РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
«Практикум по русскому языку»
для 8 класса
с.п. Залукодес 2023
Рабочая программа курса по русскому языку «Практикум по русскому языку» для обучающихся 8 класса подготовлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31 05 2021 г № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05 07 2021 г , рег номер — 64101) (далее — ФГОС ООО), Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г № 637-р),.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Личностные и метапредметные результаты представлены с учѐтом особенностей преподавания русского языка в основной общеобразовательной школе с учѐтом методических традиций построения школьного курса русского языка, реализованных в большей части входящих в Федеральный перечень УМК по русскому языку.
В основе построения данной программы лежит идея гуманизации образования, соответствующая представлениям о целях школьного образования и ставящая в центр внимания личность ученика, его интересы и способности. В обучении и общем развитии обучающихся основной образовательной программы основного общего образования предмету «Русский язык» принадлежит немаловажная роль: совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма); понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования; использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка; обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объѐма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватной ситуации и стилю общения; овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; стремление к речевому самосовершенствованию; формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Русский язык — государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения народов России, национальный язык русского народа. Как государственный язык и язык межнационального общения русский язык является средством коммуникации всех народов Российской Федерации, основой их социально-экономической, культурной и духовной консолидации.
Высокая функциональная значимость русского языка и выполнение им функций государственного языка и языка межнационального общения важны для каждого жителя России, независимо от места его проживания и этнической принадлежности Знание русского языка и владение им в разных формах его существования и функциональных разновидностях, понимание его стилистических особенностей и выразительных возможностей, умение правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения определяют успешность социализации личности и возможности еѐ самореализации в различных жизненно важных для человека областях.
Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании сознания, самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского и других народов России.
Обучение русскому языку в школе направлено на совершенствование нравственной и коммуникативной культуры ученика, развитие его интеллектуальных и творческих способностей, мышления, памяти и воображения, навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования.
Содержание обучения русскому языку ориентировано также на развитие функциональной грамотности как интегративного умения человека читать, понимать тексты, использовать информацию текстов разных форматов, оценивать еѐ, размышлять о ней, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни Речевая и текстовая деятельность является системообразующей доминантой школьного курса русского языка Соответствующие умения и навыки представлены в перечне метапредметных и предметных результатов обучения, в содержании обучения (разделы «Язык и речь», «Текст», «Функциональные разновидности языка»).
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Целями изучения курса «Практикум по русскому языку» являются:
сознание и проявление общероссийской гражданственности, патриотизма, уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации и языку межнационального общения; проявление сознательного отношения к языку как к общероссийской ценности, форме выражения и хранения духовного богатства русского и других народов России, как к средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; проявление уважения к общероссийской и русской культуре, к культуре и языкам всех народов Российской Федерации;
овладение русским языком как инструментом личностного развития, инструментом формирования социальных взаимоотношений, инструментом преобразования мира;
овладение знаниями о русском языке, его устройстве и закономерностях функционирования, о стилистических ресурсах русского языка; практическое овладение нормами русского литературного языка и речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса и использование в собственной речевой практике разнообразных грамматических средств; совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; воспитание стремления к речевому самосовершенствованию;
совершенствование мыслительной деятельности, развитие универсальных интеллектуальных умений сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, классификации, установления определѐнных закономерностей и правил, конкретизации и т. п. в процессе изучения русского языка;
развитие функциональной грамотности: умений осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию, интерпретировать, понимать и использовать тексты разных форматов (сплошной, несплошной текст, инфографика и др.); освоение стратегий и тактик информационно-смысловой переработки текста, овладение способами понимания текста, его назначения, общего смысла, коммуникативного намерения автора; логической структуры, роли языковых средств.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Курс «Практикум по русскому языку» входит в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений.
Учебным планом на изучение курса в 8 классе отводится - 34 ч (1 ч в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение в курс «Практикум по русскому языку». Особенности обучения в 8 классе.
Текстоведение. Понятие о тексте. Признаки текста. Микротема. Микротекст. Абзац. Виды и средства связи предложений в тексте.
Способы сокращения текста. Языковые приѐмы сжатия исходного текста: исключение, упрощение, обобщение. Применение способов сжатия. Работа над изложением.
Виды сочинений. Этапы работы над сочинением. Композиция рассуждения. Аргумент. Способы введения примеров-аргументов. Роль знаков препинания на письме. Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту.
Итоги года. Итоговый контроль. Итоговая контрольная работа по КИМам ОГЭ, еѐ анализ.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения курса достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения учебного курса деятельности должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на еѐ основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражѐнными в литературных произведениях, написанных на русском языке; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России; проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России в контексте учебного предмета «Русский язык
Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своѐ поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учѐтом осознания последствий поступков;
Эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; закономерностях развития языка; овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира;
Адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение универсальными учебными познавательными действиями
Базовые логические действия: выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефицит информации текста, необходимой для решения поставленной учебной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учѐтом самостоятельно выделенных критериев.
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании; формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием
ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);
Работа с информацией:
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;
использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нѐм информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учѐтом поставленных целей, эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями
Общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога/дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты проведѐнного языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учѐтом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.
Совместная деятельность: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по еѐ достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учѐтом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчѐта перед группой.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями
Самоорганизация: выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях; самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;
Самоконтроль: владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;
Эмоциональный интеллект: развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
Принятие себя и других: осознанно относиться к другому человеку и его мнению; принимать себя и других, не осуждая;
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Введение в курс «Практикум по русскому языку»: иметь представление о языке как развивающемся явлении, осознавать взаимосвязь языка, культуры и истории народа (приводить примеры).
Текстоведение: анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам; выявлять его структуру, особенности абзацного членения, языковые средства выразительности в тексте: фонетические (звукопись), словообразовательные, лексические; проводить смысловой анализ текста, его композиционных особенностей, определять количество микротем и абзацев, выявлять лексические и грамматические средства связи предложений и частей текста.
Способы сокращения текста: владеть умениями информационной переработки текста: составлять план прочитанного текста (простой, сложный; назывной, вопросный, тезисный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме; выделять главную и второстепенную информацию в тексте; передавать содержание текста с изменением лица рассказчика; использовать способы информационной переработки текста; извлекать информацию из различных источников, в том числе из лингвистических словарей и справочной литературы, и использовать еѐ в учебной деятельности;
представлять содержание научно-учебного текста в виде таблицы, схемы; представлять содержание таблицы, схемы в виде текста;
редактировать тексты: сопоставлять исходный и отредактированный тексты; редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы с опорой на знание норм современного русского литературного языка.
Виды сочинений. Этапы работы над сочинением: создавать тексты публицистического стиля в жанре репортажа, заметки, интервью, сочинения; владеть нормами построения текстов разных стилей;
применять знания о функциональных разновидностях языка при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количеств о часов | Дата изучения | Виды деятельности | Виды, формы контроля | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
ВВЕДЕНИЕ |
| Введение в курс «Практикум по русскому языку». Особенности обучения в 8 классе. | 1 | | Лекция | Устный опрос | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3082/main/ |
РАЗДЕЛ 1. ТЕКСТОВЕДЕНИЕ |
1.1. | Понятие о тексте. | 1 | | Определять главную тему, общую цель или назначение текста; | Практическая работа | https://resh.edu.ru/subject/lesson/1962/main/ |
1.2. | Признаки текста. | 1 | | Развитие функциональной грамотности (выполнение заданий из раздела читательская грамотность). | Диагностическая работа | https://fg.resh.edu.ru/functionalliteracy/events/create |
1.3. | Микротема. Микротекст. Абзац. | 1 | | Выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; | Письменный контроль | https://resh.edu.ru/subject/lesson/2241/main/ |
1.4. | Виды и средства связи предложений в тексте. | 1 | | Формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; | Устный опрос | https://resh.edu.ru/subject/lesson/1222 / |
1.5. | Виды и средства связи предложений в тексте. | 1 | | Обобщить и систематизировать знания учащихся по темам: «Текст», «Стили речи», «Типы речи», «Способы и средства связи предложений в тексте». | Письменный контроль | https://resh.edu.ru/subject/lesson/1222 / |
1.6. | Р/р Комплексный анализ текста. | 1 | | Находить в тексте требуемую информацию | Практическая работа | https://fg.resh.edu.ru/functionalliteracy/events/create |
1.7. | Анализ работ. | 1 | | Выполнение работы над ошибками | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5892/conspect/ |
Итого по разделу | 12 | |
Раздел 2. СПОСОБЫ СОКРАЩЕНИЯ ТЕКСТА |
2.1. | Языковые приѐмы сжатия исходного текста: исключение, упрощение, обобщение. | 1 | | Развитие функциональной грамотности (КИМ: Креативное мышление. Книжная выставка) | Диагностическая работа | https://fg.resh.edu.ru/functionalliteracy/events/create |
2.2. | Применение способов сжатия. | 1 | | 1 . Проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения; 2. Преобразовывать | Письменный контроль | https://uchi.ru/lp/funcgram |
2.3. | Содержательные способы сокращения текста. | 1 | | текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому; 3. Интерпретировать текст. | Устный опрос | https://resh.edu.ru/subject/lesson/6357/conspect / |
2.4. | Языковые способы сокращения текста. | 1 | | Устный опрос | https://resh.edu.ru/subject/lesson/6357/conspect / |
2.5. | Практическая работа по сжатию текста. | 1 | | сравнивать и противопоставлять заключѐнную в тексте информацию разного характера; обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов; делать выводы из сформулированных посылок; выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста. | Практическая работа | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4793/start/ |
2.6. | Работа над изложением. | 1 | | Устный опрос | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4793/start/ |
2.7. | Подготовка к сжатому изложению. | 1 | | Практическая работа | http://liter-rm.ru/esse-kak-zhanr-literatury-kak-napisat- esse.html |
2.8. | Написание сжатого изложения. | 1 | | Практическая работа | https://lektsii.org/13-46516.html |
2.9. | Анализ работ. | 1 | | Практическая работа | https://resh.edu.ru/subject/lesson/2278/main/ |
Итого по разделу | 9 | |
Раздел 3. ВИДЫ СОЧИНЕНИЙ. ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ |
3.1. | Композиция рассуждения. Аргумент. Способы введения примеров-аргументов. | 1 | | Откликаться на содержание текста. | Устный опрос | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5892/conspect / |
3.2. | Текст. Типы текста. Повествование. Описание. Рассуждение. | 1 | | Развитие функциональной грамотности (КИМ: Креативное мышление. В поисках правды) | Диагностическая работа | https://fg.resh.edu.ru/functionalliteracy/events/create |
3.3. | Виды сочинений. Этапы работы над сочинением. Критерии оценивания сочинения. | 1 | | - связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; -оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; -откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения. | Письменная работа | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4217/main/ https://interneturok.ru/lesson/russian/2-klass/nasha- rech/tema-i-glavnaya-mysl-teksta |
3.4. | Композиция рассуждения. Аргумент. Способы введения примеров-аргументов. | 1 | | Дебаты |
3.5. | Композиция рассуждения. Аргумент. Способы введения примеров-аргументов. | 1 | | Практическая работа | https://services.selfpub.ru/poleznoe-dlja- pisatelej/glavnyj-geroj |
3.6. | Роль знаков препинания на письме. | 1 | | Практическая работа | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3085/main/ |
3.7. | Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту. | 1 | | Практическая работа | https://resh.edu.ru/subject/lesson/1186/ |
3.8. | Работа над лингвистическим сочинением – 9.1. | 1 | | Практическая работа | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3689/conspect/31055/ |
3.9. | Работа над лингвистическим сочинением – 9.1. | 1 | | Практическая работа | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4301/train/49112/ |
3.10. | Зачетная работа. Сочинение на лингвистическую тему. | 1 | | Написание сочинения | Письменная работа | https://slovesnik.org/images/docs/sirius2021/analiz- prozy.pdf |
3.11 | Работа над сочинением 9.2 Понимание смысла текста. | 1 | | Работа со схемами, опорным конспектом. | Практическая работа | https://rus-oge.sdamgia.ru/problem?id=34234 |
3.12 | Работа над сочинением 9.2 Понимание смысла текста. | 1 | | Работа со схемами, опорным конспектом. | Практическая работа |
3.13 | Зачетная работа. Сочинение по предложенному тексту. | 1 | | Работа со схемами, опорным конспектом. | Практическая работа |
3.14 | Работа над сочинением 9.3 Понимание смысла слова. | 1 | | Работа со схемами, опорным конспектом. | Практическая работа |
3.15 | Работа над сочинением 9.3 Понимание смысла слова. | 1 | | Работа со схемами, опорным конспектом. | Практическая работа |
3.16 | Зачетная работа. Сочинение на понимание смысла слова | 1 | | Написание сочинения | Письменная работа |
3.17 | Анализ работ. Виды грамматических и речевых ошибок. | 1 | | Работа с текстами. | Практическая работа |
3.18 | Работа над сочинением 9.2 Понимание смысла текста. | 1 | | Работа с текстами. | Практическая работа |
Итого по разделу: | 18 | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | |
Форма промежуточной аттестации – зачет.
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Карточки, тестовые задания, тексты для анализа, тексты для подготовки к сжатому изложению,словари, презентации, фонохрестоматия, справочные таблицы.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, колонки.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Методическое пособие к УМК «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русский язык.Русская речь». 8 класс / С. Н. Пименова, А. П. Еремеева, А. Ю. Купалова и др. ; под ред.
С. Н. Пименовой. — Москва: Дрофа, 2014. — 125 с.
Фалина Т. М . «Словарно-стилистическая подготовка учащихся к изложениям разных типов. Пособие для учителей по методике преподавания русского языка для написания исследовательско - проектных работ. Москва: 2016.
Сергеева, Е.М. Тесты по русскому языку 8 класс
Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Электронные словари: http://www.siovary. ru
Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык»: http://www.gramotf.r u
https://proshkolu.ru/
https://uchi.ru/
Открытый банк заданий ОГЭ: https://rus-oge.sdamgia.ru/problem?id=34234
https://resh.edu.ru/