СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Права ребёнка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основная идея работы по правовому воспитанию дошкольников – это признание ребенка полноценной и полноправной личностью: свободной и ответственной, знающей свои права.

Просмотр содержимого документа
«"Права ребёнка"»








Проект

«Права ребенка»







2017




По извилистой дорожке

Шли по миру чьи-то ножки.

Вдаль смотря широкими глазами,

Шел малыш знакомиться с правами.

Рядом мама крепко за руку держала.

В путь - дорогу умницу свою сопровождала.

Знать должны и взрослые, и дети

О правах, что защищают их на свете.



Творческое название: «Ребенок имеет право…»

Тип проекта: Информационно-ориентированный

Вид проекта: групповой

Продолжительность: краткосрочный

Возраст: 6 - 7 лет

Участники: Дети подготовительной к школе группы,  родители воспитанников, воспитатели, психолог, музыкальный  руководитель.

Интеграция образовательных областей:

Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Аннотация

Проект представляет собой систему мероприятий, которые:

- включают обширный материал, содержат первичные представления о социальных нормах поведения людей, о необходимости определенного порядка в человеческих взаимоотношениях приобретаемых в детстве, еще в дошкольный период;

- способствуют общему социальному развитию ребенка, созданию условий для формирования его правосознания и правосообразного поведения;

- предусматривают отношение к ребенку и его родителям как к партнерам в условиях сотрудничества.

Проект призван развивать уверенность в себе, умение отстаивать свои права, самоуважение и уважение к другим, способность слышать других людей и учитывать их интересы.

Актуальность

Рассматриваемая проблема является актуальной, т.к. очень часто в последнее время СМИ извещают об очередном факте нарушения прав ребёнка в семье или образовательном учреждении. Причина этого кроется не в отсутствии законов или их недостаточности, а в том, что эти законы либо неизвестны взрослым, либо ими игнорируются. Оказывается, многим взрослым трудно понять и принять, что ребёнок ― равноправный с ними человек, имеющий право на собственные поступки и мнение. Его права, как и права любого человека, нужно уважать и не нарушать. «Дети мира невинны, уязвимы и зависимы» ― констатирует Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. Воспитатели в ДОУ обязаны не только знать и соблюдать права ребенка, но и пропагандировать их среди родителей и, конечно же, готовить детей к достойной жизни в обществе, знакомя их с правами ребёнка. Сегодняшние дети ― это наше будущее, это будущее нашей страны. Какими мы воспитаем их, зависит от нас ― взрослых.


Проблема

Защита прав ребенка. Недостаточное знание детей о своих правах.


Вопросы проекта


  • Основополагающий вопрос: защита прав ребенка.

  • Проблемный вопрос: для чего нужно обладать правовыми знаниями?

  • Основные вопросы: что важно знать ребенку о своих правах?

Кто несет ответственность за защиту прав ребенка?

Цель:


Создание условий для формирования
правосознания у детей дошкольного возраста, содействие и объединение усилий детского сада и семьи по выполнению
прав ребенка.

Задачи:

Для детей:

  • расширить представления детей о своей принадлежности к человеческому сообществу, о правах детей в мире, дать элементарные представления о свободе личности;

  • формировать чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувство ответственности за другого человека.

Для родителей:

  • с помощью разнообразных методов и приемов оптимизировать работу с родителями детей старшего дошкольного возраста, повысить правовой уровень культуры родителей;

  • активизировать интересы детей и родителей в области прав и обязанностей;

  • подчеркнуть роль взрослого в формировании поведения ребенка, ценность каждого ребенка для общества вне зависимости от его индивидуальных особенностей.

Ожидаемый результат

  • Сформированы элементарные представления детей о свободе личности как достижении человечества.

  • В процессе правового воспитания важно, чтобы дошкольник усвоил ключевые понятия: закон, право, правонарушения, национальные отношения.

  • Сформированы элементарные гражданские навыки: открытость к диалогу, толерантность, умение решать возникающие в повседневной жизни конфликты правовыми способами.

  • Повышение уровня правовой культуры родителей

  • Сформированная организационно-правовая основа взаимодействия родителей, детей и педагогов

  • Активизация интересов детей и родителей в области прав и обязанностей.

  • Обобщение опыта работы воспитателей и специалистов ДОУ по теме.

Продукт проекта

  • Итоговое развлечение «О правах играя»

  • Картотека пословиц и поговорок о семье.


Этапы проекта

  • Первый этап: подготовительный

  • Второй этап: основной

  • Третий этап: заключительный

1 этап

  • Определение уровня знаний детей о своих правах.

  • Анкетирование родителей.

  • Определение темы проекта, постановка цели и задач.

  • Изучение методической литературы по данной теме.

  • Разработка и накопление методических материалов по проблеме.

  • Перспективное планирование проекта

  • Выбор форм работы с детьми и родителями

  • Выбор основных мероприятий, определение

  • объёма и содержание работы для внедрения проекта.

Определение и формулировка ожидаемых результатов.

2 этап

Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о своих правах.

3 этап

  • Оформление результата проекта в виде презентации;

  • Выступление на педагогическом совете;

  • Проведение итогового мероприятия: Театрализованное итоговое развлечение «О правах играя»;

  • Оформление выставки детских работ;

  • Создание коллажа «Можно - нельзя»;

  • Картотека пословиц и поговорок о семье.

Формы реализации

  1. НОД.

  2. Беседы с детьми и родителями.

  3. Консультации.

  4. Создание информационного уголка для родителей

  5. Игровая деятельность.

  6. Продуктивная деятельность.

  7. Чтение специально подобранной литературы. .

  8. Спортивный досуг.



Календарно-тематическое планирование на неделю «День ребенка»

Дни недели

Мероприятия

понедельник

Я в детском саду

вторник

Я имею имя…

Среда

День моих друзей

Четверг

Я и моя семья

Пятница

Я имею право на…


Понедельник, тема «Я в детском саду»


Виды деятельности

Содержание

Коммуникативная деятельность

"Детский сад встречает малышей"- вырабатывать доброе, нежное отношение к младшим дошкольникам (изготовление подарков для малышек).

Беседа "Здравствуйте, это я!"- воспитывать дружелюбное отношение к сверстникам.

Познавательно-исследовательская деятельность

Моделирование ситуаций «Для чего нужно учиться»? Решение проблемной ситуации «Твой брат не пошел в школу, почему»?

Изобразительная деятельность

Рисование «Наша группа».

Чтение художественной литературы

Катаев В. Сказка "Цветик-семицветик"

Совместная образовательная деятельность и культурные практики воспитателя и детей в режимных моментах

Общение

"Я, ты, он, она- вместе дружная семья!" (составление портрета группы)- формировать чувство коллективизма, понятие о том, что у всех детей есть общие и отличительные черты.

Игровая деятельность

«Кто бы мог прийти на помощь, когда нет рядом взрослых»?, «Мои друзья».

Самообслуживание и элементарный бытовой труд

Ситуация «Помоги другу убрать игрушки», «Уборка групповой комнаты».












Вторник, тема «Я имею имя…»


Виды деятельности

Содержание

Коммуникативная деятельность

Беседа «»Проблемная ситуация «Родился малыш, семья выбирает ему имя».

Познавательно-исследовательская деятельность

Моделирование символа

«Право на имя».

Оформление свидетельства о рождении глазами ребенка. (Рисование на песке).

Изобразительная деятельность

Выпуск информационной газеты: «Я и мое имя».

Чтение художественной литературы

Чтение рассказа О.Кириллова «Книга ласковых имен» (каждого человека можно назвать по имени ласково); Чтение произведения О.В. Никитина «Загадки наших имен».

Совместная образовательная деятельность и культурные практики воспитателя и детей в режимных моментах

Общение

«Мое имя», «Давай дружить». «Какие на свете бывают имена», «Имя для мальчика и девочки».

Игровая деятельность

Д игра: «Скажи имя ласково», «Имена друзей»,

Самообслуживание и элементарный бытовой труд

«Как надо ухаживать за собой» (закрепление навыков личной гигиены).














Среда, тема «Я имею друзей»


Виды деятельности

Содержание

Коммуникативная деятельность

Игровое упражнение «Обратись друг к другу по имени» ; Беседа «Что такое дружба»; «Похвали соседа».

Познавательно-исследовательская деятельность

«Создание игрового поля «Умелые ручки» способом аппликации и природного материала.

Создание выставки творческих работ на тему «Умелые ручки»: поделки из природного материала, изготовление кормушек для птиц.

Изобразительная деятельность

Рисование «Подарок другу», «Идем в гости». Аппликация «Билет в кино».

Чтение художественной литературы

Чтение рассказа В.А. Сухомлинского «Для чего говорят спасибо»; Л.Толстой «Два товарища»

Двигательная деятельность

Спортивный досуг «Вместе весело шагать….»

Совместная образовательная деятельность и культурные практики воспитателя и детей в режимных моментах

Общение

Беседа «Как можно обратиться к другому человеку с просьбой», «Как можно пожалеть», «Как можно узнать настроение человека».

Игровая деятельность

"Все мы разные, мы все равны"- познакомить детей с разными национальностями, с пониманием того, что все люди равны, независимо от национальности и веры.

"Мне хорошо, если у меня есть. "- знакомить с правом на достойный уровень жизни.








Четверг, тема «Я и моя семья»



Виды деятельности

Содержание

Коммуникативная деятельность

Цикл бесед «Наши любимые» (мама, папа; мама, бабушка, сестренка; папа, дедушка). Беседа «Как я помогаю маме»; «Любимый отдых в семье».

Познавательно-исследовательская деятельность

Исследование по теме «Моя родословная». Составление древа семьи.

Изобразительная деятельность

Аппликация «Портрет папы», «Моя мамочка»;

Рисование «Мой дом», «Моя мама самая красивая» «Как вы помогали дома в выходные дни»;

Чтение художественной литературы

Беседа «Мамины, бабушкины руки»;

Чтение стих-я В.Донникова «Твоя мама»

Чтение рассказа Д.Габе «Работа»;

Чтение стих-я Я.Акима «Родня», «Кто кому кто»;

Совместная образовательная деятельность и культурные практики воспитателя и детей в режимных моментах

Общение

«Старше-младше»; «Найди сходство»;

«Мы помощники».

Игровая деятельность

«Дочки-матери», «Стирка белья». «Строим дом».

Самообслуживание и элементарный бытовой труд

Дежурство. Повторить правило сервировки стола. Рассматривание иллюстраций с хорошим и плохим поведением членов семьи по отношению к детям.









Пятница, тема «Я имею право на…»


Виды деятельности

Содержание

Коммуникативная деятельность

Беседа «Ребенок имеет право»,

Беседа «Права и обязанности ребёнка в детском саду и дома».

Познавательно-исследовательская деятельность

Исследование на тему «Какие права нарушены?» (Работа с книгой).

Изобразительная деятельность

Изготовление фотоколлажа: «Мои обязанности в саду и дома», рисование на тему «Право на медицину».

Чтение художественной литературы

Чтение рассказа В.Осеевой «Вежливое слово»;

Чтение произведения С.Михалкова «Праздник непослушания»;

Совместная образовательная деятельность и культурные практики воспитателя и детей в режимных моментах

Общение

Беседы: «Дети и взрослые. Что такое «обязанность», что такое «право»; «Правила поведения по которым мы живем»; «О чем мечтают люди», «Кто заботится о детях», «Упрямство и воля», «Достоинство»;

Игровая деятельность

Д/и « Я не должен»

Цель: Учить разграничивать понятия «могу» «должен», «хочу».

• Совершенствовать знания детей о социальных нормах поведения. Материал. Серии сюжетных картинок, связанных с приемлемыми и неприемлемыми взаимоотношениями в системах: взрослый - ребенок; ребенок – ребенок; ребенок – окружающий мир.

Шаблон «Я не должен» (например – изображение знака «-»).



Взаимодействие с родителями


  • ∙ Анкетирование «Права детей»

  • ∙ Родительское собрание «Защита прав маленького ребёнка в семье»

  • ∙ Консультация «Всемирный День Ребёнка. История праздника».∙

  • Предложить родителям совместно с детьми подобрать пословицы и поговорки о семье.

  • ∙ Творческое задание родителям совместно с детьми на тему: «Мой мир» (с рисунками и фотографиями)

  • Памятка «Берегите своих детей!»


Методы

  • этические беседы,

  • чтение художественной литературы (рассказы, стихи, сказки, пословицы, поговорки)

  • рассматривание иллюстраций, репродукций, литографии русских художников.

  • организация нравственно-правовых, проблемных, игровых ситуаций.

  • организация игровой деятельности: сюжетно-ролевых, дидактических.

  • упражнение, приучение, повторение, прямое разъяснение отрицательных поступков,

  • •шутка, юмор, индивидуальная работа.


Развивающие игры

«Мои права»

«Я должен…»

«Кто нарушил права?»

«Мы разные, но у нас равные права»



Думается, что во всех звеньях педагогической деятельности надо следовать мудрым словам Л. Н. Толстого: « Все яснее и яснее вижу, что ключ ко всему – в воспитании, там развязка всего. Это самый длинный, но верный путь». 

Вывод

Подводя итоги можно сказать, что вся эта работа помогает установить доверительные отношения с семьями детей, родители становятся полноправными участниками образовательного процесса, дети комфортно чувствуют себя дома и в саду.

Основная идея работы по правовому воспитанию дошкольников – это признание ребенка полноценной и полноправной личностью: свободной и ответственной, знающей свои права. Конвенция провозглашает ребенка самостоятельным субъектом права и наша задача донести до сознания детей конвенцию в доступной форме. И такую работу лучше начинать с детьми старшего дошкольного возраста. Т.к. дети 5-7 лет адекватно воспринимают этот материал, управляют своим поведением. К концу дошкольного возраста ребенок становится активным, осознающим себя субъектом собственной деятельности отношений с взрослыми и сверстниками.




Литература


1.От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Веракса Н. Е. Васильева М. А., Комарова Т. С./ Издательство: Мозаика-Синтез, 2011

2. Этические беседы с детьми 4-7 лет Петрова В. И., Стульник Т. Д. 2012

3. Владимирова. О чем говорят рисунки ребенка [Текст]/ О.Владимирова// Мой маленький. 2007.- №9- С.20-22

4. Т.А. Шорыгина «Беседы о правах ребёнка», Москва, 2011 год.

5. Кардаш Е.Л. Занятие с детьми о правах

6. Семейный кодекс Российской Федерации (от 10.02.2003 год).

7. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (от 24.07.1998 год).

8. Пыжьянова Я. «Права ребенка». Журнал «Ребенок в детском саду, 2003, №3,4

9. Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Я – ребенок, и я…и я имею право», Москва, 2007.

10. Гетманова А.Р. «Программа по воспитанию основ правовой культуры у дошкольников», Набережные Челны, 2009.

11. В.Антонов «Изучаем права человека», Москва, 1996.

12. Е.Рылеева «Как помочь дошкольнику найти свое место в мире людей», Москва, 2001.

13. Давыдова, О. И., Вялкова, С.М. Беседы об ответственности и правах ребенка [Текст]/ О.И. Давыдова, С.М. Вялкова – М.: ТЦ Сфера, 2008.

14. Декларация прав ребенка [Текст]// Провозглашена резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи (20.11.1959г.).- Ростов /Дон, «Феникс», 2002.

 











ПРИЛОЖЕНИЕ





Памятка для родителей


Берегите своих детей,

Их за шалости не ругайте.

Зло своих неудачных дней

Никогда на них не срывайте.

Не сердитесь на них всерьез,

Даже если они провинились,

Ничего нет дороже слез,

Что с ресничек родных скатились.

Если валит усталость с ног

Совладать с нею нету мочи,

Ну а к Вам подойдет сынок

Или руки протянет дочка.

Обнимите покрепче их,

Детской ласкою дорожите

Это счастье? короткий миг,

Быть счастливыми поспешите.

Ведь растают как снег весной,

Промелькнут дни златые эти

И покинут очаг родной

Повзрослевшие Ваши дети.

Перелистывая альбом

С фотографиями детства,

С грустью вспомните о былом

О тех днях, когда были вместе.

Как же будете Вы хотеть

В это время опять вернуться

Чтоб им маленьким песню спеть,

Щечки нежной губами коснуться.

И пока в доме детский смех,

От игрушек некуда деться,

Вы на свете счастливей всех,

Берегите ж, пожалуйста, детство!


Консультация для родителей

«Всемирный День Ребёнка. История праздника».

Именно от детей, их образования и уровня культуры зависит будущее любой страны, потому этому необходимо уделять как можно больше внимания. Данный факт прекрасно понимали в ООН, когда решили учредить новый праздник, посвященный несовершеннолетним членам общества. Этот день служит для привлечения внимания к проблемам детей и совершенствованию законов, которые их касаются. Отмечают данный праздник двадцатого ноября, когда родителям всего мира стоит задуматься о том, какое будущее ждет их отпрысков. Дата была выбрана потому, что Генеральная Ассамблея ООН именно в этот день в 1954 году приняла Декларацию прав ребенка. В документе было десять основных принципов, а его основной целью была, как утверждали создатели, возможность обеспечить детям достойное детство. Тридцать лет спустя была принята Конвенция о правах ребенка, содержащая несколько основных постулатов, позволяющих гарантировать несовершеннолетним гражданам хорошие жизненные условия. Документ встретил поддержку и в нашей стране.

Детский фонд ООН ведет обширную работу по всем аспектам детского здоровья — от предродового периода вплоть до юности. Фонд принимает меры по обеспечению беременным женщинам доступа к надлежащему медицинскому наблюдению до и во время родов, укреплению возможности для семей справляться с детскими болезнями в домашних условиях, консультирует общины по вопросам обеспечения максимального уровня здравоохранения. Детский фонд прилагает особые усилия, добиваясь, чтобы дети, потерявшие родителей из-за ВИЧ/СПИДа, получали такой же уход, как и их ровесники. Он также помогает обеспечить достойную жизнь женщинам и детям, больным СПИДом.

Его ратифицировал еще Советский Союз в 1990 году. В 2000 году была подписана Декларация тысячелетия, содержавшая восемь целей – сокращение нищеты, прекращение распространения заболеваний и прочее. Большое значение этот документ имеет и для детей. За соблюдением прав несовершеннолетних граждан следит ЮНИСЕФ – организация, работающая в 191 стране мира.

Наряду с этим не стоит забывать, что Всемирный День Ребёнка не только веселый праздник, но и повод задуматься о нуждающихся и осиротевших детях и оказать им посильную поддержку и помощь.

В этот день традиционно проводят акции и митинги против абортов, в поддержку не родившимся детям. А также оказывают внимание детям-инвалидам и сиротам. Как правило, все желающие и постоянные волонтеры привозят подарки в детские дома, больницы и реабилитационные центры, где становятся зрителями концертов с участием самих детей.

Ежегодно во Всемирный День Ребёнка проводятся концерты и театрализованные затрагивающие насущные проблемы детей региона. В странах, находящихся в состоянии войны или ее угрозы, проводятся акции с призывом мирного существования. Традиционно организовывают встречи с детьми-беженцами и вынужденными переселенцами, а также готовят обеды и другую помощь для обделенных и остронуждающихся детей.

В этот день все детские творческие коллективы стремятся показать свои умения и результаты детского творения. По всем населенным пунктам проводятся выступления музыкальных, театральных, спортивных секций, художественные творческие выставки детских работ.

Во Всемирный День Ребёнка принято задумываться над нестабильностью в мире, и проявлять заботу и поддержку детям, оказавшимся в тяжелой ситуации по воле судьбы или по вине взрослых. Лозунгом таких встреч и действий должны быть слова «чужих детей не бывает»!

Мирного неба над головой и сытого детства всем детям на Земле!