СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок направлен на развитие умения выделять признаки существительного в дательном падеже; формулировать умения использовать имена существительные в форме дательного падежа.

Просмотр содержимого документа
«Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже»

Министерство образования и науки РД
МКО «ст. Карланюртовская СОШ»




Разработка по русскому языку в 4 классе на тему:

«Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже»


















Провела: Идрисова А.Т.,

учитель начальных классов




Тема: «Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже»

Тип урока: изучение нового материала.

Задачи:

  • развивать умения выделять признаки существительных в дательном падеже;

  • формулировать умения использовать имена существительные в форме дательного падежа;

  • учить объяснять написание безударных окончаний;


Планируемые результаты.


Предметные


  • называть признаки имен существительных в дательном падеже;

  • выбирать способы проверки безударных окончаний имен существительных в дательном падеже;

  • объяснять написание безударных окончаний имен существительных в дательном падеже;

  • сопоставлять формы имен существительных, имеющих окончания –е, -и

Метапредметные


  • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

  • планировать деятельность в соответствии с поставленной задачей;

  • работать с табличной формой представления информации;

  • активно сотрудничать в группах и в парах;

  • находить способы выхода из конфликтных ситуаций;

Личностные


  • осознавать значимость межличностных отношений, умение сохранять дружественные отношения с окружающими;

Ресурсы урока: учебник (часть № 1), рабочая тетрадь ( часть № 1), электронное приложение, рабочая программа.



Характеристика деятельности учащихся:


  • устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания определять способ его проверки;

  • анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания и выбирать нужный способ проверки при написании слова;

  • сопоставлять формы имен существительных, имеющих окончания –е, -и;

  • обосновывать написание безударного падежного окончания;

  • контролировать правильность записи в тексте имен существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки;




















План урока с хронометражем.


Этап урока.


I.

Мотивация познавательной деятельности.



5 мин.

II.

Актуализация необходимых знаний.


6 мин.


Минутка чистописания.





Работа в группах.




III.

Физкультминутка.



2 мин.

IV.



Организация познавательной деятельности.




20 мин.


Самостоятельная работа.







Работа по учебнику.

Упр.209

Работа в парах.





Коллективная работа.

Упр.210.


V.


Подведение итогов.

Диагностика достижения планируемых результатов.

5 мин

VI .

Рефлексия.


5 мин.

VII.

Домашнее задание.

2 мин.
















Ход урока.

Этап урока

Содержание деятельности урока

Содержание деятельности учащихся

Формирование УУД

I. Мотивация познавательной деятельности.








































II. Актуализация необходимых знаний.

1.Минутка чистописания.


Упр.208.










2.Работа в группах.





























- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас открытый урок русского языка, который мы начнем с предложения.

Запись предложения на доске.

На ветвях молодой рябины дружно кормятся вкусными ягодами снегири.

- Разберите предложение по членам предложения и определите какое это предложение?

- Ребята, найдите имена существительные в предложении и определите падеж.

Ребята, разберите слово рябины, как часть речи (произведите морфологический разбор).

- Молодцы!

- Ребята, сейчас откройте учебники на с.113, прочитайте тему урока и попробуйте заполнить таблицу, которая записана у вас на карточках.


Знаю

Не знаю

Хочу узнать

Источник

информации








- Ребята, давайте на основе данных таблицы попробуем сформулировать задачу сегодняшнего урока.

- Над чем сегодня будем работать на уроке русского языка?






- Ребята, сейчас откроем тетради, запишем число, классная работа и перейдем к минутке чистописания.

_Запишите буквосочетания, записанные на доске.

- Спишите слова, вставьте пропущенные буквы и над словами укажите часть речи.


Организует деятельность учащихся по заданию к упр. 208 в учебнике – составить сообщение об именах существительных в дательном падеже по таблице.

- Ребята, обратите внимание на упр. 208 на с. 113, прочитайте задание.


- Я предлагаю вам составить сообщение об именах существительных в дательном падеже по таблице в группах.


- Ребята, обратите внимание на экран.


- Давайте, проверим себя, правильно ли вы составили сообщения об именах существительных в дательном падеже по таблице.

(работа с электронным приложением).





Учитель задает проблемный вопрос:

- Ребята, скажите, а как проверить написание безударного окончания имен существительных в дательном падеже?




- Давайте приведем примеры:

(Запишите в тетради)

Дал (кому?) приятелю (2 скл)

Дал (кому?) кораблю. ( 2 скл).









- Разбирают предложение совместно с учителем по членам предложения.

Это предложение простое, т.к в нем одна основа.

Отвечают на вопросы и определяют падеж имен существительных.

На ветвях ( чего?) рябины – сущ, отвечает на вопрос чего?, н.ф - рябина, нариц, неодуш, ж.р, 1 скл, Р.п, ед.ч, втор. чл.







Находят в учебнике с.113 и читают название темы урока.

Заполняют графы таблицы. Обсуждают с одноклассниками.



Определяют учебную задачу – уточнить признаки, по которым можно определить дательный падеж имен существительных, учиться писать безударные окончания имен существительных в дательном падеже.



lglglglg




д..рев..я

д..ждливый

друж..т




Составляют сообщение.

Ищут информацию в учебнике.

Предоставляют информацию.

Имена существительные в дательном падеже отвечают на вопросы кому? чему? где? куда? Имеют предлоги к, по.

А также окончания


1-е скл: е

2 – е скл: - у, -ю

3 – е скл: -и


Роль в предложении: второстепенный член предложения.

Ударные и безударные окончания пишутся одинаково: рад (кому? чему?) сестре, дедушке, кольцу, другу, кораблю, приятелю, любви, помощи.


Отвечают на вопрос учителя.

  1. вспомнить окончание имени существительного данного типа склонения в дательном падеже;

  2. подобрать имя существительное этого же склонения с ударным окончанием в дательном падеже;

Личностные УУД

Самоопределение

(мотивация учения)

Положительное отношение к изучению русского языка, понимание его богатства. Познавательные УУД (Логические) синтез целого из частей.

Коммуникативные УУД (Планирование)

умение строить свое высказывание по плану. Регулятивные УУД (Целеполагание)

Умение слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять

учебную цель и задачу.

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.





Регулятивные УУД

(Целеполагание)

(постановка учебной задачи на основе соотношения того, что уже известно и усвоения учащимися, и того, что еще неизвестно).

Познавательные УУД

(Общеучебные)

умение соотносить определение и схему, пользоваться информацией, представленной в них, в практической деятельности.





Коммуникативные УУД

(Постановка вопросов)

умение работать в группе



Коммуникативные УУД

(Планирование)

умение планировать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем.



III. Физкультминутка

- А сейчас давайте тихонько встанем из- за парт и немножко разомнемся.

Буратино потянулся,

Раз нагнулся ,

Два нагнулся,

Руки в стороны развел,

Только ключик не нашел,

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.

Выполняют физические упражнения.


IV. Организация познавательной деятельности.






3.Самостоятельная работа.


(Задание в рабочей тетради).
































Работа по учебнику.

Упр.209

4.Работа в парах.


























5.Коллективная работа.

Упр.210.

Создает условия для наблюдения за написанием окончаний имен существительных в дательном падеже по заданию к упр. 144 в рабочей тетради.




Задание в рабочей тетради:

Прочитайте отрывок из стихотворения В.Орлова «Живая азбука».


Нас в любое время года учит мудрая природа.

Птицы учат пению. Паучок терпению.

Пчелы в поле и в саду обучают нас труду. И к тому же в их труде все по справедливости.

Отражение в воде учит нас правдивости

Учит снег нас чистоте

Солнце учит доброте….

  • Объясните, как вы поняли стихотворение.

  • Найдите имена существительные в дательном падеже.

  • Укажи над ними склонение и выделите окончание.


- Ребята, давайте так какие же окончания имеют имена существительные в дательном падеже в 1 – ом, 2-ом и 3 –ем склонении?

- Для того, чтобы закрепить правило, давайте выполним задание, которое дается в электронном приложении.




Организует деятельность учащихся по заданию к упр. 209 в учебнике. Предлагает объяснить написание окончаний имен существительных в дательном падеже, подготовиться к письму по памяти.

- Ребята, посмотрите на упр. 209 с.114. Прочитайте задание.

-Сейчас мы с вами будем работать в парах.

- Прочитайте предложение.

Упражнение 209.

К добру и миру тянется мудрец.

К войне и распрям тянется глупец.

- Ребята, обсудите, справедливы ли эти слова. О чем они нас заставляют нас задуматься ?

- Запишите по памяти.

- Укажите имена существительные в форме дательного падежа единственного числа. Выделите их окончания.

- Ребята, обратите внимание, что у имен существительных в дательном падеже окончания разные. Почему?


- Ребята, посмотрите на упр. 210. Прочитайте задание.

Пословица к (слово) молвится. По (капля) – дождь, по (росинка) – роса. По (речь) узнают человека. (Дело) – время, (потеха) - час. Поступай всегда по (совесть). Отвага – (сила) подруга. Цыплят по (осень) считают. К всякой (вещь) относись бережно.

- Ребята, подумайте и скажите, одинаковые ли окончания буду у имен существительных данных в скобках.

Нет, т.к имена существительные относятся к разным склонениям.

  • Объясните, одинаковые ли окончания будут у имен существительных, данных в скобках, в форме дательного падежа.

  • Запишите, ставя имена существительные из скобок в форму дательного падежа. Укажите склонение, выделите окончание.


Читают задание. Объясняют смысл стихотворения. Находят существительные в дательном падеже. Выделяют склонение и окончание. Делают вывод о том, что какие окончания могут быть у данных имен существительных в 1-ом, 2-ом, 3- ем склонении.





Нас в любое время года учит мудрая природа.

Птицы учат пению. Паучок терпению.

Пчелы в поле и в саду обучают нас труду. И к тому же в их труде все по справедливости.

Отражение в воде учит нас правдивости

Учит снег нас чистоте

Солнце учит доброте….

Пению – 2 скл.

Терпению – 2 скл.

Труду – 2 скл.

Правдивости – 3 скл.

Чистоте – 1 скл.

Доброте – 1 скл.


1 скл – е

2 скл – у, ю

3 скл – и













Только добром можно добиться всего хорошего для себя и других.


Записывают высказывание.


К добру и миру тянется мудрец.

К войне и распрям тянется глупец.

Вывод: в дательном падеже в имена существительные имеют разные окончания: в 1 – ом склонении е, во 2 –ом склонении – у,ю, в 3 склонении – и.





Читают задание.






Предполагают, что у имен существительных в форме дательного падежа будут разные окончания, так как они относятся к разным склонениям. По окончаниям проверяют свое предложение – называют выделенные окончания, обобщают, какие окончания пишутся у имен существительных в дательном падеже.

Записывают пословицы, раскрывают скобки.

Пословица к слову молвится.

По капле - дождь, по росинке

роса. По речи узнают человека. Делу – время, потехе – час. Поступай всегда по совести. Цыплят по осени считают. К всякой вещи относись бережно.














Познавательные УУД

(Общеучебные)



умение соотносить определение и схему, пользоваться информацией, представленной в них, в практической деятельности.



















Познавательные УУД

(Логические)

умение анализировать текст, делать выводы на основе анализа.






















Коммуникативные УУД умение работать в паре

Познавательные УУД умение соотносить определение и схему, пользоваться информацией, представленной в них, в практической деятельности. Регулятивные УУД: Умение проводить контроль по форме сличения. Познавательные УУД умение доказывать свое мнение на основе усвоенных знаний.

Познавательное УУД синтез –достраивание текста с восполнением недостающих компонентов.

V. Подведение итогов.

6.Диагностика достижения планируемых результатов.

VI .Рефлексия.

Записать слова в дательном падеже, используя предлоги. Указать склонение и выделить окончания.

Лестница, береза, встреча, , озеро, солнце, клен, сирень, тень.


Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает оценить их работу на уроке, обратившись к таблице, заполненной в начале урока.


- Понравилась ли вам работа на уроке?

- Как вы считаете, достигли ли вы цели?

Оцените себя.




По лестнице, к березе, к встрече, к озеру, к солнцу, к клену, к сирени, к тени.



Обращаются к таблице. Составляют сообщение: что знали по теме урока, чего не знали, но хотели узнать, чему научились, с какими источниками информации работали.



Познавательные УУД

умение соотносить определение и схему, пользоваться информацией, представленной в них, в практической деятельности.

Аргументировать свою точку зрения. Извлекать информацию из различных источников. Осуществлять самоконтроль учебной деятельности.

VII. Домашнее задание.

- Ребята, обратите внимание на упр.211 на с. 114, которое вы будете выполнять дома.

Прочитайте задание.

  • Составьте словосочетания, состоящие из глагола и имени существительного с предлогом или без предлога в форме дательного падежа.

Выполняйте по образцу, который дан в учебнике.


Регулятивные УУД

(Планирование)

(определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий)



7