СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Права и обязанности школьников.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект был написан в рамках программы "Разговоры о важном"

Просмотр содержимого документа
«Права и обязанности школьников.»

"Права и обязанности школьников".

Цели:

  • Показать необходимость ограничения некоторых прав и свобод.

  • Показать единство прав и свобод.

  • Доказать, что права и обязанности нужны каждому человеку.

  • Способствовать формированию правовой грамотности и осознанному нравственному поведению.

  • Развивать мышление и воображение.

Цели для учащихся:

  • Убедиться (поверить) и запомнить, что у любого человека нет прав без обязанностей.

  • Понять, что обязательный человек - это успешный человек.

Оборудование:

  • Техническое обеспечение: ПК, демонстрационный экран, проектор.

  • Программное обеспечение: Microsoft Power Point.

Ход занятия

Презентация.

1. Сообщение темы и цели (Слайд 2)

Тема нашего занятия "Права и обязанности школьников"

Как же появились права человека? Вы знаете, что люди появились давным-давно, тысячи лет назад?Тогда же появились вопросы: что могут люди делать и что не могут?  Что они обязаны делать и что не обязаны? На что имеют право и на что не имеют? Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превратилась бы в сплошной кошмар и неразбериху. Сколько в мире людей, столько и разных личностей, и в каждой личности заложены свои качества. Со временем люди решили искать ответы на все эти вопросы путем переговоров. В результате появилась книга «Всеобщая декларация прав человека». Заботясь о детях, написали книгу «Конвенцию о правах ребенка». Все права детей записаны в Конвенции о правах ребенка. 
Все мы разные, но одно у нас общее - это наши права и обязанности, которые мы все должны выполнять.

Работаем под девизом "Вместе дружно, а врозь - хоть брось"

Как вы понимаете эти слова?

2. Обобщение понятий "права" и "обязанности" школьника.

- Скажите, пожалуйста, кто знает, что такое право? (Ответ детей. Слайд 3)

Право - это условия для учёбы, работы, жизни, которое государство даёт человеку.

- Где права, там и обязанности. Что значит - обязанности? (Слайд 4)

- Обязанность - это требования к поведению и отношению (к учёбе, к работе, к людям), которое человек должен выполнять.

- В каком школьном документе описаны права и обязанности учащихся?

- устав школы

(Ответ детей. Слайд 5)

- Давайте вспомним основные права и обязанности учеников в школе.

(Ответы учащихся. Слайд 6,7, 8)

- Как вы думаете, права - отдельно, обязанности - отдельно?

(Слайд 9 -Права и обязанности тесно связаны. Нарушить право - нарушить порядок. Нарушить порядок - нарушить обязанности)

- Скажите, а кто, прежде всего, проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей, создать все необходимые для вашего развития условия, защитить ваши интересы и права? Конечно, ваши родители, семья, учителя

Самая маленькая форма государства - это семья, в ней, так же, как и в государстве, человек имеет свои права и обязанности.

Из предложенного списка выберите , что из прав и обязанностей вы поставите на 1, 2, 3 место.

Права ребёнка

  • право на жизнь

  • право свободно выражать свои взгляды и мнения

  • право на образование

  • право жить с родителями

  • право на защиту от насилия

Обязанности ребёнка

  • хорошо учиться

  • помогать по дому

  • заботиться о старших

  • стараться самому обслуживать себя

  • заботиться о младших

  • не обсуждать поступки родителей с посторонними

Психогимнастика "Выйти к свету"

- А сейчас займите удобное положение расслабьтесь и представьте, что попали в тёмное, холодное подземелье. Тебе тяжело дышать, не хватает воздуха. В подземелье одиноко, неуютно. Тебе хочется скорее выйти отсюда. Ты идёшь по длинному тоннелю, которому не видно конца. И вдруг вдали мелькнул какой - то свет. Это луч солнца проник в подземелье. Ты быстро побежал к свету, раскидал камни, и вдруг яркое, лучистое солнце хлынуло на тебя своим светом. Тёплый ветер стал трепать твои волосы. Ты вдохнул свежий воздух, радостью наполнилась твоя грудь. И ты почувствовал себя свободным и счастливым.

- Ребята, что вы чувствовали, когда представляли себя в тёмном подземелье? (Ответ детей: Было страшно.)

- Такие чувства испытывает человек, когда совершает плохие поступки. На душе у него так же темно, неуютно, беспокойно.

- А какие чувства испытали, когда представили, что вышли на свет? (Ответ детей: Наступило облегчение, радость.)

- Такие чувства испытывает человек, когда живёт по мудрым законам жизни. На душе у него светло, спокойно, радостно.

Работа с ситуациями

(Слайд 14 - Учимся отличать дозволенное от запрещенного (что можно, а что нельзя)

- Вспомните, что иногда случается на уроках.

(Слайд 15- Во время урока ты свободно ходишь по классу, так как считаешь, что имеешь право на свободу передвижения)

- А теперь давайте разбираться. Что же происходит? У тебя есть право на свободу передвижения, а учитель недоволен, сажает на место. Значит ли это, что учитель нарушает твое право? Право, которое защищают все законы и все документы!

- Дело в том, что человек не может быть полностью свободен. Твое право кончается там, где начинаются права других людей. Закон, обязанность примерно вести себя на уроке не разрешает тебе ходить по классу. И еще, по закону, ты не имеешь права мешать другим учиться, ты нарушаешь права других ребят.

- Посмотрите, как это можно изобразить . (Слайд 16)

(Слайд 17) - объясни

(Слайд 18 - Вы разговариваете с товарищем на уроке, так как считаете, что имеете право на свободу слова)

(Слайд 19) - объясни

(Слайд 20 - На уроке ты слушаешь песенку по телефону, так как считаешь, что у тебя есть право на пользование культурными достижениями)

(Слайд 21) - объясни

(Слайд 22 - разбор принятого ранее решения по пользованию сотовым телефоном на уроке)

«Юридическая консультация»

   Когда нарушаются наши права, мы обращаемся за консультацией к юристу. Консультация – это совет, разъяснение, а юристы – это люди, которые хорошо знают законы. Получив юридическую консультацию, мы сможем защитить себя от произвола и самоуправства. Давайте поиграем в игру. Представьте себе, что вы юристы, вы хорошо знаете права детей. И к вам за советом приходят литературные герои., подумайте, какие права  ребенка нарушены и разъясните нашему герою его права. Только, давая консультацию, ссылайтесь на Конвенцию «О правах ребенка». Надо начинать так: «Согласно Конвенции «О правах ребенка»…»

Маугли: Так случилось, что он  жил долгое время в лесу с дикими зверями, и вот он попал в общество людей. Имеет ли Маугли такие же права, как и все дети?

Примерные ответы детей:

- Согласно, Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до 18 лет. Вам еще нет 18 лет, значит, вы ребенок и имеете те же права, что и все дети.

5. Разбор ситуаций «Права и обязанности»

Что такое «право» и что такое «обязанность»? В чем их различие? (Мнение детей),

 «Право» - это то, что государство гарантирует дать своим гражданам, а вот «обязанность», наоборот, - это то, что граждане гарантируют дать своему государству. В этом и состоит их различие.

В Конституции правам и обязанностям человека отведена целая глава, включающая в себя более 50 статей, причём права даются вместе со свободами. По Конституции РФ у гражданина 58 прав и свобод и только 8 обязанностей.

 Вывод: у любого россиянина много прав и свобод, а как немного обязанностей возлагает на них Родина.

   У каждого человека есть права, но и есть обязанности, которые не менее важны. А  пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей  - обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем? Предлагаю вам рассмотреть несколько ситуаций и дать оценку поведению героев. Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?

Ситуация 1.

 Мама:Денис, Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!

Сын: Я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой.

  • Пожалуйста, разберитесь, кто здесь прав?

Ситуация 2. 

Учитель: Наташа, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску.

Наташа :Вы не имеете право заставлять меня дежурить! Конвенцией «О правах ребенка» запрещено насилие над детьми.

  • Объясните, пожалуйста, Наташе в чем она не права.

Ситуация  3. 

Учитель: Оля, ты опять разрисовала парту в кабинете истории! Ведь дети ее только что помыли!

ОляА что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом – рисованием!

  • Разъясните Оле ее права и обязанности.

Давайте выведем простые правила взаимообщения:

  1. Нужно знать свои права.

  2. Нужно уважать права других людей.

  3. Нельзя забывать об обязанностях

(Слайд 23 - Кто имеет право ограничить ваши права)

(Слайды 24,25,26 - правила законопослушных людей)

А по каким законам живет наш дом?Есть ли у него устав? Слово Колесниковой Н.Н. Слайд 29 Гвоздь воспитания (притча)

Купец вернулся домой после долгих странствий.

К своему огорчению, он обнаружил, что его сын совсем отбился от рук. Юноша совсем не слушал свою мать. Сквернословил. Грубил соседям. Совершал различные проступки. И никак не реагировал на замечания со стороны.

Как быть?

Отец не хотел прибегать к насильственным мерам. Как же! Это же его сын!

Купец взял большой деревянный столб. И вкопал его во дворе, на самом видном месте. И после каждого проступка сына вбивал в этот столб большой гвоздь.

Прошло время.

С каждым днем на столбе появлялось все больше и больше гвоздей.

Юноша сначала делал вид, что и не замечает этого столба.

Но потом ему стало очень стыдно. И сын начал следить за своим поведением. Стал учтивее. Стал вежливее.

Отец очень обрадовался. И теперь за каждый хороший его поступок стал вытаскивать по одному гвоздю.

Гвоздей становилось все меньше и меньше. А юноша становился приветливей, вежливей. Он с радостью брался за любую работу по дому. Мать стала светиться от радости за своего сына.

И вот наступил торжественный момент: отец взял клещи, и вытянул последний гвоздь из столба.

Но на сына это произвело совсем неожиданное впечатление. Он горько заплакал.

-Что же ты плачешь? – спросил отец. – Ведь гвоздей на столбе больше нет.– Да, гвоздей нет. Но я вижу дыры от тех гвоздей. Они остались…



Итог.

Обязательный человек - это успешный человек (заключение)

- Обязанность - обязательный человек - это какой человек? (Ответы детей).

- Это тот, кто выполняет свои обязанности, кто не нарушает законы.

Это законопослушный человек. Стать законопослушным, обязательным человеком очень важно для вашей будущей самостоятельной жизни. В любом учреждении, училище, заводе, фирме, где вы будете учиться или работать вам предложат подписать контракт - трудовой договор или договор о выполнении устава училища.

- После нарушения трудовых обязательств следует увольнение с работы, исключение из училища. Необязательный, невоспитанный, неаккуратный работник не нужен на производстве. Помните об этом.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!