Государственное казённое учреждение Брянской области «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа при Федеральном казенном учреждении «Исправительная колония
№ 6» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Брянской области»
Урок русского языка в 10 б классе
Тема урока: Правописание гласных и согласных в приставках. Приставки пре- и при-
Цель: обобщить и систематизировать теоретические сведения, изученные в средней школе по теме «Правописание гласных и согласных в приставках. Приставки при- и пре-», расширить знания учащихся по теме.
Планируемые образовательные результаты:
1. Предметные: в результате занятия учащиеся смогут
- систематизировать знания по разделу «Правописание гласных и согласных в приставках. Приставки при- и пре-»;
- устанавливать значение морфемы;
- совершенствовать навык морфемного и этимологического разбора;
- определить изобразительно-выразительную роль морфем.
2. Метапредметные:
— продолжить формирование регулятивных универсальных учебных действий: целеполагания учебной деятельности, самоконтроля, коррекции и самооценки;
—продолжить формирование коммуникативных универсальных учебных действий: формулирования и аргументации собственного мнения, использования адекватных языковых средств, умения вести учебный диалог с учителем и со сверстниками;
— продолжить формирование познавательных универсальных учебных действий: смыслового чтения, операций анализа, дифференциации и группировки, умения делать выводы на основе языкового анализа.
3. Личностные:
— поддержать познавательный интерес к предмету.
Ресурсы:
учебник — Н.Г.Гольцовой, И.В.Шамшина, М.А.Мищериной «Русский язык», учебник для 10-11 классов общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В двух частях, 4-е издание. М. «Русское слово», 2017г.
Мультимедийная презентация, раздаточный материал.
Ход урока
Организационный этап
Проверка готовности класса к уроку, мобилизация внимания.
Орфоэпическая разминка. Слайд
В одном и приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения . НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Укажите это слово.
1) оптОвый 1) иксЫ
2) вернА 2) балУясь
3) кухОнный 3) зАгнутый
4) прибЫв 4) цепОчка
5)молЯщий Ответ: 3 5) СлИвовый Ответ: 1
Мотивация
- Запишите предложения, выделяя значимую морфему в словах с пропущенными буквами. Объясните свой выбор. Поставьте недостающие знаки препинания.
Слайд
Тогда великое бе..покойство ..хватило и..пуганных жителей Драгонеры быстро ..менив их прежнюю бе..печность. Пр..поминались и п..р..толковывались на все лады старые ра..сказы о городах з..сыпанных пеплом вулканов. (Ф.Сологуб)
- Какую значимую морфему вы выделили?
Целеполагание
— Определите тему нашего занятия. Сформулируйте цели.
Повторение и систематизация теоретических сведений по разделу «Правописание приставок». Слайд
Приставки придают речи столько богатейших оттенков! Чудесная выразительность речи в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла.
К.И.Чуковский
Фронтальный опрос.
-Согласны вы с этим высказыванием?
-Дайте определение приставки.
- Какие группы приставок можно выделить?
Углубление знаний учащихся по теме «Правописание приставок»
Прочитайте теоретический материал 26-27 параграфов. Что нового вы узнали о правописании приставок?
--На какие группы можно разделить все приставки?
Слайд. Первая группа самая беспроблемная: о-, в-, от-, под-, над-, до-, об- и др.
--Что можете сказать о них? ( Они пишутся всегда одинаково).
Слайд. Вторая группа приставок: без-, бес-; воз-, -вос-; из-, ис-, раз-, рас-, через-, черес- и др.
--Это изменяющиеся на письме приставки. Как они меняются? (Если корень начинается со звонкого согласного, в приставке пиши З, если корень начинается с глухого согласного , то в приставке пиши С.)
--А наши с вами « третьи лишние « слова являются исключениями: здесь, здание, здоровье, ни зги .
Слайд . Третья группа- это приставки, написание которых зависит от смысла.Это пре-и при-.
---Что вы помните об их написании?
Слайд .Четвёртая группа приставок- это приставки раз-(рас-) и роз-(рос-).
---Посмотрите на слайд ( раздать - рОзданный, расписать – рОспись) и сформулируйте правило их написания. ( Под ударением пишется О, без ударения –А ). Итак, четыре группы приставок.
Задание1. Заполнение таблицы.
Работая в парах, оформите таблицу «Четыре группы приставок русского языка», состоящую из четырёх частей. Заполните таблицу примерами слов из раздаточных материалов.
Неизменяемые приставки | Пристав-ки на з-, с- | Пристав-ки, завися-щие от ударения и значения | Приставки пре-, при- |
| | | |
- Проверьте себя по образцу и оцените свою работу в листе самооценки (задание №1)
- В каких примерах приставка образует новое слово, а в каких - форму слова?
(Пониже, наивысший -формы слова, премудрый, правнук, рассчитать - новые слова).
Приставки имеют и другое название : префиксы, они бывают словообразовательными и формообразовательными.
2. Работа с текстом (текст распечатан)
1. Прочитайте стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Воробей».
2..Выпишите слова с пропуском букв в приставках, объясните их написание.
(1) Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. (2) Собака бежала впереди меня. (3) Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться , как бы п..чуяв перед собой дичь.(4) Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизною около клюва и пухом на голове. (5) Он упал из гнезда( ветер сильно качал берёзы аллеи ) и сидел неп…движно , бе…спомощно ра…топырив едва пр…раставшие крылышки.(6) Моя собака медленно пр…ближалась к нему , как вдруг , с…рвавшись с близкого дерева , старый черногрудый воробей камнем упал перед самой его мордой и, весь взъерошенный, и…кажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул два раза в направлении зубастой ра...крытой пасти.(7) Он кинулся спасать, он заслонил собою своё детище …, но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голос ..дичал и …хрип, он замирал , он жертвовал собой! (8) Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! (9) И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке…(10) Сила, сильнее его воли, …бросила его оттуда.(11) Мой Трезор остановился, п…пятился: видно, и он пр…знал эту силу..(12) Я п…спешил от…звать смущённого пса и удалился, благоговея.(13) Да, не смейтесь, (14) Я благоговел перед той маленькой, героической птицей, перед любовным её порывом.(15) Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти.(16) Только ею, только любовью держится и движется жизнь.
3. Определите тему и основную мысль текста.
4. Сформулируйте проблему, поднятую автором текста. Выразите свое отношение к ней.
5. .Определите позицию автора.
Задание 3. Самостоятельная работа с взаимопроверкой.
1) Запишите в две колонки слова из упражнения 142:
а) пре- б) при-
Слайд
Условия написания ПРЕ- и ПРИ-
ПРЕ-: 1) пере-; 2)очень. | ПРИ-: 1)неполное действие; 2)близость; 3)присоединение; 4)приближение. 5)совершение действия до конца |
- После взаимопроверки сверьтесь с образцом и оцените свою работу в листе самооценки (задание №2)
-Во всех ли словах пре- и при- являются приставкой?
- С чем это связано?
Задание 4.
Работа по контролирующим карточкам с разноуровневыми заданиями. Дифференцированная работа.
Перед вами в контролирующих карточках три вида заданий: А, Б, В. Выберите для себя одно из посильных и интересных и выполните его.
(ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
Задание 5. Тест. Проверочная работа
1. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
пр..сечь, пр..одолеть, пр..градить
пр..рывать, пр..стать, пр..маленький
ад..ютант, бул..он, компан..он
об..рвать, д..йти, от..двинуть
р..списка, р..зыск, р..спись
2. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
пр..сечь, пр..гласил, пр..открыть
пр..влечь, пр..дание, пр..дирки
пр..бежище, пр..берег, пр..украсил
пр..дед (исключение), пр..образ, пр..язык
пр..рекаться, пр..красный, пр..милый
3. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
..десь, ..даваться, ..дание
и..бавиться, и..резать, и..менить
ра..писание, ра..бежаться, ра..украсить
р..спись, р..списаться, р..зыск
пр..лечь, пр..своил, пр..открыл
Рефлексия.
— Вспомните, какую цель занятия мы ставили? Достигли ли мы поставленной цели?
- В листах самооценки подсчитайте ваш суммарный балл и переведите его в пятибалльную шкалу.
- С чем связаны ваши затруднения?
Подготовила: учитель русского языка и литературы Портная Светлана Михайловна