Тема: Правописание суффиксов и приставок.
Цель урока: создать условия для формирования ранее полученных знаний и умений по правописанию приставок и суффиксов, повторить изученные орфограммы.
Задачи урока:
- обучающая отрабатывать умения находить орфограммы в суффиксах и приставках, правильно обозначать буквой безударный гласный или парный по глухости-звонкости согласный звук в приставке или суффиксе на письме;
- развивающая: развивать орфографическую зоркость, обогащать словарный запас детей, способствовать развитию речи, памяти и мышления;
-воспитывающая: воспитывать интерес к предмету русского языка,
любовь к природе
- здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения
Планируемые результаты:
Предметные: Понимать, как правильно обозначать буквой безударный гласный или парный по глухости-звонкости согласный звук в приставке или суффиксе на письме. Объяснять написание пропущенных букв в значимых частях слова. Писать правильно слова на изученные орфограммы.
Метапредметные:
- Регулятивные: определять цель деятельности урока, ориентироваться в учебнике, проводить анализ и классификацию по заданным критериям.
- Коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;
- Познавательные: находить языковые примеры для иллюстрации данных понятий, правил, применять разные способы фиксации информации (словесный, схематичный)
Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания;
Ход урока
1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
Цель: подготовить обучающихся к началу урока, создать позитивную установку, включение в деловой ритм;
- Мне бы хотелось начать наш урок со слов Аркадия Гайдара из произведения «Чук и Гек»:
«Что такое счастье – это каждый понимает по-своему»
- Что же такое счастье?
Нужно для счастья порою немного:
Шоферу – прямая дорога,
Летчику – ясное небо,
Прохожему – больше улыбок,
Учителю – меньше ошибок.
- А что для счастья нужно ученикам?
- Попробуем сегодня на уроке подарить кусочек счастья друг другу.
Я желаю, чтобы каждый из вас был сегодня успешен, счастлив на уроке.
Откроем свои тетради и запишем сегодняшнюю дату.
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я друзья от вас не скрою
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь.
За работу я возьмусь.
Запись в тетради (число, классная работа, словарь)
2. Актуализация знаний.
Цель: актуализировать полученные знания и навыки обучающихся. Лексико-орфографическая работа.
Словарная работа.
- Вспомним слова с непроверяемым написанием.
- Начнем с зимних месяцев.
- Этот месяц год кончает, зиму начинает: д…кабрь
- Этот месяц году начало – зиме середина: …нварь
- Этот месяц очень капризен: и сильные морозы, и капель: ф…враль
- Понижение температуры воздуха ниже 0°С, обычно вечером и ночью (весной или осенью): зам..р...зок
- Свежий, только что выпавший снег: п..роша
- Небольшая лесная серая певчая птичка с красной грудью у самцов: сн…гирь
- Узкие стальные полозья, прикрепляемые к обуви для катания на льду (раньше коньки вырезали из дерева, по форме они напоминали лошадку, оттого и название – коньки): к_ньки
- Что общего в словах? Каким, одним словом можно назвать все эти слова?
- Какие задания можно предложить своим одноклассникам с этими словами? (разбор по составу; подобрать родственные; составить предложения с одним из слов; определить количество букв звуков в словах; записать в алфавитном порядке; в словах назвать звонкие, глухие согласные; выбрать слова, в которых количество букв и звуков одинаково, звуков меньше, чем букв)
3. Целеполагание.
Цель: сформулировать образовательную цель урока.
- Найти лишнее слово, почему? В какой значимой части слова орфограмма? (заморозок)
- Что вы знаете о приставке, суффиксе?
- Каким правилом нужно воспользоваться, чтобы правильно написать слово с приставкой или с суффиксом?
- Предположите, чему мы сегодня посвятим урок?
- Эта тема для нас новая?
- Сформулируйте тему урока.
- Разбор по составу слова заморозок (работа у доски)
4. Включение в систему знаний и повторение способов действий по теме.
Цель: организовать отдельные способы действий в целостную систему знаний.
Работа над предложением.
- Как называются слова противоположные по смыслу?
Расшифруйте строчку из известной песни, заменив слова противоположными по смыслу. Что может помочь в выполнении этого задания?
- Большой берёзе жарко летом.
- Какие слова вы можете сразу заменить антонимами? Составьте предложение.
-Мал…нькой ел..чке
Хол…дно з…мой.
Работа у доски.
- Списать предложение, вставить пропущенные буквы, выделить орфограммы.
- Назовите слова с суффиксами. Суффиксы каких слов вызывают сомнения в написании?
- Как их проверить?
Работа по учебнику
упр. 254, с. 130 (фронтально, устно)
-О каком празднике идет речь в этой песне?
Отрывок из этой песни находится в учебнике на с. 130, упр. 254.
- Прочитайте.
-В какой значимой части слова пропущены буквы: в корне? В суффиксе? Объясните их написание.
5. Физминутка для глаз (просмотр слайдов)
Цель: смена деятельности обучающихся, восстановление хорошего физического самочувствия и позитивного настроения (здоровьесберегающий фактор).
6. Закрепление знаний и способов действий по теме.
Цель: установить правильность и осознанность понимания изученного материала, выявить пробелы материала, провести их коррекцию.
Работа в паре.
- Распредели слова на две группы: позвоню, втащу, вазочка, петушок, ножик, лётчик, горошек, надпись.
Слова с приставками Слова с суффиксами
позвоню лётчик
втащу горошек
надпись вазочка
петушок
ножик
Работа в группе.
Укажите в каком ряду слов пропущены одинаковые гласные буквы в суффиксах?
огород…к, козл…к, ореш…к, нож…к;
снеж…к, круж…к, ящич…к, береж…к;
замоч…к, овраж…к, фартуч…к.
Укажите в каких рядах слов пропущены одинаковые гласные буквы в приставках?
н…клеить, з…вязать, н…дписать;
п…завтракать, з…звенел, д…прыгнул;
пр…мыл, п…дсказал, п…качал;
7. Контроль знаний.
Цель: формирование оценочной деятельности, умение соотносить с образцом, закрепление алгоритма действий.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону на слайде
- Составьте рассказ из нескольких предложений из данных слов:
наступила, пушистый, зима, ковёр, из снега, покрыл, ёлочки, землю, одеты, в, шубки, белые
Самопроверка по эталону на слайде.
Наступила зима. Пушистый ковёр из снега покрыл землю. Ёлочки одеты в белые шубки.
- Назовите слова с приставками, суффиксами.
- Что автор сказал о ковре? (характеристика предложения, разбор по членам, связь слов, части речи)
8. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Цель: подведение итогов работы, организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
- С какими заданиями справились легко, что вызывало затруднение, над чем стоит ещё поработать.
- За что вы можете похвалить себя, своих товарищей?
- Что посоветуем тем ребятам у кого не всё на уроке получалось?
Выберите высказывание, которое оценивает вашу работу на уроке:
Мне было легко…
Я пока затрудняюсь…
Я понял, мне необходимо поработать над темой…
Оцените свою работу на сегодняшнем уроке. Если вам все удалось, то выбирайте зелёный шарик - смайлик, а если у вас пока не всё получилось, допускаете ошибки – желтый, ну а если остались ещё неразрешимые проблемы, вам нужна помощь – красный.
9. Выставление оценок
10. Домашнее задание
Цель: информировать обучающихся о домашнем задании, провести инструктаж по его выполнению.
с. 130, упр. 255.
Пожелания хорошего настроения на весь день.