1. | Мотивирование к учебной деятельности | - Все расселись по местам, никому не тесно, По секрету скажу вам: «Будет интересно!» Будем мы читать, писать, строить предложения, Чтоб сегодня, как всегда, в руки к нам удача шла. - Ребята, вы все хотите быть грамотными людьми? Сегодня на уроке вы сделаете еще один шаг к грамотности, узнаете что – то новое о правописании слов. - Как вы будете работать? - А что нужно делать, чтобы получить новое знание? - Молодцы! Давайте пожелаем друг другу удачи в открытии новых знаний на сегодняшнем уроке. - С чего начнем работу на уроке? - Сначала вспомним главное правило, как нужно писать на уроке. - Теперь аккуратно и красиво запишите число, «классная работа». | (Да) (Будем работать в группах, постараемся открыть сами новое правило) (Трудиться, работать самому и с одноклассниками). (С повторения необходимых знаний) (Правильно, чисто, аккуратно) (Дети записывают число и «классная работа», вспоминают правила письма) |
2. 3. | Актуализация знаний Постановка цели урока (создание проблемной ситуации) | УЗУ: Создать условия для повторения изученных правил. (На доске записаны буквы: а, о, и, е, я.) -Ребята, прочитайте, какие буквы записаны на доске. - Почему именно эти буквы я вам предложила? Что вы можете о них рассказать? - Молодцы! Пропишите эти буквы у себя в тетрадке. - Что такое ударение? - Какой слог называют ударным, а какой безударным? УЗУ: Создать условия для повторения написания словарных слов. - А сейчас напишем под диктовку словарные слова: апрель, береза, весело, ворона, желтый, заяц, корова, лопата, машина, молоко, осина, пенал, сапоги, яблоко. (Учитель диктует). - В записанных словах проставьте ударение и подчеркните безударные гласные. УЗУ: Создать условия для самостоятельного определения учащимися темы урока и целей. - Наши буквы отправились погулять и встретили группу слов с условными обозначениями. (На доске появляются слова: лес, поле, река, цветы и условные обозначения: знак корня и ударения). -Как вы думаете, какое задание я хочу вам предложить? - Давайте вспомним, что такое корень и что нужно сделать, чтобы правильно выделить корень? - Молодцы, ребята! Запишите эти слова, подчеркните в этих словах безударные гласные одной чертой, ударные гласные двумя чертами. - Что вы можете сказать об ударных и безударных гласных в этих словах? - А сейчас вы самостоятельно постараетесь узнать для чего мы выполняли это задание, составить правило и сформулировать тему урока. | (Это буквы гласные, образуют слог, могут быть ударными и безударными) (Учащиеся прописывают представленные учителем буквы) (Выделение в слове голосом гласного с большей силой). (Слог, в котором гласный ударный, называется ударным. Слог, в котором гласный безударный, называется безударным). (Дети записывают) (Ставят ударение, подчеркивают безударные гласные, вспоминая правила) (Мы должны будем в этих словах выделить корень и поставить ударение) ( Корень – это общая часть родственных слов. Чтобы правильно выделить корень, нужно подобрать родственные слова и выделить общую часть). (Дети записывают и выполняют задание) (Ударные гласные находятся в сильной позиции, а безударные в слабой позиции – это опасное место в слове) |
4. | Восприятие | УЗУ: Создать условия для составления и понимания детьми правила правописания слов с безударным гласным звуком в корне слова. ОРД: На столах у вас лежат 3 карточки (с заданием, с алгоритмом выполнения и с текстом для вывода, где нужно будет вписать пропущенные слова). Попробуйте сообща в группах выполнить это задание, используя карточки с алгоритмом выполнения. На работу вам дается 8 минут. Алгоритм выполнения задания: 1.Прочитать слова. 2. Поставь ударение, выдели корень (как в образце). 3. Изменить слово так, чтобы оно называло много предметов или один предмет и чтобы безударная гласная стала ударной (в сильной позиции). 4. Вставить букву, написать слово. 5. Сделать вывод. | Гр(а/о)за – грозы – гроза. Стр(а/о)на - ……………- стр…на. Ст(и/е)на - ……………. - ст…на. З(и/е)ма - ……………... - з…ма. Н(а/о)га - ……………... - н…га. З(и/е)рно - ……………. - з…рно. В(и/е)дро - ……………..- в…дро. Ч(и/е)сло - …………….. - ч…сло. Г(а/о)ра - ……………….- г…ра. М(а/о)сты - мост- мосты. Вр(а/о)чи -………………- вр…чи. Л(и/е)сты - ……………..- л…сты. Ст(а/о)лы - …………….- ст…лы. Гр(а/о)чи - ……………..- гр…чи. М(а/о)ря - ……………..- м…ря. Сл(и/е)ды- …………….- сл…ды. Гл(а/о)за - …………….- гл…за. П(а/о)ля - …………….- п…ля. | 1. Безударную гласную надо _______________________________. 2. Чтобы проверить ____________________гласную, надо ________________ слово или подобрать ____________________ слово так, чтобы безударный звук стал ________________. 3. Обозначение орфограммы:__________. | (Во время выполнения задания детьми учитель осуществляет контроль (помогает тем, кто просит помощи). (По истечении указанного времени учитель организует представление результатов). - Как проверить правильно ли мы сформулировали правило? - Молодцы! Давайте повторим алгоритм как нужно действовать, чтобы правильно написать безударную гласную в корне. Какой шаг будет первым? - Смогли ли вы преодолеть свое затруднение? - Что вы можете теперь делать? - Какой следующий шаг на уроке? | (Используя карточки с алгоритмом выполнения, дети выполняют задание в группах) (Учащиеся группами объясняют выполнение задания) (Нужно посмотреть в учебнике) Учащиеся читают правило в учебнике стр.95. (Повторяют алгоритм действий) (Да) (Правильно писать безударную гласную в корне слова) (Научиться применять новый алгоритм). |
5. | Осмысление | УЗУ: Создать условия для самостоятельной работы учащихся. - Теперь вы сможете правильно вставить пропущенные буквы и обосновать свой ответ? ОРД: Давайте потренируемся в написании безударной гласной в корне слова. На доске предложения. Давайте поиграем в игру: потерялась буква. Прочитайте и вставьте пропущенную букву, используя проверочное слово: На берегу растёт с_сна, а рядом с нею сосны. Горит красивая зв_зда, а рядом с нею звёзды. На траве лежит р_са,а рядом с нею росы. - Запишите любое предложение в тетрадь. - Поменяйтесь тетрадками и проверьте, как записал сосед, если он ошибся, то аккуратно исправьте. | (Да можем, у нас есть алгоритм проверки - эталон) (Выполняют задание, опираясь на алгоритм выполнения) (Записывают предложение в тетрадь, выполняют взаимопроверку в тетрадях) |
6. | Закрепление | УЗУ: Создать условия для закрепления умения применять правило проверки безударных гласных в корне. (На доске записаны слова, в которые нужно вставить нужную букву и подобрать проверочное слово). - Теперь самостоятельно выполните следующее задание в тетрадях. Вставьте пропущенные буквы и подберите проверочное слово: гр…чи пл…ды л…ства р…ка тр…ва п…тно - У кого возникло затруднение при выполнении задания? Каким алгоритмом вы должны были воспользоваться? - Исправьте ошибку. Сделайте вывод. - У кого задание не вызвало затруднения? Сделайте вывод. | Учащиеся самостоятельно выполняют работу с последующей проверкой. Самопроверка проводится по образцу. Если слово написано верно ставят +, если допущена ошибка знак ? (Ответы детей) (Нужно еще потренироваться) (Я понял алгоритм проверки безударной гласной) |
7. | Подведение итогов урока (д/з, рефлексия учебной деятельности на уроке). | -Какую цель вы перед собой ставили? - Удалось ли достичь цели? - Кто из вас смог сам открыть новое знание? Докажите. - Кто встретил трудности? В чём? Почему? - Оцените всю свою деятельность на уроке. На доске три «волшебных дерева»: красное, желтое и зеленое. Прикрепите свои листочки (листочки лежат на столах у каждой группы) на красное дерево - если у вас все получилось, не было затруднений на желтое дерево – если чаще все получается, но были ошибки; на зеленое дерево - остались вопросы, часто затрудняюсь. - Молодцы! А надо ещё тренироваться? - Я предлагаю выучить правило на стр. 95-96 и шаги алгоритма , а также упражнение 145 (если листочки на желтом или зеленом дереве), 150 (если на красном) - Спасибо всем за урок! | (Узнать правило и алгоритм написания безударной гласной в корне слова) (Да. Мы знаем, что надо делать, чтобы проверить безударную гласную в корне слова) (Ответы детей) (Ответы детей) ( Оценивают свою работу на уроке) (Да, дома) Записывают д/з в дневник. |