СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по русскому языку "Правописание существительных с суффиксом – чик- , - щик ".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока:  изучение нового материала

Цель: изучение правописания существительных с суффиксом – чик- , - щик -;                         

Задачи:

образовательные:

  • научить грамотному письму слов с данной орфограммой, умению видеть ее в тексте и слышать;
  • формировать умения и навыки применения теории на практике и умения графически обозначать изученную орфограмму;
  • обогащать словарный запас учащихся;

развивающие:

  • развивать орфографическую зоркость, творческие способности детей;
  • содействовать развитию у учащихся логического мышления, связной устной речи, самостоятельности;

воспитательные:

  • воспитывать интерес и уважение к родному языку, ценностное отношение к слову;
  • создать благоприятную атмосферу поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

 

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку "Правописание существительных с суффиксом – чик- , - щик ".»


Разработка урока русского языка в 5 классе в условиях реализации ФГОС учителя русского языка и литературы МБОУ Чернецовской СОШ Курносовой Н.Н.


Класс 5

УМК: под редакцией М.М.Разумовской « Русский язык. 5 класс».

Тема: Правописание существительных с суффиксом – чик- , - щик - .

Тип урока: изучение нового материала

Цель: изучение правописания существительных с суффиксом – чик- , - щик -;

Задачи:

образовательные:

  • научить грамотному письму слов с данной орфограммой, умению видеть ее в тексте и слышать;

  • формировать умения и навыки применения теории на практике и умения графически обозначать изученную орфограмму;

  • обогащать словарный запас учащихся;

развивающие:

  • развивать орфографическую зоркость, творческие способности детей;

  • содействовать развитию у учащихся логического мышления, связной устной речи, самостоятельности;

воспитательные:

  • воспитывать интерес и уважение к родному языку, ценностное отношение к слову;

  • создать благоприятную атмосферу поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.


Формируемые УУД:

Личностные:

  • устойчивый познавательный интерес к русскому языку;

  • стремление к речевому самосовершенствованию.

Коммуникативные:

  • формулировать собственное мнение;

  • осуществлять речевое взаимодействие в разных ситуациях общения.

Познавательные:

  • владение различными видами аудирования;

  • поиск и выделение необходимой информации;

  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

  • смысловое чтение;

  • извлечение необходимой информации из текста;

  • преобразование текста с целью

  • выявление общих законов; анализ, умение доказывать.

Регулятивные:

  • планирование самостоятельного выполнения заданий;

  • выбор темпа работы;

  • умение действовать самостоятельно.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • применять способ действия для правильного написания суффиксов – чик – и – щик -;

  • избегать ошибок в написании существительных с суффиксом – чик – и – щик;

Метапредметные:

  • проводить наблюдение под руководством учителя;

  •  осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов;

  • давать определение понятиям;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • сравнивать, делать вывод;

Личностные:

  • формирование устойчивого познавательного интереса к русскому языку;

  • воспитание патриотизма.

Формы работы учащихся: фронтальная работа, парная, индивидуальная

Оборудование: учебник, презентация, варежки, карточки с суффиксами –чик, -щик, тексты, конверты для работы с алгоритмом.






















Технологическая карта предметного занятия по русскому языку


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты

I. Организационный момент.

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне.

Приветствие. -Закройте глаза. Представьте себе улыбку. Попытайтесь нарисовать то, что представили. Подарите рисунок соседу по парте. Подарите мне свои улыбки.

-А теперь ответьте мне на вопрос:

-Вы хороший дружный класс?(Да) Все получится у нас?(Да)

Что ж, я вижу – вы готовы к работе. Начнем.

Запишите число, классная работа.


Учащиеся поворачиваются друг к другу, произносят слова: «Мне приятно тебя видеть!» Дарят улыбку соседу.

Коммуникативные УУД:

планирование учебного сотрудничества.


II. Мотивация к учебной деятельности.

Цель этапа: определение содержательных рамок урока.

1.Словарный диктант. - К доске я приглашаю учеников ( два ученика работают на скрытой доске): по лексическому значению слова определите, что это за слово. Выделить и объяснить правописание суффикса в слове. Как мы называем участника спортивных гонок? (гонщик) _____ солдата, служащего в ракетных войсках? (ракетчик) _____ ученика, прогуливающего урок? (прогульщик)_____ человека, который занимается переводами? (переводчик)_____ специалиста по бетонным работам? (бетонщик) _____ военнослужащего, в обязанности которого входит разведка данных о противнике? (разведчик)______ человека, который делает заказы (заказчик) _____рабочего, обслуживающего кран (крановщик).

2.Создание проблемной ситуации. Давайте проверим, все ли у нас верно написано. Почему одно и тоже слово вы написали по - разному. В какой части слова находится орфограмма. Выделите суффиксы.

Посмотрите на транскрипцию слов и скажите, что же произошло на месте стыка корня и суффикса?

[грущик],[закащик] (на доске транскрипция слов)

Как мы произносим слова? (произошло слияние в долгий согласный )

-Кто может сформулировать тему нашего урока? Запишите тему урока. (На доске слайд №1)

Сформулируйте цели нашего урока. (узнать, выяснить условия написания суффиксов, научиться применять полученные знания, отрабатывать умения правильно писать суффиксы)



Слушают учителя, записывают слова отвечают на вопросы, обозначают проблему, делают выводы и самостоятельно формулируют тему урока (Правописание суффиксов –чик,-щик),записывают ее в тетрадь, формулируют цели урока.


















Личностные УУД: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация;

нравственно-этическое оценивание.

Коммуникативные УУД:

строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные УУД:

постановка, формулирование и решение проблемной задачи, выявление общих законов; анализ, умение доказывать.


III. Актуализация знаний.

Цель этапа: актуализация и углубление изученного.


  1. Работа над изучением материала(на доске слайд №2)

Давайте вспомним , что такое суффикс?

Посмотрите еще раз на наши слова, какое значение словам придали суффиксы – чик,-щик? (называют людей по роду деятельности)

А теперь посмотрите на слова (слайд№3), внимательно проанализируйте два столбика и попробуйте сами сформулировать условия написания суффиксов - чик и - щик.

Какие версии?

2.Работа с учебником.

- Откройте учебники.

Давайте убедимся правы ли мы. Итак, правы ли мы? Внесли ли вы какие -нибудь дополнения.

3.Работа над заучиванием. Чтобы хорошо запомнить условия написания суффиксов чик и щик , я предлагаю вам посмотреть на вот такой цветочек, и вы сразу увидите подсказку (слайд № 5)

4.Возвращение к словарному диктанту. Можем мы теперь проверить, какие суффиксы нужно было написать нам в словарном диктанте?


ФИЗМИНУТКА. Зарядка для мозга.

1.Одной рукой, а потом другой пишем цифры 6,9 по очереди, а затем двумя руками.

2.Одна рука - на плече, другая - на колене. Делаем хлопок – меняем положение рук.

3.Сильно трем руками, прикладываем одну руку ко лбу, другую – к затылку. Чувствуем, как поступает тепло, а значит наш мозг готов продолжить работу.


Работают над слайдом, рассматривают, читают материал слайда, изучают столбики

слов, сравнивают, анализируют, выдвигают свои версии, предположения.



Работают над материалом учебника, рассматривают, читают материал слайда и учебника. Сравнивают сформулированный самостоятельно и данный в учебнике материал, анализируют, делают вывод.



Читают слова из диктанта, исправляют ошибки, формулируют вывод.


1.Одной рукой, а потом другой пишут цифры 6,9 по очереди, а затем двумя руками.

2.Одна рука - на плече, другая - на колене. Делают хлопок – меняем положение рук.

3.Сильно трут руками, прикладывают одну руку ко лбу, другую – к затылку. Чувствуют, как поступает тепло.

Выполняют упражнение для снятия усталости и напряжения.


Регулятивные УУД: ориентирование в ситуации, прогнозирование.

Познавательные УУД: выбор критериев для сравнения, критическое оценивание, построение речевого высказывания.

Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, владение монологической и диалогической формами речи.











Личностные:

устойчивый познавательный интерес;

стремление к физическому самосовершенствованию, интеллектуальному развитию.

Коммуникативные УУД: умение работать в коллективе, выполнять одно дело.

IV. Закрепление изученного материала.

Цель этапа: зафиксировать новые знания.


1.Игра «Волшебная варежка». А сейчас я предлагаю закрепить новые знания и сыграть в игру «Волшебная варежка» (На доске прикреплены два суффикса чик и щик. )

Слова: грузчик, сварщик, заказчик, наладчик, пулеметчик, извозчик, резчик, барабанщик, наборщик, стекольщик, облицовщик, фонарщик. перебежчик, приемщик, летчик, страховщик, стекольщик.

Ребята, что было необходимо для правильного выбора суффикса?


2.Исправь ошибки.(Работа в парах по двум уровням сложности).Как только пара будет готова она подает сигнал: берется за руки и поднимает их.

У вас на столах конверты, в них два текста. Выберите текст по силам. Необходимо исправить ошибки.

Текст №1

Мимо Каштанки взад и вперёд проходили незнакомые заказщики. Фонарщик зажигал на улице фонарь. Мимо шли рабочие: носильчики, грузщики, приказщики. Извозщики безучастно сидели на козлах своих экипажей. Бродячий шарманщик играл грустную песню.

(по А.П.Чехову)

 

Текст№2

Главный и неиссякаемый источник языка – сам народ: крестьяне, паромщики, пасечники, корзинщики, лесные объездщики, у которых, что ни слово, то золото. Вы услышите много удивительных рассказов от встречных грузщиков, перевозщиков, носильщиков, подрядщиков и разносщиков – от тех людей, чей труд связан с постоянным пребыванием среди природы. Слушая эти рассказы, вы прикоснетесь к богатым источникам русского языка.

(по К. Паустовскому)

Взаимопроверка.

Кто нашел 5 ошибок – с работой справился.

- А сейчас убедитесь, что вы освоили тему урока, спросите друг у друга правило, если ваш сосед еще плохо освоил способ выбора суффикса, объясните ему.

К доске по очереди выходят парами, одевают волшебные варежки и на слух выбирают по какому суффиксу ударить. Если выбор правильный – звучит колокольчик.



Работают в парах, исправляют ошибки. Проверяют работу соседа. Формулируют способ выбора суффикса –чик, -щик.





























Проверяют работу соседа, опрашивают друг у друга правило, объясняют правило заново.

Личностные результаты:

развитие любви и интереса к языку, его богатству и выразительным возможностям, воспитание патриотизма,

стремление к речевому самосовершенствованию.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации,

смысловое чтение,

ориентироваться в своей системе знаний, находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Коммуникативные УУД:

формирование навыков речевой деятельности. Освоение способов совместной деятельности. Регулятивные УУД:

планирование самостоятельного выполнения заданий;

выбор темпа работы;

умение действовать самостоятельно.


V. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Цель этапа: тренировать способность к самоконтролю и самооценке.

1.Составление алгоритма.

-Ребята, у вас на столе лежат конверты, откройте их. В них вы видите на отдельных листиках высказывания для алгоритма. Сейчас я предлагаю вам внимательно проработать каждое высказывание и собрать их в алгоритм последовательности определения суффикса - чик,- щик. (Высказывания для алгоритма:

Внимательно прочитайте слово.

Определите в слове ударение.

Определите согласную, которая стоит перед суффиксом.

Если это согласные д, т, з, с, ж – пиши чик.

Если это любая другая согласная - пиши щик.)

2.Выполнение теста.(слайд№6)Выберите правильные варианты ответов.

Проверь себя. (слайд№7)

1) Б 2) А 3) Б 4) А


Изучают высказывания, определяют последовательность написания суффикса –чик,-щик. При помощи клея собирают алгоритм в определенной последовательности. Отбирают нужную информацию. Несколько пар предлагают свой алгоритм у доски.

Личностные УУД: самоопределение

Регулятивные УУД:

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, коррекция, оценка.

VI. Итог урока (рефлексия деятельности).

Цель этапа:

оценить результаты собственной деятельности.


Подведение итога урока. Организую фронтальную беседу.

- Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

- Удалось ли ее достичь?

- Каким образом?

- Где можно применить новые знания?

Рефлексия.А сейчас поднимите руки , сжав кулачки.

- Разожмите мизинцы кто научился писать слова с орфограммой – чик, -щик.

-Разожмите безымянный палец, кто может помочь другу.

- Разожмите средний палец, кто выполнил все задания на уроке.

- Разожмите указательный палец, кто может похвалить себя за урок.

- Разожмите большой палец, кто получил удовольствие на уроке.

А теперь похлопаем друг – другу за работу на уроке.

Урок окончен.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Подводят итоги. Выставляют оценки.


Познавательные УУД:

постановка, формулирование и решение проблемной задачи, выявление общих законов; анализ, умение доказывать.

Личностный результат УУД: нравственно-этическое оценивание,

способность к самооценке.


VII. Домашнее задание.

Цель этапа: осознание своей учебной деятельности.


Провожу инструктаж домашнего задания. Предлагаю право выбора упражнений.


П.17 (стр.167-168), правило выучить.

Выбирают и записывают домашнее задание.

Личностный результат УУД:

формировать привычку к самоконтролю.

Познавательные УУД:

применение полученных знаний на практике.



Список используемой литературы:

1.Баранов М.Т., Ладыженская Т.И., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык 5 класс. : учебник / Шанский Н.М.. – 7-е изд.- М: «Просвещение»,2016 -176 с. 2. Никулина М. Ю. Комплексный проект средств обучения. «Основные правила для 5-9 кл.- М.: Издательство «Экзамен», 2004. 3. Стронская И. М. Орфография русского языка в таблицах и схемах. – СПб: Издательский дом «Литера», 2006. 4. Панов Б. Т. Внеклассная работа по русскому языку: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1980.