Тема: Правописание суффиксов и приставок. Правописание суффиксов -ик, -ек.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Тема: «Правописание суффиксов и приставок. Правописание суффиксов -ик, -ек»
Цель: создать условия для усвоения правописания суффиксов и приставок, правописания суффиксов имён существительных -ик, -ек.
Планируемые результаты:
Предметные: содействовать формированию грамотно писать слова с суффиксами -ик-, -ек- (организовать наблюдение над словами, подвести детей к открытию способа проверки), содействовать развитию навыка каллиграфического письма и орфографической зоркости, способствовать развитию умения осознанно и произвольно строить речевые высказывания;
Личностные результаты: способствовать воспитанию положительной мотивации к учению.
Метапредметные:
Познавательные: формировать умения структурировать знания, учить делать выводы и обобщения; применять алгоритм; поиск и выделение необходимой информации;
Регулятивные: самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий; определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем; выполнять действия по намеченному плану; контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров.
Коммуникативные: отвечать на вопросы учителя; слушать и понимать других; высказывать свою точку зрения; участвовать в паре и в работе группы, сотрудничать в совместном решении проблемы; учитывать разные мнения, высказывают своё собственное, аргументировать его;
Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Методы обучения:
по источнику знаний: словесные, практические, наглядные;
по уровню познавательной активности: частично - поисковый;
Ход урока
I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
- Здравствуйте, ребята! К нам на урок пришли гости. Повернитесь к ним поприветствуем всех улыбкой. Садитесь.
Прозвенел звонок и смолк –
Начинается урок.
Вы за парты тихо сели,
На меня все посмотрели.
II. Актуализация знаний
- Давайте вспомним чему мы учились на предыдущем уроке, в четверг?
Мы учились различать приставки и суффиксы.
- хорошо, сейчас я проверю, насколько хорошо мы знаем приставки и суффиксы.
2. Минутка чистописания.
- Откройте тетради, запишите число и классная работа, выделите орфограммы.
Выпишите ек, ик
III. Самоопределение к деятельности
1. Постановка учебной задачи
- Сегодня на уроке мы с вами должны узнать ещё один секрет русского языка. И к нам на урок пришел один замечательный герой, которого вы увидите, если выполните задание. Кто желает разгадать этот секрет?
- Посмотрите на доске набор букв, составьте слово.
Слайд 1 Сфксфиу
- Как вы думаете, о какой части слова пойдет сегодня речь на уроке? (О суффиксе.)
- Что мы знаем о суффиксе?
Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
Слайд 2 ( изображение Буратино с ключиком перед заветной дверью)
- Ребята, из какой сказки пришел к нам этот герой?
Золотой ключик, или приключения Буратино (повесть – сказка Алексей Николаевич Толстой)
- В чем заключается смысл этой сказки?
Открыть заветную дверцу.
- Что в руках у Буратино?
Ключ, который открывает заветную дверцу.
- Ребята, сегодня мы должны помочь Буратино открыть заветную дверцу.Но для начала мы должны с вами выполнить некоторые задания.
Слайд 3 (ключ…, замоч…)
- В какой части слова пропущены буквы?
- Все буквы пропущены в суффиксе.
- Вставьте пропущенные суффиксы -ек, или – ик.
- Проверяем, какие буквы вставили.
(запутать детей)
- С какой проблемой мы столкнулись?
- У нас получились разные варианты написания.
- Почему мы не можем определить, у кого правильно выполнена работа?
- Мы ещё не знаем правило, когда надо писать - ик, а когда -ек.
- Попробуйте сформулировать тему урока?
- «Правописание суффиксов -ик, -ек».
Слайд 4
- Чему мы будем учиться?
- Мы будем учиться правильно писать слова с суффиксами –ик, -ек.
IV. Работа по теме урока
(Слайд 5,6)
- Возьмите карточки №2 на партах.
Карточка №1.
| | Надо писать |
орешек | (нет) орешка | ек |
овражек | | |
чулочек | | |
птенчик | (нет) птенчика | ик |
ёжик | | |
кирпичик | | |
- Прочитайте слова, записанные в первом столбике.
- Так как у нас сегодня присутствует герой из сказки, у нас с вами сказочное задание, в котором есть волшебное слово НЕТ, которое мы будем подставлять к словам из второго столбика.
- Измените форму данных слов, подставляя к ним слово НЕТ. Запишите, разберите слова по составу.
- Что интересного вы заметили?
- Когда мы изменяем форму слова, что происходит с гласной суффикса? (Посмотрите на группу слов с гласной - и. Гласная и есть в суффиксе первого слова, сохранилась она и в суффиксе второго слова. А в словах второй группы что происходит? Гласная е есть в первом слове, но исчезает во втором слове.)
- Какой вывод можно сделать?
Вывод: Суффикс -ик пишется, если гласная буква при изменении формы слова не выпадает;
Суффикс -ек пишется, если гласная буква при изменении формы слова выпадает.
Сравнение вывода и правила в учебнике.
- Сравним наши выводы с учебником. Откройте учебники на стр. 125 и прочитайте правило.
- Совпадают ли наши выводы с правилом в учебнике?
Физкультминутка
- Если я назову слова с суффиксом -ик, поднимаете руки вверх и встаёте на носочки, а если с суффиксом -ек, приседаете:
Пёсик, человечек, котик, звоночек, дворик, цветочек, домик.
V. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику: Упр.243, с.126.
Дети по цепочке отвечают слова, называя суффикс и проверочное слово, правило.
Коврик, пишем суффикс ик, потому что нет коврика, гласная не выпадает.
Дифференцированная работа
Вставь пропущенные буквы. Выдели суффикс.
Бант...к, винт...к, внуч...к, диванч...к, горош...к, дружоч...к, дожд...к, звоноч...к, дом...к, сыноч...к, сад...к, песоч...к, мост...к, ножич...к, куст...к.
(для Мануела, Сергея, Вики, Софии, Антона)
VI. Рефлексия
А теперь вернемся к нашему Буратино. Постараемся помочь ему открыть заветную дверцу. (Слайд 3)
- Ура! Мы справились со всеми трудностями и помогли нашему герою.
А сейчас будет словарная работа. Вспомните, что висело перед заветной дверью?
(холст, картина). (Слайд 7)
Выписываем словарное слово картина, выделяем орфограммы, ставим ударение.
- С оставьте с этим словом предложение, выполните разбор.
- А что же находилось за заветной дверцей?
Куколный театр
VII. Подведение итогов урока
- Давайте вспомним, чему мы учились на уроке? (Мы учились правильно писать слова с суффиксами –ик, -ек.)
- Как вы считаете, цель урока достигнута? (Да.)
Домашнее задание (Упр.241, с.125, правило на с. 125 еще раз прочитать и постараться запомить)
Поднимите руку, кто считает, что он сегодня работал активно на уроке…..
Если останется время, показать фрагмент из мультфильма.
| | Надо писать |
орешек | (нет) орешка | ек |
овражек | | |
чулочек | | |
птенчик | (нет) птенчика | ик |
ёжик | | |
кирпичик | | |