СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание не с именами существительными

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок повторения по теме "Не с именами существительными"

Просмотр содержимого документа
«Правописание не с именами существительными»

Тема: Правописание НЕ с именами существительными (повторение)

Цели: повторить правила правописания НЕ с именами существительными, формировать умение использовать правильный способ действия при выборе слитного и раздельного написания НЕ с именами существительными; развивать речь, орфографическую зоркость, память, мышление, творческие способности; воспитывать интерес к изучаемому предмету, чувства дружбы, взаимопомощи



Ход урока:

  1. Орг. нач.урока.

  2. Сообщение темы и целей.

Чтобы научиться хорошо говорить, грамотно писать, нужны прочные знания и умения. Этим мы занимаемся на каждом уроке. Сегодняшний урок - не исключение.

  1. Работа по теме урока.

1. Синтаксическая пятиминутка.

Друг познаётся в несчастье.

- Выполните синтаксический разбор предложения.

- Что вы можете сказать о правописании слова НЕСЧАСТЬЕ?

2. Фронтальный опрос.

- С какой частью речи мы с вами работаем на последних уроках русского языка?

- Что такое имя существительное? 

- Что нового об имени существительном вы узнали в этом учебном году?

(разноскл., несклон., сущ. общего рода)

- Назовите разносклоняемые имена существительные. Почему они так называются?

- Как определить род несклоняемых имён существительных?

- Какие существительные мы относим к общему роду? Приведите примеры.

- Как определить род таких имён существительных?

3. Практические упражнения.

А) Определите по лексическому значению слово и запишите его.

Грубый, невоспитанный человек (невежа). Человек, которому не сидится на месте (непоседа). Недоучившийся, мало знающий человек (недоучка). Неуклюжий, неловкий человек (недотёпа).

- Что объединяет все записанные вами имена существительные? (Они характеризуют человека, все они общего рода).

- Какие из них несут ярко выраженный оттенок разговорного стиля? (Недоучка, недотёпа).

- Как вы написали данные слова с НЕ? Почему?

- Запишите предложения.

Невежа – враг самому себе. Видно неряху по грязной рубахе.

- Какой вывод сделаем о правописании имён существительных в данных заданиях?


Б) Подбор синонимов с НЕ к данным словам:

- Запишите слова в столбик и подберите к ним синонимы с НЕ.

Сомнение, болезнь, ложь, беда, противник, глупость, рабство, слякоть, рассеянность, возмущение, подозрительность.

СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК (на доске): негодование, непогода, нездоровье, невнимательность, неправда, неприятель, несчастье, неволя, невежливость, неуверенность, нелепость.

- Обратите внимание, как пишутся с НЕ имена существительные, которые вы подобрали?

- Итак, мы подбирали синонимы. Какой вывод можно сделать?

- Чем является НЕ в данных словах?

- Подведём итог слитного правописания НЕ с именами существительными.


Если существительное не употребляется без 
НЕ, то пишется слитно.

Если существительное с НЕ может быть заменено

синонимом без НЕ, то существительное с НЕ пишется слитно.


НО!!! Приставку НЕ - надо отличать от частицы не. Частица не пишется отдельно.

Приставка НЕ- служит не для образования слов, а для отрицания



В) Запишем предложения.

Невезение преследовало меня.

Не везение, а труд и настойчивость приведут к успехам и знаниям.

Невезение преследовало меня, но труд и воля помогли добиться успехов в учении.

- Как вы думаете, что является условием раздельного написания НЕ с именами существительными?

Не с существительными пишется раздельно, если в предложении есть противопоставление с союзом а.

Г) Лексическая работа

- Подберите к данным существительным новые слова с приставкой НЕ-, а к ним подберите синонимы и запишите.

Друг – недруг (враг)

Счастье – несчастье (горе)

Противник – неприятель (враг)

Правда – неправда (ложь)

Воля – неволя (рабство).

Д) Игра «Собери пословицы»

-Закончите пословицы и запишите их, объясняя правописание НЕ с именами существительными.

Дружба крепка не лестью, а…….(правдой и честью).

Не пером пишут, а …(умом).

Не игла шьёт, а…..(рука).

Глупость не порок, а…(беда).

Не работа сушит, а ….(забота).

- Объясните смысл пословиц.

Е) Объяснительная диктовка.

Не был в школе, ненастье, незадачливый ученик, нелепо так думать, незабудка, говорить неправду, не внимание, а рассеянность, неряха, нелепость, неготовность, недруг, невероятность, невезение.

Ж) Творческая работа.

- Составьте текст (5-6 предложений), употребив данные ниже имена существительные:

(Не)знайка; (не)желание; (не)правда, а ложь; (не)хватка времени; (не)внимание; (не)друг, а враг.

  1. Подведение итогов.

- Как пишется НЕ с существительными?

- От чего зависит слитное и раздельное написание НЕ с существительными?


  1. Оценка работы учащихся.

  2. Домашнее задание.

Составить карточку из 10-15 слов на изученное правило.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!