Актуализация жизненного опыта. Целеполагание. Минутка чистописания: Чч ча чу туча чудо - Назовите эту букву. Какой звук она обозначается? Дайте характеристику звука. - Напишем букву по образцу (показ учителя). - Какие правила мы должны помнить при написании слов с этой буквой? (ча, чу) Целеполагание. Сегодня у нас в гостях… Угадайте кто? Бабушка девочку очень любила. Шапочку красную ей подарила, Девочка имя забыла свое Ну, отгадайте, как звали ее? (Красная Шапочка) - Красная Шапочка не случайно пришла именно сегодня к нам на урок. - В словах девочка и шапочка скрыта тема нашего урока. Она связана с сочетанием той буквы, которую мы писали на минутке чистописания. - Итак, кто догадался? (чк, чн) - Сегодня на уроке мы будем учиться правильно писать сочетания чк, чн. - Определим задачи, которые будем решать на уроке: * Вспомним характеристику звука [ч'] * Определим, нужно ли обозначать мягкость этого согласного на письме * Будем учиться правильно писать сочетания чк, чн - А как правильно? Эту проблему нам и предстоит разрешить. Работа над новой темой. Объяснение нового материала. Запись на доске: Чк Чн Печка Печник Речка Речная Удочка Сочный - Прочитайте слова первого и второго столбика (про себя и хором). Работа над лексическим значением слов. - Какой звук обозначен выделенной буквой? - Какой это звук? - Есть ли у него парный согласный по твердости? - Нужно ли обозначать мягкость этого согласного на письме? Почему? - Как написаны сочетания чк, чн в словах? - Кто сделает вывод из наших наблюдений? Вывод: Звук [ч'] всегда мягкий, поэтому на письме его мягкость не обозначается. Сочетания чк, чн пишутся без мягкого знака. Работа в тетради. - Так что же значит правильное написание сочетаний чк, чн? - Какую проблему мы решали? Физминутка «Бабочка» Первичное закрепление нового материала. 1. Работа по учебнику (с.80-81). Работа в парах: найти и озвучить правило правописания чк, чн. Рассмотреть постер. Прочитать слова, вставить пропущенные буквы. Какое правило вы будите использовать? Что объединяет все слова? (с.81 упр.4) 2. Работа в группах. Правила сотрудничества (учитель начинает, учащиеся заканчивают. Пример: Одна голова хорошо…) Задание 1. Прочитайте текст. Подумайте, прав ли ученик? Какое правило использовали? (с.80 упр.2) Задание 2. Вставьте вместо рисунков нужные слова. Прочитайте текст, который получился. Какое правило использовали? (с.80 упр.3) Задание 3. Разгадайте кроссворд. Какое правило использовали (с.81 упр.6) Фронтальная проверка работы групп. 3. Подведение итога. Какую проблему мы решали? Как пишем сочетания чк, чн? «Веселые рифмы» - опережающее здание. 4. Игра «Отгадай загадки». - Красной Шапочке было очень интересно на нашем уроке. Она приготовила для вас загадки. Спал цветок, и вдруг проснулся, Больше спать не захотел, Шевельнулся, встрепенулся, Взвился вверх и улетел. (бабочка) Свою косичку без опаски Она обмакивает в краски. Потом окрашенной косичкой В альбоме водит по страничке. (кисточка) Грамоты не знаю, А век пишу. (ручка) Итог урока. Рефлексия. - Что нового узнали на уроке? - Чему научились сегодня? - Оцените себя, как вы работали на уроке. Выберите смайлик, который соответствует вашей работе на уроке. Красный смайлик - активно работал на уроке, очень хорошо усвоил материал. Синий смайлик - работал на уроке, но допускал ошибки. Желтый смайлик - присутствовал на уроке, но активности не проявлял, слабо усвоил материал. |