СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правила вычисления производных

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Занятие посвящается 80-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Применять полученные знания по теме «Правила вычисления производных», решать задачи по этой теме и вспомним 5 главных сражений Великой Отечественной войны.

Просмотр содержимого документа
«Правила вычисления производных»



ПЛАН ОТКРЫТОГО УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ



Специальность:24.02.01Производство летательных аппаратов

Дисциплина: Математика

Тема: «Правила вычисления производных»

Группа: 24ПЛ-2

Дата проведения:

Время: ___ пара




Цель учебного занятия:

- систематизировать знания и умения по теме «Правила вычисления производных»:


Задачи учебного занятия:

1)   обучающие:    закрепить  умение  и  навык  нахождения  производных  в  ходе  решения  задач;  


2)   воспитательные: вовлечь в активную деятельность всех обучающихся группы;  воспитывать у обучающихся любознательность и положительную мотивацию к учению  воспитывать коммуникативную культуру общения;

сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;


3)  развивающие: развивать познавательный интерес и логическое мышление; развивать навыки коллективной работы обучающихся в сочетании с самостоятельной; развивать умение выступать и защищать свою точку зрения.


Результаты учебного занятия:

Знать: правила нахождения производных элементарных функций, физический смысл производной, геометрический смысл производной;

Уметь:

- использовать правила нахождения производных элементарных функций,

- применять производную при решении задач на движение;

- применять производную при нахождении углового коэффициента.


В результате учебного занятия формируются следующие компетенции:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам

0К 02. Использовать современные средства поиска, анализа интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде; ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста.

ОК О6. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей; в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения.



Методы обучения:

Словесные: беседа, объяснение;

Наглядные: слайд-шоу по теме «Правила вычисления производных»;

Практические: решение практических задач.


Форма учебного занятия: учебное занятие комбинированное (обобщение и закрепление изученного материала).

Педагогические технологии: информационно – коммуникационная технология, проблемная технология (поисковая деятельность), игровая технология (дидактическая игра), здоровьесберегающая технология (смена видов деятельности), технология интегрированного обучения (обобщение и расширение кругозора по теме «Правила вычисления производных»), дифференцированный подход, индивидуальная и групповая работа.


Оборудование учебного занятия:

  • Задания (Приложение А);

  • Сообщения обучающихся (Приложение Б);

- Лист самооценки (Приложение В).


Методическое обеспечение учебного занятия: презентация; дидактические материалы.


Структурный план учебного занятия (в минутах)


Этапы учебного занятия

Время

(мин.)

Виды деятельности преподавателя

Виды деятельности обучающегося

1

Организационный этап


5

  • Приветствие

  • Контроль посещаемости

  • Настрой на учебную деятельность

  • Ознакомление с оценочным листом

- Знакомятся с оценочным листом

2

Постановка цели занятия, мотивация учебной деятельности

5

  • Задает наводящие вопросы

Отгадывают тему занятия

Ставят цель занятия

3

Актуализация опорных знаний

5

Устный опрос

Задания у доски


Устно находят производные элементарных функций

Работа у доски

4

Применение теоретических знаний в условиях выполнения упражнений и решений задач

18

- вычислить производные функции и определить 5 главных сражений в Великой Отечественной войны.

Работа в группе

Сообщения обучающихся по каждому из 5 главных сражений.

5

Рефлексия

5

  • Предлагает ответить на вопросы устно (беседа)

- Отвечают на вопросы и делают записи на оценочном листе

6

Домашнее задание

2

  • Инструктаж по выполнению домашнего задания

- Запись домашнего задания

7

Подведение итогов учебного занятия (самоконтроль и самооценка)

5

  • Предлагает заполнить оценочные листы

  • Выставление оценок за работу на занятии

  • Заполняют оценочные листы

  • Обсуждение допущенных ошибок




Ход учебного занятия:


1.Организационный этап

- приветствие;

- контроль посещаемости;

- проверка готовности обучающихся к учебному занятию;

- проверка готовности

- наглядных пособий и оборудования;

Слайд 1

Добрый день, ребята и уважаемые гости. Я рада, нашей встрече.

Ребята, у вас на столах лежат оценочные листы, за каждый правильный ответ, выполненное решение в группе или у доски, вы будете начислять себе по одному баллу. Все задания выполняются в тетрадях.

/обучающиеся распределены по группам. Преподаватель контролирует работу групп. За каждый решенный пример группы получают по одному баллу. Результаты заносятся в оценочный лист/

Команда, набравшая 8-10 баллов, и все обучающиеся получают оценку «отлично», набравшие 5-7 баллов, получают оценку «хорошо».

2. Постановка цели занятия, мотивация учебной деятельности.

Ребята, если вы правильно отгадаете ключевое слово, то узнаете тему нашего занятия.

Итак….(вопросы)….:

1) с ее появлением математика перешагнула из алгебры в математический анализ;

2) имеет физический, геометрический смысл;

3) бывает первой, второй, … ;

4) обозначается штрихом.

Слайд 2

Правильно. Молодцы, итак, тема нашего занятия «Правила вычисления производных»

Какие цели мы поставим перед собой? /закрепить умение и навык нахождения производных в ходе решения задач;/

Слайд 3

Слайд 4 В результате занятия формируются следующие компетенции.

Сегодняшнее занятие необычное. На занятии мы будем применять полученные знания по теме «Правила вычисления производных», решать задачи по этой теме и вспомним 5 главных сражений Великой Отечественной войны.

Занятие посвящается 80-летию Победы в Великой Отечественной войне.

3. Актуализация опорных знаний обучающихся.

Вы уже знакомы с правилами вычисления производных и умеете с ними работать. Давайте, мы вспомним то, что уже известно вам.

Устный опрос

Слайд 5

Найдите производные функций:

  1. (-3х2+5х)′=-6х+5

  2. (8х1/8)′=х-7/8

  3. -3)′=-3х-4

  4. (6х-2+4х)′=12х+4

  5. (-9х-9)′=81х-10

  6. (2х3-4х2+6х)′=6х2-8х+6

Молодцы. Спасибо.

Вспомним правила нахождения производных. /Необходимо заполнить пустые места в равенствах, записанных на доске/ (2 обучающихся выходят к доске)

(U*V) =……

…..= (UV –VU)/V2

(kx+b)=

(C*U)'=....

( U + V)' =…….

…=f(g(x))*g'(x)

Ставим баллы за ответы.

4. Применение теоретических знаний в условиях выполнения упражнений и решений задач.

Великая Отечественная война шла на протяжении четырёх долгих лет и унесла жизни более 27 миллионов человек. За эти годы было проведено более 150 битв! 

Сегодня мы вспомним 5 главных сражений Великой Отечественной войны.

Слайд 6

1.Вычислите производные следующих функций и определите дату Московской битвы 1941 -1942 гг. по данной информации. Выберите правильный ответ из четырех, предложенных вам вариантов.

Битва за Москву

1. 3x2-6x – 15

22 июля 1941г – 18 мая 1942г

2. 3x2- 12x – 15

30 сентября 1941г – 20 апреля 1942г

3. 3x – 6x + 15 – 2

20 сентября 1941г – 19ноября 1942г

4. 3x2+ 6x -15

30 августа 1941г – 16 сентября 1942г.

- Молодцы! Вы решили и нашли верный вариант ответа.

Давайте вспомним битву за Москву и послушаем сообщение, которое нам приготовил ФИО

Слайд 7

Битва за Москву продолжалась с 30 сентября 1941г – 18 мая 1942г.

Итоги битвы:

Немецкие войска отброшены на 100-250 км.

Освобождено 11 тыс. населенных пунктов

Разрушен миф о непобедимости германской армии.

Слайд 8

2. Следующее задание на вычисление производной произведения. Вычислите производные следующих функций и определите дату Сталинградской битвы. Выберите правильный ответ из четырех, предложенных вариантов.

Сталинградская битва

1. 3x2+4x+9

17 августа 1942 – 2 января 1943г.

2. 3x – 4 x -9

17 июня 1942 – 2 марта 1943г.

3.3x2- 4x + 9

17 июля 1942 – 2 февраля 1943 г

4. 3x2+ 4x – 9

17 сентября 1942 – 2 апреля 1943г.

Похвалить, напоминая ставить баллы

Послушаем сообщение, которое приготовил ФИО

Слайд 9

Сталинградская битва продолжалась с 17 июля 1942 г. – 2 февраля 1943г.

В результате битвы советские вооруженные силы вырвали у противника стратегическую инициативу и удерживали ее до конца войны.

Итоги битвы:

Начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны

Активизация движения Сопротивления на оккупированных территориях

Падение авторитета А. Гитлера

3 задание. Находим производные частного и вспомним дату Курской битвы

Слайд 10

Курская битва

1. (3x3 + 15x2)/(x+5)2

5 июня 1943 – 23 августа 1943г.

2. (x3 – x2)/(x+5)2

5 августа 1943 – 23 сентября 1943г

3. (2x3 – 5x2)/(x+5)2

5 сентября 1943 – 23 октября 1943г.

4. (2x3 + 15x2)/(x+5)2

5 июля 1943 – 23 августа 1943г.

Похвалить, напоминая ставить балы

Про Курскую битву послушаем сообщение ФИО

Слайд 11

Курская битва продолжалось с 5 июля 1943г – 23 августа 1943г.

Итоги Курской битвы:

Завершение коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны

Переход стратегической инициативы к Советской армии

Решение об открытии второго фронта на Тегеранской конференции зимой 1943 года.

4. Переходим к следующему заданию:

Слайд 12

Найдите тангенс угла наклона касательной к графику функции  в точке

t = 3 и определите вид угла между касательной и положительным направлением оси Ox.

Какие знания вы примените при выполнении данного задания?

В чем заключается геометрический смысл производной? /отвечает обучающийся/

Геометрический смысл производной — это угловой коэффициент касательной к графику функции в определённой точке.: k =tg α= f (х ) ).

Слайд 13

А теперь давайте решим задачу и узнаем даты Белорусской операции


Белорусская операция

tgα = 21, угол α - острый

23 июня -28 августа 1944г

tgα = 27, угол α - острый

23 июля – 28 сентября 1944 г

tgα = 21, угол α - тупой

23 августа – 28 октября 1944 г

tgα = 27, угол α - острый

23 сентября – 28 октября 1944 г

Похвалить, напоминая ставить баллы

Про Белорусскую операцию нам расскажет ФИО

Слайд 14

Белорусская операция продолжалась с 23 июня – 28 августа 1944г.

 Результатом операции «Багратион» стал полный разгром группы армий «Центр», полное освобождение территории Белоруссии, частичное — Прибалтики и восточной части Польши. Линия фронта сместилась на запад почти на 600 километров. Перевес в войсках и технике ещё более увеличился в пользу Советского Союза. 

5. Задание: Физический смысл производной.

А теперь перейдем к следующему заданию и узнаем в чем заключается физический смысл производной.

Итак, кто ответит в чем заключается физический смысл производной?

Ответ: скорость движения материальной точки в данный момент времени равна производной пути по времени.

Слайд 15

Сейчас вам необходимо решить задачу, и если вы правильно ее решите, то узнаете даты начала и окончания Берлинской операции.

Материальная точка движется прямолинейно по закону s(t) = 6t² - 48t + 17, где  s(t) — расстояние от точки отсчета в метрах, t — время в секундах, измеренное с начала движения. Найдите ее скорость (в метрах в секунду) в момент времени t = 9с.



Берлинская наступательная операция

61 м/с.

16 апреля – 9 мая 1945г

60,5 м/с.

16 марта – 8мая 1945г

59 м/с.

16 марта – 9 мая 1945г.

60 м/с.

16 апреля – 8 мая 1945г.

Решение.

1. Найдем производную функции  s(t)=6t2 – 48t +17:

s1(t)=12t – 48. Найдем значение производной в точке t = 9: s1(9)=12*9 – 48=60

Ответ: 60 м/с.

Похвалить, напоминая ставить баллы

Сообщение приготовил ФИО

Слайд 17

Операция продолжалась 23 дня – с 16 апреля по 8 мая 1945 года.

8 мая представители германского и союзного командования подписали в Карлхерсте Акт о безоговорочной капитуляции Германии.

9 мая объявили Днём Победы.

Итоги битвы:

Разгром гитлеровской Германии

Окончание Великой Отечественной войны.

Молодцы!


Не секрет, что ударной силой Красной армии во времена Великой Отечественной войны стала авиация. Из истории объединения ПО "Стрела": в годы ВОВ было выпущено 1595 единиц авиационной техники. В их числе учебно-тренировочные самолеты УТ-2, УТ-2М, истребители ЯК-1, ближние бомбардировщики ЯК-6 и ЩЕ-2. Ежедневно из ворот завода выходило по 1 летательному аппарату.
Резервное задание: Вычислить производные функций

  1. у = (х2 – 3х + 1)3 – 1-я группа.

  2. у = (1 + х – 2х2)10 – 2-я группа.

  3. у = (1+х2)100 - 3-я группа.

Ответы: 1. у′= (6х-9)(х2-3х+1)2

2. у′=(10-40х)(1+х-2х2)9

3. у′=200х(1+х2)99


Сколько бы лет ни прошло с мая 45-го, мы всегда будем помнить, что это была Великая Победа справедливости над злом и насилием, Победа в войне за независимость нашей Родины, за наше право и право наших детей и внуков быть гражданами свободной страны! 

5. Рефлексия.

Слайд 18

Ребята, вы замечательно поработали.

А теперь давайте вспомним:

- каковы были цели занятия?

- достигнуты ли цели?

- какой этап занятия вам показался наиболее интересным?

- понравился ли вам занятие?

6. Домашнее задание.

Домашнее задание размещено в электронном журнале. (комментарии преподавателя к домашнему заданию)

7. Подведение итогов занятия (самоконтроль и самооценка).

Вернемся к оценочным листам. Тот, кто набрал от 8-10 баллов получают «5»,

5-7 баллов – «4»

Молодцы! Я хочу пожелать, чтобы у вас была только положительная производная, чтобы знания ваши только возрастали.

Спасибо вам за урок. С вами было приятно поработать.

Я уверена, что наш сегодняшнее занятие нашло   отклик в ваших   сердцах.  

Я хочу, чтобы вы точно знали, что нам есть чем гордится.

У нас действительно героический народ, и победа в войне – его заслуга!

 А мы должны ценить это и помнить!

Слайд 20

До свидания!




























ПРИЛОЖЕНИЕ А


1.Вычислите производные следующих функций и определите дату Московской битвы 1941 -1942 гг. по данной информации. Выберите правильный ответ из четырех вариантов.

Битва за Москву

1. 3x2-6x – 15

22 июля 1941г – 18 мая 1942г

2.3x2- 12x – 15

30 сентября 1941г – 20 апреля 1942г

3.3x – 6x + 15 – 2

20 сентября 1941г – 19 ноября 1942г

4.3x2+ 6x -15

30 августа 1941г – 16 сентября 1942г.



2. Вычислите производные следующих функций и определите дату Сталинградской битвы. Выберите правильный ответ из четырех вариантов.

Сталинградская битва

1. 3x2+4x+9

17 августа 1942 – 2 января 1943г.

2. 3x – 4 x -9

17 июня 1942 – 2 марта 1943г.

3.3x2- 4x + 9

17 июля 1942 – 2 февраля 1943 г

4. 3x2+ 4x – 9

17 сентября 1942 – 2 апреля 1943г.



3. Решаем производные частного и узнаем дату Курской битвы

Курская битва

1. (3x3 + 15x2)/(x+5)2

5 июня 1943 – 23 августа 1943г.

2. (x3 – x2)/(x+5)2

5 августа 1943 – 23 сентября 1943г

3. (2x3 – 5x2)/(x+5)2

5 сентября 1943 – 23 октября 1943г.

4. (2x3 + 15x2)/(x+5)2

5 июля 1943 – 23 августа 1943г.



4. Следующее задание: геометрический смысл производной.

Найдите тангенс угла наклона касательной к графику функции  в точке

t = 3 и определите вид угла между касательной и положительным направлением оси Ox. Какие знания вы примените при выполнении данного задания?

В чем заключается геометрический смысл производной?


Белорусская операция

tgα = 21, угол α - острый

23 июня -28 августа 1944г

tgα = 27, угол α - острый

23 июля – 29 сентября 1944 г

tgα = 21, угол α - тупой

23 августа – 29 октября 1944 г

tgα = 27, угол α - острый

23 сентября – 29 октября 1944 г


5. Задание: Физический смысл производной.

Решите задачу и выберете узнаете даты начала и окончания Берлинской операции

Материальная точка движется прямолинейно по закону s(t) = 6t² - 48t + 17, где s(t) — расстояние от точки отсчета в метрах, t — время в секундах, измеренное с начала движения. Найдите ее скорость (в метрах в секунду) в момент времени t = 9с.




Берлинская наступательная операция

61 м/с.

16 апреля – 9 мая 1945г

60,5 м/с.

16 марта – 8мая 1945г

59 м/с.

16 марта – 9 мая 1945г.

60 м/с.

16 апреля – 8 мая 1945г.



ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Сообщения обучающихся:

1. Битва за Москву продолжалась с 30 сентября 1941г – 18 мая 1942г.

Итоги битвы:

Немецкие войска отброшены на 100-250 км.

Освобождено 11 тыс. населенных пунктов

Разрушен миф о непобедимости германской армии.


2. Сталинградская битва продолжалась с 17 июля 1942 г. – 2 февраля 1943г.

В результате битвы советские вооруженные силы вырвали у противника стратегическую инициативу и удерживали ее до конца войны.

Итоги битвы:

Начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны

Активизация движения Сопротивления на оккупированных территориях

Падение авторитета А. Гитлера.


3.Курская битва продолжалось с 5 июля 1943г – 23 августа 1943г.

Итоги Курской битвы:

Завершение коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны

Переход стратегической инициативы к Советской армии

Решение об открытии второго фронта на Тегеранской конференции зимой 1943 года.


4. Белорусская операция продолжалась с 23 июня – 28 августа 1944г.

 Результатом операции «Багратион» стал полный разгром группы армий «Центр», полное освобождение территории Белоруссии, частичное — Прибалтики и восточной части Польши. Линия фронта сместилась на запад почти на 600 километров. Перевес в войсках и технике ещё более увеличился в пользу Советского Союза. 



5. Операция продолжалась 23 дня – с 16 апреля по 8 мая 1945 года.

8 мая представители германского и союзного командования подписали в Карлхерсте Акт о безоговорочной капитуляции Германии.

9 мая объявили Днём Победы.

Итоги битвы:

Разгром гитлеровской Германии

Окончание Великой Отечественной войны














































ПРИЛОЖЕНИЕ В

Оценочный лист

ФИО_______________________________________________________

Устный опрос________________________________________________

Работа у доски________________________________________________

Задание 1_____________________________________________________

Задание 2_____________________________________________________

Задание 3____________________________________________________

Задание 4____________________________________________________

Задание 5____________________________________________________

Количество баллов________



























ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Слайды занятия







Резервное задание: Вычислить производные функций

  1. у = (х2 – 3х + 1)3 – 1-я группа.







Резервное задание: Вычислить производные функций

  1. у = (1 + х – 2х2)10 – 2-я группа.















Резервное задание: Вычислить производные функций

  1. у = (1+х2)100 - 3-я группа.



4