Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результаты |
I. Организационный момент. Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне. | Приветствие. -Закройте глаза. Представьте себе улыбку. Попытайтесь нарисовать то, что представили. Подарите рисунок соседу по парте. Подарите мне свои улыбки. -А теперь ответьте мне на вопрос: -Вы хороший дружный класс?(Да) Все получится у нас?(Да) Что ж, я вижу – вы готовы к работе. Начнем. Запишите число, классная работа. | Учащиеся поворачиваются друг к другу, произносят слова: «Мне приятно тебя видеть!» Дарят улыбку соседу. | Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества. |
II. Мотивация к учебной деятельности. Цель этапа: определение содержательных рамок урока. | 1.Словарный диктант. - К доске я приглашаю учеников ( два ученика работают на скрытой доске): по лексическому значению слова определите, что это за слово. Выделить и объяснить правописание суффикса в слове. Как мы называем участника спортивных гонок? (гонщик) _____ солдата, служащего в ракетных войсках? (ракетчик) _____ ученика, прогуливающего урок? (прогульщик)_____ человека, который занимается переводами? (переводчик)_____ специалиста по бетонным работам? (бетонщик) _____ военнослужащего, в обязанности которого входит разведка данных о противнике? (разведчик)______ человека, который делает заказы (заказчик) _____рабочего, обслуживающего кран (крановщик). 2.Создание проблемной ситуации. Давайте проверим, все ли у нас верно написано. Почему одно и тоже слово вы написали по - разному. В какой части слова находится орфограмма. Выделите суффиксы. Посмотрите на транскрипцию слов и скажите, что же произошло на месте стыка корня и суффикса? [грущик],[закащик] (на доске транскрипция слов) Как мы произносим слова? (произошло слияние в долгий согласный ) -Кто может сформулировать тему нашего урока? Запишите тему урока. (На доске слайд №1) Сформулируйте цели нашего урока. (узнать, выяснить условия написания суффиксов, научиться применять полученные знания, отрабатывать умения правильно писать суффиксы) | Слушают учителя, записывают слова отвечают на вопросы, обозначают проблему, делают выводы и самостоятельно формулируют тему урока (Правописание суффиксов –чик,-щик),записывают ее в тетрадь, формулируют цели урока. | Личностные УУД: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация; нравственно-этическое оценивание. Коммуникативные УУД: строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Познавательные УУД: постановка, формулирование и решение проблемной задачи, выявление общих законов; анализ, умение доказывать. |
III. Актуализация знаний. Цель этапа: актуализация и углубление изученного. | Работа над изучением материала(на доске слайд №2) Давайте вспомним , что такое суффикс? Посмотрите еще раз на наши слова, какое значение словам придали суффиксы – чик,-щик? (называют людей по роду деятельности) А теперь посмотрите на слова (слайд№3), внимательно проанализируйте два столбика и попробуйте сами сформулировать условия написания суффиксов - чик и - щик. Какие версии? 2.Работа с учебником. - Откройте учебники. Давайте убедимся правы ли мы. Итак, правы ли мы? Внесли ли вы какие -нибудь дополнения. 3.Работа над заучиванием. Чтобы хорошо запомнить условия написания суффиксов чик и щик , я предлагаю вам посмотреть на вот такой цветочек, и вы сразу увидите подсказку (слайд № 5) 4.Возвращение к словарному диктанту. Можем мы теперь проверить, какие суффиксы нужно было написать нам в словарном диктанте? ФИЗМИНУТКА. Зарядка для мозга. 1.Одной рукой, а потом другой пишем цифры 6,9 по очереди, а затем двумя руками. 2.Одна рука - на плече, другая - на колене. Делаем хлопок – меняем положение рук. 3.Сильно трем руками, прикладываем одну руку ко лбу, другую – к затылку. Чувствуем, как поступает тепло, а значит наш мозг готов продолжить работу. | Работают над слайдом, рассматривают, читают материал слайда, изучают столбики слов, сравнивают, анализируют, выдвигают свои версии, предположения. Работают над материалом учебника, рассматривают, читают материал слайда и учебника. Сравнивают сформулированный самостоятельно и данный в учебнике материал, анализируют, делают вывод. Читают слова из диктанта, исправляют ошибки, формулируют вывод. 1.Одной рукой, а потом другой пишут цифры 6,9 по очереди, а затем двумя руками. 2.Одна рука - на плече, другая - на колене. Делают хлопок – меняем положение рук. 3.Сильно трут руками, прикладывают одну руку ко лбу, другую – к затылку. Чувствуют, как поступает тепло. Выполняют упражнение для снятия усталости и напряжения. | Регулятивные УУД: ориентирование в ситуации, прогнозирование. Познавательные УУД: выбор критериев для сравнения, критическое оценивание, построение речевого высказывания. Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, владение монологической и диалогической формами речи. Личностные: устойчивый познавательный интерес; стремление к физическому самосовершенствованию, интеллектуальному развитию. Коммуникативные УУД: умение работать в коллективе, выполнять одно дело. |
IV. Закрепление изученного материала. Цель этапа: зафиксировать новые знания. | 1.Игра «Волшебная варежка». А сейчас я предлагаю закрепить новые знания и сыграть в игру «Волшебная варежка» (На доске прикреплены два суффикса чик и щик. ) Слова: грузчик, сварщик, заказчик, наладчик, пулеметчик, извозчик, резчик, барабанщик, наборщик, стекольщик, облицовщик, фонарщик. перебежчик, приемщик, летчик, страховщик, стекольщик. Ребята, что было необходимо для правильного выбора суффикса? 2.Исправь ошибки.(Работа в парах по двум уровням сложности).Как только пара будет готова она подает сигнал: берется за руки и поднимает их. У вас на столах конверты, в них два текста. Выберите текст по силам. Необходимо исправить ошибки. Текст №1 Мимо Каштанки взад и вперёд проходили незнакомые заказщики. Фонарщик зажигал на улице фонарь. Мимо шли рабочие: носильчики, грузщики, приказщики. Извозщики безучастно сидели на козлах своих экипажей. Бродячий шарманщик играл грустную песню. (по А.П.Чехову) Текст№2 Главный и неиссякаемый источник языка – сам народ: крестьяне, паромщики, пасечники, корзинщики, лесные объездщики, у которых, что ни слово, то золото. Вы услышите много удивительных рассказов от встречных грузщиков, перевозщиков, носильщиков, подрядщиков и разносщиков – от тех людей, чей труд связан с постоянным пребыванием среди природы. Слушая эти рассказы, вы прикоснетесь к богатым источникам русского языка. (по К. Паустовскому) Взаимопроверка. Кто нашел 5 ошибок – с работой справился. - А сейчас убедитесь, что вы освоили тему урока, спросите друг у друга правило, если ваш сосед еще плохо освоил способ выбора суффикса, объясните ему. | К доске по очереди выходят парами, одевают волшебные варежки и на слух выбирают по какому суффиксу ударить. Если выбор правильный – звучит колокольчик. Работают в парах, исправляют ошибки. Проверяют работу соседа. Формулируют способ выбора суффикса –чик, -щик.
Проверяют работу соседа, опрашивают друг у друга правило, объясняют правило заново. | Личностные результаты: развитие любви и интереса к языку, его богатству и выразительным возможностям, воспитание патриотизма, стремление к речевому самосовершенствованию. Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, ориентироваться в своей системе знаний, находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы. Коммуникативные УУД: формирование навыков речевой деятельности. Освоение способов совместной деятельности. Регулятивные УУД: планирование самостоятельного выполнения заданий; выбор темпа работы; умение действовать самостоятельно. |
V. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Цель этапа: тренировать способность к самоконтролю и самооценке. | 1.Составление алгоритма. -Ребята, у вас на столе лежат конверты, откройте их. В них вы видите на отдельных листиках высказывания для алгоритма. Сейчас я предлагаю вам внимательно проработать каждое высказывание и собрать их в алгоритм последовательности определения суффикса - чик,- щик. (Высказывания для алгоритма: Внимательно прочитайте слово. Определите в слове ударение. Определите согласную, которая стоит перед суффиксом. Если это согласные д, т, з, с, ж – пиши чик. Если это любая другая согласная - пиши щик.) 2.Выполнение теста.(слайд№6)Выберите правильные варианты ответов. Проверь себя. (слайд№7) 1) Б 2) А 3) Б 4) А | Изучают высказывания, определяют последовательность написания суффикса –чик,-щик. При помощи клея собирают алгоритм в определенной последовательности. Отбирают нужную информацию. Несколько пар предлагают свой алгоритм у доски. | Личностные УУД: самоопределение Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, коррекция, оценка. |
VI. Итог урока (рефлексия деятельности). Цель этапа: оценить результаты собственной деятельности. | Подведение итога урока. Организую фронтальную беседу. - Какую цель мы ставили перед собой в начале урока? - Удалось ли ее достичь? - Каким образом? - Где можно применить новые знания? Рефлексия.А сейчас поднимите руки , сжав кулачки. - Разожмите мизинцы кто научился писать слова с орфограммой – чик, -щик. -Разожмите безымянный палец, кто может помочь другу. - Разожмите средний палец, кто выполнил все задания на уроке. - Разожмите указательный палец, кто может похвалить себя за урок. - Разожмите большой палец, кто получил удовольствие на уроке. А теперь похлопаем друг – другу за работу на уроке. Урок окончен. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Подводят итоги. Выставляют оценки. | Познавательные УУД: постановка, формулирование и решение проблемной задачи, выявление общих законов; анализ, умение доказывать. Личностный результат УУД: нравственно-этическое оценивание, способность к самооценке. |
VII. Домашнее задание. Цель этапа: осознание своей учебной деятельности. | Провожу инструктаж домашнего задания. Предлагаю право выбора упражнений. П.17 (стр.167-168), правило выучить. | Выбирают и записывают домашнее задание. | Личностный результат УУД: формировать привычку к самоконтролю. Познавательные УУД: применение полученных знаний на практике. |
1.Баранов М.Т., Ладыженская Т.И., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык 5 класс. : учебник / Шанский Н.М.. – 7-е изд.- М: «Просвещение»,2016 -176 с. 2. Никулина М. Ю. Комплексный проект средств обучения. «Основные правила для 5-9 кл.- М.: Издательство «Экзамен», 2004. 3. Стронская И. М. Орфография русского языка в таблицах и схемах. – СПб: Издательский дом «Литера», 2006. 4. Панов Б. Т. Внеклассная работа по русскому языку: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1980.