Тема: Правописание НЕ с именами существительными (повторение)
Цели: повторить правила правописания НЕ с именами существительными, формировать умение использовать правильный способ действия при выборе слитного и раздельного написания НЕ с именами существительными; развивать речь, орфографическую зоркость, память, мышление, творческие способности; воспитывать интерес к изучаемому предмету, чувства дружбы, взаимопомощи
Ход урока:
Орг. нач.урока.
Сообщение темы и целей.
Чтобы научиться хорошо говорить, грамотно писать, нужны прочные знания и умения. Этим мы занимаемся на каждом уроке. Сегодняшний урок - не исключение.
Работа по теме урока.
1. Синтаксическая пятиминутка.
Друг познаётся в несчастье.
- Выполните синтаксический разбор предложения.
- Что вы можете сказать о правописании слова НЕСЧАСТЬЕ?
2. Фронтальный опрос.
- С какой частью речи мы с вами работаем на последних уроках русского языка?
- Что такое имя существительное?
- Что нового об имени существительном вы узнали в этом учебном году?
(разноскл., несклон., сущ. общего рода)
- Назовите разносклоняемые имена существительные. Почему они так называются?
- Как определить род несклоняемых имён существительных?
- Какие существительные мы относим к общему роду? Приведите примеры.
- Как определить род таких имён существительных?
3. Практические упражнения.
А) Определите по лексическому значению слово и запишите его.
Грубый, невоспитанный человек (невежа). Человек, которому не сидится на месте (непоседа). Недоучившийся, мало знающий человек (недоучка). Неуклюжий, неловкий человек (недотёпа).
- Что объединяет все записанные вами имена существительные? (Они характеризуют человека, все они общего рода).
- Какие из них несут ярко выраженный оттенок разговорного стиля? (Недоучка, недотёпа).
- Как вы написали данные слова с НЕ? Почему?
- Запишите предложения.
Невежа – враг самому себе. Видно неряху по грязной рубахе.
- Какой вывод сделаем о правописании имён существительных в данных заданиях?
Б) Подбор синонимов с НЕ к данным словам:
- Запишите слова в столбик и подберите к ним синонимы с НЕ.
Сомнение, болезнь, ложь, беда, противник, глупость, рабство, слякоть, рассеянность, возмущение, подозрительность.
СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК (на доске): негодование, непогода, нездоровье, невнимательность, неправда, неприятель, несчастье, неволя, невежливость, неуверенность, нелепость.
- Обратите внимание, как пишутся с НЕ имена существительные, которые вы подобрали?
- Итак, мы подбирали синонимы. Какой вывод можно сделать?
- Чем является НЕ в данных словах?
- Подведём итог слитного правописания НЕ с именами существительными.
Если существительное не употребляется без НЕ, то пишется слитно.
Если существительное с НЕ может быть заменено
синонимом без НЕ, то существительное с НЕ пишется слитно.
НО!!! Приставку НЕ - надо отличать от частицы не. Частица не пишется отдельно.
Приставка НЕ- служит не для образования слов, а для отрицания
В) Запишем предложения.
Невезение преследовало меня.
Не везение, а труд и настойчивость приведут к успехам и знаниям.
Невезение преследовало меня, но труд и воля помогли добиться успехов в учении.
- Как вы думаете, что является условием раздельного написания НЕ с именами существительными?
Не с существительными пишется раздельно, если в предложении есть противопоставление с союзом а.
Г) Лексическая работа
- Подберите к данным существительным новые слова с приставкой НЕ-, а к ним подберите синонимы и запишите.
Друг – недруг (враг)
Счастье – несчастье (горе)
Противник – неприятель (враг)
Правда – неправда (ложь)
Воля – неволя (рабство).
Д) Игра «Собери пословицы»
-Закончите пословицы и запишите их, объясняя правописание НЕ с именами существительными.
Дружба крепка не лестью, а…….(правдой и честью).
Не пером пишут, а …(умом).
Не игла шьёт, а…..(рука).
Глупость не порок, а…(беда).
Не работа сушит, а ….(забота).
- Объясните смысл пословиц.
Е) Объяснительная диктовка.
Не был в школе, ненастье, незадачливый ученик, нелепо так думать, незабудка, говорить неправду, не внимание, а рассеянность, неряха, нелепость, неготовность, недруг, невероятность, невезение.
Ж) Творческая работа.
- Составьте текст (5-6 предложений), употребив данные ниже имена существительные:
(Не)знайка; (не)желание; (не)правда, а ложь; (не)хватка времени; (не)внимание; (не)друг, а враг.
Подведение итогов.
- Как пишется НЕ с существительными?
- От чего зависит слитное и раздельное написание НЕ с существительными?
Оценка работы учащихся.
Домашнее задание.
Составить карточку из 10-15 слов на изученное правило.