СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание частиц.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Правописание частиц.»

Правописание частиц.

Цели урока:

Образовательные:

Создать условия для формирования у учащихся умения различать частицы не и ни; отрабатывать навыки орфографической зоркости.

Развивающие:

Содействовать развитию мышления, внимания, памяти, устной и письменной речи учащихся, навыков самостоятельной работы с текстом.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к предмету, к слову, к традициям русской культуры. 

Знать: условие выбора частиц НЕ - НИ.


ХОД УРОКА

1. Организационный момент

-Здравствуйте ребята, у нас сегодня необычный урок. На нем присутствуют гости. Сегодня нам с вами предстоит показать, что мы многое знаем и умеем. Пусть удача сопутствует нам, как говорится, ни пуха ни пера! Садитесь. Проверьте свои принадлежности

Учебник на столе у вас?

А ручки и тетрадки?

Тогда урок начнем сейчас,

Раз все у вас в порядке.

Будьте внимательны,

Послушны и наблюдательны.

Чтобы русский язык познавать,

Нужно серьезно все изучать.


(запись даты)

-Вспомните, над изучением какой части речи мы работаем?

-Частица


2. Повторение

  1). Вы уже знаете о правилах употребления  частиц не и ни. Расскажите:

  1. В каких случаях пишется частица не?

  2. Когда употребляется  частица ни?

2). Давайте проверим, как вы усвоили эти правила. Для этого выполните тест.(3 мин.)

У учащихся на столах раздаточный материал. Каждый работает самостоятельно. Одного из учащихся вызываю к доске для проверки.








Вариант 1

На месте каких(-ой) цифр(ы) пишется НИ? Выберите один вариант.

(1)зверь, (2) птица,(3) одно деревце (4) осмеливались нарушить молчания первого зимнего утра.

  1. 1,3,4

  2. 3,4

  3. 2,3

  4. 1,2,3

Вариант 2

На месте каких(-ой) цифр(ы) пишется НИ? Выберите один вариант.

(1) петухи, (2) лай собаки, (3) скрип ворот (4) могли вывести его из столбняка.

  1. 1,3,4

  2. 1,2,3

  3. 2,3

  4. 3,4

Вариант 3

На месте каких(-ой) цифр(ы) пишется НИ? Выберите один вариант.

Я (1) мог (2)сколько раз (3) улыбнуться, хотя (4) понял (5) слова из этого странного письма.

  1. 1,3,4,5

  2. 3,4,5

  3. 5

  4. 4

(Тесты из мультимедийного диска к учебнику Разумовской, 7 класс по теме «Правописание частиц», упражнение 3, варианты 1-3)

3). Постановка учебной задачи.

Если учащийся, работавший у доски, выполняет задание без ошибок, спрашиваю у ребят, также хорошо они справились с заданием или нет?

Если отвечавший допускает ошибки, вместе с ним находим правильный вариант, обращаем на него внимание учащихся.

-Почему при выполнении этого задания возникли затруднения?

-Хотя и знаем теорию, на практике еще это правило не отработано.

Частицы не и ни очень похожи.

Какая цель нашего урока?

Научиться различать частицы не и ни.

Что нам для этого необходимо?

Знать, в каких случаях употребляются.

Выполнять практические задания, не лениться, быть внимательными

Послушайте!

НЕ и НИ у нас частицы,
Нам их нужно уважать. 
И при этом не лениться
И ни часу не терять.

- Итак, какова тема урока? (Правописание частиц) Запись темы



3). Построение проекта выхода из затруднения. Работа в парах.


Вновь послушайте шуточное стихотворение, найдите устойчивые сочетания с НЕ и НИ и выпишите их.

Светило солнце в вышине 
Ни бледно и ни ярко. 
И в результате было мне 
Ни холодно ни жарко.

К доске я вышел отвечать,
Стоял я перед классом. 
Ни дать ни взять, ни сесть ни встать,
Ни рыба и ни мясо.

Проверка

- Какие вы нашли устойчивые словосочетания?

- Все записали именно эти? Почему получилось больше или меньше? Надо ли нам знать подобные сочетания и употреблять их?

- Конечно, они помогают сделать нашу речь выразительной, образной.


С какой частицей написали?

Сделайте вывод об употреблении частицы НИ.

-Частица НИ входит в состав фразеологических оборотов, внутри которого не ставится знак препинания.

- Назовите ещё фразеологические обороты с  ни, которые вы знаете. Расскажите об их значении.

3-4 учащихся выходят к доске с результатами проекта «Значение, употребление в речи фразеологизмов с ни». После сообщения прикрепляют листки на магнитную доску.

- Давайте подумаем, в какой ситуации, в каком стиле употребляются эти сочетания?

- Конечно, в разговорном стиле. Народ придумывает традиции, обряды и слова, которыми их можно обозначить. Одна из таких традиций – празднование Масленицы.

- Что вы знаете об этом празднике


Разбор предложения у доски:

А славяне, не знавшие ни Пасхи, ни постов, праздновали Масленицу в конце марта, когда день становился равен ночи, и просыпалось все живое.

Делаем вывод об употреблении частиц не и ни. Обращаем внимание на постановку запятой при употреблении частицы ни.


4. Физкультминутка: отдыхаем, но не расслабляемся – считаем частицы:

Вы сегодня не устали? встают

Сели-встали, сели- встали! приседания

Вам неймётся на уроке? поворот головы

Так уприте руки в боки! Руки в боки

Поворот туда-сюда! Поворот туловища

Не болят ваши бока? Поворот головы

Вы не дёргайтесь, не надо!

Расслаблять нам руки надо! Взмахи руками

Никогда не бойтесь сами

Вы подпрыгивать с хлопками! Прыжок с хлопком

Ни слова, ни жеста, ни взгляда! Замереть на месте

Мы делаем вдох – выдыхаем! Вдох-выдох, усаживаются

    - Сколько частиц встретилось?   8: 5 не, 3 ни.


5. Работа с текстом.


Работа у доски (ученик 1)

- Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания в сложных предложениях.

Иногда люди хотят чтобы их (н…) узнавали (н…) соседи, (н. . ) чужие. Раньше в Чехии существовал обычай согласно которому в день Масленицы горожане, встав (н…) свет (н…)заря, отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками.

Кто только (н…) хотел примерить красивый деревянный капюшон! Кто (н…) приходил в этот день в домик к мастеру всякий получал чудесное облачение. Но как (н…) старался этот скромный труженик (н…) одна из его работ (н…)доживала до следующего праздника потому что, по обычаю, всё сгорало в огромном костре. (Н…) раз обижался мастер на эту традицию но (н. . ) разу никому (н…) жаловался ведь он дарил людям радость.

МАСКА – французское masgue восходит к арабскому mashara - “шутка, насмешка”.


Работа у доски (ученик 2)


- Вставьте пропущенные буквы, пользуясь блоком-таблицей, расставьте недостающие знаки препинания в сложных предложениях, ориентируясь на подчёркнутые сказуемые.

Иногда люди хотят чтобы их не узнавали (н…)соседи, (н. . )чужие. Раньше в Чехии существовал обычай согласно которому в день Масленицы горожане, встав (н…) свет (н…)заря, отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками.

Кто только (н…) хотел примерить красивый деревянный капюшон! Кто (н…)приходил в этот день в домик к мастеру всякий получал чудесное облачение. Но как (н…) старался этот скромный труженик (н…) одна из его работ (н…)доживала до следующего праздника потому что, по обычаю, всё сгорало в огромном костре. (Н…) раз обижался мастер на эту традицию но (н. . ) разу никому (н…) жаловался ведь он дарил людям радость.

Работа у доски (ученик 3)


- Вставьте пропущенные буквы, пользуясь блоком-таблицей и подсказками.

Иногда люди хотят , чтобы их (н…) узнавали(если опустим частицу, смысл изменится на противоположный) (н…)соседи, (н. . )чужие(частицу можно опустить). Раньше в Чехии существовал обычай , согласно которому в день Масленицы горожане, встав (н…)свет (н…)заря(фразеологизм), отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками.

Кто только (н…) хотел примерить красивый деревянный капюшон! (простое восклицательное предложение) Кто (н…) приходил в этот день в домик к мастеру, всякий получал чудесное облачение. (предложение сложное, частицу можно опустить). Но как (н…) старался (предложение сложное, частицу можно опустить) этот скромный труженик ,(н…) одна(-ничто) из его работ (н…)доживала(Если опустим частицу, смысл изменится на противоположный) до следующего праздника ,потому что, по обычаю, всё сгорало в огромном костре. (Н…) раз (= много раз )обижался мастер на эту традиции, но (н. . ) разу (= никогда) никому (н…) жаловался(если опустим частицу, смысл изменится на противоположный) ведь он дарил людям радость.


Проверка самостоятельной работы по ключу

В конце работы учитель выдает текст без пропусков.

Критерии оценки. 0 ошибок «5», 1-3 ошибки «4», 4-6 ошибок «3», больше …

Диагностика


6. Подведение итогов урока

- Итак, подведём итог урока. Сегодня мы не только тренировались в различении частиц НЕ и НИ, но и побывали на праздновании Масленицы, заглянув в мастерскую чешского мастера.

Домашнее задание. Упр. 457. Составить тест из 5 вопросов «Правописание частиц не и ни»

Рефлексия

Ребята, проанализируйте свои знания: если остались какие-то вопросы, что-то неясно, оставьте у доски для меня сигнал в виде «?», если же вам теперь всё понятно, оставьте «!».