СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание гласных и согласных в приставках. Приставки пре- и при-

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Правописание гласных и согласных в приставках. Приставки пре- и при-»

Государственное казённое учреждение Брянской области «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа при Федеральном казенном учреждении «Исправительная колония

№ 6» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Брянской области»


Урок русского языка в 10 б классе

Тема урока: Правописание гласных и согласных в приставках. Приставки пре- и при-


Цель: обобщить и систематизировать теоретические сведения, изученные в средней школе по теме «Правописание гласных и согласных в приставках. Приставки при- и пре-», расширить знания учащихся по теме.

Планируемые образовательные результаты:

1. Предметные: в результате занятия учащиеся смогут

- систематизировать знания по разделу «Правописание гласных и согласных в приставках. Приставки при- и пре-»;

- устанавливать значение морфемы;

- совершенствовать навык морфемного и этимологического разбора;

- определить изобразительно-выразительную роль морфем.

2. Метапредметные:

— продолжить формирование регулятивных универсальных учебных действий: целеполагания учебной деятельности, самоконтроля, коррекции и самооценки;

—продолжить формирование коммуникативных универсальных учебных действий: формулирования и аргументации собственного мнения, использования адекватных языковых средств, умения вести учебный диалог с учителем и со сверстниками;

— продолжить формирование познавательных универсальных учебных действий: смыслового чтения, операций анализа, дифференциации и группировки, умения делать выводы на основе языкового анализа.

3. Личностные:

— поддержать познавательный интерес к предмету.


Ресурсы:

учебник — Н.Г.Гольцовой, И.В.Шамшина, М.А.Мищериной «Русский язык», учебник для 10-11 классов общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В двух частях, 4-е издание. М. «Русское слово», 2017г.

Мультимедийная презентация, раздаточный материал.


Ход урока

Организационный этап

Проверка готовности класса к уроку, мобилизация внимания.

Орфоэпическая разминка. Слайд

В одном и приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения . НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Укажите это слово.

1) оптОвый                                           1) иксЫ
2) вернА                                                2) балУясь
3) кухОнный                                         3) зАгнутый
4) прибЫв                                             4) цепОчка

5)молЯщий    Ответ: 3                          5) СлИвовый      Ответ: 1                       


Мотивация

- Запишите предложения, выделяя значимую морфему в словах с пропущенными буквами. Объясните свой выбор. Поставьте недостающие знаки препинания.

Слайд

Тогда великое бе..покойство ..хватило и..пуганных жителей Драгонеры быстро ..менив их прежнюю бе..печность. Пр..поминались и п..р..толковывались на все лады старые ра..сказы о городах з..сыпанных пеплом вулканов. (Ф.Сологуб)

- Какую значимую морфему вы выделили?

Целеполагание

— Определите тему нашего занятия. Сформулируйте цели.

Повторение и систематизация теоретических сведений по разделу «Правописание приставок». Слайд

Приставки придают речи столько богатейших оттенков! Чудесная выразительность речи в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла.

К.И.Чуковский

Фронтальный опрос.

-Согласны вы с этим высказыванием?

-Дайте определение приставки.

- Какие группы приставок можно выделить?

Углубление знаний учащихся по теме «Правописание приставок»

Прочитайте теоретический материал 26-27 параграфов. Что нового вы узнали о правописании приставок?

--На какие  группы можно разделить все приставки?

      Слайд.  Первая группа самая беспроблемная: о-, в-, от-, под-, над-, до-, об- и др.

--Что можете сказать о них? ( Они пишутся всегда одинаково).

      Слайд. Вторая группа приставок: без-,  бес-; воз-, -вос-; из-, ис-, раз-, рас-, через-, черес- и др.

--Это изменяющиеся на письме приставки. Как они меняются? (Если корень начинается со звонкого  согласного, в приставке пиши З, если корень начинается с глухого согласного , то в приставке пиши С.)

--А наши с вами « третьи лишние « слова являются исключениями: здесь, здание, здоровье, ни зги .

      Слайд . Третья группа- это приставки, написание которых зависит от смысла.Это пре-и при-.

---Что вы помните об их написании?

    Слайд .Четвёртая группа приставок- это приставки раз-(рас-) и роз-(рос-).

---Посмотрите на слайд ( раздать - рОзданный, расписать – рОспись) и сформулируйте правило их написания. ( Под ударением пишется О, без ударения –А ). Итак, четыре группы приставок.

Задание1. Заполнение таблицы.

Работая в парах, оформите таблицу «Четыре группы приставок русского языка», состоящую из четырёх частей. Заполните таблицу примерами слов из раздаточных материалов.

Неизменяемые приставки

Пристав-ки на з-, с-

Пристав-ки, завися-щие от ударения и значения

Приставки пре-, при-





- Проверьте себя по образцу и оцените свою работу в листе самооценки (задание №1)

- В каких примерах приставка образует новое слово, а в каких - форму слова?

(Пониже, наивысший -формы слова, премудрый, правнук, рассчитать - новые слова).

Приставки имеют и другое название : префиксы, они бывают словообразовательными и формообразовательными.

2. Работа с текстом (текст распечатан)

1. Прочитайте стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Воробей».

2..Выпишите  слова с пропуском букв в приставках, объясните их написание.

        (1) Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. (2) Собака бежала впереди меня. (3) Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться , как бы п..чуяв перед собой дичь.(4) Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизною около клюва и пухом на голове. (5) Он упал из гнезда( ветер сильно качал берёзы аллеи ) и сидел неп…движно , бе…спомощно ра…топырив едва пр…раставшие крылышки.(6) Моя собака медленно пр…ближалась к нему , как вдруг , с…рвавшись с близкого дерева , старый черногрудый воробей камнем упал перед самой его мордой и, весь взъерошенный, и…кажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул два раза в направлении зубастой ра...крытой пасти.(7) Он кинулся спасать, он заслонил собою своё детище …, но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голос ..дичал и …хрип, он замирал , он жертвовал собой! (8) Каким громадным чудовищем должна была ему  казаться собака! (9) И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке…(10) Сила, сильнее его воли, …бросила его оттуда.(11) Мой Трезор остановился, п…пятился: видно, и он пр…знал эту силу..(12) Я п…спешил от…звать смущённого пса и удалился, благоговея.(13) Да, не смейтесь, (14) Я благоговел перед той маленькой, героической птицей, перед любовным её порывом.(15) Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти.(16) Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

3. Определите тему и основную мысль текста.

4.  Сформулируйте проблему, поднятую автором текста. Выразите свое отношение к ней.

5. .Определите позицию автора.

Задание 3. Самостоятельная работа с взаимопроверкой.

1) Запишите в две колонки слова из упражнения 142:

а) пре- б) при-


Слайд

Условия написания ПРЕ- и ПРИ-


ПРЕ-:

1) пере-;

2)очень.


ПРИ-:

1)неполное действие;

2)близость;

3)присоединение;

4)приближение.

5)совершение действия до конца

- После взаимопроверки сверьтесь с образцом и оцените свою работу в листе самооценки (задание №2)

-Во всех ли словах пре- и при- являются приставкой?

- С чем это связано?

Задание 4.

Работа по контролирующим карточкам с разноуровневыми заданиями. Дифференцированная работа.

Перед вами в контролирующих карточках три вида заданий: А, Б, В. Выберите для себя одно из посильных и интересных и выполните его.

(ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

Задание 5. Тест. Проверочная работа


1.   Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  1. пр..сечь, пр..одолеть, пр..градить

  2. пр..рывать, пр..стать, пр..маленький

  3. ад..ютант, бул..он, компан..он

  4. об..рвать, д..йти, от..двинуть

  5. р..списка, р..зыск, р..спись        

2.  Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  1. пр..сечь, пр..гласил, пр..открыть

  2. пр..влечь, пр..дание, пр..дирки

  3. пр..бежище, пр..берег, пр..украсил

  4. пр..дед (исключение), пр..образ, пр..язык

  5. пр..рекаться, пр..красный, пр..милый

3. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  1. ..десь, ..даваться, ..дание

  2. и..бавиться, и..резать, и..менить

  3. ра..писание, ра..бежаться, ра..украсить

  4. р..спись, р..списаться, р..зыск

  5. пр..лечь, пр..своил, пр..открыл

Рефлексия.

— Вспомните, какую цель занятия мы ставили? Достигли ли мы поставленной цели?

- В листах самооценки подсчитайте ваш суммарный балл и переведите его в пятибалльную шкалу.

- С чем связаны ваши затруднения?





Подготовила: учитель русского языка и литературы Портная Светлана Михайловна