СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Правописание частицы НЕ с глаголами».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок письма и развития речи . Тема урока : "Правописание частицы НЕ с глаголами.

Просмотр содержимого документа
««Правописание частицы НЕ с глаголами».»

Тема: «Правописание частицы НЕ с глаголами».

  • Цель: познакомить с ролью частицы НЕ и её раздельным написанием с глаголами; познакомить с глаголами исключениями.


  • Задачи: углубить знания обучающихся о глаголе как о части речи;

  • развивать орфографическую зоркость, на основе повторения изученных правил;

  • корректировать зрительную память на основе запоминания и воспроизведения, логического мышления; обогащать словарный запас уч-ся, развить навыки формулирования полных, доказательных ответов; воспитывать культуру учебного труда, эмоционально-положительный взгляд на мир, умение видеть красоту природы, любовь к родному языку, интереса к предмету, умение сотрудничать с другими учащимися класса.

Оборудование: компьютер, презентация, карточки с заданиями, учебное пособие для обучающихся коррекционной школы VIII вида Галунчиковой Н.Г., Якубовской Э.В. «Русский язык 8 класс» - М.: Просвещение, 2011.


Ход урока:

  1. Орг.момент. Здравствуйте, ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Думаю, что сегодняшний урок принесет нам радость общения друг с другом. Вас ожидает много интересных заданий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

2. Введение в тему

1. Из чего состоит наша речь? (из слов)

2. На какие группы можно разделить все слова? (на части речи)

3. Какие части речи мы изучили? (сущ-ое, прил, местоимения, глагол).


СЛАЙД 2: Отгадайте загадку:


Что без меня предметы?

Лишь названья.

Но я приду - все в действие придёт.

Летит ракета. Люди строят здание.

Цветут сады, и хлеб в полях растет.

-О какой части речи говорится в этом стихотворении?

-Верно, это - глагол.

- Сегодня на уроке мы продолжим изучать эту часть речи.

-Давайте вспомним, что мы знаем о глаголе?


СЛАЙД 3 :

-Что обозначает? (обозн. действие предмета)


-На какие вопросы отвечает?(что делать? что сделать?)


-Как изменяется? (по временам; числам; в прошедшем времени ед. числе – по родам; в наст. и буд. вр.- по лицам )


-Чем является в предложении? (сказуемым)


СЛАЙД 4 : (Глагол-часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? Что сделать? Глагол изменяется по временам; числам; в прошедшем времени ед. числе – по родам; в наст. и буд. вр.- по лицам . В предложении является сказуемым.)


- А сейчас откроем учебник на стр. 148 и рассмотрим запись в рамке. Давайте прочитаем и объясним её.


- к какой части речи относятся слова? (глагол)


- с чем употребляются ? (с частицей НЕ)


- как пишется частица с глаголами? (отдельно)


- давайте для примера составим предложения с глаголами из рамки.

- какое значение придаёт частица НЕ глаголам? (значение отрицания)


- Попробуйте сформулировать тему урока.

3. Изучение новых знаний.

- Сегодня на уроке мы будем работать над правописанием частицы «не» с глаголами.

- Откроем тетради, запишем сегодняшнее число, классная работа и тему урока.

СЛАЙД 5: «Правописание частицы НЕ с глаголами».

СЛАЙД 6: Цели урока: расширить и углубить знания о глаголе, научиться находить и правильно писать частицу НЕ с глаголами.

- откройте учебник на стр. 150, упр. 201

- читаем задание.

СЛАЙД 7: стр.150 упр.201 самостоятельно в тетрадях

- Давайте вспомним, какие ещё полезные правила вы должны не забывать: ( цветные плакаты, по ходу вывешиваются на доску)

Алина: Не ныряй в незнакомых местах: на дне может лежать опасный предмет.

Максим: Не ешьте вредную пищу – сохраняйте здоровье вашего тела.

Шпынёв: Не смотрите долго телевизор – держите ваш разум в чистоте.

Саша: Не курите – это приводит к болезни!

Катя: Не рвите редкие цветы.

Вадим: Не убивай животных! Они хотят жить!

Вывод: глаголы с НЕ пишем раздельно.

- Все любят сказки: и взрослые, и дети. И сейчас вы увидите сказку о Глаголе и о частице Не.

В роли глагола – Максим.

В роли частицы Не – Алина.

В некотором царстве, в некотором государстве жила-была частица Не. Не любили её другие части речи. С кем ни подружится коварная Не, всем жизнь портит: было Прилагательное хорошим — стало нехорошим, правда в неправду превратилась. Всем словам старается Не значение изменить. Не захотел с такой опасной частицей и дедушка Глагол дружить.

Затосковала частица Не — скучно одной. Вот и просит она однажды:

— Глагол, миленький! Не гони меня прочь — я тебе пригожусь. Разреши рядом с тобой находиться, ведь тебе, старенькому, тяжело, и понять тебя иногда трудно: что это за навидеть, доумевать, домогать, годовать ?!

— Твоя правда, — призадумался Глагол. — Того и гляди забудут люди некоторые мои слова. Может быть, с тобой легче мне будет.

Становись рядом, да смотри не путайся под ногами!

Обрадовалась частица Не — дружбой стала дорожить. Рядом с глаголом идёт, а в трудную минуту плечо подставляет. А слова ненавидеть, недоумевать, недомогать, негодовать с той поры счастливые бегают — не забыли их люди.

Спасибо Не!



СЛАЙД 8-11:

- О чём сказка? (как подружились глагол и частица Не)

- Какими были глаголы навидеть, годовать, доумевать, домогать до дружбы с глаголом? (непонятными, без смысла)

- Какими стали , когда подружились?(у них появился смысл, это слова, которые не употребляются без частицы Не и пишутся с глаголами всегда слитно)

- Верно, это слова исключения, которые нужно запомнить. Кто может объяснить значение этих слов?

- Давайте уточним значение слов исключений.

СЛАЙД 12: слова, которые без НЕ не употребляются

Возмущаться, выражать крайнее неудовольствие - негодовать

Испытывать чувство сильной вражды, ненависти - ненавидеть

Сомневаться, удивляться - недоумевать

Болеть, плохо себя чувствовать - недомогать

СЛАЙД 13: - Спишите глаголы, запомните как они пишутся.

СЛАЙД 14: Вывод: глаголы с НЕ пишутся раздельно, кроме исключений.

- Ребята, не за горами долгожданная весна, приближается март. В этом месяце весь мир отмечает особый день – 22 марта – ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ВОДЫ. Без воды растения, люди и животные не могли бы существовать на земле.

CЛАЙД 15: Всемирный день воды.

СЛАЙД 16: (стихотворение).Читает учитель.

- Посмотрите внимательно на четверостишье. Назовите глаголы с частицей НЕ.

- Нам пора отдохнуть и дать отдых глазам. Сядьте удобно. Полюбуемся красотой мира в капле росы.

4. СЛАЙД 17: Релаксация. Видеоролик «Мир в капле росы»

- Ребята, в начале нашего урока мы говорили, что наша речь состоит из слов. Чтобы речь человека была более яркой, красочной мы используем в некоторых ситуациях пословицы и поговорки. Пришло время вспомнить их.

-На моём столе лежат карточки с пословицами и поговорками. Только некоторые из них потеряли частицу НЕ и стали несуразными. Ваша задача отыскать и исправить недочёты. Глагол с НЕ записать на доске.

5.. СЛАЙД 18: 1.Хочешь есть калачи - ( не) сиди на печи.

СЛАЙД 19: 2.Болезнь человека (не) красит.

СЛАЙД 20: 3.Как аукнется, так и откликнется. (как сам поступаешь с другими, так и с тобой поступают)

СЛАЙД 21: 4.Работа сердце веселит.

СЛАЙД 22: 5.Книги читать – скуки (не) знать.

СЛАЙД 23: 6.Без труда (не) вытащишь и рыбку из пруда (без усилий ничего не достигнешь)

6. Игра.

- Ребята, скоро прозвенит звонок, и вы пойдёте на перемену, давайте разделимся на две группы и назовём глаголы, которые вы можете услышать от дежурных по школе, а также глаголы, которые вам может сказать учитель на уроке.

1 ряд – дежурные по коридору

2 ряд - учитель на уроке

Задание: назовите глаголы с «не», которые использует дежурный на перемене, учитель на уроке.

Не бегайте Не отвлекайтесь

Не шумите Не опаздывайте

Не деритесь Не смейтесь

Не толкайтесь Не разговаривайте

Не кричите Не списывайте

- Молодцы! Спасибо.



СЛАЙД 24: Домашнее задание

Упр. 200, стр. 250

СЛАЙД 25: Рефлексия

  1. Сегодня мы узнали о…правописании НЕ с глаголом.

  2. Теперь я могу…. Правильно писать не с глаголами и слова исключения

  3. Я научился….применять правило

  4. Своей работой я ….



7. Итог урока. Оценки.

СЛАЙД 26: Спасибо за работу! Молодцы!































Не ………….. костёр в лесу без ………..!

Не ……………. ! Это вредно для ……………..!

Не ……………….. за буйки!

Не …………… в цирке!

Не …………..с моста!

Не …………………. мусор в лесу!

Не ………………………. по лестнице!



Не ………….. костёр в лесу без ………..!

Не ……………. ! Это вредно для ……………..!

Не ……………….. за буйки!

Не …………… в цирке!

Не …………..с моста!

Не …………………. мусор в лесу!

Не ………………………. по лестнице!



Не ………….. костёр в лесу без ………..!

Не ……………. ! Это вредно для ……………..!

Не ……………….. за буйки!

Не …………… в цирке!

Не …………..с моста!

Не …………………. мусор в лесу!

Не ………………………. по лестнице!



- Глагол, миленький! Не гони меня прочь – я тебе пригожусь. Разреши рядом с тобой находиться, ведь тебе, старенькому, тяжело, и понять тебя иногда трудно: что это за НАВИДЕТЬ, ДОУМЕВАТЬ, ДОМОГАТЬ, ГОДОВАТЬ?!









- Твоя правда. Того и гляди забудут люди мои некоторые слова. Может быть с тобой легче мне будет. Становись рядом, да смотри не путайся под ногами!













1.Хочешь есть калачи - сиди на печи.





2.Болезнь человека красит.





3.Как аукнется, так и откликнется.





4.Работа сердце веселит.





5.Книги читать – скуки знать.





6.Без труда вытащишь и рыбку из пруда .

































Самоанализ урока письма и развития речи в 8 классе

Тема: «Правописание частицы НЕ с глаголами».

Цель: познакомить с ролью частицы НЕ и её раздельным написанием с глаголами; познакомить с глаголами исключениями.


Задачи: углубить знания обучающихся о глаголе как о части речи;

развивать орфографическую зоркость; корректировать зрительную память на основе запоминания и воспроизведения, логического мышления; обогащать словарный запас уч-ся, развить навыки формулирования полных, доказательных ответов; воспитывать культуру учебного труда, эмоционально-положительный взгляд на мир, умение видеть красоту природы, любовь к родному языку, интереса к предмету, умение сотрудничать с другими учащимися класса.

Класс, с которым я работаю, является классом возрастной нормы. 50 % класса не имеют положительной мотивации к учебной деятельности. В классе есть ребята с неустойчивым, рассеянным вниманием, низкой работоспособностью, они быстро утомляются и поэтому испытывают трудности в обучении. Урок построен с учётом индивидуальных особенностей детей.

На уроке были реализованы принципы наглядности, доступности (реализован в подборе материала), индивидуализации , принцип связи обучения с жизнью.

По типу урок - изучение нового материала.
На уроке были использованы методы:

Словесные (беседа на организационном этапе, на подготовительном этапе, на этапе обобщения, при постановке цели и задач урока и подведении итога урока)

Наглядные (на всех этапах урока - как сопровождение)

Практические (Нахождение глаголов с частицей НЕ в тексте)

По виду учебной деятельности:

Самостоятельная работа: ( работа с учебником, запись глаголов в тетради)

С целью формирования интереса к учению использована красочная наглядность, разнообразные задания, эмоциональное стимулирование (использование игровых ситуаций на уроке, инсценирование ). Так же использовались методы контроля и самоконтроля .

Организация учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная (работа по карточкам с пословицами , работа по учебнику), работа в группах.

Содержание учебного материала и виды работы, используемые на уроке, были направлены на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего урока.

Требования к современному уроку включают в себя обязательное использование информационных технологий. Поэтому была создана компьютерная презентация по данной теме.

Учитывая психологические и возрастные особенности учащихся были включены здоровье-сберегающие технологии: Релаксация «Мир в капле росы», также двигательные задания: дети выходили к доске с плакатами, записывали пословицы. Все эти методы, формы и средства помогли осуществлению цели и задач урока.

Наглядный материал, использованный на уроке, служил для решения задач урока и эмоциональной поддержки.

Выбранный тип и форма проведения урока себя оправдали. Урок достиг поставленных целей и задач..