Конспект урока по теме «Правописание кратких прилагательных с основой на шипящий».
Цели урока: 1) систематизировать знания учащихся о написании Ь на конце разных частей речи с основой на шипящий;
2) научить отличать краткую форму имён прилагательных от других частей речи,
3) воспитывать уважение к истории своей страны, родному языку;
4) развивать речь и творческие способности пятиклассников.
1. Мотивация.
Приветствие.
Давайте определим настрой на работу, свое настроение:
- отличное (табличка красного цвета),
- хорошее (табличка желтого цвета),
- не совсем готовы (табличка синего цвета).
Сегодня нам предстоит с вами выполнить большое количество интересных и непростых заданий.
Так как все готовы к уроку, давайте начнем работу. Запись даты и вида работы:
Число
Классная работа.
2. Актуализация.
Задание: образовать краткую форму в словосочетаниях (с записью на доске):
Красивый лес (лес красив)
Близкий путь (путь близок)
Темная ночь (ночь темна)
Грозный человек (человек грозен)
3. Выявление места и причины затруднения.
Хороший человек (человек хорош(?))
Колючий цветок (цветок колюч(?))
- Как мы запишем эти слова?
- Что у вас вызвало затруднение?
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
- Ребята, кто может назвать мне тему урока.
Правильно, молодцы!
Тема урока: «Правописание кратких прилагательных».
Запись темы учителем на доске.
- А что мы будем делать на уроке?
- Выскажите свои предположения.
Помните, что при образовании краткой формы прилагательного в м.р. происходит только одно изменение - убирается окончание (остаётся нулевым).
- Как мы можем сформулировать правило урока?
В кратких прилагательных с основой на шипящие Ь не пишется!
- Проверим себя, прочитайте правило в § 45.
5. Физминутка.
Раз –подняться, потянуться,
Два- нагнуться, разогнуться,
Три- в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.
6. Самостоятельная работа со взаимопроверкой по эталону.
Выпишите в две колонки: 1) Ь пишется; 2) Ь не пишется.
1. Я пожалел, что напрасно погубил цветок, который был хорош(?) в своем месте… 2. Летний луч(?) запутался в окне. 3. День холодный угрюм и свеж(?). 4. Ноч(?) еще только что обняла небо… 5.И он промчался пред полками могуч(?) и радостен, как бой. 6. Наша печ(?) как-то дико и странно завывала в дождливую ноч(?). 7. Небо звонко, воздух мутен, горный ключ(?) чуть-чуть журчит. 8. Каждый зряч(?), да не каждый врач(?). 9. Ты восхитительно поеш(?). 10. Это моя взрослая доч(?).
Ключ ответа:
1) ночь, печь, поешь, дочь
2) хорош, луч, свеж, могуч, ключ, зряч, врач.
Критерии оценок
«5» - нет ошибок
«4» - 1 ошибка
«3» - 2 и более ошибок
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Игра. Учитель называет слово, если в нём пишется Ь, то поднимают руки, ребята первого варианта, а если не пишется – второго варианта.
Горяч, дотронешься, карандаш, колюч, пахуч, сорвешь, обдерешь, рожь
-Довольны ли вы тем, как прошел урок?
-Было ли интересно?
-Какие трудности у вас появились в процессе работы? Как вы их преодолевали?
-Дайте оценку нашей работе, каково ваше настроение в конце урока: выберите одну из предложенных на столе карточек и покажите мне.
- отличное (табличка красного цвета),
- хорошее (табличка желтого цвета),
- плохое (табличка синего цвета).
10. Домашнее задание.
2. Параграф 45, упр. 340 (зад. 2)