- условия выбора гласны. А - О в корнях с чередованием
2. Метапредметные: коммуникативная:
- учить составлять устные высказывания по изучаемой теме.
- правильно излагать свои мысли в устной и письменной речи, соблюдать нормы построения текста; культуры речи;
- аргументированно отстаивать свою точку зрения и принимать чужую, участвуя в диалоге, работая в группах и парах ;
- перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её разными способами;
- осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.
- демонстрируют уважительное отношение к работе одноклассников.
ОБОРУДОВАНИЕ: таблица, опорные схемы, тексты (на партах).
Этапы урока | Цели | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
Организационный момент. | подготовить учащихся к работе на занятии, мобилизовать внимание школьников. | создает атмосферу успеха, мобилизует внимание школьников | готовится к работе на уроке | Личностные: положительное отношение к учебной деятельности. Познавательные: извлечение нужной информации, самостоятельное ее нахождение |
Этап целеполагания | обеспечение мотивации и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний. | - Какой жанр устного народного творчества представлен на доске? По каким признакам догадались? Что общего в этих пословицах? Можно ли сгруппировать их по темам? Что же общего в них? Почему мы обратились к ним на уроке русского языка? | Учащиеся пытаются самостоятельно поставить цели на сегодняшний урок. Учащиеся определяют тематику пословиц и их значение. Ученики приходят к выводу, что темы разные: по этому признаку пословицы сгруппировать нельзя. Приходят к выводу, что пословицы схожи наличием в них слов с одинаковой орфограммой. | Познавательная: анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие. Регулятивные: фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения. Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений. Целеполагание. |
Этап первичного усвоения знаний (сбор информации) | выявление пробелов и неверных представлений, их коррекция. | - Какие орфограммы-гласные в корне вы знаете? - Чем вы руководствуетесь при написании проверяемой безударной гласной в корне слова? | | Познавательные: преобразование информации из одной формы в другую. Регулятивные: коррекция, контроль. Коммуникативные: умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов. |
| | Создает проблемную ситуацию: - Запишите словосочетания, обозначьте изученные орфограммы | Записывают словосочетания, обозначают изученные орфограммы. Распевать песни –петь Сбежать вниз – бег ПредлОгать дружбу – предлог |
| | Побуждает к осознанию противоречий: –Давайте проверим написание последнего глагола по словарю. – Исправим ошибку. Итак, над каким правилом мы работали? – Как мы проверяли слова? | – Здесь написано предлАгать. Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением. – Безударную гласную ставили под ударение. |
| | Побуждает к решению проблемы: – Применимо ли это правило в последнем случае? – Чем же мы будем сегодня заниматься? | – Нет. – Изучать новое правило о правописании безударных гласных. |
| | Побуждение к гипотезе: – Найти нужное правило нам помогут слова на доске. – Что заметили? Есть ли какие-то предположения? | Разложить, прилагать, приложение, предлагать, положить, излагать – Перед “г” пишется – а, перед “ж” -о. |
| | Побуждение к проверке: – Как это можно проверить? – Выполняйте. – Сформулируйте правило - Что называется чередованием? | – Распределить в два столбика. – Подобрать ещё примеры. – В корнях -лаг/лож- перед Г пишется А, перед Ж пишется О. |
| | Задание на формулирование темы: – Какую же тему мы сегодня изучаем? – Так… ещё какие варианты? – Сверьте вашу формулировку с материалом учебника | – Правописание безударных гласных О, А – Правописание безударных гласных О, А в корнях -лаг/лож-.. Работа по учебнику. |
Этап осмысления учебного материала | структурирование информации. | Создание условия для самостоятельной исследовательской работы: - Составьте опорные схемы, отражающие условия написания букв А-О в корнях с чередованием. Зарисуйте их на плакате. | Работа по группам 1-я группа. « Чередование букв А-О в корне – раст-/ -ращ-/ -рос-» 2-я группа. «Чередование букв А-О в корне –кас-/-кос-» 3-я группа. «Чередование букв А-О в корне –гар-/ -гор-» 4-я группа. «Чередование букв А-О в корне –зар-/-зор» | Познавательные: самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера. Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений. Регулятивные: контроль, коррекция, оценка. Личностные: оценивание усваемого содержания. |
Этап закрепления учебного материала. | обмен информацией, обеспечение усвоения знаний и способов действий | Создание условия для защиты исследовательской работы: - Произведите защиту плакатов, ответьте на вопросы одноклассников. | Защищают плакаты. Отвечают на вопросы одноклассников. | |
Этап применения знаний в новой ситуации | Обеспечение усвоения знаний в изменённой ситуации. | 3). Заполните таблицу своими примерами. Работы сдаются на проверку учителю. | Работа по парам. Заполняют таблицу. | Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков. Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, умение оформлять свои мысли в письменной форме. Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. |
Этап проверки и оценки результатов | выявление качества и уровня овладения знаниями , проверка умения нахождения изученного явления на уровне связного текста. | Раскрасим текст. Выделите в тексте слова с изученной орфограммой разными цветами: зелёным – с корнем – раст-/ -ращ-/ -рос-; синим – с корнем –лаг- / -лож-; фиолетовым – с корнем- -кас-/ -кос-; розовым – с корнем –гар/-гор; жёлтым – с корнем –зар-/-зор-. Составить устное высказывание на грамматическую тему. | Выделяют в тексте слова с изученной орфограммой разными цветами. Взаимопроверка качества выполнения работы. Устное высказывание учащихся на грамматическую тему. Ученики оценивают логичность, последовательность, связность ответа, соответствие устного высказывания предложенной теме. | Познавательные: умение находить нужную информацию. Регулятивные: умение решать проблемы. Личностные: способность самооценки своих действий. |
Этап подведения итогов | Цель: дать анализ и оценку успешности достижения цели, формулирование основных классификационных признаков изученного явления. | Подводит к итогам решения проблемной ситуации: - Что мы делали сегодня на уроке? - Как мы это делали? - Зачем мы это делали? Пригодится ли вам это в жизни? Можно ли было бы обойтись без изучения этой орфограммы в школе? | Мы обобщали и систематизировали материал по теме : « Правописание корней с чередованием гласных О – А». Мы находили языковое явление, опознавали его в тексте, классифицировали ,применяли изученную орфограмму. | Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД. Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других |
Домашнее задание | Цель: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения. | Составить текст на зимнюю тему, используя изученное правило. Разукрасьте текст (по примеру аналогичной работы в классе). | Составление текста на зимнюю тему, используя изученное правило. Разукрасить текст. | |
Лучше в труде сгореть, чем замёрзнуть от безделья.
Росточком с мышь, а храбрый малыш.
От желанья к исполненью приложи уменье.
Правда в воде не тонет, в огне не горит.
Кто не горит, тот небо коптит.
З_рница – долгий отблеск далёких молний. Чаще всего они разг_раются в июне, блистают и затухают. Существует поверье, что з_рницы « з_ рят хлеб», - и от этого он р_стёт быстрее.
В одном поэтическом ряду с з_ рницей стоит слово « з_ ря». Это слово не произносят громко. Оно возникает из тишины ночи, когда над зар_слями деревенского сада простирается чистая и слабая синева.
Вот на бревенчатые стены л_ жатся квадраты оранжевого света, и брёвна заг_ раются , как янтарь. Восходит солнце.
З_ ря блещет не только утром, но и вечером. Множество красок расстилается по небу – от червонного золота до бирюзы.