Конспект урока №4
Предмет: Русский язык
Класс: 5
Тема - Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных
Деятельностная цель: формирование умения применять орфограммы на практике, обосновывать выбор +гласных О - Ё после шипящих и Ц в окончаниях существительных
Тип урока: открытия новых знаний
Целевое назначение: изучение материала по теме, закрепление предметных ЗУНов, формирование УУД.
Задачи урока:
Образовательные:
1.Формировать умение применять орфограммы на практике.
2. Формировать умение обосновывать выбор гласных О - Ё после шипящих и Ц в окончаниях существительных;
Развивающие:
1.Способствовать развитию внимания, наблюдательности.
2.Продолжтть развивать умение анализировать информацию и делать выводы.
3. Развивать речевые умения, необходимые для участия в диалоге.
Воспитательные:
Воспитывать чувство товарищества, чувство уважения к одноклассникам,.
Воспитывать аккуратность в выполнении письменных работ.
Воспитывать способствовать развитию навыков самоконтроля, самооценки учебной деятельности учащихся.
Средства обучения: интерактивная доска (экран), доска, компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал.
Методы и формы обучения – эвристический метод, индивидуальная, фронтальная, в паре.
Данный урок обеспечивал на всех этапах формирование следующих УУД:
1.формирование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
2.стремление к речевому самосовершенствованию.
коммуникативных УУД:
1.Совершенствование навыков монологической речи, грамматики и чтения;
2. Совершенствование умения слушать собеседника и вести диалог, сотрудничать в паре.
1.умение определять и формулировать цель деятельности;
2. умение находить способы решения поставленной цели правописанию слов с изучаемой орфограммой.
6. умение провести рефлексию своих действий на уроке и адекватно оценить результаты своей работы.
1.извлечение необходимой информации из разных источников;
Предметные – знание правила правописания О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных; умение правильно писать О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных; графически обозначать условия выбора правильных написаний; нахождение орфограммы-буквы О-Е после шипящих и Ц в разных частях слова и правильно писать слова с данными орфограммами.
Ход урока
Вступительное слово учителя. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
-Здравствуйте, ребята!
Сегодня на уроке мы будем с вами исследователями законов языка.
Вероника, прочитай, пожалуйста, эпиграф к уроку.
На доске:
«Пред вами громада – русский язык. Наслажденье глубокое зовет вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его…»
-Вот мы сегодня с вами будем открывать новые для нас законы языка. Но какие? Что мы должны узнать с вами в процессе нашего исследования?
2. Актуализация и пробное учебное действие.
-Ребята, посмотрите на доску. Перед вами два фразеологических оборота. Рома, зачитай их.
Болеть душ...й, болеть сердц...м.
Запишите фразеологизмы, оставляя место для того, чтобы потом вставить букву.
- Поясните их лексическое значение (волноваться, сильно переживать, беспокоиться)
-Одинаковое ли у них значение? (да, они обозначают одно и то же)
-Как называются слова, имеющие одно и значение? (синонимы).
-Верно, они синонимичны.
-Определите, в какой части речи пропущена орфограмма? (существительное) Подпишите сверху этих слов.
-В каком падеже употреблено это существительное? (творительном) Подпишите падеж.
-Определите, в какой морфеме? (окончание) Выделите окончание.
-За какими согласными следует неизвестная гласная?(ш,ц) Подчеркните их двумя чертами.
-А какая это может быть гласная? (о или е)
-Как думаете, какова тема сегодняшнего урока? (О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных)
Все правильно, молодцы!
Запишите число, классная работа.
Десятое марта
Классная работа
Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных
3.Целеполагание.
-Ребята, внимательно перечитайте тему урока.
-Скажите, какова наша задача на уроке? (научиться правильно писать буквы О или Е после шипящих в окончаниях имен существительных)
4. Постановка проблемы и ее решение.
-Ребята, вернитесь к фразеологизмам, которые мы рассматривали в начале урока.
Болеть душ...й, болеть сердц...м.
-Скажите, что общего у орфограмм в этих словах? (в составе синонимичных фразеологизмов, в существительном, в окончании)
-Подумайте, что различного у орфограмм в этих словах? (пишутся разные буквы)
-Какую проблему правописания нужно нам сегодня решить? (почему в одном случае пишется О, в другом – Е)
-Чтобы решить эту проблему, предлагаю поставить ударение в эти слова.
-У кого-нибудь есть предположения, почему пишется в одном случае – О, в другом – Е?
- Сделайте вывод: От чего же зависит правописание о – е в окончании имен существительных?
- Сформулируйте правило.
-Давайте сверим наши предположения с правилом на стр. учебника 76.
-Кто желает зачитать?
-Молодцы! Мы смогли решить эту проблему, теперь предлагаю выполнить практические задания.
5.Первичное закрепление с комментированием.
-Предлагаю поработать у доски по цепочке.
Я диктую словосочетания. Ваша задача – записать и объяснить правописание изучаемой орфограммы.
Лучом солнца, над березовой рощей, зарос камышом, следим за грачом, под нашей крышей, пение скворцов, деревенской улицей, за последней дачей.
6. Выявление места и причины затруднения.
Ребята, скажите, в какой ещё морфеме нам встречались буквы о-ё после шипящих? (в корне)
-Давайте вспомним правило. (если в корне, то слышу о – пишу е, кроме слов исключений).
- Эти знания пригодятся Вам для выполнения следующей работы. А чтобы Вам было легче, в паре заполните пропущенные звенья алгоритма. (учащиеся в паре заполняют звенья алгоритма на карточках)
Алгоритм
1 .В какой ………….. орфограмма?
Окончание ?
Под ударением ? исключение?
(……………………………..
? пишем Е …………….)
? нет
Пишем О ?
Устная проверка.
Расскажите последовательность действий по алгоритму.
Сверьте свой заполненный алгоритм с алгоритмом на слайде.
- На столах у вас лежат карточки. Выполнить задание на них в паре. (Приложение 1)
7. Закрепление.
Задание Распределите слова на две группы (подписать сверху слова – 1 или 2), вставляя пропущенные буквы. При работе пользуйтесь алгоритмом.
С плащ…м, ш…лк, рощ…й, нош…й, ш..рох, с птиц…й, ш…потом, под крыш…й, крыж…вник, на ц..почках.
1 группа. Буквы о – ё после шипящих и ц- в корне слова
2 группа. Буквы о – е после шипящих и ц- в окончании существительных
Дополнительное индивидуальное задание 1. (дается тем, кто выполнил задание раньше других)
-Давайте проверим вашу работу по цепочке. Назовите слова 1 группы? Второй группы?
7.Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
Предлагаю выполнить упр.557 на стр.77 учебника.
Ваша задача – записать существительные в Т.п. ед.ч. в два столбика, используя предлоги над, под, перед, с. Выделите окончание, поставьте ударение и подчеркните шипящую и ц.
О после шипящих в окончании (Т.п. ед.ч.) | Е после шипящих в окончании (Т.п. ед.ч.) |
| |
Теперь поменяйтесь тетрадями. На слайде вы видите правильный ответ, сверьте и поставьте оценку. (баллы на слайде) (Приложение 2)
-Молодцы, ребята! Хорошо потрудились! Давайте подведем итоги урока.
8. Подведение итогов.
-От чего же зависит правописание о – е в окончании имен существительных?
-К какому выводу вы пришли, работая с алгоритмом?
10. Рефлексия.
- Какую цель вы поставили в начале урока?
- Вы достигли поставленной цели?
- В чём у вас были затруднения?
Оцените свою работу на уроке.
- За что бы вы похвалили себя на уроке?
9. Домашнее задание.
Дома нужно выполнить упр.559.
Только начертите таблицу и распределите слова по колонкам, вставляя пропущенную букву. Правило выучить.
Буквы о – ё после шипящих и ц- в корне слова | Буквы о – е после шипящих и ц- в окончании существительных |
| |
На слайде:
Алгоритм
1 .В какой морфеме орфограмма?
Окончание Корень
Под ударением без ударения исключение?
(крыжовник, шов, шорох,
Пишем О пишем Е капюшон)
Д а нет
О Е
Приложение1
Буквы о – ё после шипящих и ц- в корне слова | Буквы о – е после шипящих и ц- в окончании существительных |
Шёлк | Плащом |
Шорох | Рощей |
Шёпотом | Ношей |
Крыжовник | с птицей |
| под крышей |
Дополнительное индивидуальное задание 1.
«Назови словом с орфограммой «О-Е после шипящих в окончаниях существительных». Подчеркните орфограмму.
А.Суп со свеклой называется…..
Б. Небольшой лес иначе называют…..
В.Рисунок, картину, изображающую природу называют…
Г.Человека, лечащего людей, называют….
Д.Границу по-другому называют …
Е.Невежливого, грубого человека называют….
Приложение 2
О после шипящих в окончании (Т.п. ед.ч.) | Е после шипящих в окончании (Т.п. ед.ч.) |
С молодцом, над малышом, с плечом, с врачом, с лучом, перед дворцом, над этажом, с кирпичом, с ключом, с мячом, с ножом, с карандашом, перед гаражом, с мудрецом, с падежом. | С товарищем, с встречей, с продавщицей, с горцем, с учительницей, над задачей, над рощей, с ученицей, с пальцем, над тучей, перед столицей, перед границей, под крышей, с птицей, с юношей, перед. |