Дети открывают тетради, записывают число, классная работа. Назовите время года, скоро наступит?. Какой первый месяц зимы? В этом месяце ещё облетают с деревьев последние листья и кружатся в воздухе первые снежинки. Вот на таких листьях и снежинках написаны окончания имён существительных, которые разлетелись от сильного ветра. Вам нужно найти потерянное окончание и доказать, что именно это окончание потерялось. (На доске записаны словосочетания) Играть на площадк__(П.п.) Морозные зим_ (И.п.)__ Любимой мам__(Д.п.) На краю деревн__(Р.п.) Жил в городе Казан__(П.п.) Пишу записк__(В.п.) Как вы думаете, ребята. Как звучит тема нашего урока? слайд 2 | Дети открывают тетради, записывают число, классная работа Зима декабрь (дети поднимают руку и выходят к доске, подставляют недостающие окончания) - Е, -Ы, -Е, -И, -Е,-И, -У. правописание окончаний имен существительных в разных падежах. |
слайд 3 . Посмотрите, здесь ещё остался один лист, но он значительно больше других. Здесь записано творческое задание. Составить и записать предложения с однородными членами предложения, указать падеж и склонение существительных, выделить окончания. (Дети работают самостоятельно, а проверяют работу - в парах.) Серебристый иней украсил ветки... Слова для справок: ель, сирень, дуб, берёза, тополь Объяснить знаки препинания в предложение. Разобрать предложение по составу. Найдите слово с непроверяемой безударной гласной. Охарактеризуйте согласные звуки в этом слове. Прежде чем приступить к следующему заданию, нужно вспомнить, что делать, чтобы не ошибиться в написании безударного окончания имён существительных единственного числа. Откройте учебник на с.102 эта таблица сегодня будет нам необходима. Она подскажет какое окончание следует написать у имен существительных. Напишите словосочетания, изменяя падеж имён существительных. Обозначьте склонение, падеж. Например, плыли на лодке (1 скл., П.п.), на пароходе (2 скл., П.п.) ( работа по вариантам) Слайд 4 1 вариант Прочитал (где? в чём?) в (газета, журнал, книга). Дошли до (чего? куда?) до (вокзал, роща, пристань) 2 вариант Ехал (где? по чему?) по (дорога, берег, Сибирь) Говорили (о ком?) об (Ольга, Андрей). проверка слайд 5 | Дети выполняют задание в тетрадях. взаимопроверка, обсуждение дети пишут по вариантам, выполняют задания. самопроверка по образцу |
слайд 6 Внимательно смотрите на слова, которые я буду показывать. Если покажу на слово с ударным окончанием, вы поднимаете руки вверх, если покажу на слово, в котором безударное падежное окончание вы приседаете. О слон…, в зоопарк…, за кустом, на юг…,на рек… …, о геро…, в туман…, перед океном, у братишк..…, на барабан…, у стола, о лыжник…, у рощ…, в дом…, на диван…. | дети внимательно смотрят на слова, и действуют по заданию |
Тренировка внимания. Слайд 7 Прочитать Морковь, картофель, календарь, сирень, мебель. (Слова закрываются и дети выполняют задания устно ) - назовите третье слово; - назовите слово которое состоит из трех слогов; - назовите последнее слово; - какой слог ударный в четвертом слове; - назовите слово в котором первый слог ударный Слайд 8 Слайд 9 Выберите имена существительные 3 склонения и напишите их в Р.п., Д.п., П.п. единственного числа (самостоятельно, с последующей проверкой). Дифференцированное задание Выполнение разноуровневых заданий организуется в форме индивидуальной работы со взаимопроверкой в группах. 1 уровень – самый легкий, т.к. окончание имени существительного записано, нужно определив тип склонения и падеж доказать правописание данного окончания. По аллее, с собачкой, на дороге, на поверхности, у мыши, о герое, для деревни, возле речки, к стройке. 2 уровень – сложнее, т.к. необходимо самостоятельно вставить безударное падежное окончание, указать падеж. О храброст…, на ладон…, в город…., по площадк…, от двер…, на озер…, к кормушк…, из библиотек…. 3 уровень* – самый сложный (носит творческий характер), т.к. требуется самостоятельно подобрать существительное с безударным падежным окончанием, верно его вписать и доказать правописание. Телеграмма для______________. Рассказ о __________________. Сидит на __________________. Сок из _____________________. Гулял в ____________________. | Смотрят на слайд, выполняют задания выполняют задание 1 человек от группы дает общий ответ 1 уровень: 1 склонение Д.п, 1 склонение Т.п., 3 склонение П.п., 3 склонение Р.п., 2 склонение П.п., 1 склонение Р.п., 1 склонение Р.п., 1 склонение Д.п. 2 уровень: -и, 3 скл., П.п., -и, 3 скл, П.п., -е, 2 скл. П.п., -е 2 скл. Д.п., -и 3 скл Р.п. -е 2 скл П.п. -е 1 скл Д.п. -и 1 скл Р.п. 3 уровень: ответы детей проверяем, исправляем. |