СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными в корне.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными в корне.»

Урок русского языка ФГОС 2 поколения


Школа: МБОУ Каспийская гимназия №11

Учитель: Велиханова Рэна Тофиковна

Тема урока: Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными в корне.

3 класс

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Методы ведения урока: деятельностный.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, групповая.

Средства обучения:

  • компьютер, мультимедиапроектор, презентация к уроку, карточки для индивидуальной, парной и групповой работы, тест, сигнальные карточки .


Дидактическая цель: Создать условия для систематизации знаний и способов действий учащихся по теме «Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными в корне».


Предметные задачи урока:

-развивать умение проверять слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками в корне;

-сравнивать искомую букву в проверочном и проверяемом словах.

-отрабатывать последовательность действий при обозначении согласных звуков буквами.


Метапредметные задачи урока:

Регулятивные:

-уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

-проговаривать последовательность действий;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные:

-уметь оформлять свои мысли в устной форме;

-слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им.

Познавательные:

-уметь ориентироваться в своей системе знаний: строить логическую цепь рассуждения, доказывать, сравнивать, делать выводы;

-находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Личностные задачи урока:

- уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.


Планируемые результаты

Дети учатся:

- понимать и принимать учебную задачу;

проверять парные звонкие и глухие согласные в корне слова разными способами;

сопоставлять произношение и написание слов;

подбирать проверочное слово;

находить примеры слов на изученную орфограмму;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке


Умения, характеризующие эти результаты:

- принимать учебную задачу, выполнять ее;

-определять проверяемое и проверочное слово;

- владеть разными способами проверки парных звонких и глухих согласных в корне слова;

Ход урока:

1. Оргмомент


Что такое?

Что случилось?

Почему звенит звонок?

Мы готовы! Стол в порядке!

Начинается урок.

Ребята, этот день обязательно станет для вас хорошим и добрым, если вы подарите свои тёплые улыбки друг другу и нашим гостям.

2. Постановка темы и целей урока.

а) - Начинаем урок русского языка.

Чему мы учимся на уроках русского языка?

(грамотно и красиво писать, правильно выражать свои мысли, давать полные ответы, учимся думать, слышать и понимать

учителя и своих товарищей)


На доске: б п в ф г к а д т ж ш з с

- Что это у нас расположено на доске? (Буквы)

- Какая буква лишняя и почему? (а – так как обозначает гласный звук, а все остальные согласные)

- Какие это согласные? (звонкие – глухие, парные)


(…По цепочке…) Нам нужно переместить согласные парами: в верхней строчке – буквы, обозначающие звонкий звук, в нижней - буквы, обозначающие глухой звук.

(Проверка. ПРОЧИТАТЬ ЗВУКАМИ)


б) - Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока?

(Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне) СЛАЙД

-Как вы считаете, что необходимо знать по теме? 

(Знать парные согласные буквы. Знать правило проверки слов с парными согласными в корне.)

- Как вы думаете, чему будем учиться на уроке?

 (Учиться находить слова с парным звонким и глухим согласным в корне слова. Различать проверочное и проверяемое слово. Правильно подбирать проверочные слова).

Вот сейчас вы сами, ребята, поставили цели нашего урока.

Откройте тетради, запишите число, классная работа

3. Применение учебного материала в знакомой и новой учебной ситуации.


Устная работа с объяснением.


Ло…ка, тетра…ка, доро…ка
Поле…, космо…, спутни…

- Прочитайте слова и определите, какой частью речи они являются.

- Какая орфограмма в них пропущена?(Парная согласная в середине и в конце слова)

- Как мы проверим их правописание? (Путём подбора проверочного слова. Подбираем однокоренные слова с помощью суффиксов –очк-, -ечк-, -еньк-. Надо подобрать однокоренное слово, чтобы после согласного стоял гласный звук )

Сообщение:

- Ребята, обратите внимание на слова второй сточки. Они выбраны неслучайно. Ведь этот год является годом Науки и технологии. И сегодня Россия занимает лидирующие позиции в научных направлениях. В нашей  стране работают замечательные ученые, чьи исследования вызывают колоссальный интерес в мире. Четырнадцать российских и советских ученых были отмечены Нобелевскими премиями.( Нобелевская премия является одной из самых престижных международных премий в области науки)

4. Обобщение и систематизация знаний.

а)  - Ребята, к нам в гости пришла девочка Алина и предлагает вам
игру «Вставь букву». Надо вставить пропущенные буквы и объяснить орфограмму. Для этого выбираете звёздочку с нужной буквой.


б) Игра «Зоркий глаз»

-Сейчас проведём игру «Зоркий глаз». Проверим, как вы умеете применять правило проверки парной согласной в корне слова?

Мы будем Работать по вариантам. У вас на краю парты лежат Карточки. Переверните их и выполните задание самостоятельно в своей тетради.

 Объясните, какую букву надо вписать в каждое слово, подобрав устно проверочное слово. Выпишите только буквы, которые вставили.


1 вариант Ска(с, з)ка, сла(д, т)кий, про(п, б)ка, варе(ж, ш)ка, кана(ф, в)ка, мя(к, г)кий, игру(ж, ш)ка, улы(б, п)ка.


2 вариант Серё(ш, ж)ка, зимо(в, ф)ка, обу(ф, в)ь, заря(т, д)ка, повя(з, с)ка, сторо(ш, ж)ка, ко(г, к)ти, лё(г, к)ий, гла(д, т)кий


Самопроверка. Возьмите карандаш и оцените работу по образцу на слайде. СЛАЙД

1 вариант з д б д ж в г ш б

2 вариант ж в в д з ж г г д


(Выборочно спросить проверочные слова)


в).
 Работа в парах.

Я предлагаю вам выполнить работу в паре.

- Ребята, на столах посередине у вас лежат белые листочки. Работая в парах, вам нужно доказать, в каком ряду все слова пишутся с буквой В. Кто выполнит работу, поднимают вместе руки вверх домиком.


Слайд . -Проверяем.

1. Тра( в )ка, морко( в )ка, жира( в ).

2. Шка( ф ), ту( ф )ли, подгото( в )ка.

3. Зимо( в )ка, ло( в )кий, о( ф )ца.

-У кого также? Почему? Докажите.

-Значит, в каком ряду во всех словах пишется буква В? (третьем)

-Вы сейчас поработали в паре, оцените работу друг друга с помощью стикера.

-Встаньте пары, которые выполнили работу верно. Молодцы, ребята! А те пары, у которых не все получилось, не расстраивайтесь! У вас обязательно все получится при выполнении следующих заданий.


5. Физкультминутка. 

Поработали мы дружно,

Отдохнуть сейчас нам нужно. СЛАЙД



Физкультминутка


С неба падают снежинки,

Как на сказочной картинке.

Будем их ловить руками

И покажем дома маме. (Ловят снежинки)


А вокруг лежат сугробы,

Снегом замело дороги. (Поочерёдно руками в воздухе)


Не завязнуть в поле чтобы,

Поднимаем выше ноги. (Ходьба на месте)

Вон лисица в поле скачет,

Словно мягкий рыжий мячик. (Прыжки на месте.)


Ну, а мы идем, идем

И к себе приходим в дом. (Сесть за парты.)



6. Применение учебного материала в знакомой и новой учебной ситуации.

(Фронтальная работа)


- Я хочу попросить вас помочь мне. Один неграмотный мальчик писал диктант и допустил много ошибок.

-Внимательно прочитайте про себя и исправьте допущенные ошибки.

СЛАЙД


Ночью ударил сильный морос. Он сковал летком реки. Подул реский ветер. Холодно стало дупкам и берёскам.


- На какую орфограмму допущены ошибки в записанных словах?

- Как ее объяснить ? (Разобрать слова, пользуясь алгоритмом)

- Давайте поочередно назовем к какой части речи относятся слова с парной согласной в корне? Начнем с начала. (Спросить одного, а остальным приготовить сигнальные карточки)

- Какие еще орфограммы встретились в тексте? (Ночью, мороз, сковал, подул, ветер, холодно)


- Так как же проработать ошибку на парную согласную?

Найти такие проверочные слова, чтобы согласный звук стоял перед гласным или перед согласными [Л,М,Н,Р,В].


Самостоятельная работа.


- Допишите предложения словами с противоположным значением. В скобках напишите проверочные слова


Река широкая, а ручей……………………( ).

Камень тяжёлый, а пух…………………( ).

Редька горькая, а груша……………….. ( ).



- Как называются слова с противоположным значением?


Восстановить деформированное предложение. Устно объяснить орфограммы.


з…ма, сн……ком, зав…лила, лё…ким, горо…


- Теперь запишите это предложение под диктовку.

Тест.

- А сейчас подводя итог нашего урока, проведем небольшой тест.


  1. Подчеркни парные согласные.
    з, б, к, н, с, ж, ч,


  1. Подчеркни слова с парной согласной.
    Лошадка, дом, ошибка, луг, нос


  1. Вставь букву:
    Обе.., кни..ка, берё..ка, носоро…


4. Подчеркни слова, которые являются проверочными

Сапог, снега, грибы, виноград, мороз, лебеди.


Слайд .

На слайде правильные ответы.

Самопроверка и оценивание.

- У кого допущены ошибки? (Коррекция).

7. Подведение итога урока.

-Итак, какую же тему мы сегодня на уроке продолжали изучать? «Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне» СЛАЙД

-Какие цели мы с вами ставили на урок?

-Выполнили ли мы намеченные цели?

- А где в жизни нам могут пригодиться знания по сегодняшней теме?


Выберите и продолжите любое предложение. СЛАЙД
На сегодняшнем уроке я повторил…

  • На этом уроке я похвалил бы себя за…

  • На этом уроке самым интересным для меня было…


    1. Рефлексия

  • Экран рефлексии. СЛАЙД

  • - Мне всё удалось

  • - У меня были ошибки, но я всё исправил сам

  • - Ничего не получилось



Выставление отметок (5-6 за урок). Похвала.

Благодарность за усердие, старание, прилежание.



  1. Домашнее задание


  1. Упражнение 221, стр. 116

  2. Записать 10 слов с изученной орфограммой, проверить их.

  3. Написать мини – сочинение, включая слова с парной согласной.