Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Гулькевичский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
«Правила поведения в гостях»
Составитель:
Киселева С.В.
воспитатель
Гулькевичи
2023
Тема: «Правила поведения в гостях»
Цель: расширить представления детей о правилах поведения в гостях, о роли гостеприимного хозяина.
Задачи:
1. Знать правила поведения в гостях и правила гостеприимного хозяина, уметь ориентироваться на их выполнение.
2. Развивать умение рассуждать, анализировать, обобщать полученные знания.
3. Воспитывать культуру поведения в гостях, за столом, дисциплинированность, уважительное отношение к хозяину и к гостям.
Оборудование: мультимедийные средства, магнитная доска, карточки с заданиями, кружочки детям (зеленые, красные) для обозначения групп, мяч, смайлики-солнышки, фрагмент из мультфильма «Винни -Пух в гостях у Кролика», сказочный герой «Винни-Пух».
Ход занятия
1.Вводная часть
Проверка готовности детей к занятию.
Постановка воспитательной цели.
2.Основная часть
Просмотр фрагмента мультфильма «Винни -Пух в гостях у Кролика».
Работа по карточкам: разбор проблемных ситуаций.
Игра «Да, нет».
3.Заключительная часть
Подведение итога занятия.
Памятка «Правила поведения в гостях».
Материал к занятию
1.Вводная часть
Воспитатель:
- Ребята, давайте улыбнемся друг другу! Мы все улыбнулись, и на душе стало радостно. Думаю, что и занятие наше сегодня пройдет в доброжелательной обстановке с пользой для всех.
2.Основная часть
Воспитатель:
- Сегодня на занятие я пришла не одна. Рядом со мной находится этот сказочный герой.
- Вы его узнаете?
-Да, это Винни-Пух.
-А как вы думаете, почему он у нас в гостях?
-Не можете ответить, тогда посмотрите фрагмент мультфильма «Винни - Пух в гостях у Кролика».
(Просмотр фрагмента из мультфильма «Винни -Пух в гостях у Кролика»).
Воспитатель:
-Винни - Пух любит ходить в гости.
-Какие правила поведения в гостях нарушил Винни - Пух?
(ответы детей)
- пришел без приглашения;
- пришел в гости утром;
- не умел пользоваться столовыми приборами;
- много ел;
- не говорил вежливые слова;
- не поблагодарил хозяина.
Воспитатель:
- А вы ребята любите ходить в гости?
- А любите ли принимать гостей у себя?
- А знаете ли вы, что существуют специальные правила поведения, как для хозяина, так и для гостей. С некоторыми из них мы сегодня познакомимся. Надеюсь, что вы будете соблюдать их.
- Ребята, вы никогда не задумывались над тем, зачем люди ходят в гости? (Ответы детей).
1.Во-первых, очень приятно, когда увидев тебя, кто-нибудь обрадуется и тепло улыбнется.
2.Во-вторых, собираются в гостях разные люди: поговорят о том, о сем и вам польза: узнали новости, обсудили события, обменялись сведениями и все стали немножко богаче, умнее.
Привыкли люди делиться друг с другом хорошим. Вот почему с давних пор и до наших дней ходят люди в гости.
Воспитатель:
- Сегодня на занятии мы познакомимся с правилами поведения в гостях.
Я предлагаю разделиться на группы. У вас на стульях с обратной стороны приклеены кружочки разных цветов. Посмотрите, у кого какой цвет и объединитесь в группы. Каждой группе будет дано задание.
Представьте, что вас пригласили в гости. Вы совещаетесь. А затем, каждая группа инсценирует ситуацию, которая может возникнуть в гостях.
(Каждая группа подходит к своему столу, совещаются, выбирают, кто кем будет).
Задания записаны на карточках.
1 группа
Ведущий читает текст. Все сидят за столом. Сначала свои действия показывает Антон, потом Катя.
1.В гостях все собрались за столом. Антон сидит и вытирает руки скатертью, потом рот вытирает скатертью. Потом руки вытирает об одежду, потом об рукав.
2.Катя из вазы брала яблоко, откусывала большими кусками, запихивала в рот. И с полным ртом пыталась рассказать что-то своему соседу.
(Пользуйся за столом салфеткой. Не разговаривай с полным ртом. Не откусывай еду большими кусками, это некрасиво).
2 группа
Ведущий читает текст. Все сидят за столом. Сначала свои действия показывает Вова, потом Таня.
1. На дне рождения все гости сидели за столом. Все пьют сок. Вова сел за стол, подвернув под себя ногу, локти положил на стол, сидел над тарелкой, согнувшись крючком.
2. Таня решила взять сушку из вазы, потянулась через весь стол, уронила стакан, пролила сок на скатерть.
(Локти на стол не клади. Следи за своей осанкой. Если нужно что-нибудь взять себе с общего блюда, не тянуться через весь стол, а просят соседа по столу передать).
Воспитатель:
- Молодцы, ребята справились с заданием, предлагаю вам игру.
Игра «Да, нет».
(Дети встают в круг, воспитатель в центре бросает мяч).
- Я буду задавать вопросы, кому брошу мяч, отвечайте» да» или «нет».
1. Кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро! (нет)
2. Можно приглашать гостей только, когда у тебя порядок в доме? (да)
3. Можно приходить в гости не расчесанным и неумытым? (нет)
4. Гостей приглашают заранее? (да)
5. Обязательно нужно познакомить гостей? (да)
6. Нельзя трогать чужие вещи без разрешения? (да)
7. При встрече можно не здороваться? (нет)
8. Можно поговорить с гостями в прихожей не приглашая пройти? (нет)
9. Нужно провожать гостей? (да)
- Молодцы, ребята, запомним,
Что «нет», а что «да»,
И делать, как нужно, старайтесь всегда!
Воспитатель:
Работа на магнитной доске.
(распределить карточки по группам: в 1колонке, что можно делать в гостях, во 2 колонке, что нельзя делать).
Трогать вещи хозяина, тянуться через весь стол, опаздывать, раскачиваться на стуле, размахивать столовыми приборами, дуть на горячее блюдо, пользоваться вилкой и ножом, мусорить, вести беседу за чашечкой чая, вытирать губы рукавом, быть вежливым, вести себя спокойно.
3.Заключительная часть
Воспитатель:
- Ребята я вам предлагаю оценить наше занятие.
(вывешиваются на доску смайлики-солнышки)
Все понравилось, узнали новое - солнышко с улыбкой.
Не понравилось – солнышко с грустным лицом.
- Помните, где бы вы не находились: на улице, в общественном транспорте, в гостях, вы не одни. Люди смотрят на вас и по вашему поведению судят о вас. Только к вежливому, воспитанному, и доброму человеку люди относятся всегда хорошо, по доброму, у такого человека есть верные и надежные друзья.
Мне хочется пожелать вам прослыть гостеприимными людьми, у которых хочется бывать гостями и которых приятно принимать у себя дома.
(раздача детям памяток «Правила поведения в гостях»).
Использованная литература:
1.Богуславская Н., Купина Н. «Веселый этикет»; Екатеринбург «АРДЛТД» 1998
2.Бушелева Б. «Поговорим о воспитанности»; Петрозаводск «Карелия» 1991 3.Насонкина С. «Уроки этикета»; Санкт-Петербург «Акцидент» 1997