ПЛАН ОТКРЫТОГО УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Специальность:24.02.01Производство летательных аппаратов
Дисциплина: Математика
Тема: «Правила вычисления производных»
Группа: 24ПЛ-2
Дата проведения:
Время: ___ пара
Цель учебного занятия:
- систематизировать знания и умения по теме «Правила вычисления производных»:
Задачи учебного занятия:
1) обучающие: закрепить умение и навык нахождения производных в ходе решения задач;
2) воспитательные: вовлечь в активную деятельность всех обучающихся группы; воспитывать у обучающихся любознательность и положительную мотивацию к учению воспитывать коммуникативную культуру общения;
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
3) развивающие: развивать познавательный интерес и логическое мышление; развивать навыки коллективной работы обучающихся в сочетании с самостоятельной; развивать умение выступать и защищать свою точку зрения.
Результаты учебного занятия:
Знать: правила нахождения производных элементарных функций, физический смысл производной, геометрический смысл производной;
Уметь:
- использовать правила нахождения производных элементарных функций,
- применять производную при решении задач на движение;
- применять производную при нахождении углового коэффициента.
В результате учебного занятия формируются следующие компетенции:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам
0К 02. Использовать современные средства поиска, анализа интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде; ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК О6. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей; в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения.
Методы обучения:
Словесные: беседа, объяснение;
Наглядные: слайд-шоу по теме «Правила вычисления производных»;
Практические: решение практических задач.
Форма учебного занятия: учебное занятие комбинированное (обобщение и закрепление изученного материала).
Педагогические технологии: информационно – коммуникационная технология, проблемная технология (поисковая деятельность), игровая технология (дидактическая игра), здоровьесберегающая технология (смена видов деятельности), технология интегрированного обучения (обобщение и расширение кругозора по теме «Правила вычисления производных»), дифференцированный подход, индивидуальная и групповая работа.
Оборудование учебного занятия:
- Лист самооценки (Приложение В).
Методическое обеспечение учебного занятия: презентация; дидактические материалы.
Структурный план учебного занятия (в минутах)
№ | Этапы учебного занятия | Время (мин.) | Виды деятельности преподавателя | Виды деятельности обучающегося |
1 | Организационный этап | 5 | Приветствие Контроль посещаемости Настрой на учебную деятельность Ознакомление с оценочным листом | - Знакомятся с оценочным листом |
2 | Постановка цели занятия, мотивация учебной деятельности | 5 | | Отгадывают тему занятия Ставят цель занятия |
3 | Актуализация опорных знаний | 5 | Устный опрос Задания у доски | Устно находят производные элементарных функций Работа у доски |
4 | Применение теоретических знаний в условиях выполнения упражнений и решений задач | 18 | - вычислить производные функции и определить 5 главных сражений в Великой Отечественной войны. | Работа в группе Сообщения обучающихся по каждому из 5 главных сражений. |
5 | Рефлексия | 5 | | - Отвечают на вопросы и делают записи на оценочном листе |
6 | Домашнее задание | 2 | | - Запись домашнего задания |
7 | Подведение итогов учебного занятия (самоконтроль и самооценка) | 5 | Предлагает заполнить оценочные листы Выставление оценок за работу на занятии | Заполняют оценочные листы Обсуждение допущенных ошибок |
Ход учебного занятия:
1.Организационный этап
- приветствие;
- контроль посещаемости;
- проверка готовности обучающихся к учебному занятию;
- проверка готовности
- наглядных пособий и оборудования;
Слайд 1
Добрый день, ребята и уважаемые гости. Я рада, нашей встрече.
Ребята, у вас на столах лежат оценочные листы, за каждый правильный ответ, выполненное решение в группе или у доски, вы будете начислять себе по одному баллу. Все задания выполняются в тетрадях.
/обучающиеся распределены по группам. Преподаватель контролирует работу групп. За каждый решенный пример группы получают по одному баллу. Результаты заносятся в оценочный лист/
Команда, набравшая 8-10 баллов, и все обучающиеся получают оценку «отлично», набравшие 5-7 баллов, получают оценку «хорошо».
2. Постановка цели занятия, мотивация учебной деятельности.
Ребята, если вы правильно отгадаете ключевое слово, то узнаете тему нашего занятия.
Итак….(вопросы)….:
1) с ее появлением математика перешагнула из алгебры в математический анализ;
2) имеет физический, геометрический смысл;
3) бывает первой, второй, … ;
4) обозначается штрихом.
Слайд 2
Правильно. Молодцы, итак, тема нашего занятия «Правила вычисления производных»
Какие цели мы поставим перед собой? /закрепить умение и навык нахождения производных в ходе решения задач;/
Слайд 3
Слайд 4 В результате занятия формируются следующие компетенции.
Сегодняшнее занятие необычное. На занятии мы будем применять полученные знания по теме «Правила вычисления производных», решать задачи по этой теме и вспомним 5 главных сражений Великой Отечественной войны.
Занятие посвящается 80-летию Победы в Великой Отечественной войне.
3. Актуализация опорных знаний обучающихся.
Вы уже знакомы с правилами вычисления производных и умеете с ними работать. Давайте, мы вспомним то, что уже известно вам.
Устный опрос
Слайд 5
Найдите производные функций:
(-3х2+5х)′=-6х+5
(8х1/8)′=х-7/8
(х-3)′=-3х-4
(6х-2+4х)′=12х+4
(-9х-9)′=81х-10
(2х3-4х2+6х)′=6х2-8х+6
Молодцы. Спасибо.
Вспомним правила нахождения производных. /Необходимо заполнить пустые места в равенствах, записанных на доске/ (2 обучающихся выходят к доске)
(U*V)’ =……
…..= (U’V –V’U)/V2
(kx+b)’=
(C*U)'=....
( U + V)' =…….
…=f ‘(g(x))*g'(x)
Ставим баллы за ответы.
4. Применение теоретических знаний в условиях выполнения упражнений и решений задач.
Великая Отечественная война шла на протяжении четырёх долгих лет и унесла жизни более 27 миллионов человек. За эти годы было проведено более 150 битв!
Сегодня мы вспомним 5 главных сражений Великой Отечественной войны.
Слайд 6
1.Вычислите производные следующих функций и определите дату Московской битвы 1941 -1942 гг. по данной информации. Выберите правильный ответ из четырех, предложенных вам вариантов.
| Битва за Москву |
1. 3x2-6x – 15 | 22 июля 1941г – 18 мая 1942г |
2. 3x2- 12x – 15 | 30 сентября 1941г – 20 апреля 1942г |
3. 3x – 6x + 15 – 2 | 20 сентября 1941г – 19ноября 1942г |
4. 3x2+ 6x -15 | 30 августа 1941г – 16 сентября 1942г. |
- Молодцы! Вы решили и нашли верный вариант ответа.
Давайте вспомним битву за Москву и послушаем сообщение, которое нам приготовил ФИО
Слайд 7
Битва за Москву продолжалась с 30 сентября 1941г – 18 мая 1942г.
Итоги битвы:
Немецкие войска отброшены на 100-250 км.
Освобождено 11 тыс. населенных пунктов
Разрушен миф о непобедимости германской армии.
Слайд 8
2. Следующее задание на вычисление производной произведения. Вычислите производные следующих функций и определите дату Сталинградской битвы. Выберите правильный ответ из четырех, предложенных вариантов.
| Сталинградская битва |
1. 3x2+4x+9 | 17 августа 1942 – 2 января 1943г. |
2. 3x – 4 x -9 | 17 июня 1942 – 2 марта 1943г. |
3.3x2- 4x + 9 | 17 июля 1942 – 2 февраля 1943 г |
4. 3x2+ 4x – 9 | 17 сентября 1942 – 2 апреля 1943г. |
Похвалить, напоминая ставить баллы
Послушаем сообщение, которое приготовил ФИО
Слайд 9
Сталинградская битва продолжалась с 17 июля 1942 г. – 2 февраля 1943г.
В результате битвы советские вооруженные силы вырвали у противника стратегическую инициативу и удерживали ее до конца войны.
Итоги битвы:
Начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны
Активизация движения Сопротивления на оккупированных территориях
Падение авторитета А. Гитлера
3 задание. Находим производные частного и вспомним дату Курской битвы
Слайд 10
| Курская битва |
1. (3x3 + 15x2)/(x+5)2 | 5 июня 1943 – 23 августа 1943г. |
2. (x3 – x2)/(x+5)2 | 5 августа 1943 – 23 сентября 1943г |
3. (2x3 – 5x2)/(x+5)2 | 5 сентября 1943 – 23 октября 1943г. |
4. (2x3 + 15x2)/(x+5)2 | 5 июля 1943 – 23 августа 1943г. |
Похвалить, напоминая ставить балы
Про Курскую битву послушаем сообщение ФИО
Слайд 11
Курская битва продолжалось с 5 июля 1943г – 23 августа 1943г.
Итоги Курской битвы:
Завершение коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны
Переход стратегической инициативы к Советской армии
Решение об открытии второго фронта на Тегеранской конференции зимой 1943 года.
4. Переходим к следующему заданию:
Слайд 12
Найдите тангенс угла наклона касательной к графику функции
в точке
t = 3 и определите вид угла между касательной и положительным направлением оси Ox.
Какие знания вы примените при выполнении данного задания?
В чем заключается геометрический смысл производной? /отвечает обучающийся/
Геометрический смысл производной — это угловой коэффициент касательной к графику функции в определённой точке.: k =tg α= f ′(х ) ).
Слайд 13
А теперь давайте решим задачу и узнаем даты Белорусской операции
| Белорусская операция |
tgα = 21, угол α - острый | 23 июня -28 августа 1944г |
tgα = 27, угол α - острый | 23 июля – 28 сентября 1944 г |
tgα = 21, угол α - тупой | 23 августа – 28 октября 1944 г |
tgα = 27, угол α - острый | 23 сентября – 28 октября 1944 г |
Похвалить, напоминая ставить баллы
Про Белорусскую операцию нам расскажет ФИО
Слайд 14
Белорусская операция продолжалась с 23 июня – 28 августа 1944г.
Результатом операции «Багратион» стал полный разгром группы армий «Центр», полное освобождение территории Белоруссии, частичное — Прибалтики и восточной части Польши. Линия фронта сместилась на запад почти на 600 километров. Перевес в войсках и технике ещё более увеличился в пользу Советского Союза.
5. Задание: Физический смысл производной.
А теперь перейдем к следующему заданию и узнаем в чем заключается физический смысл производной.
Итак, кто ответит в чем заключается физический смысл производной?
Ответ: скорость движения материальной точки в данный момент времени равна производной пути по времени.
Слайд 15
Сейчас вам необходимо решить задачу, и если вы правильно ее решите, то узнаете даты начала и окончания Берлинской операции.
Материальная точка движется прямолинейно по закону s(t) = 6t² - 48t + 17, где s(t) — расстояние от точки отсчета в метрах, t — время в секундах, измеренное с начала движения. Найдите ее скорость (в метрах в секунду) в момент времени t = 9с.
| Берлинская наступательная операция |
61 м/с. | 16 апреля – 9 мая 1945г |
60,5 м/с. | 16 марта – 8мая 1945г |
59 м/с. | 16 марта – 9 мая 1945г. |
60 м/с. | 16 апреля – 8 мая 1945г. |
Решение.
1. Найдем производную функции s(t)=6t2 – 48t +17:
s1(t)=12t – 48. Найдем значение производной в точке t = 9: s1(9)=12*9 – 48=60
Ответ: 60 м/с.
Похвалить, напоминая ставить баллы
Сообщение приготовил ФИО
Слайд 17
Операция продолжалась 23 дня – с 16 апреля по 8 мая 1945 года.
8 мая представители германского и союзного командования подписали в Карлхерсте Акт о безоговорочной капитуляции Германии.
9 мая объявили Днём Победы.
Итоги битвы:
Разгром гитлеровской Германии
Окончание Великой Отечественной войны.
Молодцы!
Не секрет, что ударной силой Красной армии во времена Великой Отечественной войны стала авиация. Из истории объединения ПО "Стрела": в годы ВОВ было выпущено 1595 единиц авиационной техники. В их числе учебно-тренировочные самолеты УТ-2, УТ-2М, истребители ЯК-1, ближние бомбардировщики ЯК-6 и ЩЕ-2. Ежедневно из ворот завода выходило по 1 летательному аппарату.
Резервное задание: Вычислить производные функций
у = (х2 – 3х + 1)3 – 1-я группа.
у = (1 + х – 2х2)10 – 2-я группа.
у = (1+х2)100 - 3-я группа.
Ответы: 1. у′= (6х-9)(х2-3х+1)2
2. у′=(10-40х)(1+х-2х2)9
3. у′=200х(1+х2)99
Сколько бы лет ни прошло с мая 45-го, мы всегда будем помнить, что это была Великая Победа справедливости над злом и насилием, Победа в войне за независимость нашей Родины, за наше право и право наших детей и внуков быть гражданами свободной страны!
5. Рефлексия.
Слайд 18
Ребята, вы замечательно поработали.
А теперь давайте вспомним:
- каковы были цели занятия?
- достигнуты ли цели?
- какой этап занятия вам показался наиболее интересным?
- понравился ли вам занятие?
6. Домашнее задание.
Домашнее задание размещено в электронном журнале. (комментарии преподавателя к домашнему заданию)
7. Подведение итогов занятия (самоконтроль и самооценка).
Вернемся к оценочным листам. Тот, кто набрал от 8-10 баллов получают «5»,
5-7 баллов – «4»
Молодцы! Я хочу пожелать, чтобы у вас была только положительная производная, чтобы знания ваши только возрастали.
Спасибо вам за урок. С вами было приятно поработать.
Я уверена, что наш сегодняшнее занятие нашло отклик в ваших сердцах.
Я хочу, чтобы вы точно знали, что нам есть чем гордится.
У нас действительно героический народ, и победа в войне – его заслуга!
А мы должны ценить это и помнить!
Слайд 20
До свидания!
ПРИЛОЖЕНИЕ А
1.Вычислите производные следующих функций и определите дату Московской битвы 1941 -1942 гг. по данной информации. Выберите правильный ответ из четырех вариантов.
| Битва за Москву |
1. 3x2-6x – 15 | 22 июля 1941г – 18 мая 1942г |
2.3x2- 12x – 15 | 30 сентября 1941г – 20 апреля 1942г |
3.3x – 6x + 15 – 2 | 20 сентября 1941г – 19 ноября 1942г |
4.3x2+ 6x -15 | 30 августа 1941г – 16 сентября 1942г. |
2. Вычислите производные следующих функций и определите дату Сталинградской битвы. Выберите правильный ответ из четырех вариантов.
| Сталинградская битва |
1. 3x2+4x+9 | 17 августа 1942 – 2 января 1943г. |
2. 3x – 4 x -9 | 17 июня 1942 – 2 марта 1943г. |
3.3x2- 4x + 9 | 17 июля 1942 – 2 февраля 1943 г |
4. 3x2+ 4x – 9 | 17 сентября 1942 – 2 апреля 1943г. |
3. Решаем производные частного и узнаем дату Курской битвы
| Курская битва |
1. (3x3 + 15x2)/(x+5)2 | 5 июня 1943 – 23 августа 1943г. |
2. (x3 – x2)/(x+5)2 | 5 августа 1943 – 23 сентября 1943г |
3. (2x3 – 5x2)/(x+5)2 | 5 сентября 1943 – 23 октября 1943г. |
4. (2x3 + 15x2)/(x+5)2 | 5 июля 1943 – 23 августа 1943г. |
4. Следующее задание: геометрический смысл производной.
Найдите тангенс угла наклона касательной к графику функции
в точке
t = 3 и определите вид угла между касательной и положительным направлением оси Ox. Какие знания вы примените при выполнении данного задания?
В чем заключается геометрический смысл производной?
| Белорусская операция |
tgα = 21, угол α - острый | 23 июня -28 августа 1944г |
tgα = 27, угол α - острый | 23 июля – 29 сентября 1944 г |
tgα = 21, угол α - тупой | 23 августа – 29 октября 1944 г |
tgα = 27, угол α - острый | 23 сентября – 29 октября 1944 г |
5. Задание: Физический смысл производной.
Решите задачу и выберете узнаете даты начала и окончания Берлинской операции
Материальная точка движется прямолинейно по закону s(t) = 6t² - 48t + 17, где s(t) — расстояние от точки отсчета в метрах, t — время в секундах, измеренное с начала движения. Найдите ее скорость (в метрах в секунду) в момент времени t = 9с.
| Берлинская наступательная операция |
61 м/с. | 16 апреля – 9 мая 1945г |
60,5 м/с. | 16 марта – 8мая 1945г |
59 м/с. | 16 марта – 9 мая 1945г. |
60 м/с. | 16 апреля – 8 мая 1945г. |
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Сообщения обучающихся:
1. Битва за Москву продолжалась с 30 сентября 1941г – 18 мая 1942г.
Итоги битвы:
Немецкие войска отброшены на 100-250 км.
Освобождено 11 тыс. населенных пунктов
Разрушен миф о непобедимости германской армии.
2. Сталинградская битва продолжалась с 17 июля 1942 г. – 2 февраля 1943г.
В результате битвы советские вооруженные силы вырвали у противника стратегическую инициативу и удерживали ее до конца войны.
Итоги битвы:
Начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны
Активизация движения Сопротивления на оккупированных территориях
Падение авторитета А. Гитлера.
3.Курская битва продолжалось с 5 июля 1943г – 23 августа 1943г.
Итоги Курской битвы:
Завершение коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны
Переход стратегической инициативы к Советской армии
Решение об открытии второго фронта на Тегеранской конференции зимой 1943 года.
4. Белорусская операция продолжалась с 23 июня – 28 августа 1944г.
Результатом операции «Багратион» стал полный разгром группы армий «Центр», полное освобождение территории Белоруссии, частичное — Прибалтики и восточной части Польши. Линия фронта сместилась на запад почти на 600 километров. Перевес в войсках и технике ещё более увеличился в пользу Советского Союза.
5. Операция продолжалась 23 дня – с 16 апреля по 8 мая 1945 года.
8 мая представители германского и союзного командования подписали в Карлхерсте Акт о безоговорочной капитуляции Германии.
9 мая объявили Днём Победы.
Итоги битвы:
Разгром гитлеровской Германии
Окончание Великой Отечественной войны
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Оценочный лист
ФИО_______________________________________________________
Устный опрос________________________________________________
Работа у доски________________________________________________
Задание 1_____________________________________________________
Задание 2_____________________________________________________
Задание 3____________________________________________________
Задание 4____________________________________________________
Задание 5____________________________________________________
Количество баллов________
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Слайды занятия
Резервное задание: Вычислить производные функций
у = (х2 – 3х + 1)3 – 1-я группа.
Резервное задание: Вычислить производные функций
у = (1 + х – 2х2)10 – 2-я группа.
Резервное задание: Вычислить производные функций
у = (1+х2)100 - 3-я группа.
4