Тема: «Правописание частицы НЕ с глаголами».
Задачи: углубить знания обучающихся о глаголе как о части речи;
развивать орфографическую зоркость, на основе повторения изученных правил;
корректировать зрительную память на основе запоминания и воспроизведения, логического мышления; обогащать словарный запас уч-ся, развить навыки формулирования полных, доказательных ответов; воспитывать культуру учебного труда, эмоционально-положительный взгляд на мир, умение видеть красоту природы, любовь к родному языку, интереса к предмету, умение сотрудничать с другими учащимися класса.
-
Оборудование: компьютер, презентация, карточки с заданиями, учебное пособие для обучающихся коррекционной школы VIII вида Галунчиковой Н.Г., Якубовской Э.В. «Русский язык 8 класс» - М.: Просвещение, 2011.
Ход урока:
Орг.момент. Здравствуйте, ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Думаю, что сегодняшний урок принесет нам радость общения друг с другом. Вас ожидает много интересных заданий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
2. Введение в тему
1. Из чего состоит наша речь? (из слов)
2. На какие группы можно разделить все слова? (на части речи)
3. Какие части речи мы изучили? (сущ-ое, прил, местоимения, глагол).
СЛАЙД 2: Отгадайте загадку:
Что без меня предметы?
Лишь названья.
Но я приду - все в действие придёт.
Летит ракета. Люди строят здание.
Цветут сады, и хлеб в полях растет.
-О какой части речи говорится в этом стихотворении?
-Верно, это - глагол.
- Сегодня на уроке мы продолжим изучать эту часть речи.
-Давайте вспомним, что мы знаем о глаголе?
СЛАЙД 3 :
-Что обозначает? (обозн. действие предмета)
-На какие вопросы отвечает?(что делать? что сделать?)
-Как изменяется? (по временам; числам; в прошедшем времени ед. числе – по родам; в наст. и буд. вр.- по лицам )
-Чем является в предложении? (сказуемым)
СЛАЙД 4 : (Глагол-часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? Что сделать? Глагол изменяется по временам; числам; в прошедшем времени ед. числе – по родам; в наст. и буд. вр.- по лицам . В предложении является сказуемым.)
- А сейчас откроем учебник на стр. 148 и рассмотрим запись в рамке. Давайте прочитаем и объясним её.
- к какой части речи относятся слова? (глагол)
- с чем употребляются ? (с частицей НЕ)
- как пишется частица с глаголами? (отдельно)
- давайте для примера составим предложения с глаголами из рамки.
- какое значение придаёт частица НЕ глаголам? (значение отрицания)
- Попробуйте сформулировать тему урока.
3. Изучение новых знаний.
- Сегодня на уроке мы будем работать над правописанием частицы «не» с глаголами.
- Откроем тетради, запишем сегодняшнее число, классная работа и тему урока.
СЛАЙД 5: «Правописание частицы НЕ с глаголами».
СЛАЙД 6: Цели урока: расширить и углубить знания о глаголе, научиться находить и правильно писать частицу НЕ с глаголами.
- откройте учебник на стр. 150, упр. 201
- читаем задание.
СЛАЙД 7: стр.150 упр.201 самостоятельно в тетрадях
- Давайте вспомним, какие ещё полезные правила вы должны не забывать: ( цветные плакаты, по ходу вывешиваются на доску)
Алина: Не ныряй в незнакомых местах: на дне может лежать опасный предмет.
Максим: Не ешьте вредную пищу – сохраняйте здоровье вашего тела.
Шпынёв: Не смотрите долго телевизор – держите ваш разум в чистоте.
Саша: Не курите – это приводит к болезни!
Катя: Не рвите редкие цветы.
Вадим: Не убивай животных! Они хотят жить!
Вывод: глаголы с НЕ пишем раздельно.
- Все любят сказки: и взрослые, и дети. И сейчас вы увидите сказку о Глаголе и о частице Не.
В роли глагола – Максим.
В роли частицы Не – Алина.
В некотором царстве, в некотором государстве жила-была частица Не. Не любили её другие части речи. С кем ни подружится коварная Не, всем жизнь портит: было Прилагательное хорошим — стало нехорошим, правда в неправду превратилась. Всем словам старается Не значение изменить. Не захотел с такой опасной частицей и дедушка Глагол дружить.
Затосковала частица Не — скучно одной. Вот и просит она однажды:
— Глагол, миленький! Не гони меня прочь — я тебе пригожусь. Разреши рядом с тобой находиться, ведь тебе, старенькому, тяжело, и понять тебя иногда трудно: что это за навидеть, доумевать, домогать, годовать ?!
— Твоя правда, — призадумался Глагол. — Того и гляди забудут люди некоторые мои слова. Может быть, с тобой легче мне будет.
Становись рядом, да смотри не путайся под ногами!
Обрадовалась частица Не — дружбой стала дорожить. Рядом с глаголом идёт, а в трудную минуту плечо подставляет. А слова ненавидеть, недоумевать, недомогать, негодовать с той поры счастливые бегают — не забыли их люди.
Спасибо Не!
СЛАЙД 8-11:
- О чём сказка? (как подружились глагол и частица Не)
- Какими были глаголы навидеть, годовать, доумевать, домогать до дружбы с глаголом? (непонятными, без смысла)
- Какими стали , когда подружились?(у них появился смысл, это слова, которые не употребляются без частицы Не и пишутся с глаголами всегда слитно)
- Верно, это слова исключения, которые нужно запомнить. Кто может объяснить значение этих слов?
- Давайте уточним значение слов исключений.
СЛАЙД 12: слова, которые без НЕ не употребляются
Возмущаться, выражать крайнее неудовольствие - негодовать
Испытывать чувство сильной вражды, ненависти - ненавидеть
Сомневаться, удивляться - недоумевать
Болеть, плохо себя чувствовать - недомогать
СЛАЙД 13: - Спишите глаголы, запомните как они пишутся.
СЛАЙД 14: Вывод: глаголы с НЕ пишутся раздельно, кроме исключений.
- Ребята, не за горами долгожданная весна, приближается март. В этом месяце весь мир отмечает особый день – 22 марта – ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ВОДЫ. Без воды растения, люди и животные не могли бы существовать на земле.
CЛАЙД 15: Всемирный день воды.
СЛАЙД 16: (стихотворение).Читает учитель.
- Посмотрите внимательно на четверостишье. Назовите глаголы с частицей НЕ.
- Нам пора отдохнуть и дать отдых глазам. Сядьте удобно. Полюбуемся красотой мира в капле росы.
4. СЛАЙД 17: Релаксация. Видеоролик «Мир в капле росы»
- Ребята, в начале нашего урока мы говорили, что наша речь состоит из слов. Чтобы речь человека была более яркой, красочной мы используем в некоторых ситуациях пословицы и поговорки. Пришло время вспомнить их.
-На моём столе лежат карточки с пословицами и поговорками. Только некоторые из них потеряли частицу НЕ и стали несуразными. Ваша задача отыскать и исправить недочёты. Глагол с НЕ записать на доске.
5.. СЛАЙД 18: 1.Хочешь есть калачи - ( не) сиди на печи.
СЛАЙД 19: 2.Болезнь человека (не) красит.
СЛАЙД 20: 3.Как аукнется, так и откликнется. (как сам поступаешь с другими, так и с тобой поступают)
СЛАЙД 21: 4.Работа сердце веселит.
СЛАЙД 22: 5.Книги читать – скуки (не) знать.
СЛАЙД 23: 6.Без труда (не) вытащишь и рыбку из пруда (без усилий ничего не достигнешь)
6. Игра.
- Ребята, скоро прозвенит звонок, и вы пойдёте на перемену, давайте разделимся на две группы и назовём глаголы, которые вы можете услышать от дежурных по школе, а также глаголы, которые вам может сказать учитель на уроке.
1 ряд – дежурные по коридору
2 ряд - учитель на уроке
Задание: назовите глаголы с «не», которые использует дежурный на перемене, учитель на уроке.
Не бегайте Не отвлекайтесь
Не шумите Не опаздывайте
Не деритесь Не смейтесь
Не толкайтесь Не разговаривайте
Не кричите Не списывайте
- Молодцы! Спасибо.
СЛАЙД 24: Домашнее задание
Упр. 200, стр. 250
СЛАЙД 25: Рефлексия
Сегодня мы узнали о…правописании НЕ с глаголом.
Теперь я могу…. Правильно писать не с глаголами и слова исключения
Я научился….применять правило
Своей работой я ….
7. Итог урока. Оценки.
СЛАЙД 26: Спасибо за работу! Молодцы!
Не ………….. костёр в лесу без ………..!
Не ……………. ! Это вредно для ……………..!
Не ……………….. за буйки!
Не …………… в цирке!
Не …………..с моста!
Не …………………. мусор в лесу!
Не ………………………. по лестнице!
Не ………….. костёр в лесу без ………..!
Не ……………. ! Это вредно для ……………..!
Не ……………….. за буйки!
Не …………… в цирке!
Не …………..с моста!
Не …………………. мусор в лесу!
Не ………………………. по лестнице!
Не ………….. костёр в лесу без ………..!
Не ……………. ! Это вредно для ……………..!
Не ……………….. за буйки!
Не …………… в цирке!
Не …………..с моста!
Не …………………. мусор в лесу!
Не ………………………. по лестнице!
- Глагол, миленький! Не гони меня прочь – я тебе пригожусь. Разреши рядом с тобой находиться, ведь тебе, старенькому, тяжело, и понять тебя иногда трудно: что это за НАВИДЕТЬ, ДОУМЕВАТЬ, ДОМОГАТЬ, ГОДОВАТЬ?!
- Твоя правда. Того и гляди забудут люди мои некоторые слова. Может быть с тобой легче мне будет. Становись рядом, да смотри не путайся под ногами!
1.Хочешь есть калачи - сиди на печи.
2.Болезнь человека красит.
3.Как аукнется, так и откликнется.
4.Работа сердце веселит.
5.Книги читать – скуки знать.
6.Без труда вытащишь и рыбку из пруда .
Самоанализ урока письма и развития речи в 8 классе
Тема: «Правописание частицы НЕ с глаголами».
Цель: познакомить с ролью частицы НЕ и её раздельным написанием с глаголами; познакомить с глаголами исключениями.
Задачи: углубить знания обучающихся о глаголе как о части речи;
развивать орфографическую зоркость; корректировать зрительную память на основе запоминания и воспроизведения, логического мышления; обогащать словарный запас уч-ся, развить навыки формулирования полных, доказательных ответов; воспитывать культуру учебного труда, эмоционально-положительный взгляд на мир, умение видеть красоту природы, любовь к родному языку, интереса к предмету, умение сотрудничать с другими учащимися класса.
Класс, с которым я работаю, является классом возрастной нормы. 50 % класса не имеют положительной мотивации к учебной деятельности. В классе есть ребята с неустойчивым, рассеянным вниманием, низкой работоспособностью, они быстро утомляются и поэтому испытывают трудности в обучении. Урок построен с учётом индивидуальных особенностей детей.
На уроке были реализованы принципы наглядности, доступности (реализован в подборе материала), индивидуализации , принцип связи обучения с жизнью.
По типу урок - изучение нового материала.
На уроке были использованы методы:
Словесные (беседа на организационном этапе, на подготовительном этапе, на этапе обобщения, при постановке цели и задач урока и подведении итога урока)
Наглядные (на всех этапах урока - как сопровождение)
Практические (Нахождение глаголов с частицей НЕ в тексте)
По виду учебной деятельности:
Самостоятельная работа: ( работа с учебником, запись глаголов в тетради)
С целью формирования интереса к учению использована красочная наглядность, разнообразные задания, эмоциональное стимулирование (использование игровых ситуаций на уроке, инсценирование ). Так же использовались методы контроля и самоконтроля .
Организация учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная (работа по карточкам с пословицами , работа по учебнику), работа в группах.
Содержание учебного материала и виды работы, используемые на уроке, были направлены на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего урока.
Требования к современному уроку включают в себя обязательное использование информационных технологий. Поэтому была создана компьютерная презентация по данной теме.
Учитывая психологические и возрастные особенности учащихся были включены здоровье-сберегающие технологии: Релаксация «Мир в капле росы», также двигательные задания: дети выходили к доске с плакатами, записывали пословицы. Все эти методы, формы и средства помогли осуществлению цели и задач урока.
Наглядный материал, использованный на уроке, служил для решения задач урока и эмоциональной поддержки.
Выбранный тип и форма проведения урока себя оправдали. Урок достиг поставленных целей и задач..