Этап фрагмента урока | Образовательная задача этапа урока | Методы и приёмы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля | Предметные | Метапредметные | Личностные |
1.Мотивация учебной деятельности | Создать условия для возникновения внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности | Словесный метод Прием «Беседа» | -Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анастасия Павловна. Сегодня урок русского языка проведу у вас я. -На доске представлена пословица, прочитаем её вместе «Мир освещается солнцем, а человек знанием». Как понимаете эту пословицу? Сможет ли наша планета прожить без солнца? Почему? А как нужно относиться к своей планете? Почему бережно? Что вы можете сделать для сбережения нашей планеты? Скажите а сможет ли человек прожить без знаний? Почему? предлагаю сделать эту пословицу девизом нашего урока. | Приветствуют учителя. Объясняют значение пословицы | Ф | Пословица на доске | Контроль учителя | Строить устное монологическое высказывание | К: слушать и понимать речь учителя и других обучающихся | Широкая мотивационная основа учебной деятельности Бережное отношение к природе |
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | Подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренней потребности к построению учебных действий и организовать фиксирование каждым индивидуального затруднения в пробном действии | Практический метод Приём «Вставь пропущенные буквы» | -Начнём наш путь к знаниям, для этого выполните задание на карточках. Вам нужно вставить пропущенные буквы в слова. Задание выполняете самостоятельно. Ключ..к, горош..к, карандаш..к, цветоч..к. -Проверим, что у вас получилось. В данных словах пишутся суффиксы –ик, -ек, а мы знаем, как это определить? Значит у нас возникло затруднение. | Вставляют в слова пропущенные буквы | И | Карточки | Самоконтроль | Находить место орфограммы в слове; применять изученные правила правописания | Р: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности | Активность в познании |
3.Выявление места и причины затруднения | Организовать анализ возникшей ситуации на основе места и причины затруднения | Словесный метод Приём «Беседа» | Какое затруднение у вас возникло? Почему оно у вас возникло? Значит, что мы будем делать на уроке? | Рассуждают, отвечают на вопрос | Ф | | Контроль учителя | Определять затруднение в учебной деятельности | Р: устанавливать причины неудач в учебной деятельности | Познавательные интересы, любознательность в познании |
4.Построение проекта выхода из затруднения | Способствовать постановке цели учебной деятельности | Словесный метод Приём «Беседа» Практический метод Приём «Деформированный план» | -Какая будет цель урока? -Тема урока «Правописание суффиксов –ик, –ек». -А чтобы достичь поставленной цели что нам необходимо? (план). -В парах, на карточках определите правильный порядок пунктов плана и возле каждого из пунктов напишите число, которое соответствует порядку плана. Одна пара выйдет и выстроит последовательность плана на доске, другая пара сделает тоже самое на смарт – доске, а остальные сделаю тоже самое на своих столах. Узнать, в каких случаях пишутся суффиксы –ик, –ек Сделать вывод Применить полученные знания -Также у вас на столах лежат листы самооценки. По ходу урока вы будете оценивать в них свою деятельность. | Выборочно проговаривают свою цель Определяют правильный порядок плана в парах. | Ф П | Презентация Карточки с планом Смарт-доска | Контроль учителя Взаимоконтроль | Формулировать цель урока Читать вслух и про себя (с пониманием) | П: с помощью учителя формулировать цель урока Р: планировать действия по решению учебной задачи | Познавательные интересы, любознательность в познании Активность в познании |
5.Реализация построенного проекта | Способствовать освоению учащимися нового способа действий и формированию умений его применять на практике | Практический метод Приём «Алгоритм» Практический метод Приём «Разбор слов» Практический метод Приём «Вставь пропуски» Словесный метод Приём «Беседа» | -Какой первый пункт плана? Чтобы узнать, в каких случаях пишутся суффиксы –ик, –ек, я вам предлагаю разобрать слова «ключ..к» и «горош..к», постепенно, шаг за шагом на карточках для групповой работы. Как нужно работать в группах? Шаг 1: подобрать однокоренные слова, выделить корень слова Шаг 2: найти суффикс, выделить его Шаг 3: изменить форму слова Шаг 4: если в суффиксе при изменении формы слова гласный звук сохраняется, то пишется суффикс –ик; если в суффиксе при изменении формы слова гласный звук исчезает, то пишется суффикс –ек -Ваша пара выйдет и объяснит по алгоритму слово «ключик». Поднимите руки у кого получилось также. А ваша пара выйдет и объяснит по алгоритму слово «горошек». Поднимите руки у кого получилось также. -Используя данный алгоритм действий, который представлен на карточках, разберите в парах в тетрадях такие слова, как «карандаш..к», «цветоч..к». -Проверим. Ваша пара выйдет, напишет и объяснит по алгоритму первое слово на интерактивной доске, а ваша пара выйдет, напишет и объяснит по алгоритму второе слово на интерактивной доске. -КАКОЙ ПУНКТ ПЛАНА МЫ ВЫПОЛНИЛИ? ВЫЙДИ ОТМЕТЬ ЕГО, ОСТАЛЬНЫЕ ОЦЕНИТЕ СВОЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ЛИСТАХ САМООЦЕНКИ. КАКОЙ СЛЕДУЮЩИЙ ПУНКТ ПЛАНА? -Какой вывод мы можем сделать? Сформулируйте вывод в парах на карточках. Вам необходимо в пропуски вписать нужные слова. Что получилось у вашей пары? У вашей? Сделайте вывод: В суффиксе –ИК- при изменении формы слова гласный ___________________. сохраняется или исчезает В суффиксе – ЕК- при изменении формы слова гласный ___________________. сохраняется или исчезает | Теперь составим в парах правило, как определить написания суффиксов –ик, -ек. Какое правило сформулировала ваша пара? Ваша? Теперь сравним сформулированное вами правило с правилом из учебника на странице 125. Как обращаемся с учебником? (бережно). Почему обращаемся с учебниками бережно? (их делают из деревьев). Как нужно относиться тогда в целом к природе? Почему? Что вы можете сделать, чтобы сберечь природу? Всё сходится с нашим правилом? Значит, как определить написание суффиксов –ик, -ек? -КАКОЙ ПУНКТ ПЛАНА МЫ ВЫПОЛНИЛИ? ВЫЙДИ ОТМЕТЬ ЕГО, ОСТАЛЬНЫЕ ОЦЕНИТЕ СВОЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ЛИСТАХ САМООЦЕНКИ. КАКОЙ СЛЕДУЮЩИЙ ПУНКТ ПЛАНА? | В группах определяют случаи написания суффиксов -ик,-ек В парах определяют написание разделительного твёрдого знака, используя алгоритм Заполняют пропуски Рассуждают, формулируют выводы, составляют правило | Г П П П | Карточка для групповой работы Тетрадь Карточка Учебник | Контроль учителя Взаимоконтроль Взаимоконтроль Контроль учителя | Находить в словах корень, суффикс Находить в словах корень, суффикс Формулировать письменно простые выводы Формулировать устно на основе прочитанной информации простые выводы | К: воспринимать и формулировать суждения; проявлять уважительное отношение к собеседнику; аргументированно высказывать своё мнение П: проводить по предложенному плану несложное лингвистическое миниисследование К: проявлять уважительное отношение к собеседнику; аргументированно высказывать своё мнение К: признавать возможность существования разных точек зрения П: формулировать выводы и подкреплять их доказательствами | Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании Познавательный интерес к изучению русского языка Познавательные интересы, активность в познании Познавательные интересы, активность в познании Бережное отношение к природе |
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Организовать усвоение новых знаний | Практический метод Приём «Вставь пропущенные буквы» | -Откройте свои учебнике на cтр. 126. Выполним задание № 243. Какое нам здесь дано задание? Кто прочитает? (прочитайте; обсудите, какие из этих слов имеют суффикс –ек, а какие – суффикс –ик; какой оттенок значения вносят эти суффиксы в слово; запишите слова, вставляя пропущенные буквы). Выполните задание с помощью алгоритма в парах в тетрадях. Кто выйдет и объяснит первое слово у доски? Правильно сделано? Если у вас также правильно выполнено, то поставьте на полях, на строчке с этим словом «+», а если неправильно, то «-». Кто запишет на доске следующее слово? ..... | Списывают слова, вставляют в них пропущенные буквы, выделяют в этих словах корень и суффикс | П | Учебник, тетрадь | Самоконтроль | Применять изученные правила правописания; правильно списывать слова; находить в словах корень, суффикс | К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; проявлять уважительное отношение к собеседнику | Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Способствовать переосмыслению нового способа действий | Практический метод Приём «Распредели» | -Теперь самостоятельно выполните задание на карточках, подпишите их, затем вам нужно с помощью алгоритма вставить в слова пропущенные буквы, распределить эти слова на 2 группы и дать названия этим группам. | | | | | | | | | | Сыноч..к, мяч..к, кирпич..к, подароч..к, огурч..к, звоноч..к, столб..к, василёч..к, . | -КАКОЙ ПУНКТ ПЛАНА МЫ ВЫПОЛНИЛИ? ВЫЙДИ ОТМЕТЬ ЕГО, ОСТАЛЬНЫЕ ОЦЕНИТЕ СВОЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ЛИСТАХ САМООЦЕНКИ. | Вставляют в слова пропущенные буквы, распределяют эти слова на группы и дают названия этим группам | И | Карточка с заданием | Самоконтроль | Применять изученные правила правописания | П: определять существенный признак для классификации языковых единиц; классифицировать языковые единицы | Самостоятельность в познании |
8.Включение в систему знаний повторение | Повторить и закрепить изученное и подготовить к изучению следующих разделов курса | Словесный метод Приём «Беседа» | -Вернёмся к нашему девизу. Прочитаем его вместе. Получили ли мы с вами новые знания? Какие это знания? А достигли ли мы цели урока? Как мы её достигли? -Где вам пригодятся полученные знания? -Почему важно изучать русский язык? Зачем нужно его изучать? | Делают выводы | Ф | Пословица | Контроль учителя | Формулировать устно простые выводы | Р: формулировать выводы и подкреплять их доказательствами | Активность в познании |
9.Рефлексия | Организовать самооценку результатов своей учебной деятельности | Словесный метод Приём «Продолжи фразы» | Ребята, продолжите фразы: Сегодня на уроке я …………. У меня возникли затруднения с………… Теперь я знаю ………………. | Осуществляют самооценку | И | Фразы в презентации | Самоконтроль | | Р: осуществлять итоговый контроль по результату, оценивать собственную деятельность | Навыки самооценки |
1. Выделить корень слова.
2. Определить начальную форму слова и выделить суффикс.
3. Изменить форму слова (падеж или число).
4. Проверить сохранение гласной в суффиксе: