СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание суффиксов -ЧИК- и -ЩИК- в существительных.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по теме "Правописание суффиксов -ЧИК- и -ЩИК-  в существительных." предназначена для обучающихся 6 класса.Соблюдаются все требования к современному уроку. Использованы образовательные технологи деятельностного типа, личностно-ориентированное развивающее обучение, проблемное обучение, здоровьесберегающие технологии, ИКТ-технологии, игровая технология.

Просмотр содержимого документа
«Правописание суффиксов -ЧИК- и -ЩИК- в существительных.»



Открытый урок русского языка

в 6-«Б» классе МБОО СОШ №10





















«Правописание суффиксов -ЧИК и -ЩИК в существительных»



Провела учитель русского языка и литературы

высшей категории

Чайка Александра Анатольевна

















Лобня 2022

Тема урока: Буквы ч и щ в суффиксах – чик (-щик)

Тип урока: Урок «открытия» новых знаний.

Цели урока:

Деятельностная: формирование способности учащихся к новым способам действия: создание алгоритма, наблюдение, работа с учебником и раздаточным материалом.

Содержательная: формирование знаний о правилах правописания буквы ч и щ в суффиксах существительных – чик (- щик).

Планируемые результаты:

Личностные: обучающийся научится готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Метапредметные результаты:

Регулятивные: обучающийся научится ставить новые учебные цели и задачи; обучающийся получит возможность научиться планировать достижения целей, самостоятельно учитывать условия и средства их достижения.

Познавательные: давать определение правописания ч и щ в суффиксах существительных – чик (- щик).

Коммуникативные: обучающийся научится основам коммуникативной рефлексии по изученной орфограмме; работая в паре и группе, обучающийся получит возможность научиться брать на себя инициативу в организации совместного действия.

Предметные: обучающийся научится определять правописание букв ч и щ в суффиксе существительных – чик (- щик); обучающийся получит возможность научиться правописанию ч и щ в суффиксах существительных – чик ( - щик).

Предметно-образовательная среда: тетрадь, учебник, карточки с заданиями, видеоурок.




Ход урока

1 этап. Мотивация к учебной деятельности.


Здравствуйте, ребята. У нас сегодня гости, от вашего имени я их приветствую.

На выходных мы с моими одиннадцатиклассниками общались в чате, где они наперебой писали о дне открытых дверей в разных вузах, которые школьники посетили в субботу. В этой беседе принял участие и старшеклассник, который учится плохо, пропускает уроки. Он тоже выбрал для себя вуз, а т.к. дети часто ему говорили: «Не будешь учиться, будешь пиццу развозить после окончания школы», он заглавными буквами написал в чате : «Я НЕ БУДУ РАЗНОЩИКОМ ПИЦЦЫ» И тут полетели смайлики неодобрения , потому что он неправильно написал слово «разносчиком» . И, наверное, и среди вас найдутся те, кто не знает, как правильно пишется это слово, как правильно подобрать суффикс.


2 этап. Актуализация прочного учебного действия.

Для того, чтобы понять по какому алгоритму действовать при выборе суффикса в образовании существительного, мы повторим с вами наши орфограммы в приставках и корнях. Проверим домашнее задание.

Задание на дом было прикреплено в ЭЖ

Вставьте пропущенные буквы, графически обозначьте орфограммы. При проверке в классе нужно не только называть, какую букву написали, но и говорить, почему.

Безотл…гательный, неприк…сновенность изл…жение, отр…сток, местопол…жение, пр…дорожный, неотл…жный, з…ренька, возг…рание, обл…гаться, наг…р, отрасль, предл…жение, пр…града,, предпол…гаемый, усл…жнять, соприк…саться, возр…стной, з…рница , выр…щенный,   пр…пятствие, пр…сесть.

Проверка осуществляется фронтально, дети исправляют ошибки зелёной ручкой, если их допустили.

- Кто написал без ошибок ?

- Какие слова вызвали затруднения?

- Каждый, допустивший ошибки, отмечает для себя орфограмму, которую нужно доучить, потому что сегодня у нас новая информация о правописании существительных.

Запишите после работы фразу «Проверено в классе»

3 этап. Выявление места и причины затруднения

Итак, в начале урока прозвучало слово «разносчик», но как оно выглядит, ведь в русском языке не всегда пишется то, что слышится?

Запишите сегодняшнюю дату и вид работы в тетрадях.

(учитель делает запись на доске)

РАЗНОС….ИК , СВАР…ИК, ГРУЗ…ИК, ПРОКАТ…ИК, УКЛАД …ИК

В русском языке не только суффикс -ТЕЛЬ (учитель, строитель) обозначают вид деятельности людей, но ещё и суффиксы -ЧИК и -ЩИК-. Спишите слова, попробуйте правильно вставить буквы.

Несомненно, были затруднения (учитель вписывает правильные буквы, ученики сравнивают с эталоном). Кто написал без ошибок? Молодцы. Но для того, чтобы правильно всегда писать слова с такими суффиксами, нам нужно составить алгоритм действий.

4 этап. Построение проекта выхода из затруднения.

Учитель. Какова же цель нашей дальнейшей работы?

Ученики. Узнать, когда писать у существительных в суффиксах букву ч, а когда щ.

Учитель. Как сформулируем тему урока?

Ученики. Буквы ч и щ в суффиксах существительных – чик,(- щик).

Учитель. Какой метод вы предлагаете использовать для решения данной проблемы? На что мы должны обратить внимание?

Ученики. Мы выбираем метод наблюдения .

5 этап. Реализация построения проекта.

Учитель. Рассмотрим языковой материал:

1.Объездчик, прокатчик, грузчик, разносчик, перебежчик;

2.Обойщик, фонарщик, танцовщик, прицепщик, съемщик.

Учитель. Что вы можете сказать? Понаблюдайте за словами.

Ученик. После д-т, з-с и ж пишется буква ч.

Ученик. В остальных случаях пишем в суффиксе букву щ.

Прочитайте параграф, правильно ли вы сформулировали вывод?

Учитель. Что вы узнали из прочитанного материала?

Ученик. Я узнал, что в суффиксах существительных - чик (-щик) после букв д- т; з- с ; ж пишется буква ч.

Ученик. Перед суффиксом -чик (-щик) буква ь пишется только после л.

6 этап. Этап первичного закрепления.

Учитель. Для того. Чтобы нам закрепить полученные знания, мы поиграем.

Предметная физкультминутка «Эстафета»:

Каждому ряду выдаётся карточка с одинаковыми 10 словами. Победит тот ряд, который быстрее и правильнее напишет все слова.

  1. рассказ…ик

  2. барабан…ик

  3. подпис…ик

  4. рез…ик

  5. фонар…ик

  6. камен…ик

  7. переплёт…ик

  8. компьютер…ик

  9. носиль…ик

  10. бетон…ик

Подводятся результаты, выявляются затруднения. Для закрепления используется учебный видеоролик https://www.youtube.com/watch?v=gmJrWRl99dI&t=202s&ab_channel=Образование.Обучение-ZnaikaTV.Знайка.ру

7 этап. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

Итак. Проверим, как вы усвоили новые знания. Запишите слова в два столбика 1- чик-, 2-щик-

Рассказчик, каменщик, стекольщик, заказчик, приказчик, фонарщик, буфетчик, банщик, переплётчик.

Учитель. Сверьтесь с эталоном, который спроецирован на доске.

Эталон к карточке 1.

-чик - щик

Рассказчик, заказчик, приказчик, каменщик, стекольщик

буфетчик, переплётчик фонарщик, банщик.


Учитель. Поднимите руки те, кто выполнил задание без ошибок. Учебником пользовались? Какие затруднения испытали на данном этапе?

8 этап. Этап включения в систему знаний и повторения.

Учитель. Достаточно ли мы закрепили новое правило? Можем ли мы на оценку выполнить? Кто хочет пойти к доске?

Ученик записывает под диктовку предложения на доске, объясняя написание слов.

Корабельный сигнальщик подаёт знак приплывающему судну.

Страстный болельщик «Спартака» предложил поддержать свою команду.

У нового наборщика типографии первый рабочий день прошёл без неприятностей.

Учитель.В данных предложениях, кроме изученной сегодня орфограммы, есть ещё те, что мы уже хорошо изучили раньше. Покажи их графически, объясни устно. (если ученик не может обозначить все орфограммы, помогают дети класса)

9 этап. Этап рефлексии.

Учитель. Что нового узнали на этом уроке?

Ученик. Мы узнали ,когда пишем в суффиксе существительного ч

Ученик . В каких случаях в суффиксах существительных пишется буква щ.

Ученик. Узнали, когда пишется ь. Узнали название различных профессий.

Учитель.Запишите домашнее задание: Составить 10 предложений, в каждом из которых будет название профессии, написание которых требует знания изученной сегодня орфограммы. В предложениях должны быть слова, в которых есть орфограммы, нами ранее изученные: правописание корней с чередованиями, правописание приставок пре- и при-, правописание не с существительными.

Учитель. Вы сегодня хорошо потрудились, молодцы. До свидания.

  1. рассказ…ик

  2. барабан…ик

  3. подпис…ик

  4. рез…ик

  5. фонар…ик

  6. камен…ик

  7. переплёт…ик

  8. компьютер…ик

  9. носиль…ик

  10. бетон…ик




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!