Урок русского языка в 5 классе
«Правописание корней с чередующимися гласными».
Тип урока: урок повторения и закрепления изученного материала в 5 классе
Цели:
формирование познавательной активности учащихся, закрепление знаний по теме;
повторение основных понятий, связанных с ней;
отработка навыков правописания чередованием гласных в корне слова;
развитие устной и письменной речи учащихся;
5) развитие умения работать самостоятельно и в группе, создание ситуации успеха;
6) активизация интереса учащихся к изучению родного языка, развитие воображения и творческих способностей учащихся.
Формы работы: индивидуальная, коллективная, парная, групповая.
Методы обучения: словесные (частично-поисковый, репродуктивный), практические, творческие
Урок проводится на творческом уровне.
Используемые технологии: проблемного, развивающего обучения, ИКТ.
Ход урока
I. Актуализация знаний.
Ребята, сегодня у нас необычный урок: нас приглашает к себе в гости королева Орфография. Вместе с ней мы совершим путешествие по стране
- А что будет, если обойтись без орфографии? Написал, как слышишь, и все должны понять, - ведь когда слушают, понимают.
- Но вот что однажды произошло в сказочном лесу…
(Ученик рассказывает сказку из книги Г.Г. Граник «Секреты орфографии», с. 78-79)
Итак, вы убедились, что изучать орфографию необходимо, чтобы не попасть в затруднительные ситуации.
II. Понимание и постановка учебной задачи.
- В каком королевстве страны Орфографии мы с вами побывали недавно? В королевстве Корней с чередованием и узнали, кто командует этими корнями.
Сегодня на уроке мы будем закреплять знания о чередовании гласных в корнях слов. Запишем в тетрадях тему урока: «Правописание корней с чередованием. Повторение и закрепление изученного материала».
Сказка о чередующихся гласных о - а, е – и.
В стране Орфографии жили две дружные семьи: одна семья — гласные О и А, другая — гласные Е и И. Буквы жили мирно, выполняли по очереди работу — становиться на отведенное им место в корне слова. Но однажды в стране Орфографии произошел бунт, и все гласные перестали выполнять свои обязанности, даже миролюбивые О и А, Е и И.
Неизвестно, чем бы все это закончилось, если бы с планеты Знания не прилетел мальчик, который знал все орфографические правила. Он без устали напомнил гласным, что нужно дружить с соседями: «Посмотрите, кто твой сосед справа. Если это суффикс А, то для И или А нет товарища вернее. С буквой О, а также с Е будут рады все другие суффиксы писаться рядом».
Умного и вежливого мальчика послушались буквы и с тех пор не ссорились и не нарушали порядка в своей стране.
III. Повторение изученного материал
- Ребята, о каких корнях с чередованием рассказывает эта грамматическая сказка?
1) Игра «Найди 4 лишний» (работа с доской)
Коснуться, касаться, прикосновение, покоситься.
Сложить, сложный, слагаемое, прилагательное.
Роща, растительный, заросли, произрастают.
Полог, росточек, сочетание, блестеть
-Какие еще корни с чередованием мы знаем, которые не зависят от суффиксов. –Зар – зор, гар – гор, клан – клон, твар – твор.
2) Орфографическая физкультминутка:
Мы работаем отлично. Отдохнуть непрочь сейчас.
И зарядка к нам привычно на урок приходит в класс.
Ученики встают и выполняют движения в зависимости от того, какая буква пишется в корне с чередованием: буква - а- – хлопаем в ладоши, буква -о – восклицаем и поднимаем руки вверх:
Заря, гореть, зорька, зарянка, скакать, вскочить, зарница, соскочить, возгорание, скачу, загорать, творить, прискакать, озаряться, творение, перегореть, скачок, озарение, пригарь, утварь.
Потянулись и вздохнули! Отдохнули? Отдохнули.
3) Заполните таблицу в Тетради открытий. Запишите в каждую графу все известные вам корни и расскажите о правописании корней с чередованием, опираясь на таблицу
4) А теперь запишите слова в нужную графу таблицы:
Равновесие, склоняться, разжигать, скакун, блестящий, непромокаемый, загорелый, озарение, расположений, придираться, растительный, собираешься, поплавок, подскочить, касаться, росточек, макать в чай, равнина, блистать, подровнять грядки, равняйсь, замирать от восторга, разгорается зорька.
5)Самоинструкция.
Как мы должны действовать, чтобы не ошибиться в написании корней с чередованием (на столах)
1)Проверить, есть ли в слове корни с чередованием. Для этого их надо знать в лицо!
2)Если слово с безударной гласной, проверяем ее ударением.
3) Если в слове есть корень с чередованием, то вспоминаем, кто командует корнями
IV. Закрепление материала.
- Прочитайте текст. Включите волшебный фонарь воображения. Постарайтесь увидеть на своем «мысленном экране» то, что можно увидеть.
- Докажите, что перед нами текст. (Тема текста, общая идея, предложения связаны между собой по смыслу и грамматически)
- Назовите тип речи (Описание природы на вечерней заре).
Г…рит з…ря. Кл…нится день к закату.
Тв…рит в…чернюю прохладу бор.
И тихо плавают лучи по перекату.
Листва ведет неслышный разговор
Туман л…жится п…логом в н…зинах.
И в зар…слях не видно больше птиц,
Ск…кавших бойко утром по вершинам,
Их сон к…сается и клонит клювы ниц.
Природа зам…рает. На р…внине
Луч ст…лет соч…тание теней.
С…деющий туман в д…лине
Чуть дремлет на п…рине из камней…
С. Балашев «Настроение»
- Выпишите из текста словосочетания с чередующимися гласными в корне, обозначьте орфограмму. Затем выпишите остальные слова с орфограммой.
Самопроверка. Один ученик вставляет у доски.
V. Игра «Корректор». Исправь текст (работа с доской)
Ученица проверила диктант ученика и нашла в его работе 6 ошибок в правописании корней с чередованием. Сколько ошибок найдешь ты?
Задание: найдите ошибки, исправьте их и правильно перепишите текст.
Я люблю путешествовать, особенно забераться в горы. Для этого нужно прилажить немало сил. Чудестная природа раскошных гор привликла меня. Бесканечные луга растелаются на склонах, а когда взбираешься все выше и выше, серце готово выскачить из груди. Ты будто прикосаешься к облокам. Вечером вершины гарят в лучах блестающего солнца. Затем кругом разлевается приглушенный свет вечерней зори.
Взаимопроверка в паре.
VI. Итоговый контроль усвоения. Диагностическая работа.
-Теперь, ребята, посмотрим, что удалось усвоить за урок. Проведем небольшую самостоятельную работу по карточкам, которые вы делали дома. Вставьте пропущенные буквы, объясните графически выбор орфограммы.
VII. Рефлексия. Подведем итоги.
Что мы делали на уроке?
Как мы это делали?
Зачем нам необходимо знать эти правила, пригодится ли они в жизни?
В чем возникли затруднения, и удалось ли их преодолеть?
Домашнее задание. Сочинение – миниатюра на любую тему, используя слова с чередующейся корневой гласной.