СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект урока - самоанализ

Просмотр содержимого документа
«самоанализ№4»

Самоанализ урока № 4

Учитель Мирсанова Ксения Владимировна

УМК. Русский язык. 5 кл. Программа, учебник, методическое сопровождение Т.А. Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А. Тростенцовой.

Тема урока: Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных

Деятельностная цель: формирование умения применять орфограммы на практике, обосновывать выбор +гласных О - Ё после шипящих и Ц в окончаниях существительных

Тип урока: открытия новых знаний

Целевое назначение: изучение материала по теме, закрепление предметных ЗУНов, формирование УУД.

Задачи урока:

Образовательные:

1.Формировать умение применять орфограммы на практике.

2. Формировать умение обосновывать выбор гласных О - Ё после шипящих и Ц в окончаниях существительных;

Развивающие:

1.Способствовать развитию внимания, наблюдательности.

2.Продолжтть развивать умение анализировать информацию и делать выводы.

3. Развивать речевые умения, необходимые для участия в диалоге.

Воспитательные:

  1. Воспитывать чувство товарищества, чувство уважения к одноклассникам,.

  2. Воспитывать аккуратность в выполнении письменных работ.

  3. Воспитывать способствовать развитию навыков самоконтроля, самооценки учебной деятельности учащихся.

Средства обучения: интерактивная доска (экран), доска, компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал.

Данный урок соответствует календарно-тематическому планированию, является одиннадцатым в изучении материала по разделу «Имя существительное». Урок построен с учетом психологических особенностей детей. На протяжении всего урока прослеживалось соблюдение одного из принципов работы по УМК Т.А. Ладыженской – работа над развитием всех учащихся, в том числе и самых слабых.

Данный урок обеспечивал на всех этапах формирование следующих УУД:

  • личностных УУД:

1.формирование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

2.стремление к речевому самосовершенствованию.

коммуникативных УУД:

1.Совершенствование навыков монологической речи, грамматики и чтения;

2. Совершенствование умения слушать собеседника и вести диалог, сотрудничать в паре.

  • регулятивных УУД:

1.умение определять и формулировать цель деятельности;

2. умение находить способы решения поставленной цели правописанию слов с изучаемой орфограммой.

6. умение провести рефлексию своих действий на уроке и адекватно оценить результаты своей работы.

  • познавательных УУД:

1.извлечение необходимой информации из разных источников;

Предметные – знание правила правописания О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных; умение правильно писать О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных; графически обозначать условия выбора правильных написаний; нахождение орфограммы-буквы О-Е после шипящих и Ц в разных частях слова и правильно писать слова с данными орфограммами.

Урок связан с предыдущими уроками, работает на последующие.


1 этап: Вступительное слово учителя. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Задача данного этапа – подготовить учащихся к работе на уроке. Путём работы с эпиграфом обучающиеся быстро включились в работу. Рабочее место обучающихся было подготовлено к уроку.

2 этап: Актуализация и пробное учебное действие. Определение темы урока.

Задача этапа: организовать деятельность по повторению изученного материала через познавательную деятельность учащихся. Сопоставляя фразеологические обороты и анализируя орфограммы в них, учащиеся смогли путем наводящих вопросов сформулировать тему урока. Данная работа была детям интересна, поскольку были выбраны синонимичные фразеологические сочетания.

3 этап: Целеполагание.

Задача этапа: установить правильность понимания опорных понятий, формулирование задач урока путем анализа темы урока.

Цели урока формулировались учащимися с помощью учителя. Фиксировались устно.

4 этап – Постановка проблемы и ее решение.

Задача этапа –выявить проблему правописания гласных после шипящих в окончаниях существительных.

Для решения данной задачи мы с учащимися вернулись во фразеологизмы, которые анализировали на этапе актуализации. Путем анализа орфограмм в окончаниях слов из сочетаний учащиеся назвали проблему, которую нужно решить на уроке. Сделав вывод по заданию, учащиеся сформулировали правило правописания изучаемой орфограммы.

Коллективный анализ орфограмм позволил установить причинно-следственные связи в правописании слов с данной орфограммой.

5 этап - Первичное закрепление.

Задача - отработать умение видеть изучаемую орфограмму в словах и умение правильно писать слова с данной орфограммой. Работа у доски способствовала предупреждению ошибок. Коллективная проверка устным комментированием орфограмм помогла провести рефлексию своих действий, адекватно оценить свою работу в сравнении с работой одноклассников.

6 этап Выявление места и причины затруднения.

Цель – организовать работу по разграничению орфограмм в правописании гласных после шипящих и ц.

Вспомнив, в каких частях речи может встретиться изучаемая орфограмма, учащиеся пришли к выводу о том, что нужно уметь разграничивать эти орфограммы. Таким образом, выявилась потребность в составлении алгоритма своих действий. Я предложила заполнить пропущенные звенья алгоритма, тем самым учащиеся не только повторили материал из начальной школы, но и привели свои знания по работе с данной орфограммой в определенную систему. Устная проверка работы с алгоритмом и ее сверка с эталоном помогла учащимся подкорректировать выполненную работу.

7 этап Закрепление знаний.

Задача – закрепить полученные знания.

Распределяя слова на две группы в зависимости от местонахождения орфограммы в слове, учащиеся закрепили полученные знания. Во время работы учащиеся пользовались составленным алгоритмом, что предупредило возможные ошибки. Сильные учащиеся, которые раньше выполнили задание, получили карточку с дополнительным заданием.

8 этап Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Задача – закрепить умения правильного написания существительных в Т.п. ед.ч. с предлогами. Данную работу учащиеся выполнили не полностью, поскольку много слов в упражнении. Это упражнение я задала им дома доделать. Взаимопроверка по эталону позволило быстро проверить работу и подвести итоги занятия.

9 этап. Подведение итогов.

Задача – подвести итоги урока. Подведение итогов урока проводится с помощью устных ответов.

10 этап – Рефлексия. Рефлексия проводится с помощью устных ответов.

13 этап Домашнее задание Задача – дать домашнее задание с целью закрепления знаний по учебному материалу.

В соответствии с требованиями к современному уроку, тема и цели занятия были сформулированы обучающимися самостоятельно на этапе целеполагания. На своем уроке я старалась организовать работу так, чтобы все ученики активно выполняли задания, сотрудничали друг с другом, а также в совместной деятельности учителя и ученика. Психологический климат во время занятия спокойный, что способствует продуктивной, успешной работе учеников, не заставляет их бояться высказывать свое мнение по различным вопросам, ошибаться. В ходе урока были использованы как познавательные, так и практические методы обучения: вступительное слово учителя, проблемные вопросы, самостоятельная работа учащихся, парная работа. Опрос детей, усвоение знаний, закрепление шли одновременно, что позволяло следить за их активностью и должным восприятием материала. Все задания я старалась построить так, чтобы их выполнение способствовало достижению планируемых результатов, формированию УУД. Для раскрытия материала урока мною выбраны словесные, наглядные (алгоритм работы), практические методы, проблемный метод. Стоит отметить, что образовательные стандарты второго поколения открывают нам новые возможности в обучении школьников, а значит необходимо совершенствовать свои подходы к построению учебного занятия, предоставляя возможность ученику играть в нем главную роль. На своем уроке я постаралась показать именно такой подход. Для развития мотивации учащихся формировались навыки самооценки и на промежуточных этапах, и в конце урока. Детям очень понравилась работа по объяснению значения фразеологизмов, работа с алгоритмом в паре. Считаю, что поставленные задачи реализованы, структура урока выдержана. Формы урока адекватны целям и задачам, предложенные задачи использованы целесообразно, содержание урока соответствует содержанию стандарта, учебника и программы.


Просмотр содержимого документа
«урок4»

Конспект урока №4

Предмет: Русский язык

Класс: 5

Тема - Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных

Деятельностная цель: формирование умения применять орфограммы на практике, обосновывать выбор +гласных О - Ё после шипящих и Ц в окончаниях существительных

Тип урока: открытия новых знаний

Целевое назначение: изучение материала по теме, закрепление предметных ЗУНов, формирование УУД.

Задачи урока:

Образовательные:

1.Формировать умение применять орфограммы на практике.

2. Формировать умение обосновывать выбор гласных О - Ё после шипящих и Ц в окончаниях существительных;

Развивающие:

1.Способствовать развитию внимания, наблюдательности.

2.Продолжтть развивать умение анализировать информацию и делать выводы.

3. Развивать речевые умения, необходимые для участия в диалоге.

Воспитательные:

  1. Воспитывать чувство товарищества, чувство уважения к одноклассникам,.

  2. Воспитывать аккуратность в выполнении письменных работ.

  3. Воспитывать способствовать развитию навыков самоконтроля, самооценки учебной деятельности учащихся.

Средства обучения: интерактивная доска (экран), доска, компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал.

Методы и формы обучения – эвристический метод, индивидуальная, фронтальная, в паре.

Данный урок обеспечивал на всех этапах формирование следующих УУД:

  • личностных УУД:

1.формирование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

2.стремление к речевому самосовершенствованию.

коммуникативных УУД:

1.Совершенствование навыков монологической речи, грамматики и чтения;

2. Совершенствование умения слушать собеседника и вести диалог, сотрудничать в паре.

  • регулятивных УУД:

1.умение определять и формулировать цель деятельности;

2. умение находить способы решения поставленной цели правописанию слов с изучаемой орфограммой.

6. умение провести рефлексию своих действий на уроке и адекватно оценить результаты своей работы.

  • познавательных УУД:

1.извлечение необходимой информации из разных источников;

Предметные – знание правила правописания О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных; умение правильно писать О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных; графически обозначать условия выбора правильных написаний; нахождение орфограммы-буквы О-Е после шипящих и Ц в разных частях слова и правильно писать слова с данными орфограммами.



Ход урока

  1. Вступительное слово учителя. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

-Здравствуйте, ребята!

Сегодня на уроке мы будем с вами исследователями законов языка.

Вероника, прочитай, пожалуйста, эпиграф к уроку.

На доске:

«Пред вами громада – русский язык. Наслажденье глубокое зовет вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его…»

-Вот мы сегодня с вами будем открывать новые для нас законы языка. Но какие? Что мы должны узнать с вами в процессе нашего исследования?

2. Актуализация и пробное учебное действие.

-Ребята, посмотрите на доску. Перед вами два фразеологических оборота. Рома, зачитай их.

Болеть душ...й, болеть сердц...м.

Запишите фразеологизмы, оставляя место для того, чтобы потом вставить букву.

Поясните их лексическое значение (волноваться, сильно переживать, беспокоиться)

-Одинаковое ли у них значение? (да, они обозначают одно и то же)

-Как называются слова, имеющие одно и значение? (синонимы).

-Верно, они синонимичны.

-Определите, в какой части речи пропущена орфограмма? (существительное) Подпишите сверху этих слов.

-В каком падеже употреблено это существительное? (творительном) Подпишите падеж.

-Определите, в какой морфеме? (окончание) Выделите окончание.

-За какими согласными следует неизвестная гласная?(ш,ц) Подчеркните их двумя чертами.

-А какая это может быть гласная? (о или е)

-Как думаете, какова тема сегодняшнего урока? (О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных)

Все правильно, молодцы!

Запишите число, классная работа.

Десятое марта

Классная работа

Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных

3.Целеполагание.

-Ребята, внимательно перечитайте тему урока.

-Скажите, какова наша задача на уроке? (научиться правильно писать буквы О или Е после шипящих в окончаниях имен существительных)

4. Постановка проблемы и ее решение.

-Ребята, вернитесь к фразеологизмам, которые мы рассматривали в начале урока.

Болеть душ...й, болеть сердц...м.

-Скажите, что общего у орфограмм в этих словах? (в составе синонимичных фразеологизмов, в существительном, в окончании)

-Подумайте, что различного у орфограмм в этих словах? (пишутся разные буквы)

-Какую проблему правописания нужно нам сегодня решить? (почему в одном случае пишется О, в другом – Е)

-Чтобы решить эту проблему, предлагаю поставить ударение в эти слова.

-У кого-нибудь есть предположения, почему пишется в одном случае – О, в другом – Е?

- Сделайте вывод: От чего же зависит правописание о – е в окончании имен существительных?

- Сформулируйте правило.

-Давайте сверим наши предположения с правилом на стр. учебника 76.

-Кто желает зачитать?

-Молодцы! Мы смогли решить эту проблему, теперь предлагаю выполнить практические задания.

5.Первичное закрепление с комментированием.

-Предлагаю поработать у доски по цепочке.

Я диктую словосочетания. Ваша задача – записать и объяснить правописание изучаемой орфограммы.

Лучом солнца, над березовой рощей, зарос камышом, следим за грачом, под нашей крышей, пение скворцов, деревенской улицей, за последней дачей.

6. Выявление места и причины затруднения.

Ребята, скажите, в какой ещё морфеме нам встречались буквы о-ё после шипящих? (в корне)

-Давайте вспомним правило. (если в корне, то слышу о – пишу е, кроме слов исключений).

- Эти знания пригодятся Вам для выполнения следующей работы. А чтобы Вам было легче, в паре заполните пропущенные звенья алгоритма. (учащиеся в паре заполняют звенья алгоритма на карточках)

Алгоритм

1 .В какой ………….. орфограмма?


Окончание ?

Под ударением ? исключение?

(……………………………..

? пишем Е …………….)


? нет

Пишем О ?

Устная проверка.

Расскажите последовательность действий по алгоритму.

Сверьте свой заполненный алгоритм с алгоритмом на слайде.

- На столах у вас лежат карточки. Выполнить задание на них в паре. (Приложение 1)

7. Закрепление.

Задание Распределите слова на две группы (подписать сверху слова – 1 или 2), вставляя пропущенные буквы. При работе пользуйтесь алгоритмом.

С плащ…м, ш…лк, рощ…й, нош…й, ш..рох, с птиц…й, ш…потом, под крыш…й, крыж…вник, на ц..почках.

1 группа. Буквы о – ё после шипящих и ц- в корне слова

2 группа. Буквы о – е после шипящих и ц- в окончании существительных

Дополнительное индивидуальное задание 1. (дается тем, кто выполнил задание раньше других)

-Давайте проверим вашу работу по цепочке. Назовите слова 1 группы? Второй группы?

7.Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Предлагаю выполнить упр.557 на стр.77 учебника.

Ваша задача – записать существительные в Т.п. ед.ч. в два столбика, используя предлоги над, под, перед, с. Выделите окончание, поставьте ударение и подчеркните шипящую и ц.

О после шипящих в окончании (Т.п. ед.ч.)

Е после шипящих в окончании (Т.п. ед.ч.)




Теперь поменяйтесь тетрадями. На слайде вы видите правильный ответ, сверьте и поставьте оценку. (баллы на слайде) (Приложение 2)

-Молодцы, ребята! Хорошо потрудились! Давайте подведем итоги урока.

8. Подведение итогов.

-От чего же зависит правописание о – е в окончании имен существительных?

-К какому выводу вы пришли, работая с алгоритмом?

10. Рефлексия.

- Какую цель вы поставили в начале урока?

- Вы достигли поставленной цели?

- В чём у вас были затруднения?

Оцените свою работу на уроке.

- За что бы вы похвалили себя на уроке?

9. Домашнее задание.

Дома нужно выполнить упр.559.

Только начертите таблицу и распределите слова по колонкам, вставляя пропущенную букву. Правило выучить.

Буквы о – ё после шипящих и ц- в корне слова

Буквы о – е после шипящих и ц- в окончании существительных














На слайде:

Алгоритм

1 .В какой морфеме орфограмма?


Окончание Корень

Под ударением без ударения исключение?

(крыжовник, шов, шорох,

Пишем О пишем Е капюшон)


Д а нет

О Е


Приложение1

Буквы о – ё после шипящих и ц- в корне слова

Буквы о – е после шипящих и ц- в окончании существительных

Шёлк

Плащом

Шорох

Рощей

Шёпотом

Ношей

Крыжовник

с птицей


под крышей

Дополнительное индивидуальное задание 1.

«Назови словом с орфограммой «О-Е после шипящих в окончаниях существительных». Подчеркните орфограмму.

А.Суп со свеклой называется…..

Б. Небольшой лес иначе называют…..

В.Рисунок, картину, изображающую природу называют…

Г.Человека, лечащего людей, называют….

Д.Границу по-другому называют …

Е.Невежливого, грубого человека называют….

Приложение 2

О после шипящих в окончании (Т.п. ед.ч.)

Е после шипящих в окончании (Т.п. ед.ч.)

С молодцом, над малышом, с плечом, с врачом, с лучом, перед дворцом, над этажом, с кирпичом, с ключом, с мячом, с ножом, с карандашом, перед гаражом, с мудрецом, с падежом.


С товарищем, с встречей, с продавщицей, с горцем, с учительницей, над задачей, над рощей, с ученицей, с пальцем, над тучей, перед столицей, перед границей, под крышей, с птицей, с юношей, перед.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!