СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Правописание суффиксов -ик, -ек"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Правописание суффиксов -ик, -ек"»

Технологическая карта урока

Ф.И.О. участника: Бубликова Анастасия Павловна

Тема урока: «Правописание суффиксов –ик, –ек»

Класс: 3

Цель урока: формирование первоначальных умений правописания слов с суффиксами –ик, –ек посредством использования приёма «Совместное составление» способа алгоритмизация

Задачи урока:

Дидактические:

Учить: строить устное монологическое высказывание; находить место орфограммы в слове; применять изученные правила правописания; определять затруднение в учебной деятельности; формулировать цель урока; читать вслух и про себя (с пониманием); находить в словах корень, суффикс; формулировать устно и письменно на основе прочитанной информации простые выводы; правильно списывать слова; формулировать устно простые выводы.

Развивающие:

Развивать умения: слушать и понимать речь учителя и других обучающихся; осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; устанавливать причины неудач в учебной деятельности; с помощью учителя формулировать цель урока; планировать действия по решению учебной задачи; воспринимать и формулировать суждения; проявлять уважительное отношение к собеседнику; аргументированно высказывать своё мнение; признавать возможность существования разных точек зрения; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; определять существенный признак для классификации языковых единиц; классифицировать языковые единицы; формулировать выводы и подкреплять их доказательствами; осуществлять итоговый контроль по результату, оценивать собственную деятельность.

Воспитательные:

Воспитывать: широкую мотивационную основу учебной деятельности; познавательные интересы, активность, любознательность, самостоятельность в познании; познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании; бережное отношение к природе; навыки самооценки.

Этап фрагмента урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приёмы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Предметные

Метапредметные

Личностные

1.Мотивация учебной деятельности

Создать условия для возникновения внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности

Словесный метод Прием «Беседа»

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анастасия Павловна. Сегодня урок русского языка проведу у вас я.

-На доске представлена пословица, прочитаем её вместе «Мир освещается солнцем, а человек знанием». Как понимаете эту пословицу? Сможет ли наша планета прожить без солнца? Почему? А как нужно относиться к своей планете? Почему бережно? Что вы можете сделать для сбережения нашей планеты? Скажите а сможет ли человек прожить без знаний? Почему? предлагаю сделать эту пословицу девизом нашего урока.

Приветствуют учителя.

Объясняют значение пословицы

Ф

Пословица на доске

Контроль учителя

Строить устное монологическое высказывание

К:

слушать и понимать речь учителя и других обучающихся

Широкая мотивационная основа учебной деятельности

Бережное отношение к природе

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренней потребности к построению учебных действий и организовать фиксирование каждым индивидуального затруднения в пробном действии

Практический метод Приём «Вставь пропущенные буквы»

-Начнём наш путь к знаниям, для этого выполните задание на карточках. Вам нужно вставить пропущенные буквы в слова. Задание выполняете самостоятельно.

Ключ..к, горош..к, карандаш..к, цветоч..к.


-Проверим, что у вас получилось. В данных словах пишутся суффиксы –ик, -ек, а мы знаем, как это определить? Значит у нас возникло затруднение.



Вставляют в слова пропущенные буквы

И

Карточки




Самоконтроль

Находить место орфограммы в слове; применять изученные правила правописания






Р:

осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности



Активность в познании






3.Выявление места и причины затруднения

Организовать анализ возникшей ситуации на основе места и причины затруднения

Словесный метод Приём «Беседа»

Какое затруднение у вас возникло? Почему оно у вас возникло? Значит, что мы будем делать на уроке?

Рассуждают, отвечают на вопрос

Ф


Контроль учителя

Определять затруднение в учебной деятельности

Р:

устанавливать причины неудач в учебной деятельности

Познавательные интересы, любознательность в познании


4.Построение проекта выхода из затруднения

Способствовать постановке цели учебной деятельности

Словесный метод Приём «Беседа»


Практический метод Приём «Деформированный план»

-Какая будет цель урока?

-Тема урока «Правописание суффиксов –ик, –ек».

-А чтобы достичь поставленной цели что нам необходимо? (план).


-В парах, на карточках определите правильный порядок пунктов плана и возле каждого из пунктов напишите число, которое соответствует порядку плана. Одна пара выйдет и выстроит последовательность плана на доске, другая пара сделает тоже самое на смарт – доске, а остальные сделаю тоже самое на своих столах.

  1. Узнать, в каких случаях пишутся суффиксы –ик, –ек

  2. Сделать вывод

  3. Применить полученные знания

-Также у вас на столах лежат листы самооценки. По ходу урока вы будете оценивать в них свою деятельность.

Выборочно проговаривают свою цель




Определяют правильный порядок плана в парах.

Ф







П

Презентация





Карточки с планом

Смарт-доска

Контроль учителя





Взаимоконтроль

Формулировать цель урока







Читать вслух и про себя (с пониманием)

П:

с помощью учителя формулировать цель урока



Р: планировать действия по решению учебной задачи

Познавательные интересы, любознательность в познании




Активность в познании





5.Реализация построенного проекта

Способствовать освоению учащимися нового способа действий и формированию умений его применять на практике

Практический метод Приём «Алгоритм»





























Практический метод Приём «Разбор слов»










Практический метод Приём «Вставь пропуски»
















Словесный метод Приём «Беседа»

-Какой первый пункт плана? Чтобы узнать, в каких случаях пишутся суффиксы –ик, –ек, я вам предлагаю разобрать слова «ключ..к» и «горош..к», постепенно, шаг за шагом на карточках для групповой работы. Как нужно работать в группах?


Шаг 1: подобрать однокоренные слова, выделить корень слова

Шаг 2: найти суффикс, выделить его

Шаг 3: изменить форму слова

Шаг 4: если в суффиксе при изменении формы слова гласный звук сохраняется, то пишется суффикс –ик; если в суффиксе при изменении формы слова гласный звук исчезает, то пишется суффикс –ек


-Ваша пара выйдет и объяснит по алгоритму слово «ключик». Поднимите руки у кого получилось также. А ваша пара выйдет и объяснит по алгоритму слово «горошек». Поднимите руки у кого получилось также.


-Используя данный алгоритм действий, который представлен на карточках, разберите в парах в тетрадях такие слова, как «карандаш..к», «цветоч..к».

-Проверим. Ваша пара выйдет, напишет и объяснит по алгоритму первое слово на интерактивной доске, а ваша пара выйдет, напишет и объяснит по алгоритму второе слово на интерактивной доске.


-КАКОЙ ПУНКТ ПЛАНА МЫ ВЫПОЛНИЛИ? ВЫЙДИ ОТМЕТЬ ЕГО, ОСТАЛЬНЫЕ ОЦЕНИТЕ СВОЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ЛИСТАХ САМООЦЕНКИ. КАКОЙ СЛЕДУЮЩИЙ ПУНКТ ПЛАНА?






-Какой вывод мы можем сделать? Сформулируйте вывод в парах на карточках. Вам необходимо в пропуски вписать нужные слова. Что получилось у вашей пары? У вашей?

Сделайте вывод:


В суффиксе –ИК- при изменении формы слова гласный ___________________.


сохраняется или исчезает


В суффиксе – ЕК- при изменении формы слова гласный ___________________.


сохраняется или исчезает




Теперь составим в парах правило, как определить написания суффиксов –ик, -ек. Какое правило сформулировала ваша пара? Ваша? Теперь сравним сформулированное вами правило с правилом из учебника на странице 125. Как обращаемся с учебником? (бережно). Почему обращаемся с учебниками бережно? (их делают из деревьев). Как нужно относиться тогда в целом к природе? Почему? Что вы можете сделать, чтобы сберечь природу? Всё сходится с нашим правилом? Значит, как определить написание суффиксов –ик, -ек?



-КАКОЙ ПУНКТ ПЛАНА МЫ ВЫПОЛНИЛИ? ВЫЙДИ ОТМЕТЬ ЕГО, ОСТАЛЬНЫЕ ОЦЕНИТЕ СВОЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ЛИСТАХ САМООЦЕНКИ. КАКОЙ СЛЕДУЮЩИЙ ПУНКТ ПЛАНА?

В группах определяют случаи написания суффиксов -ик,-ек





























В парах определяют написание разделительного твёрдого знака, используя алгоритм








Заполняют пропуски




















Рассуждают, формулируют выводы, составляют правило


Г




















П









П













П

Карточка для групповой работы


















Тетрадь









Карточка












Учебник

Контроль учителя



















Взаимоконтроль








Взаимоконтроль












Контроль учителя

Находить в словах корень, суффикс































Находить в словах корень, суффикс












Формулировать письменно простые выводы


















Формулировать устно на основе прочитанной информации простые выводы



К:

воспринимать и формулировать суждения; проявлять уважительное отношение к собеседнику; аргументированно высказывать своё мнение


П:

проводить по предложенному плану несложное лингвистическое миниисследование





К: проявлять уважительное отношение к собеседнику; аргументированно высказывать своё мнение



К:

признавать возможность существования разных точек зрения















П:

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами


Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании























Познавательный интерес к изучению русского языка










Познавательные интересы, активность в познании


















Познавательные интересы, активность в познании


Бережное отношение к природе


6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Организовать усвоение новых знаний

Практический метод Приём «Вставь пропущенные буквы»

-Откройте свои учебнике на cтр. 126. Выполним задание № 243. Какое нам здесь дано задание? Кто прочитает? (прочитайте; обсудите, какие из этих слов имеют суффикс –ек, а какие – суффикс –ик; какой оттенок значения вносят эти суффиксы в слово; запишите слова, вставляя пропущенные буквы). Выполните задание с помощью алгоритма в парах в тетрадях. Кто выйдет и объяснит первое слово у доски? Правильно сделано? Если у вас также правильно выполнено, то поставьте на полях, на строчке с этим словом «+», а если неправильно, то «-». Кто запишет на доске следующее слово? .....


Списывают слова, вставляют в них пропущенные буквы, выделяют в этих словах корень и суффикс

П









Учебник, тетрадь


Самоконтроль


Применять изученные правила правописания; правильно списывать слова; находить в словах корень, суффикс

К:

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; проявлять уважительное отношение к собеседнику


Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании



7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Способствовать переосмыслению нового способа действий

Практический метод Приём «Распредели»

-Теперь самостоятельно выполните задание на карточках, подпишите их, затем вам нужно с помощью алгоритма вставить в слова пропущенные буквы, распределить эти слова на 2 группы и дать названия этим группам.












Сыноч..к, мяч..к, кирпич..к, подароч..к, огурч..к, звоноч..к, столб..к, василёч..к, .


-КАКОЙ ПУНКТ ПЛАНА МЫ ВЫПОЛНИЛИ? ВЫЙДИ ОТМЕТЬ ЕГО, ОСТАЛЬНЫЕ ОЦЕНИТЕ СВОЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ЛИСТАХ САМООЦЕНКИ.


Вставляют в слова пропущенные буквы, распределяют эти слова на группы и дают названия этим группам

И

Карточка с заданием

Самоконтроль

Применять изученные правила правописания

П:

определять существенный признак для классификации языковых единиц; классифицировать языковые единицы

Самостоятельность в познании

8.Включение в систему знаний повторение

Повторить и закрепить изученное и подготовить к изучению следующих разделов курса

Словесный метод Приём «Беседа»

-Вернёмся к нашему девизу. Прочитаем его вместе. Получили ли мы с вами новые знания? Какие это знания? А достигли ли мы цели урока? Как мы её достигли?

-Где вам пригодятся полученные знания?

-Почему важно изучать русский язык? Зачем нужно его изучать?


Делают выводы

Ф

Пословица

Контроль учителя


Формулировать устно простые выводы

Р:

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами

Активность в познании

9.Рефлексия

Организовать самооценку результатов своей учебной деятельности

Словесный метод Приём «Продолжи фразы»

Ребята, продолжите фразы:

Сегодня на уроке я ………….

У меня возникли затруднения с…………

Теперь я знаю ……………….

Осуществляют самооценку

И

Фразы в презентации

Самоконтроль


Р:

осуществлять итоговый контроль по результату, оценивать собственную деятельность

Навыки самооценки



ВАРИАНТ АЛГОРИТМА:

1. Выделить корень слова.

2. Определить начальную форму слова и выделить суффикс.

3. Изменить форму слова (падеж или число).

4. Проверить сохранение гласной в суффиксе:

- Если гласная сохраняется, пишем *–ик.*

- Если гласная исчезает, пишем *–ек.*