Правописание частиц.
Цели урока:
Образовательные:
Создать условия для формирования у учащихся умения различать частицы не и ни; отрабатывать навыки орфографической зоркости.
Развивающие:
Содействовать развитию мышления, внимания, памяти, устной и письменной речи учащихся, навыков самостоятельной работы с текстом.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к предмету, к слову, к традициям русской культуры.
Знать: условие выбора частиц НЕ - НИ.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
-Здравствуйте ребята, у нас сегодня необычный урок. На нем присутствуют гости. Сегодня нам с вами предстоит показать, что мы многое знаем и умеем. Пусть удача сопутствует нам, как говорится, ни пуха ни пера! Садитесь. Проверьте свои принадлежности
Учебник на столе у вас?
А ручки и тетрадки?
Тогда урок начнем сейчас,
Раз все у вас в порядке.
Будьте внимательны,
Послушны и наблюдательны.
Чтобы русский язык познавать,
Нужно серьезно все изучать.
(запись даты)
-Вспомните, над изучением какой части речи мы работаем?
-Частица
2. Повторение
1). Вы уже знаете о правилах употребления частиц не и ни. Расскажите:
В каких случаях пишется частица не?
Когда употребляется частица ни?
2). Давайте проверим, как вы усвоили эти правила. Для этого выполните тест.(3 мин.)
У учащихся на столах раздаточный материал. Каждый работает самостоятельно. Одного из учащихся вызываю к доске для проверки.
Вариант 1
На месте каких(-ой) цифр(ы) пишется НИ? Выберите один вариант.
(1)зверь, (2) птица,(3) одно деревце (4) осмеливались нарушить молчания первого зимнего утра.
1,3,4
3,4
2,3
1,2,3
Вариант 2
На месте каких(-ой) цифр(ы) пишется НИ? Выберите один вариант.
(1) петухи, (2) лай собаки, (3) скрип ворот (4) могли вывести его из столбняка.
1,3,4
1,2,3
2,3
3,4
Вариант 3
На месте каких(-ой) цифр(ы) пишется НИ? Выберите один вариант.
Я (1) мог (2)сколько раз (3) улыбнуться, хотя (4) понял (5) слова из этого странного письма.
1,3,4,5
3,4,5
5
4
(Тесты из мультимедийного диска к учебнику Разумовской, 7 класс по теме «Правописание частиц», упражнение 3, варианты 1-3)
3). Постановка учебной задачи.
Если учащийся, работавший у доски, выполняет задание без ошибок, спрашиваю у ребят, также хорошо они справились с заданием или нет?
Если отвечавший допускает ошибки, вместе с ним находим правильный вариант, обращаем на него внимание учащихся.
-Почему при выполнении этого задания возникли затруднения?
-Хотя и знаем теорию, на практике еще это правило не отработано.
Частицы не и ни очень похожи.
Какая цель нашего урока?
Научиться различать частицы не и ни.
Что нам для этого необходимо?
Знать, в каких случаях употребляются.
Выполнять практические задания, не лениться, быть внимательными
Послушайте!
НЕ и НИ у нас частицы,
Нам их нужно уважать.
И при этом не лениться
И ни часу не терять.
- Итак, какова тема урока? (Правописание частиц) Запись темы
3). Построение проекта выхода из затруднения. Работа в парах.
Вновь послушайте шуточное стихотворение, найдите устойчивые сочетания с НЕ и НИ и выпишите их.
Светило солнце в вышине
Ни бледно и ни ярко.
И в результате было мне
Ни холодно ни жарко.
К доске я вышел отвечать,
Стоял я перед классом.
Ни дать ни взять, ни сесть ни встать,
Ни рыба и ни мясо.
Проверка
- Какие вы нашли устойчивые словосочетания?
- Все записали именно эти? Почему получилось больше или меньше? Надо ли нам знать подобные сочетания и употреблять их?
- Конечно, они помогают сделать нашу речь выразительной, образной.
С какой частицей написали?
Сделайте вывод об употреблении частицы НИ.
-Частица НИ входит в состав фразеологических оборотов, внутри которого не ставится знак препинания.
- Назовите ещё фразеологические обороты с ни, которые вы знаете. Расскажите об их значении.
3-4 учащихся выходят к доске с результатами проекта «Значение, употребление в речи фразеологизмов с ни». После сообщения прикрепляют листки на магнитную доску.
- Давайте подумаем, в какой ситуации, в каком стиле употребляются эти сочетания?
- Конечно, в разговорном стиле. Народ придумывает традиции, обряды и слова, которыми их можно обозначить. Одна из таких традиций – празднование Масленицы.
- Что вы знаете об этом празднике
Разбор предложения у доски:
А славяне, не знавшие ни Пасхи, ни постов, праздновали Масленицу в конце марта, когда день становился равен ночи, и просыпалось все живое.
Делаем вывод об употреблении частиц не и ни. Обращаем внимание на постановку запятой при употреблении частицы ни.
4. Физкультминутка: отдыхаем, но не расслабляемся – считаем частицы:
Вы сегодня не устали? встают
Сели-встали, сели- встали! приседания
Вам неймётся на уроке? поворот головы
Так уприте руки в боки! Руки в боки
Поворот туда-сюда! Поворот туловища
Не болят ваши бока? Поворот головы
Вы не дёргайтесь, не надо!
Расслаблять нам руки надо! Взмахи руками
Никогда не бойтесь сами
Вы подпрыгивать с хлопками! Прыжок с хлопком
Ни слова, ни жеста, ни взгляда! Замереть на месте
Мы делаем вдох – выдыхаем! Вдох-выдох, усаживаются
- Сколько частиц встретилось? 8: 5 не, 3 ни.
5. Работа с текстом.
Работа у доски (ученик 1)
- Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания в сложных предложениях.
Иногда люди хотят чтобы их (н…) узнавали (н…) соседи, (н. . ) чужие. Раньше в Чехии существовал обычай согласно которому в день Масленицы горожане, встав (н…) свет (н…)заря, отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками.
Кто только (н…) хотел примерить красивый деревянный капюшон! Кто (н…) приходил в этот день в домик к мастеру всякий получал чудесное облачение. Но как (н…) старался этот скромный труженик (н…) одна из его работ (н…)доживала до следующего праздника потому что, по обычаю, всё сгорало в огромном костре. (Н…) раз обижался мастер на эту традицию но (н. . ) разу никому (н…) жаловался ведь он дарил людям радость.
МАСКА – французское masgue восходит к арабскому mashara - “шутка, насмешка”.
Работа у доски (ученик 2)
- Вставьте пропущенные буквы, пользуясь блоком-таблицей, расставьте недостающие знаки препинания в сложных предложениях, ориентируясь на подчёркнутые сказуемые.
Иногда люди хотят чтобы их не узнавали (н…)соседи, (н. . )чужие. Раньше в Чехии существовал обычай согласно которому в день Масленицы горожане, встав (н…) свет (н…)заря, отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками.
Кто только (н…) хотел примерить красивый деревянный капюшон! Кто (н…)приходил в этот день в домик к мастеру всякий получал чудесное облачение. Но как (н…) старался этот скромный труженик (н…) одна из его работ (н…)доживала до следующего праздника потому что, по обычаю, всё сгорало в огромном костре. (Н…) раз обижался мастер на эту традицию но (н. . ) разу никому (н…) жаловался ведь он дарил людям радость.
Работа у доски (ученик 3)
- Вставьте пропущенные буквы, пользуясь блоком-таблицей и подсказками.
Иногда люди хотят , чтобы их (н…) узнавали(если опустим частицу, смысл изменится на противоположный) (н…)соседи, (н. . )чужие(частицу можно опустить). Раньше в Чехии существовал обычай , согласно которому в день Масленицы горожане, встав (н…)свет (н…)заря(фразеологизм), отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками.
Кто только (н…) хотел примерить красивый деревянный капюшон! (простое восклицательное предложение) Кто (н…) приходил в этот день в домик к мастеру, всякий получал чудесное облачение. (предложение сложное, частицу можно опустить). Но как (н…) старался (предложение сложное, частицу можно опустить) этот скромный труженик ,(н…) одна(-ничто) из его работ (н…)доживала(Если опустим частицу, смысл изменится на противоположный) до следующего праздника ,потому что, по обычаю, всё сгорало в огромном костре. (Н…) раз (= много раз )обижался мастер на эту традиции, но (н. . ) разу (= никогда) никому (н…) жаловался(если опустим частицу, смысл изменится на противоположный) ведь он дарил людям радость.
Проверка самостоятельной работы по ключу
В конце работы учитель выдает текст без пропусков.
Критерии оценки. 0 ошибок «5», 1-3 ошибки «4», 4-6 ошибок «3», больше …
Диагностика
6. Подведение итогов урока
- Итак, подведём итог урока. Сегодня мы не только тренировались в различении частиц НЕ и НИ, но и побывали на праздновании Масленицы, заглянув в мастерскую чешского мастера.
Домашнее задание. Упр. 457. Составить тест из 5 вопросов «Правописание частиц не и ни»
Рефлексия
Ребята, проанализируйте свои знания: если остались какие-то вопросы, что-то неясно, оставьте у доски для меня сигнал в виде «?», если же вам теперь всё понятно, оставьте «!».