Конспект урока
Тема: Правописание безударных окончаний существительных в родительном и дательном падежах
Тип урока: урок-самооценка
Цель: Сравнить родительный и дательный падежи имён существительных
Задачи: -Провести орфографическую минутку на изученные орфограммы
- Сравнить падежи по плану, работая в таблице
- Закрепить изученный материал
I. Включение в учебную деятельность
1. Эмоциональное вхождение в урок
У. Закройте глаза. Вспомните, когда вам было особенно радостно. Что вы почувствовали? Я хочу чтобы вы с хорошим настроением провели урок.
II. Актуализация знаний
1. Орфографическая минутка
Игра «Лови слова на своё правило»
У. Каждый ряд выбирает себе карточку, на которой указана орфограмма: Безударный гласный в корне, парный согласный, непроизносимый согласный. Каждый ряд будет «ловить» слова на своё правило. Слова записать в тетрадь, орфограмму подчеркнуть
У. Моряк, темнота, местность, завязка, пастбище, сердце, замазка, солнце, просьба, площадь, зимовка, бедняга.
- Определите склонение существительных?
(Дети читают по цепочке)
2.Самооценка
III. Самоопределение деятельности.
Радуемся после стужи Радуемся стуже
Стекали с крыши Стекали по крыше
Вернулся из столицы Ездил по столице
У. Посмотрите на 1 столбик
- В каком падеже существительные 1 столбика?
- Поставьте ударение и выдели окончания в 1 столбике
- В каком падеже существительные 2 столбика?
- Поставьте ударение и выдели окончание существительных
-Что объединяет существительных в двух столбиках? (Безударные окончания)
У. Сформулируйте тему урока, используя запись для этого на доске:
Правописание безударных…………существительных в ………… и дательном падежах.
(Правописание безударных окончаний существительных в родительном и дательном падежах)
У. Цель нашего урока: сравнить родительный и дательный падежи имён существительных по плану(план на доске)
Самооценка
1. Вопросы
2. Предлоги
3. Окончания
4. Роль в предложении
5. Физминутка (мальчики маршируют и говорят название падежей, девочки – вопросы падежей, а затем девочки маршируют и говорят название склонения, мальчики, выполняя физические упражнения, говорят род и окончания)
IV. Работа по теме урока
1. Работа с таблицей(работа в группах)
Ученики в течении нескольких минут заполняют таблицу, затем проверка по образцу.
Падеж | Вопросы | Предлоги | 1 скл | 2скл | 3 скл | Роль в предложении |
Р.п. | Кого? Чего?(откуда? Где?куда?) | От, до, из, с, около, у, вокруг, без | -и, -ы | -а, -я | -и | Второстепенный член |
Д.п. | Кому? Чему?(где? Куда?) | К, по | -е | -у, -ю | -и | Второстепенный член |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
У. –На какие вопросы отвечает родительный падеж?
У- На какие вопросы отвечает дательный падеж?
У.- Какие предлоги относятся к родительному падежу?(от, до из, без, у, для, около, с, вокруг)
У.- Какие предлоги относятся к дательному падежу? Запишите (к, по)
У. –Какие окончания имеют существительные 1 скл. В родительном падеже?
У. –Какие окончания имеют существительные 1 скл. В дательном падеже?
У. Какие окончания имеют существительные 2 скл в родительном падеже? – в дательном?
У. –Какие окончания имеют существительные 3 скл в родительном падеже? –дательном?
У.- Каким членом предложения являются существительные в родительном и дательном падежах(второстепенным членом)
У. –Сравните родительный и дательный падежи имён существительных по плану (на доске)
- Сделайте вывод: по каким признакам различаются родительный и дательный падежи?(падежными вопросами, предлогами, окончаниями существительных 1 го и 2 го склонения)
У.- В каком склонении родительного и дательного падежах одинаковые окончания? (в 3 склонении) , -что ещё общего? (вт. Чл. Предложения)
Самооценка
2.Работа по вариантам.
Спиши существительные, вставь пропущенные окончания, укажи падеж.
1в.-для вырубк… , из деревн… , к пристан… , от матер… , по ткан… .
2в.-без книжк… , по площад… , до деревн… , около речк… , идти к бабушк… .
Самооценка
3. Упражнение в нахождении словосочетаний с существительными в родительном и дательном падежах.
Работа в парах по карточкам. (проверка по образцу)
Самооценка
4.Самостоятельная работа. Учебник с.116 упр. 215-5 предложение списать,подчеркнуть грамматическую основу, указать части речи.
Самооценка
V. Рефлексия
Подводим итог самооценки. Результат работы-упражнение «Пантомима». Поднять руки вверх. Если ты «доволен» своей работой и оценкой, опустить голову вниз, если ты «недоволен», закрыть лицо руками. Если тебе- «безразлично»
VI. Итог урока-Что общего у родительного и дательного падежа имён существительных? Чем они отличаются?