Урок русского языка ФГОС 2 поколения
Школа: МБОУ Каспийская гимназия №11
Учитель: Велиханова Рэна Тофиковна
Тема урока: Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными в корне.
3 класс
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Методы ведения урока: деятельностный.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, групповая.
Средства обучения:
компьютер, мультимедиапроектор, презентация к уроку, карточки для индивидуальной, парной и групповой работы, тест, сигнальные карточки .
Дидактическая цель: Создать условия для систематизации знаний и способов действий учащихся по теме «Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными в корне».
Предметные задачи урока:
-развивать умение проверять слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками в корне;
-сравнивать искомую букву в проверочном и проверяемом словах.
-отрабатывать последовательность действий при обозначении согласных звуков буквами.
Метапредметные задачи урока:
Регулятивные:
-уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
-проговаривать последовательность действий;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные:
-уметь оформлять свои мысли в устной форме;
-слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им.
Познавательные:
-уметь ориентироваться в своей системе знаний: строить логическую цепь рассуждения, доказывать, сравнивать, делать выводы;
-находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Личностные задачи урока:
- уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Планируемые результаты
Дети учатся:
- понимать и принимать учебную задачу;
- проверять парные звонкие и глухие согласные в корне слова разными способами;
- сопоставлять произношение и написание слов;
- подбирать проверочное слово;
- находить примеры слов на изученную орфограмму;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Умения, характеризующие эти результаты:
- принимать учебную задачу, выполнять ее;
-определять проверяемое и проверочное слово;
- владеть разными способами проверки парных звонких и глухих согласных в корне слова;
Ход урока:
1. Оргмомент
Что такое?
Что случилось?
Почему звенит звонок?
Мы готовы! Стол в порядке!
Начинается урок.
Ребята, этот день обязательно станет для вас хорошим и добрым, если вы подарите свои тёплые улыбки друг другу и нашим гостям.
2. Постановка темы и целей урока.
а) - Начинаем урок русского языка.
Чему мы учимся на уроках русского языка?
(грамотно и красиво писать, правильно выражать свои мысли, давать полные ответы, учимся думать, слышать и понимать
учителя и своих товарищей)
На доске: б п в ф г к а д т ж ш з с
- Что это у нас расположено на доске? (Буквы)
- Какая буква лишняя и почему? (а – так как обозначает гласный звук, а все остальные согласные)
- Какие это согласные? (звонкие – глухие, парные)
(…По цепочке…) Нам нужно переместить согласные парами: в верхней строчке – буквы, обозначающие звонкий звук, в нижней - буквы, обозначающие глухой звук.
(Проверка. ПРОЧИТАТЬ ЗВУКАМИ)
б) - Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока?
(Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне) СЛАЙД
-Как вы считаете, что необходимо знать по теме?
(Знать парные согласные буквы. Знать правило проверки слов с парными согласными в корне.)
- Как вы думаете, чему будем учиться на уроке?
(Учиться находить слова с парным звонким и глухим согласным в корне слова. Различать проверочное и проверяемое слово. Правильно подбирать проверочные слова).
Вот сейчас вы сами, ребята, поставили цели нашего урока.
Откройте тетради, запишите число, классная работа
3. Применение учебного материала в знакомой и новой учебной ситуации.
Устная работа с объяснением.
Ло…ка, тетра…ка, доро…ка
Поле…, космо…, спутни…
- Прочитайте слова и определите, какой частью речи они являются.
- Какая орфограмма в них пропущена?(Парная согласная в середине и в конце слова)
- Как мы проверим их правописание? (Путём подбора проверочного слова. Подбираем однокоренные слова с помощью суффиксов –очк-, -ечк-, -еньк-. Надо подобрать однокоренное слово, чтобы после согласного стоял гласный звук )
Сообщение:
- Ребята, обратите внимание на слова второй сточки. Они выбраны неслучайно. Ведь этот год является годом Науки и технологии. И сегодня Россия занимает лидирующие позиции в научных направлениях. В нашей стране работают замечательные ученые, чьи исследования вызывают колоссальный интерес в мире. Четырнадцать российских и советских ученых были отмечены Нобелевскими премиями.( Нобелевская премия является одной из самых престижных международных премий в области науки)
4. Обобщение и систематизация знаний.
а) - Ребята, к нам в гости пришла девочка Алина и предлагает вам
игру «Вставь букву». Надо вставить пропущенные буквы и объяснить орфограмму. Для этого выбираете звёздочку с нужной буквой.
б) Игра «Зоркий глаз»
-Сейчас проведём игру «Зоркий глаз». Проверим, как вы умеете применять правило проверки парной согласной в корне слова?
Мы будем Работать по вариантам. У вас на краю парты лежат Карточки. Переверните их и выполните задание самостоятельно в своей тетради.
Объясните, какую букву надо вписать в каждое слово, подобрав устно проверочное слово. Выпишите только буквы, которые вставили.
1 вариант Ска(с, з)ка, сла(д, т)кий, про(п, б)ка, варе(ж, ш)ка, кана(ф, в)ка, мя(к, г)кий, игру(ж, ш)ка, улы(б, п)ка.
2 вариант Серё(ш, ж)ка, зимо(в, ф)ка, обу(ф, в)ь, заря(т, д)ка, повя(з, с)ка, сторо(ш, ж)ка, ко(г, к)ти, лё(г, к)ий, гла(д, т)кий
Самопроверка. Возьмите карандаш и оцените работу по образцу на слайде. СЛАЙД
1 вариант з д б д ж в г ш б
2 вариант ж в в д з ж г г д
(Выборочно спросить проверочные слова)
в). Работа в парах.
Я предлагаю вам выполнить работу в паре.
- Ребята, на столах посередине у вас лежат белые листочки. Работая в парах, вам нужно доказать, в каком ряду все слова пишутся с буквой В. Кто выполнит работу, поднимают вместе руки вверх домиком.
Слайд . -Проверяем.
1. Тра( в )ка, морко( в )ка, жира( в ).
2. Шка( ф ), ту( ф )ли, подгото( в )ка.
3. Зимо( в )ка, ло( в )кий, о( ф )ца.
-У кого также? Почему? Докажите.
-Значит, в каком ряду во всех словах пишется буква В? (третьем)
-Вы сейчас поработали в паре, оцените работу друг друга с помощью стикера.
-Встаньте пары, которые выполнили работу верно. Молодцы, ребята! А те пары, у которых не все получилось, не расстраивайтесь! У вас обязательно все получится при выполнении следующих заданий.
5. Физкультминутка.
Поработали мы дружно,
Отдохнуть сейчас нам нужно. СЛАЙД
Физкультминутка
С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками
И покажем дома маме. (Ловят снежинки)
А вокруг лежат сугробы,
Снегом замело дороги. (Поочерёдно руками в воздухе)
Не завязнуть в поле чтобы,
Поднимаем выше ноги. (Ходьба на месте)
Вон лисица в поле скачет,
Словно мягкий рыжий мячик. (Прыжки на месте.)
Ну, а мы идем, идем
И к себе приходим в дом. (Сесть за парты.)
6. Применение учебного материала в знакомой и новой учебной ситуации.
(Фронтальная работа)
- Я хочу попросить вас помочь мне. Один неграмотный мальчик писал диктант и допустил много ошибок.
-Внимательно прочитайте про себя и исправьте допущенные ошибки.
СЛАЙД
Ночью ударил сильный морос. Он сковал летком реки. Подул реский ветер. Холодно стало дупкам и берёскам.
- На какую орфограмму допущены ошибки в записанных словах?
- Как ее объяснить ? (Разобрать слова, пользуясь алгоритмом)
- Давайте поочередно назовем к какой части речи относятся слова с парной согласной в корне? Начнем с начала. (Спросить одного, а остальным приготовить сигнальные карточки)
- Какие еще орфограммы встретились в тексте? (Ночью, мороз, сковал, подул, ветер, холодно)
- Так как же проработать ошибку на парную согласную?
Найти такие проверочные слова, чтобы согласный звук стоял перед гласным или перед согласными [Л,М,Н,Р,В].
Самостоятельная работа.
- Допишите предложения словами с противоположным значением. В скобках напишите проверочные слова
Река широкая, а ручей……………………( ).
Камень тяжёлый, а пух…………………( ).
Редька горькая, а груша……………….. ( ).
- Как называются слова с противоположным значением?
Восстановить деформированное предложение. Устно объяснить орфограммы.
з…ма, сн……ком, зав…лила, лё…ким, горо…
- Теперь запишите это предложение под диктовку.
Тест.
- А сейчас подводя итог нашего урока, проведем небольшой тест.
Подчеркни парные согласные.
з, б, к, н, с, ж, ч,
Подчеркни слова с парной согласной.
Лошадка, дом, ошибка, луг, нос
Вставь букву:
Обе.., кни..ка, берё..ка, носоро…
4. Подчеркни слова, которые являются проверочными
Сапог, снега, грибы, виноград, мороз, лебеди.
Слайд .
На слайде правильные ответы.
Самопроверка и оценивание.
- У кого допущены ошибки? (Коррекция).
7. Подведение итога урока.
-Итак, какую же тему мы сегодня на уроке продолжали изучать? «Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне» СЛАЙД
-Какие цели мы с вами ставили на урок?
-Выполнили ли мы намеченные цели?
- А где в жизни нам могут пригодиться знания по сегодняшней теме?
Выберите и продолжите любое предложение. СЛАЙД
На сегодняшнем уроке я повторил…
На этом уроке я похвалил бы себя за…
На этом уроке самым интересным для меня было…
Рефлексия
Экран рефлексии. СЛАЙД
- Мне всё удалось
- У меня были ошибки, но я всё исправил сам
- Ничего не получилось
Выставление отметок (5-6 за урок). Похвала.
Благодарность за усердие, старание, прилежание.
Домашнее задание
Упражнение 221, стр. 116
Записать 10 слов с изученной орфограммой, проверить их.
Написать мини – сочинение, включая слова с парной согласной.