Классный час в 1 классе на тему « Права и обязанности школьника».
Цели:
•Познакомить первоклассников с правами и обязанностями детей.
•Развести понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей;
•Формировать коммуникативные умения школьников;
•Воспитывать уважение к высказываниям одноклассников, их правам;
•Прививать интерес к чтению;
Ход занятия
-В какой стране мы живём?
России.
-У каждого взрослого человека есть документ, подтверждающий гражданство – паспорт. А у вас пока - свидетельство о рождении.
- На этой огромной территории России живут люди разных национальностей, с разным цветом кожи, волос и глаз.
-Чтобы люди не ссорились, чтобы всем жилось хорошо, государство приняло важные законы:
«Конституцию Российской Федерации» и «Декларацию прав человека». - Они дают человеку право пользоваться очень нужными благами, без которых человек не сможет обойтись.
-Наши права – охраняются государством - их нельзя отобрать.
-Их не нужно покупать - они принадлежат каждому человеку просто потому, что он человек и нуждается в самом необходимом.
Найди такое благо, без которого может обойтись человек.
труд
жизнь
прислуга
отдых
-А что самое важное среди остальных благ?
-Жизнь человеку дана чтобы научиться радоваться и радовать близких. «Жизнь дана на добрые дела»
-Кому приходилось скучать при расставании с близкими и радоваться при встрече?
- Итак, важнейшее право, которое имеют все люди на планете - это право на жизнь. Лепесток
-А зачем человеку труд?
-Если бы люди не работали, они просто не смогли бы жить. Всё создано трудом.
-Итак, ещё одно право, которое имеют все люди на планете - это право на труд. лепесток
- А для чего человеку отдых?
- Во время отдыха человек восстанавливает потраченные силы. Ведь мы не работы и устаём.
-БЕЗ ОТДЫХА И КОНЬ НЕ СКАЧЕТ. Гласит народная пословица.
-Как называются дни в конце рабочей недели, свободные от работы? ВЫХОДНЫЕ
-Как называется ежегодный отдых родителей? ОТПУСК
-Как называется перерыв между уроками в школе? ПЕРЕМЕНА
-Как называется продолжительный отдых учащихся от школьных занятий осенью, зимой, весной и летом? КАНИКУЛЫ
-Итак, ещё одно, очень нужное право, которое имеют все люди на планете - это право на отдых.лепесток
-Мы рассмотрели только некоторые права людей, самые главные.
-А обладают ли этими правами дети?
(Прикрепляется изображение ребёнка в центр цветка.)
-Перед вами разные сказки, но в них нарушается одно и то же право. Какое?
-Какое из этих прав нарушалось в сказке «Золушка»?
Очень много стран на свете, это знает каждый.
Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный?
Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,
Главных много – выбирайте, там король, здесь – президент.
Про вождей и про царей знаем мы с пелёнок,
Но главней, нужней, важней для страны – ребёнок!
-Каждый ребёнок имеет право на имя. лепесток
-Имя придумывают родители при рождении. Отчество передаётся от отца, а фамилия от рода.
- Мальчики, встаньте и назовите по цепочке, какие отчества получат ваши дети?
-Назовите имена людей, которые прославили Россию?
-Почему товарищам нельзя давать кличку или прозвище?
-Потому что у них тоже есть право на имя.
-Отстаивая свои права, не забывай, что у других людей тоже есть такие же права, как и твои. Уважай чужие права!
-Дети имеют право жить с родителями и право на их заботу. Ведь ребёнок не может заботиться о себе сам. лепесток
-А должны ли дети заботиться о родителях?
-Конечно, ведь кроме прав у каждого есть и обязанности.
-Забота о родителях – это обязанность детей! А обязанности нужно строго выполнять!
8.Физминутка:
-Какие обязанности по дому выполняете вы? Покажем как мы…
- моем посуду
- застилаем постель,
- стираем
- гуляем с собакой,
- поливаем цветы,
- выносим мусор,
- проветриваем комнату,
- ходим в магазин за хлебом.
-чистим картошку
-вытираем пыль
-Дерево сильно корнями, а человек семьёй или родом.
- Каждый из вас должен знать свою родословную и хранить и беречь память о своих прародителях. Потому что это…. корни и сила человека!
Заходите в первый класс,
Не шагайте мимо.
Здесь всему научат вас,
Что необходимо.
-Дети имеют право на обучение. Лепесток
-А для чего человеку учиться? Для чего нужны знания?
-Правильно! Без знаний человек не освоит профессию. А ещё когда человек много знает, с ним интересно общаться.
-Народная мудрость гласит:
Больше узнаешь -…. сильнее станешь.
Кто любит науки, ….тот не знает скуки.
(Дети находят концовку пословиц среди записей на доске)
-Что сделал папа Карло, чтобы Буратино мог учиться?
-Ваши родители и государство создают для вас все условия для учёбы.
-Ваша обязанность – стараться хорошо учиться.
«Кот и лодыри»
-Какое право есть у лодырей и нет у кота?
- Можно ли совсем не учиться?
-Нет, учёба – это обязанность детей! А обязанности нужно строго выполнять!
-Берегись болезнь любая:
Грипп, ангина и бронхит.
Всех на бой вас вызывает
Славный доктор ….
-О каком праве пойдёт речь?
(О праве на медицинскую помощь.)
-У каждого ребёнка есть право на охрану здоровья и бесплатное медицинское обслуживание.лепесток
-Кому из вас хоть раз приходилось обращаться к доктору?
-Здоровье – главная ценность человека. Здоровье надо беречь.
-А вы обязаны заботиться о своём здоровье?
-Что надо для этого делать?
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ
СПОРТ
ПИТАНИЕ
РЕЖИМ ДНЯ
-Итак, забота о собственном здоровье – это и ваша обязанность.
-Вы узнали сказку?
-Что сделал волк с домами поросят?
-Он нарушает право на жильё и его неприкосновенность. лепесток
- Отгадайте сказку, в которой также было нарушено право на жильё?
Лисий дом был изо льда.
Солнце вышло — вмиг вода.
Из домишки лубяного
Лиска выгнала косого. (Заюшкина избушка)
10.Работа с выставкой книг:
-Дети также имеют право на охрану и защиту… лепесток
..от похищения
-В какой сказке было нарушено это право? Найди на выставке книг.
…от жестокого обращения
В какой сказке было нарушено это право? Найди на выставке книг.
..от эксплуатации и неволи
-В какой сказке было нарушено это право? Найди на выставке книг.
11.Игра «Разрешается – запрещается»
(разрешается – хлопаем или запрещается – топаем)
С мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить –
Это… (разрешается).
Если кто того не знает:
Мать с ребенком разлучает.
Это… (запрещается).
Слушать мнение ребенка…. (разрешается).
Бить, наказывать ребенка…. (запрещается)
Рисовать и петь учиться,
Если заболел – лечиться
Это –…. (разрешается).
Если трудится ребенок,
Мало у него силенок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа…. (запрещается).
Вместе дружно в мире жить,
с разными детьми дружить –
Это….. (разрешается).
Этот слабый горбит спину,
Перед сильным преклоняется.
Быть рабом у господина
Строго…. (запрещается)
-Посмотрите, какой чудесный цветок получился.
-Перечислите свои права по символам на лепестках.
-Можно ли нарушать чужие права?
Как хорошо, что есть права!
Закон нас строго защищает.
И в нем важны нам все права,
Они великой силой обладают.
Права ребенку надо знать.
Не только знать, но соблюдать.
Тогда легко нам будет жить,
Играть, дружить и не тужить.
-Наши права заканчиваются там, где начинаются наши обязанности.
-Этот цветок принесёт счастье только тому, кто, пользуясь правами, не забывает и об обязанностях!
-О каких обязанностях мы сегодня вспоминали? (Учиться, уважать родителей, бережно относиться к здоровью.)
-На лепестках этого цветка напишите эти и другие обязанности, которые необходимо вам выполнять.
Учитель раздаёт шаблоны цветка со словами:
«Летят, летят лепестки, в воздухе вьются, а за ними мысли вслух о занятии льются» (высказывания детей)