Предмет: русский язык
Класс: 3класс
УМК: «Школа России» Образовательная система Школа России,(В.П.Канакина, В.Г.Горецкий «Русский язык 3 класс, 1 часть, М «Просвещение» 2016 г,)
Тип урока: урок решения частных задач
Тема: Правописание суффиксов и приставок. Суффиксы -ик, -ек
Цель: организовать деятельность учащихся по закреплению знаний и умений осознанного написания слов с безударной гласной и парным по глухости-звонкости согласным в корне слов, приставке и суффиксах.
Планируемые результаты:
Предметные:
- учащиеся должны уметь определять, где находится орфограмма;
- запомнить написание некоторых приставок и суффиксов;
- уметь проверять орфограммы по словарю;
- усвоить алгоритм написания суффиксов -ик, -ек.
Метапредметные:
Регулятивные: формулируют тему и цели урока с помощью учителя, работают по предложенному плану; оценивают правильность выполнения учебной задачи.
Познавательные: ориентируются в своей системе знаний; учатся классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.
Коммуникативные: учатся организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в паре; учатся осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.
Личностные: имеют интерес к учебному материалу, понимают ценность труда и упорства, ориентируются на понимание причин успеха в учебе; проявляют самоорганизованность, самодисциплинированность, самоконтроль.
I. Организационный момент
- Сегодня на уроке нам предстоит многое вспомнить и повторить, чтобы потом открыть для себя новые знания.
II. Словарная работа
Класс, Россия, хоккей, теннис, грамм, суббота, русский.
- Эти слова на какую орфограмму? – правописание слов с удвоенными согласными.
III. Самоопределение к деятельности
-Прочитайте слова:
Корень, суффикс, предлог, приставка, окончание, основа.
-Найдите лишнее слово. Обоснуйте свой ответ. (Предлог — это часть речи, остальные — части слова.)
-В каких частях слова могут быть орфограммы?
-Как проверить написание слова с орфограммой в корне? (Подобрать проверочное слово.)
-А если орфограмма в приставке или суффиксе? (Вспомнить, как пишется приставка или суффикс.)
Сформулируйте тему урока. Правописание суффиксов и приставок.
IV. Работа по теме урока
1.Наблюдения над ролью приставок в словах
- Прочитайте текст.
Мы рисовали коллективную работу. Я нарисовал снеговика. Коля подрисовал ему нос, а Таня вырисовывала глазки. Маша срисовала из книги снежинки. А Оля дорисовала фон.
-Есть ли среди слов однокоренные? Какой частью речи они являются?
-Выпишите из текста глаголы. Выделите в них корень.
- При помощи какой части слова изменялся смысл однокоренных слов? (При помощи приставки.)
-Что нужно различать, чтобы правильно определить, где находится орфограмма? (Приставку и суффикс)
2. Выполните упр. 239 с. 124. (Самостоятельная выполнение. Проверка.)
-Прочитайте приставки.
-Прочитайте суффиксы.
- Прочитайте слова, которые вы подобрали. Назовите приставки и суффиксы в этих словах.
- Что нужно сделать, чтобы правильно обозначить буквой безударный гласный звук или парный по глухости звонкости согласный звук в приставке или суффиксе? (Вспомнить, как пишется эта приставка или суффикс)
Правило
Физминутка.
3. Выполните упр. 240 с. 124. (Самостоятельная выполнение. Проверка.)
4. Выполните упр. 242 с. 125.
- Прочитайте пары слов.
- Какой суффикс у слов первой группы? (-ек)
- Что с ним происходит при изменении формы слова? (исчезает гласный звук)
- Какой суффикс у слов второй группы? (-ик)
- Что с ним происходит при изменении формы слова) (Гласный звук не исчезает)
- Сформулируйте правило.
Правило
- Выполните письменное задание к упражнению. (Взаимопроверка)
5. Первичное закрепление
- Расскажите о правописании суффиксов –ек и - ик.
V. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Выполните следующие задания
- Спишите, дополните подходящими по смыслу приставками.
…летел ураган, …бежал первым, …шёл в дом, …ехал из города, …копал яму, …вязала варежки, …шёл друга.
- Прочитайте слова.
Стол, двор, нос, слон, ковёр, дом, песок.
- Образуйте новые слова с использованием суффиксов –ек и –ик
Обобщение
- что нового узнали сегодня на уроке?
-Ребята, мы учимся быть грамотными. Ведь грамотность - показатель культуры человека. Значит, на уроках русского языка мы учимся быть грамотными и культурными.
Домашнее задание
Упр. 241 с.125
3