СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание и-ы после ц в корнях слов

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку по данной теме.

Просмотр содержимого документа
«Правописание и-ы после ц в корнях слов»

Итоговая работа за курс «Современный урок русского языка в контексте ФГОС» Тема урока: Правописание И-Ы после Ц.

Итоговая работа за курс «Современный урок русского языка в контексте ФГОС»

Тема урока:

Правописание И-Ы после Ц.

Предмет : русский язык. Класс:  5. Цель деятельности учителя : организовать самостоятельную деятельность по изучению новой орфограммы ; организовать работу по морфемному разбору для понимания и усвоения орфограммы в соответствии с заявленной темой; развивать навыки работы в парах и группах. Тип урока : урок «открытия» нового знания.

Предмет : русский язык.

Класс:  5.

Цель деятельности учителя : организовать самостоятельную деятельность по изучению новой орфограммы ; организовать работу по морфемному разбору для понимания и усвоения орфограммы в соответствии с заявленной темой; развивать навыки работы в парах и группах.

Тип урока : урок «открытия» нового знания.

Этапы 1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности Приёмы Вводный вопрос . 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Создание ситуации успеха 3.Выявление места и причины затруднения.   Погружение в проблемную ситуацию 4. Построение проекта выхода из затруднения  Работа с линейным текстом, таблицей, алгоритмом, преобразование информации. 5.Реализация построенного проекта.  Защита проекта 6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Работа с лексическим значением слова 7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Решение типовой задачи 8. Включение в систему знаний и повторение  Самопроверка по эталону 9.Рефлексия учебной деятельности на уроке. Прием неоконченной фразы.

Этапы

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Приёмы

Вводный вопрос .

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Создание ситуации успеха

3.Выявление места и причины затруднения.

Погружение в проблемную ситуацию

4. Построение проекта выхода из затруднения

Работа с линейным текстом, таблицей, алгоритмом, преобразование информации.

5.Реализация построенного проекта.

Защита проекта

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Работа с лексическим значением слова

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Решение типовой задачи

8. Включение в систему знаний и повторение

Самопроверка по эталону

9.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Прием неоконченной фразы.

Методы/ приёмы обучения:  частично-поисковый, метод погружения в проблему, эвристический метод; работа с линейным учебным текстом, работа с алгоритмом, таблицей, проблемные вопросы.

Методы/ приёмы обучения: частично-поисковый,

метод погружения в проблему, эвристический метод;

работа с линейным учебным текстом, работа с алгоритмом, таблицей, проблемные вопросы.

Планируемые результаты:  Предметные: находят в словах орфограмму-букву  и  и  ы  после  ц , пишут слова с данной орфограммой,  объясняют условия её выбора;  делают морфемный разбор; по лексическому значению называют слово.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • находят в словах орфограмму-букву  и  и  ы  после  ц , пишут слова с данной орфограммой,
  • объясняют условия её выбора;
  • делают морфемный разбор;
  • по лексическому значению называют слово.

 Метапредметные. Познавательные: Развивают познавательные способности; Анализируют учебные тексты, сравнивают их, устанавливают причинно-следственные связи, обобщают, делают выводы; извлекают и преобразовывают информацию (схема); работают с толковым словарём. Коммуникативные:  связно и грамотно излагают свои мысли при работе с правилом; строят монологическое высказывание; работают в группе, в паре;

Метапредметные.

Познавательные:

Развивают познавательные способности;

Анализируют учебные тексты, сравнивают их, устанавливают причинно-следственные связи, обобщают, делают выводы;

извлекают и преобразовывают информацию (схема);

работают с толковым словарём.

Коммуникативные:

связно и грамотно излагают свои мысли при работе с правилом;

строят монологическое высказывание;

работают в группе, в паре;

Регулятивные: с помощью учителя определяют тему и цель урока; действуют по заданному плану; учатся способам самопроверки и взаимопроверки. Личностные: координируют различные действия в сотрудничестве,; слушают и оценивают выступления групп; высказывают собственное мнение и аргументируют его;

Регулятивные:

  • с помощью учителя определяют тему и цель урока;
  • действуют по заданному плану;
  • учатся способам самопроверки и взаимопроверки.

Личностные:

  • координируют различные действия в сотрудничестве,; слушают и оценивают выступления групп;
  • высказывают собственное мнение и аргументируют его;

   Формы работы на уроке: индивидуальная, групповая, фронтальная, работа в парах. Образовательные ресурсы: Компьютер, экран, мультимедийный проектор, учебник М.Т. Ладыженской и др., раздаточный дидактический материал, личные справочники учащихся.

Формы работы на уроке: индивидуальная, групповая, фронтальная, работа в парах.

Образовательные ресурсы: Компьютер, экран, мультимедийный проектор, учебник М.Т. Ладыженской и др., раздаточный дидактический материал, личные справочники учащихся.

   Оборудование, наглядность: учебник, доска, таблица, алгоритм, листы оценивания.

Оборудование, наглядность: учебник, доска, таблица, алгоритм, листы оценивания.

1. Оргмомент .Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности   - Здравствуйте, ребята. Приветствую вас на нашем уроке. Возьмите и покажите «смайлики», которые соответствуют вашему настроению сегодня. Что вы ожидаете от сегодняшнего урока? (ответы обучающихся).  Перед вами на партах лежат рабочие листы, с которыми мы сегодня будем работать, а также Листы оценивания, в которых вы по ходу работы будете оценивать себя и своих товарищей по группе. К концу урока мы узнаем, кто из вас самый активный, внимательный и находчивый.

1. Оргмомент .Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

  • - Здравствуйте, ребята. Приветствую вас на нашем уроке. Возьмите и покажите «смайлики», которые соответствуют вашему настроению сегодня. Что вы ожидаете от сегодняшнего урока? (ответы обучающихся).
  • Перед вами на партах лежат рабочие листы, с которыми мы сегодня будем работать, а также Листы оценивания, в которых вы по ходу работы будете оценивать себя и своих товарищей по группе. К концу урока мы узнаем, кто из вас самый активный, внимательный и находчивый.
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. (Создание ситуации успеха). Давайте вспомним, какую орфограмму мы изучили на прошлом уроке? (О и Ё после шипящих в корне). Задание 1.(индивидуальная работа) Распределите слова с изученной на прошлом уроке орфограммой «Буквы ё-о после шипящих в корне», обозначив её графически и разделив слова на 2 группы. Объяснить свои действия. Пч..лы, ж..нглёр, ч..рточка, щ..чка, ч..лка, ш..рох, ш..пот, беч…вка, ш..к . (Проверяем фронтально, как распределили слова, повторяем орфограмму.) Сегодня на уроке мы узнаем ещё одну интересную орфограмму.

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

  • (Создание ситуации успеха). Давайте вспомним, какую орфограмму мы изучили на прошлом уроке? (О и Ё после шипящих в корне).
  • Задание 1.(индивидуальная работа)
  • Распределите слова с изученной на прошлом уроке орфограммой «Буквы ё-о после шипящих в корне», обозначив её графически и разделив слова на 2 группы. Объяснить свои действия.
  • Пч..лы, ж..нглёр, ч..рточка, щ..чка, ч..лка, ш..рох, ш..пот, беч…вка, ш..к .
  • (Проверяем фронтально, как распределили слова, повторяем орфограмму.)
  • Сегодня на уроке мы узнаем ещё одну интересную орфограмму.
3.Выявление места и причины затруднения. Когда я шла к вам на урок, нашла паспорт одного звука. Давайте отгадаем этот звук. Этот звук особый, он будет гостем нашего урока. Это согласный, глухой/непарный, твёрдый/непарный. {ц} Давайте обратимся к материалам для наблюдения (материал для наблюдения в рабочих листах) Станция, цирк, улицы, Синицын, цыплёнок. - Какой звук слышатся после ц во всех словах? (ы) -Посмотрите, а как написано? -ЦЫ и ЦИ. - Вы можете объяснить, от чего зависит выбор буквы после Ц? (нет) - Исходя из материалов для наблюдения, сформулируйте тему урока. («Правописание И и Ы после Ц»). - Какая задача стоит перед нами? (разобраться, когда после Ц надо писать И, а когда Ы). -Как мы будем работать? (Работать будем в группах. Для этого давайте вспомним правила работы в группе).

3.Выявление места и причины затруднения.

  • Когда я шла к вам на урок, нашла паспорт одного звука. Давайте отгадаем этот звук. Этот звук особый, он будет гостем нашего урока. Это согласный, глухой/непарный, твёрдый/непарный. {ц} Давайте обратимся к материалам для наблюдения (материал для наблюдения в рабочих листах)
  • Станция, цирк, улицы, Синицын, цыплёнок.
  • - Какой звук слышатся после ц во всех словах? (ы)
  • -Посмотрите, а как написано?
  • -ЦЫ и ЦИ.
  • - Вы можете объяснить, от чего зависит выбор буквы после Ц? (нет) - Исходя из материалов для наблюдения, сформулируйте тему урока. («Правописание И и Ы после Ц»).
  • - Какая задача стоит перед нами? (разобраться, когда после Ц надо писать И, а когда Ы).
  • -Как мы будем работать? (Работать будем в группах. Для этого давайте вспомним правила работы в группе).
4. Построение проекта выхода из затруднения Задание 2. (работа в группах). 1 группа . (низкий уровень)- упр. 461 озаглавьте таблицу, расскажите друг другу, когда пишутся сочетания букв ЦИ и ЦЫ, используя приведённые в таблице примеры. Дополните, где сможете, таблицу своими примерами (1-2) 2 группа . (средний уровень)-сформулировать правило написания –и,-ы- после ц, используя данный алгоритм. 1.Слово на –ция? да нет и 2.В какой части слова буква? станция  в  ,в  в   ы 3.Слова-исключения?  Улицы  Куцый  да  нет  Синицын  ы  и  цыган цирк  на цыпочках  цыпленок  цыц  

4. Построение проекта выхода из затруднения

  • Задание 2. (работа в группах).
  • 1 группа . (низкий уровень)- упр. 461 озаглавьте таблицу, расскажите друг другу, когда пишутся сочетания букв ЦИ и ЦЫ, используя приведённые в таблице примеры. Дополните, где сможете, таблицу своими примерами (1-2)
  • 2 группа . (средний уровень)-сформулировать правило написания –и,-ы- после ц, используя данный алгоритм.
  • 1.Слово на –ция?
  • да нет
  • и 2.В какой части слова буква?
  • станция
  • в в
  • ы 3.Слова-исключения?
  • Улицы
  • Куцый да нет
  • Синицын ы и
  • цыган цирк
  • на цыпочках
  • цыпленок
  • цыц
  •  
Построение проекта выхода из затруднения 3 группа . (высокий уровень) Заполнить таблицу словами из текста на данную орфограмму , распределив по двум колонкам; сформулировать правило написания –и,-ы после ц, обращая внимание на морфемный состав слов. Цыпленок в цирке выступал, Играл он на цимбалах, На мотоцикле разъезжал, И цифр он знал немало. Он из цилиндра доставал Морковь и огурцы И только одного не знал, Где пишут цы, где ци. Цыган цыпленка увидал, Заиграл на скрипочке, А цыпленок услыхал- Станцевал на цыпочках. Цыц ,ребята, не шуметь, А то цыган собьется, Перестанет скрипка петь, Наш урок сорвется. (Обратить внимание на ЛЗ слова «цимбалы», «цилиндр», показать картинки).  -цы -ци           (Промежуточная рефлексия) Ответьте на вопрос: теперь мы все знаем, в каких случаях пишется И-Ы после Ц?

Построение проекта выхода из затруднения

  • 3 группа . (высокий уровень) Заполнить таблицу словами из текста на данную орфограмму , распределив по двум колонкам; сформулировать правило написания –и,-ы после ц, обращая внимание на морфемный состав слов.
  • Цыпленок в цирке выступал,
  • Играл он на цимбалах,
  • На мотоцикле разъезжал,
  • И цифр он знал немало.
  • Он из цилиндра доставал
  • Морковь и огурцы
  • И только одного не знал,
  • Где пишут цы, где ци.
  • Цыган цыпленка увидал,
  • Заиграл на скрипочке,
  • А цыпленок услыхал-
  • Станцевал на цыпочках.
  • Цыц ,ребята, не шуметь,
  • А то цыган собьется,
  • Перестанет скрипка петь,
  • Наш урок сорвется.
  • (Обратить внимание на ЛЗ слова «цимбалы», «цилиндр», показать картинки).
  • -цы -ци          
  • (Промежуточная рефлексия) Ответьте на вопрос: теперь мы все знаем, в каких случаях пишется И-Ы после Ц?
5.Реализация построенного проекта. От каждой группы - защита ( в каждом выступлении прозвучит правило на данную орфограмму).  ( Промежуточная рефлексия)  Ответьте на вопрос: теперь мы все знаем, в каких случаях пишется И-Ы после Ц?

5.Реализация построенного проекта.

  • От каждой группы - защита ( в каждом выступлении прозвучит правило на данную орфограмму).
  • ( Промежуточная рефлексия) Ответьте на вопрос: теперь мы все знаем, в каких случаях пишется И-Ы после Ц?
Физкультминутка Раз — подняться, потянуться. Два — согнуться, разогнуться.  Три — в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре — руки шире. Пять — руками помахать. Шесть — за парту тихо сесть.

Физкультминутка

Раз — подняться, потянуться.

Два — согнуться, разогнуться.

Три — в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре — руки шире.

Пять — руками помахать.

Шесть — за парту тихо сесть.

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Задание 3. (работа в парах).  «Записать одним словом». При затруднении обращаться к толковому словарю. (лежат на столах в каждой группе). 1.Бурное движение атмосферы, сопровождающееся обильными осадками, сильной облачностью ( циклон). 2.Плодовые деревья, к которым принадлежат лимоны, апельсины, мандарины ( цитрусовые). 3. Систематическое собрание каких-либо предметов ( коллекция). 5. Род перчаток с отделением только для большого пальца (рукавицы). 6. Точная выдержка из текста ( цитата). (пары проговаривают вслух получившиеся слова, остальные сверяют, исправляют ошибки).

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

  • Задание 3. (работа в парах).
  • «Записать одним словом». При затруднении обращаться к толковому словарю. (лежат на столах в каждой группе).
  • 1.Бурное движение атмосферы, сопровождающееся обильными осадками, сильной облачностью ( циклон).
  • 2.Плодовые деревья, к которым принадлежат лимоны, апельсины, мандарины ( цитрусовые).
  • 3. Систематическое собрание каких-либо предметов ( коллекция).
  • 5. Род перчаток с отделением только для большого пальца (рукавицы).
  • 6. Точная выдержка из текста ( цитата).
  • (пары проговаривают вслух получившиеся слова, остальные сверяют, исправляют ошибки).
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону(индивидуальная работа) Задание 4. Тестовые задания . 1. Найдите слово, в котором на месте пропуска следует писать букву и: а) ц…ферблат б) уц…пился в) ресниц... г) синиц... 2. Найдите ряд слов, в котором в каждом слове на месте пропуска следует писать букву ы: а) парадные лестниц..., бестолковый ц…пленок б) высокая ц...на, старый ц…ган в) чертить ц…ркулем, ц…трусовый мармелад г) французская революц…я, ежегодная дезинфекц...я 3. В каком(-их) случае(-ях) на месте пропуска следует писать букву и: Нынче произошла реорганизац… 1 я ц... 2 рка: теперь там выступает с лекц... 3 ями ц... 4 ган с веткой акай... 5 и и ц... 6 трусом в руке. а) 1, 2, 3 б) 2, 6 в) 1, 2, 3, 4, 5, 6 г) 1, 2, 3, 5, 6. (Проверка: 1-а, 2-а, 3-г) (Промежуточная рефлексия).

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону(индивидуальная работа)

  • Задание 4. Тестовые задания .
  • 1. Найдите слово, в котором на месте пропуска следует писать букву и:
  • а) ц…ферблат
  • б) уц…пился
  • в) ресниц...
  • г) синиц...
  • 2. Найдите ряд слов, в котором в каждом слове на месте пропуска следует писать букву ы:
  • а) парадные лестниц..., бестолковый ц…пленок
  • б) высокая ц...на, старый ц…ган
  • в) чертить ц…ркулем, ц…трусовый мармелад
  • г) французская революц…я, ежегодная дезинфекц...я
  • 3. В каком(-их) случае(-ях) на месте пропуска следует писать букву и:
  • Нынче произошла реорганизац… 1 я ц... 2 рка: теперь там выступает с лекц... 3 ями ц... 4 ган с веткой акай... 5 и и ц... 6 трусом в руке.
  • а) 1, 2, 3
  • б) 2, 6
  • в) 1, 2, 3, 4, 5, 6
  • г) 1, 2, 3, 5, 6.
  • (Проверка: 1-а, 2-а, 3-г)
  • (Промежуточная рефлексия).
 8. Включение в систему знаний и повторение   Задание 5 . (работа в группах, выбор заданий осуществляется путём жеребьёвки). Выступление с защитой от групп. Панц..рь, нарц..сс, лекц..я, ц..ркуль, ц..рк, ц..ган, ц..трусовый, коллекц..я, ц..плёнок, ц..фра, ц..клон, экспедиц..я, у гостиниц.., операц..я, птиц..н, сверстниц…, ц..тата, ц..кнуть. Спишите, вставляя пропущенные буквы, графически обозначьте условия выбора орфограммы И-Ы после Ц. Выберите пять слов и составьте с ними словосочетания, обозначьте главное слово. Составьте и запишите текст из 3-4 предложений, используя данные слова.

8. Включение в систему знаний и повторение

  • Задание 5 . (работа в группах, выбор заданий осуществляется путём жеребьёвки). Выступление с защитой от групп.
  • Панц..рь, нарц..сс, лекц..я, ц..ркуль, ц..рк, ц..ган, ц..трусовый, коллекц..я, ц..плёнок, ц..фра, ц..клон, экспедиц..я, у гостиниц.., операц..я, птиц..н, сверстниц…, ц..тата, ц..кнуть.
  • Спишите, вставляя пропущенные буквы, графически обозначьте условия выбора орфограммы И-Ы после Ц.
  • Выберите пять слов и составьте с ними словосочетания, обозначьте главное слово.
  • Составьте и запишите текст из 3-4 предложений, используя данные слова.
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке.   Учитель: Прозвучал для вас , ребята, Наш урок про ци и цы. Кто не понял, те цыплята, Кто запомнил, молодцы! Продолжите фразу, используя один из вариантов: На уроке я узнал, что... Было интересно… Особенно понравилось… Вызвало затруднение… Нужно выучить… Сегодня урок для меня был полезен, потому что …

9.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

  • Учитель:
  • Прозвучал для вас , ребята,
  • Наш урок про ци и цы.
  • Кто не понял, те цыплята, Кто запомнил, молодцы!
  • Продолжите фразу, используя один из вариантов:
  • На уроке я узнал, что...
  • Было интересно…
  • Особенно понравилось…
  • Вызвало затруднение…
  • Нужно выучить…
  • Сегодня урок для меня был полезен, потому что
Домашнее задание 1 уровень: §87, упр. 463. 2 уровень: выписать из учебника - хрестоматии по литературе пять-семь предложений с примерами на изученную орфограмму. 3 уровень: сочинить лингвистическую сказку на изученное правило. Продумать оформление.

Домашнее задание

  • 1 уровень: §87, упр. 463.
  • 2 уровень: выписать из учебника - хрестоматии по литературе пять-семь предложений с примерами на изученную орфограмму.
  • 3 уровень: сочинить лингвистическую сказку на изученное правило. Продумать оформление.
Литература 1.Учебник «Русский язык» Т.А.Ладыженской и др, 5 класс, Москва, изд. «Просвещение», 2015г. 2. Русский язык. 5 класс Методические рекомендации: пособие для учителей. М.: Просвещение, 2014. 3.Проверочные работы по русскому языку к учебнику Т.А.Ладыженской и др. «Русский язык.5 класс».Изд.»Экзамен», Москва, 2018г. 4.Русский язык в школе.№1 от 2002г.

Литература

1.Учебник «Русский язык» Т.А.Ладыженской и др, 5 класс, Москва, изд. «Просвещение», 2015г.

2. Русский язык. 5 класс Методические рекомендации: пособие для учителей. М.: Просвещение, 2014.

3.Проверочные работы по русскому языку к учебнику Т.А.Ладыженской и др. «Русский язык.5 класс».Изд.»Экзамен», Москва, 2018г.

4.Русский язык в школе.№1 от 2002г.

Блок «Рефлексия» При подготовке модели урока. Было легко  Было трудно Определить этапы урока Сформулировать цель деятельности учителя Выбрать приемы  Планируемые результаты Подобрать задания Общение в группе. Распределить время на каждый этап урока. Распределение обязанностей. Совместная деятельность по созданию конечного продукта

Блок «Рефлексия»

При подготовке модели урока.

Было легко

Было трудно

Определить этапы урока

Сформулировать цель деятельности учителя

Выбрать приемы

Планируемые результаты

Подобрать задания

Общение в группе.

Распределить время на каждый этап урока.

Распределение обязанностей. Совместная деятельность по созданию конечного продукта

Блок «Информационный» Материал подготовили ФИО  Место работы 1.Волохова Полина Анатольевна МБОУ «Подгорновская СОШ №17»,Енисейский район. 2.Короткова Светлана Викторовна МБОУ «Тейская СОШ№3»,Северо-Енисейский район 3.Марьясова Татьяна Юрьевна МБОУ «Шушенская СОШ№1» Шушенский район

Блок «Информационный»

Материал подготовили

ФИО

Место работы

1.Волохова Полина Анатольевна

МБОУ «Подгорновская СОШ №17»,Енисейский район.

2.Короткова Светлана Викторовна

МБОУ «Тейская СОШ№3»,Северо-Енисейский район

3.Марьясова Татьяна Юрьевна

МБОУ «Шушенская СОШ№1» Шушенский район

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание