Урок математики (5 класс). Тема: « Правильные и
неправильные дроби»
Из опыта работы учителя
математики МБОУ
«Гимназия№11»
Гусейновой А.Г.
Задачи урока:
задачи урока познакомиться с понятиями «правильная» и «неправильная» дробь;
упражняться в составлении записи правильных и неправильных дробей, в изображении их на координатном луче, в сравнении их с единицей. Повторить правила сравнения обыкновенных дробей, изображения их на координатном луче; упражняться в решении основных видов задач «на дроби»
Выполните задания устно:
1 Прочитайте дробь 5/8
2 Назовите числитель дроби
3.Назовите знаменатель дроби
4.Что показывает знаменатель дроби ?
5.Что показывает числитель дроби?
Прочитайте следующие дроби. Что показывает числитель и знаменатель выделенных дробей?
5/8; 4/4; 2/3; 1/6; 10/9; 7/7; 8/15 ;
20/20; 5/2; 9/4.
Какая часть фигуры заштрихована?
Проверь себя: Какая часть фигуры заштрихована?
Математический диктант. Какую часть фигуры составляет закрашенная часть:
Продолжение
Продолжение
Проверка:
1 )2/3 4) 3/4 7) 3/5
2) 1/8 5) 2/6 8) 5/7
3) 4/9 6) 2/5 9) 6/12
Сравнить дроби:
1 вариант 2 вариант
3/10 и 7/10 4/9 и 8/9
9/12 и 5/12 2/7 и 10/35
1/5 и 3/15 6/7и 1/7
Расположить дроби в порядке
1 вариант 2 вариант
возрастания убывания:
11/13, 5/13, 7/13, 1/22, 21/22, 7/22,
3/13, 8/13, 1/13. 15/22, 9/22, 13/22.
Какая из точек лежит на координатном луче левее-с меньшей или большей координатой?
Х(3/8) или у(7/8)
Изображение дробей на координатном луче
Отметьте на координатном луче дроби:
1/6; 5/6; 6/6; 77/6; 11/6.
Что общего у данных дробей?
Что показывает знаменатель?
Отрезок какой длины удобно взять качестве единичного отрезка?
Какие из данных дробей являются правильными, а какие неправильными?
Задача-исследование
Дроби 1/2, 3/4 , 5/9- правильные.
Сравните числители и знаменатели правильных дробей, сделайте вывод: какие дроби называют правильными?
Дроби 4/3,7/5, 6/6 - неправильные
Сравните числители и знаменатели неправильных дробей, сделайте вывод: какие дроби называют неправильными?
Вывод:
Правильная дробь – это дробь, числитель которой меньше знаменателя. Такая дробь всегда меньше единицы.
Неправильная дробь – дробь, числитель которой больше или равен знаменателю.
Неправильная дробь, в которой числитель больше знаменателя, больше единицы. Если же в дроби числитель и знаменатель равны, то такая дробь равна единице.
Физкультминутка:
Вы на славу потрудились,
И немного утомились.
Дружно встать нам всем пора,
Начинается игра!
Зарядка с использованием понятий правильной и неправильной дроби.
Учитель показывает дробь, а ученики выполняют упражнения. Если дробь правильная – выполняют наклоны вперед - назад, если меньше 1 - наклоны влево - вправо, если дробь неправильная – хлопают руками, если больше или равна 1 - топают ногами.
(дроби следующие: 3/7, 9/7, 1/4, 8/8 ).
Работа в парах. Взаимопроверка.
При каких значениях «х» дробь х/9 будет правильной?
При каких значениях «х» дробь 6/х будет неправильной?
Проверка:
х/9 правильная, если х= 1; 2;3; 4; 5; 6; 7; 8.
6/х – неправильная, если х= 1; 2;3; 4; 5; 6.
ДОМ.ЗАДАНИЕ .
п. 25; № 999, 1001, 820 (в, г),
повторить п. 13, 14.
Оцените урок и результат своей деятельности. Выберите один из вариантов:
На уроке я работал активно / пассивно.
Своей работой на уроке я доволен / недоволен.
Урок для меня показался коротким / длинным
За урок я устал / не устал
Материал урока мне был понятен / не понятен
интересен / скучен
За урок я оставлю себе оценку -----------------------------
Спасибо за урок !
Молодцы!