СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание частицы не с глаголами

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 В данной разработке представлен комбинированный урок усвоения новых знаний на основе изученного в начальной школе.

Просмотр содержимого документа
«Правописание частицы не с глаголами»

НЕ С ГЛАГОЛАМИ. 5 КЛАСС.

Тема урока: «Правописание частицы НЕ с глаголом»

Тип урока: Урок методологической направленности (Комбинированный, урок усвоения новых знаний на основе изученного в начальной школе).

Оборудование: Учебник «Русский язык» под ред. М. М. Разумовской, карточки для работы, презентация «Не с глаголом».

Задачи урока:

1) знать правило написания Не с глаголами;

2) уметь раздельно писать Не с глаголами, слитно – те глаголы, которые без НЕ не употребляются;

3) уметь с помощью развёрнутого алгоритма применять правило правописания НЕ с глаголами;

4) уметь давать развёрнутый ответ на грамматическую тему и рецензию на него;

5) употреблять глаголы с НЕ в речи.

УУД: личностные: обладать положительной мотивацией к учебной деятельности.

Регулятивные: составлять план и последовательность действий, умение контролировать способы действия и результаты, определять уровень усвоения материала, преодолевать трудности при изучении темы.

Коммуникативные: выражать свои мысли с полнотой и ясностью в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.

Познавательные: структурировать знания.

Планируемые образовательные результаты.

Предметные:

  • Освоение понятия “правописание частицы НЕ с глаголами”;

  • Умение правильно объяснять условия слитного и раздельного написания частицы НЕ с глаголами;

  • Умение оценивать языковой материал с точки зрения его нормативности.







Метапредметные:

В результате занятия учащиеся могут:

  • сформулировать цели своей учебной деятельности;

  • совершенствовать навыки самоконтроля, коррекции, самооценки;

  • продолжить формирование умения формулировать и аргументировать собственное мнение;

  • продолжить совершенствовать навыки языкового анализа.

Личностные:

  • в результате занятия учащиеся смогут поддержать личный познавательный интерес к предмету.

Основные понятия: глагол, частица.

Межпредметные связи: литература.



Ход урока.



  1. Мотивирование к учебной деятельности.

Проверка готовности рабочих мест к началу урока.

Пожелаем всем хорошего настроения и успешной работы!

  1. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

- На доске написаны пословицы: (Не) откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня. В чужом доме (не) указывают. (Не) хвали сам себя, есть лучше тебя. Лодырю всегда (не) здоровится.

1.- Прочитайте пословицы вслух.

2. Найдите признаки, по которым пословицы можно объединить между собой. (Во всех пословицах речь идет о том, как не надо поступать, о неправильном поведении. Во всех есть одинаковая орфограмма: правописание НЕ с глаголами).

3.- Сформулируйте тему нашего урока, опираясь на общий орфографический признак глагола. (Тема нашего урока: Правописание НЕ с глаголами).

4.- Сформулируйте цель урока, задачи, опираясь на его тему:

Цель урока: расширить и углубить знания о правописании НЕ с глаголами; учиться находить и правильно писать НЕ с глаголами, уметь с помощью алгоритма применять правило правописания НЕ с глаголами.

  1. Выявление места и причины затруднения.

1.- А теперь давайте вернемся к пословицам.

Какие в них есть глаголы с частицей НЕ? (Не откладывай, не указывают, не хвали, нездоровится).

2.- Какое правило мы знаем о написании не с глаголами?

3.- Распределите эти глаголы на 2 группы (письменно). Напишите эти глаголы в два столбика с частицей НЕ, выделив орфограммы.

НЕ откладывай НЕздоровится

НЕ указывают

НЕ хвали

4.- Что нового увидели в этом правиле? (Что есть глаголы, которые с не пишутся слитно).

  1. Построение проекта выхода из затруднения.

  1. - По этому поводу давайте прочитаем Грамматическую сказку, которая называется «Сила любви».

Сила любви.

Гордую и упрямую частицу НЕ полюбил благородной Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: "Люблю", а она ему: "Не люблю". Он признавался: "Верю", а она ему: "Не верю".

Частица НЕ никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды НЕ и говорит ему: "Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь".

Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: "Негодую! Ненавижу!" и вдруг замерла от неожиданности, оказавшись в объятиях Глагола. Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, но и сама частица НЕ жить без него не может. (по Ф. Кривину)

2.- Переведите сказку на язык науки! Что нового мы узнали?

3.- Сформулируйте правило написания не с глаголом.

4. – Прочитаем правило на стр. 38 и посмотрим, правильно ли мы сформулировали правило.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

  1. Построение алгоритма применения правила

– Чтобы нам с вами было удобно пользоваться этим правилом, давайте выстроим алгоритм рассуждений при написании частицы не с глаголами.

Существует ли такое слово в русском языке? Да. Если слово в русском языке употребляется без частицы не, пишем раздельно.

Существует ли такое слово в русском языке? Нет. Если слово в русском языке не употребляется без частицы не, пишем слитно.

 

  1. Первичное закрепление и проговаривание во внешней речи.

1.Задание:

  1. Учащиеся, отвечая на вопрос «Какие глаголы с НЕ может употреблять учитель на уроке?», придумывают и записывают глаголы с НЕ:

                                         Не отвлекайтесь

                                          Не опаздывайте

                                   Не смейтесь

                                         Не разговаривайте

                                          Не списывайте

  1. Включение в систему знаний и повторение.

    1. Помогите восстановить пословицы. У вас на партах лежат карточки. Задание: соедините пословицы стрелками и обозначьте в глаголах изучаемую орфограмму.



Слово – не воробей - в лес ( не ) ходить.

Кто не работает - (не ) вытянешь рыбку из пруда

Волков бояться - (не) ждут.

Семеро одного - вылетит (не) поймаешь

Без труда - тот (не) ест

  1. Творческая работа. Составить памятку «Как должны вести себя учащиеся гимназии?», используя глаголы с НЕ.

3. Работа с пословицами: «Поиграем» Прослушав начало пословицы, закончите ее, используя глагол с НЕ. Запишите глагол с НЕ в тетрадь:



Каши маслом - (не испортишь).

Что написано пером - (не вырубить) топором.

После драки кулаками - (не машут ).

Под лежачий камень вода - (не течет).

Крепкую дружбу и топором - (не разрубишь).

За двумя зайцами погонишься - ни одного - (не поймаешь)

4. Выполнение задания Элекронного учебника (на карточках самостоятельно с последующей коллективной проверкой). Самооценка.

5. Выполнение упр.597 стр. 213 (самостоятельно). Проверка. Самооценка.



  1. Этап рефлексии учебной деятельности.

1. С каким видом орфограммы мы работали на уроке?

- Как теперь мы будем писать НЕ с глаголами?

- Кто уже запомнил глаголы исключения?

2.- Устная работа «Закончи предложение»

1.       Сегодня мы узнали о …

2.       Теперь я могу…

3.       Я научился…

4.       Мне было трудно…

5.       Своей работой я …

  1. Домашнее задание. СЛАЙД 9. упр. 98 (на отметку 4), для желающих на отметку 5 выполнить задания 2,3.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!