СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание О и Ё

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Правописание О и Ё»

Двадцатое февраля.  Классная работа.   Тема урока: «Правописание  о – е после шипящих и ц  в окончаниях существительных».   Маюр Виктория Викторовна, МАОУ Каскаринская СОШ

Двадцатое февраля. Классная работа. Тема урока: «Правописание о – е после шипящих и ц в окончаниях существительных».

Маюр Виктория Викторовна,

МАОУ Каскаринская СОШ

Цель урока: на материале, воспитывающем нравственные качества личности, обогащающем словарный запас обучающихся, развивающем их речь, изучить правило правописания гласных после шипящих и ц в окончаниях существительных, сопоставив его с правилом выбора орфограммы в корнях слов.

Цель урока:

  • на материале, воспитывающем нравственные качества личности, обогащающем словарный запас обучающихся, развивающем их речь, изучить правило правописания гласных после шипящих и ц в окончаниях существительных, сопоставив его с правилом выбора орфограммы в корнях слов.
Запишите одним словом ответы на вопросы. Как называется плод дуба?  Жёлудь 2. Какой цвет у одуванчика?  жёлтый 3. Как называется предмет для чистки зубов?  щётка 4. Как называется разговор тихим голосом?  шёпот 5. Как называется ткань из нитей, получаемых из коконов тутовых гусениц?   шёлк

Запишите одним словом ответы на вопросы.

  • Как называется плод дуба?

Жёлудь

2. Какой цвет у одуванчика?

жёлтый

3. Как называется предмет для чистки зубов?

щётка

4. Как называется разговор тихим голосом?

шёпот

5. Как называется ткань из нитей, получаемых из коконов тутовых гусениц?

шёлк

Разгадайте кроссворд. Место соединения сшитых кусков. Глухой звук, шуршание. Стержень для чистки и смазки ствола оружия. Накидка на голову. Колючий кустарник с кисло-сладкими ягодами зелёного цвета. 1 ш о в 1 о 2 о 3 о 4 5 о о 2 ш о р о х 3 ш о м п о л 4 к а п ю ш о н 5 к р ы ж о в н и к

Разгадайте кроссворд.

  • Место соединения сшитых кусков.
  • Глухой звук, шуршание.
  • Стержень для чистки и смазки ствола оружия.
  • Накидка на голову.
  • Колючий кустарник с кисло-сладкими ягодами зелёного цвета.

1 ш

о

в

1

о

2

о

3

о

4

5

о

о

2 ш

о

р

о

х

3 ш

о

м

п

о

л

4 к

а

п

ю

ш

о

н

5 к

р

ы

ж

о

в

н

и

к

Синтаксический разбор предложения.  Добрая улыбка солнечным  лучом душу озаряет. (Повеств., невоскл., простое,  двусост., распростр.)

Синтаксический разбор предложения.

Добрая улыбка солнечным

лучом душу озаряет.

(Повеств., невоскл., простое,

двусост., распростр.)

В какой части слова выделены буквы о и е?  После каких согласных стоят эти буквы?  Определите ударение в словах. врач о м борц о в дворц о м кольц о меж о й бойц о в шалаш о м певц о в товарищ е м горц е в полотенц е м сердц е задач е й гвардейц е в репортаж е м юнош е й

В какой части слова выделены буквы о и е? После каких согласных стоят эти буквы? Определите ударение в словах.

  • врач о м борц о в
  • дворц о м кольц о
  • меж о й бойц о в
  • шалаш о м певц о в
  • товарищ е м горц е в
  • полотенц е м сердц е
  • задач е й гвардейц е в
  • репортаж е м юнош е й
Запомни: После шипящих и ц в окончаниях существительных под ударением пишется буква о , без ударения буква е.  врач о м, свинц о м  товарищ е м, полотенц е м

Запомни:

  • После шипящих и ц в окончаниях существительных под ударением пишется буква о , без ударения буква е.
  • врач о м, свинц о м
  • товарищ е м, полотенц е м
Поставить имена существительные, данные в скобках, в нужной форме; обозначить  изучаемую орфограмму.  Не железным (ключ) сер.це открывает?ся, а д.бротой.  Слово коварного человека режет острым (нож) по доброму сер.цу. Жадный человек всегда недоволен (добыча). Всех (зайцы) упустишь, если сразу за несколькими п.гонишься. Каждая мать своих (птенцы) об.регает.

Поставить имена существительные, данные в скобках, в нужной форме; обозначить изучаемую орфограмму.

Не железным (ключ) сер.це открывает?ся, а

д.бротой.

Слово коварного человека режет острым

(нож) по доброму сер.цу.

Жадный человек всегда недоволен (добыча).

Всех (зайцы) упустишь, если сразу

за несколькими п.гонишься.

Каждая мать своих (птенцы) об.регает.

С.И Ожегов  «Словарь русского языка». Коварство – злонамеренность, прикрытая показным доброжелательством.

С.И Ожегов «Словарь русского языка».

  • Коварствозлонамеренность, прикрытая показным доброжелательством.
Проверка.  Не железным ключ о м сер д це открывае тс я, а д о бротой.  Слово коварного человека режет острым нож о м по доброму сер д цу. Жадный человек всегда недоволен добыч е й. Всех зайц е в упустишь, если сразу за несколькими п о гонишься. Каждая мать своих птенц о в об е регает.

Проверка.

Не железным ключ о м сер д це открывае тс я, а

д о бротой.

Слово коварного человека режет острым

нож о м по доброму сер д цу.

Жадный человек всегда недоволен добыч е й.

Всех зайц е в упустишь, если сразу

за несколькими п о гонишься.

Каждая мать своих птенц о в об е регает.

Заполнить таблицу своими примерами (по 5-7 примеров в каждую колонку ) Правописание гласных о – е после шипящих  в корнях слов в окончаниях Плащ о м ключ о м свеч о й товарищ е м задач е й Ш ё лк ш ё пот ш о в ш о рох ж ё лудь

Заполнить таблицу своими примерами (по 5-7 примеров в каждую колонку )

Правописание гласных о – е после шипящих

в корнях слов

в окончаниях

Плащ о м

ключ о м

свеч о й

товарищ е м

задач е й

Ш ё лк

ш ё пот

ш о в

ш о рох

ж ё лудь

1. Укажите ряд существительных,  в окончаниях которых после шипящих пишется о. о о за молодц..м, под луч..м; перед выигрыш..м, над задач..й; ландыш..м, над шалаш..м, кирпич..м; с репортаж..м, с калач..м е е о о е е о

1. Укажите ряд существительных, в окончаниях которых после шипящих пишется о.

о

о

  • за молодц..м, под луч..м;
  • перед выигрыш..м, над задач..й;
  • ландыш..м, над шалаш..м, кирпич..м;
  • с репортаж..м, с калач..м

е

е

о

о

е

е

о

2. Укажите ряд существительных,  в окончаниях которых после шипящих пишется е. о е со скрипач..м, под хлебниц..й; под блюдц..м, с товарищ..м; перед врач..м, с марш..м; за палач..м, под солнц..м. е о о е о е

2. Укажите ряд существительных, в окончаниях которых после шипящих пишется е.

о

е

  • со скрипач..м, под хлебниц..й;
  • под блюдц..м, с товарищ..м;
  • перед врач..м, с марш..м;
  • за палач..м, под солнц..м.

е

о

о

е

о

е

3. Укажите предложение, в котором есть слова с орфограммой «Буквы о - ё после шипящих и ц в окончаниях существительных. Лодка вошла в камышовые заросли. На перемене я побеседовал со своим товарищем. По небу плыли свинцовые тучи. Девушки любят менять причёски. е

3. Укажите предложение, в котором есть слова с орфограммой «Буквы о - ё после шипящих и ц в окончаниях существительных.

  • Лодка вошла в камышовые заросли.
  • На перемене я побеседовал со своим товарищем.
  • По небу плыли свинцовые тучи.
  • Девушки любят менять причёски.

е

4. Укажите ряд, во всех словах которого на месте пропуска пишется ё. о ё ё Пощ..чина, крыж..вник, щ..лкать; Ж..кей, ш..рох, расч..ска; Пш..нка, деш..вый, ш..рстка; Ш..колад, ч..рточка, ш..фёр. о о ё ё ё ё о о ё

4. Укажите ряд, во всех словах которого на месте пропуска пишется ё.

о

ё

ё

  • Пощ..чина, крыж..вник, щ..лкать;
  • Ж..кей, ш..рох, расч..ска;
  • Пш..нка, деш..вый, ш..рстка;
  • Ш..колад, ч..рточка, ш..фёр.

о

о

ё

ё

ё

ё

о

о

ё

Работа по развитию речи. Составить небольшой текст или предложения о дружбе, взаимопомощи, включая слова с орфограммами, которые сегодня изучили и повторили. Можно использовать словосочетания:  Приехал с товарищ..м, красивое лиц.., слыть удальц..м, укрыться плащ..м, разрезать нож..м, идти с поклаж..й, быть молодц..м. е о о о о о е

Работа по развитию речи.

  • Составить небольшой текст или предложения

о дружбе, взаимопомощи, включая слова с

орфограммами, которые сегодня изучили и

повторили.

  • Можно использовать словосочетания:
  • Приехал с товарищ..м, красивое лиц.., слыть удальц..м, укрыться плащ..м, разрезать нож..м, идти с поклаж..й, быть молодц..м.

е

о

о

о

о

о

е

Итог урока.  - Какую орфограмму изучили?  - Правило.  - Чему ещё вы учились на уроке?

Итог урока.

  • - Какую орфограмму изучили?
  • - Правило.
  • - Чему ещё вы учились на уроке?
Домашнее задание .  §101, упр.560, по желанию: составить небольшой текст по пословице, записанной в классе.

Домашнее задание .

  • §101, упр.560, по желанию: составить небольшой текст по пословице, записанной в классе.
Использованные материалы и литература: Ладыженская Т. А. Русский язык 5 класс – М.: Просвещение, 2008. Богданова Г. А. Уроки русского языка – М.: Просвещение, 2001. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т.. Методические рекомендации к учебнику – М.: Просвещение, 2001.

Использованные материалы и литература:

  • Ладыженская Т. А. Русский язык 5 класс – М.: Просвещение, 2008.
  • Богданова Г. А. Уроки русского языка – М.: Просвещение, 2001.
  • Ладыженская Т. А., Баранов М. Т.. Методические рекомендации к учебнику – М.: Просвещение, 2001.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!