитие функциональной грамотности (КИМ: Креативное мышление. Книжная выставка)

Диагностическая работа

https://fg.resh.edu.ru/functionalliteracy/events/create

2.2.

Применение способов сжатия.

1


1 . Проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

2. Преобразовывать

Письменный контроль

https://uchi.ru/lp/funcgram

2.3.

Содержательные способы сокращения текста.

1


текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

3. Интерпретировать текст.

Устный опрос

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6357/conspect /

2.4.

Языковые способы сокращения текста.

1


Устный опрос

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6357/conspect /

2.5.

Практическая работа по сжатию текста.

1


  • сравнивать и противопоставлять заключѐнную в тексте информацию разного характера;

  • обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;

  • делать выводы из сформулированных посылок;

  • выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.

Практическая работа

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4793/start/

2.6.

Работа над изложением.

1


Устный опрос

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4793/start/

2.7.

Подготовка к сжатому изложению.

1


Практическая работа

http://liter-rm.ru/esse-kak-zhanr-literatury-kak-napisat- esse.html

2.8.

Написание сжатого изложения.

1


Практическая работа

https://lektsii.org/13-46516.html

2.9.

Анализ работ.

1


Практическая работа

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2278/main/

Итого по разделу

9


Раздел 3. ВИДЫ СОЧИНЕНИЙ. ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ

3.1.

Композиция рассуждения. Аргумент. Способы введения примеров-аргументов.

1


Откликаться на содержание

текста.

Устный опрос

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5892/conspect /

3.2.

Текст. Типы текста. Повествование. Описание. Рассуждение.

1


Развитие функциональной грамотности (КИМ:

Креативное мышление. В

поисках правды)

Диагностическая работа

https://fg.resh.edu.ru/functionalliteracy/events/create

3.3.

Виды сочинений. Этапы работы над сочинением. Критерии оценивания сочинения.

1


- связывать информацию,

обнаруженную в

тексте, со знаниями из других источников;


-оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;


-откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения.

Письменная работа




https://resh.edu.ru/subject/lesson/4217/main/

https://interneturok.ru/lesson/russian/2-klass/nasha- rech/tema-i-glavnaya-mysl-teksta

3.4.

Композиция рассуждения.

Аргумент. Способы введения примеров-аргументов.

1


Дебаты

3.5.

Композиция рассуждения. Аргумент. Способы введения

примеров-аргументов.

1


Практическая работа

https://services.selfpub.ru/poleznoe-dlja- pisatelej/glavnyj-geroj

3.6.

Роль знаков препинания на письме.

1


Практическая работа

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3085/main/

3.7.

Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту.

1


Практическая работа

https://resh.edu.ru/subject/lesson/1186/

3.8.

Работа над лингвистическим сочинением – 9.1.

1


Практическая работа

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3689/conspect/31055/

3.9.

Работа над лингвистическим сочинением – 9.1.

1


Практическая работа

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4301/train/49112/

3.10.

Зачетная работа. Сочинение на лингвистическую тему.

1


Написание сочинения

Письменная работа

https://slovesnik.org/images/docs/sirius2021/analiz- prozy.pdf

3.11

Работа над сочинением 9.2 Понимание смысла текста.

1


Работа со схемами, опорным конспектом.

Практическая работа










https://rus-oge.sdamgia.ru/problem?id=34234

3.12

Работа над сочинением 9.2 Понимание смысла текста.

1


Работа со схемами, опорным конспектом.

Практическая работа

3.13

Зачетная работа. Сочинение по предложенному тексту.

1


Работа со схемами, опорным конспектом.

Практическая работа

3.14

Работа над сочинением 9.3 Понимание смысла слова.

1


Работа со схемами, опорным конспектом.

Практическая работа

3.15

Работа над сочинением 9.3 Понимание смысла слова.

1


Работа со схемами, опорным конспектом.

Практическая работа

3.16

Зачетная работа. Сочинение на понимание смысла слова

1


Написание сочинения

Письменная работа

3.17

Анализ работ. Виды грамматических и речевых ошибок.

1


Работа с текстами.

Практическая работа

3.18

Работа над сочинением 9.2 Понимание смысла текста.

1


Работа с текстами.

Практическая работа

Итого по разделу:

18


ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34



Форма промежуточной аттестации – зачет.


УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Карточки, тестовые задания, тексты для анализа, тексты для подготовки к сжатому изложению,словари, презентации, фонохрестоматия, справочные таблицы.

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, колонки.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
  1. Методическое пособие к УМК «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русский язык.Русская речь». 8 класс / С. Н. Пименова, А. П. Еремеева, А. Ю. Купалова и др. ; под ред.

С. Н. Пименовой. — Москва: Дрофа, 2014. — 125 с.

  1. Фалина Т. М . «Словарно-стилистическая подготовка учащихся к изложениям разных типов. Пособие для учителей по методике преподавания русского языка для написания исследовательско - проектных работ. Москва: 2016.

  2. Сергеева, Е.М. Тесты по русскому языку 8 класс

  3. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение


ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
  1. Электронные словари: http://www.siovary. ru

  2. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык»: http://www.gramotf.r u

  3. https://proshkolu.ru/

  4. https://uchi.ru/

  5. Открытый банк заданий ОГЭ: https://rus-oge.sdamgia.ru/problem?id=34234

  6. https://resh.edu.ru/