Просмотр содержимого документа
«Правописание частиц»
1. Раскрыть скобки «Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с разными частями речи».
(Ни)чем (не) нарушаемая тишина, (не)повторимый запах весны, (не)приведена в порядок, (не)чего надеяться, (не)яркое пламя, чувствовал себя (не)уверенно, (не)ожиданно приехавшие, (не)заменят (ни)когда свободы, указал на (не)справедливость.
2. Правописание частиц БЫ, ЖЕ, ЛИ.
Что(бы) тебе подарить? Проверь, что(бы) прогноз погоды был точным. Так(же), как и её родители, Варя всегда говорила правду. Прочитай то(же) стихотворение, с которым выступала вчера. Я так(же) с ним согласна. Можно(ли) написать сочинение в один вечер?
3. Вставьте подходящие по смыслу частицы в предложения:
Чаще двигайтесь. Учёными доказано, что …… восемь минут занятий спортом в день продлевают жизнь.
Человек, который не соблюдает режим дня, со временем становится раздражительным ……….. такие люди чаще подвержены стрессу и заболеваниям. Знаете ……….. вы, что режим питания играет большую роль в формировании здорового образа жизни.
4. Работа с деформированным текстом.
Слова для справок: даже, неужели, не, ни, только, как, все-таки, ну, именно.
___ вы ___ разу ___ видели радугу? ___ летом после сильного дождя? ____может этого быть, я вам говорю,____ может!
___ увидев радугу, человек способен понять, ___ красива природа после дождя. Нет, ___ мне жаль вас.
___, выйдите в дождь на берег реки, ____ уходите ни в коем случае, ___ если сильно промокнете. Вам обязательно повезет. ___ вам, потому что вы умеете ценить красоту, а главное - сделали все так, как я сказал!
(Е.Ильичев)
5. Расставьте знаки препинания и вставьте пропущенные буквы. Выделите частицы и укажите их разряд. Докажите, что они усиливают значения отдельных слов, выразительность фразы, а значит, и всего текста. Сделайте вывод о роли частицы в тексте.
Цветы существа живые и у каждого свой х_рактер, поэтому в вазе (не)всегда ладят друг с другом. Самый (не)уживчивый цветок это ландыш(?). Поста_те его в одну вазочку с фиалкой (не)забу_кой или другими весе_ними цветами – пере_сорятся (не)преме_но. Едва ли уживутся. Победителем выйдет ландыш(?) а другие цветы завянут. Одна лишь примула сильнее его. Душистый горошек то(же) (не)уживчивый цветок поэтому и он должен стоять в отдельной вазочк_.
(По В.Ветлиной)