Урок русского языка в 6 классе
Практическая работа
«Правописание корней с проверяемой безударной гласной в корне слова; корней с чередующимися гласными».
Учитель русского языка и литературы
Томилина Е.А.,
МБОУ «Ромодановская СОШ №3»
Тема: Практическая работа «Правописание корней с проверяемой безударной гласной в корне слова; корней с чередующимися гласными».
Цель:
- Закрепить умения условия выбора гласных в корнях с безударной проверяемой гласной, корнях чередующимися гласными;
- Формировать орфографическую и пунктуационную зоркость;
- Воспитывать любовь к русской позиции;
- Показать яркость и выразительность языка поэзии М.Ю. Лермонтова
Оборудование: презентация к уроку
I. Организация класса к уроку.
II. Запись эпиграфа к уроку. Объяснение знаков препинания в предложениях, орфограмм.
Слайд 1. Пушкин – дневное, а Лермонтов – ночное светило русской поэзии. (Дм.Мережковский)
Слайд 2. Тебе, Кавказ, суровый царь земли
Я посвящаю снова стих небрежный… (М.Ю. Лермонтов)
- Почему тему урока русского языка мы связали с творчеством великого русского поэта?
III. Слово учителя: Русский язык и литература – единое явление в культуре. Изучая литературу, мы не можем не обратить внимания на «великий могучий и прекрасный язык», благодаря которому она создана. Сегодня мы сделаем попытку проникнуть в творческую лабораторию М.Ю. Лермонтова.
Что вы знаете о поэте? (устный кластер)
IV. Работа над фрагментом стихотворения Павла Антопольского «Гроза над Пятигорском»
Слайд 3 «Гроза над Пятигорском» (текст стихотворения)
– Каким предстает поэт в стихотворении?
- Каким образом Лермонтов связан с Кавказом?
2) Из абзаца выписать слова с орфограммами – объяснить их написание.
Слайд 4. Он парусом где-то б…лел од..ноким,
Иль мчался по кругам к…нем легконогим,
Иль, с барсом схв…тившись,
К…тился, визжа, в туманную проп…сть,
А утром, вскрикнув, гулял у чеченцев в аулах окрестных,
М…нялся кинжалом с вождем мятежа!
- Определите орфограммы, встреченные Вами в данном фрагменте.
V. Работа над стихотворением, средствами художественной выразительности, изученными орфограммами.
Слайд 5.–Что значит Кавказ для самого поэта?
Чтение учащимся стихотворения М.Ю.Лермонтова «Тебе, Кавказ, суровый царь земли».
4) – Найдите слово, орфограмма в котором определяется «Правописание корней с чередующимися гласными». Приведи примеры таких корней.
2) Какие слова Вам непонятны?
3)Найдите средства художественной выразительности в этом стихотворении.
5)Морфемный анализ слов: взбирался
-Определить способ словообразования.
1гр 2 гр
Послушной воздушной
Туманными вольными
6) Синтаксический разбор предложения
Там ветер машет вольными крылами,
Там ночевать слетаются орлы»
(Устно: определить вид связи в словосочетаниях)
Слайд 6. Развитие речи: составление предложений по картине М.Ю. Лермонтова по схеме (дать характеристику предложения согласно схеме) [ ], и [ ].
VI. Рефлексия. Составление синквейна.
Слайд 7. Лермонтов,
Таинственный, грустный,
Удивляет, рисует, скорбит,
Великий русский
Поэт.
VII. Д/з работать с онлай- листами «Правописание корней с чередующимися гласными в корне слова» (videotutor-rusyaz.ru) (подготовить к проверочной работе.)