СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание звонких и глухих согласных

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа предназначена для открытого урока по русскому языку во втором классе, на тему: " Правописание звонких и глухих согласных".

Просмотр содержимого документа
«Правописание звонких и глухих согласных»

Тема: "Правописание звонких и глухих согласных"

Цели и задачи урока:

 -  Учить различать в словах звонкие и глухие согласные, обозначать звуки буквами, сопоставлять произношение и написание;

- Учить делать самостоятельные выводы по теме;

 - Упражнять в способах проверки парных согласных на конце слов и правильном выборе буквы для их обозначения на письме;

- Применять полученные знания грамотного письма при самостоятельной работе;

   - Развивать орфографическую зоркость, устную и письменную речь, умение анализировать, обобщать, делать выводы;

  - Формировать умение вести учебный диалог, работать в паре;

  - Поддерживать детей в их творческих начинаниях, пробуждать в них желание творить;

- Учить детей анализировать собственную учебную деятельность.

1. Организационный момент

Прозвенел звонок.

Нам пора начать урок. 

Мотивация к учебной деятельности

Учитель: «Сверкает яркий луг росой.

Карась –боками гладкими,

Мудрец – умом, лицо- красой..

А трус – босыми пятками..»

-Задумывались ли вы, что каждый из нас может сверкать? И для этого необязательно нам быть такими нарядными, как новогодняя красавица - ѐлочка.

Подумайте, чем сегодня, на уроке русского языка сможете засверкать вы? (знаниями, хорошей, активной работой на уроке, красноречием, красивым письмом).

- Как ярко вы будете сверкать, нам поможет понять «волшебный фонарик», который на уроке будет постепенно разгораться, показывая тем самым, насколько хорошо вы работаете на уроке.

II. Основной этап

1.Минутка чистописания:

С наступлением зимы у ребят появляется возможность..(покататься с горок). А на нашем уроке с горок будут кататься -БУКВЫ! Они будут догонять друг друга, а вы им в этом поможете.

Я называю букву из алфавита, а вы записываете следующую букву по алфавиту , но только одно условие, записываем строчные буквы.

Учитель называет буквы: (а в ж б ё г)

Ученики записывают: б г з в ж д

Какие буквы стали героями наших красивых строчек?

Что их объединяет? (Эти буквы обозначают парные звонкие согласные звуки)

Раз в русском языке есть буквы обозначающие парные звонкие согласные звуки, попробуйте мне назвать парные глухие звуки? Молодцы!

( Не забываем раскрасить стеклышко фонарика успеха)


Эти пары у людей вызывают интерес.

Часто “хитрые подружки”

Подменить хотят друг дружку.

Как узнать писать какую –

Эту букву иль другую?

С толку сбить хотят ребят.

Но у нас не детский сад?

Мы решим проблему эту?

И расскажем всему свету?


Сформулируйте тему урока пользуясь опорными словами

Опорные слова ( Согласные, звонкие, глухие)

(Правописание звонких и глухих согласных )

Какие учебные задачи поставим перед собой, предлагаю воспользоваться опорными словами: ( Познакомимся…Узнаем… Научимся )

-Познакомимся с написанием звонких и глухих согласных в словах..

- Узнаем, какую букву надо писать в слове

-Научимся применять написание орфограммы..

(Ваши фонарики начинают разгораться -закрасьте еще 1 стеклышко фонарика ваших успехов)

4. Словарная работа.

А теперь вспомним словарные слова, в которых есть звонкие иг лухие согласные Отгадайте загадки:

  1. Как называется большое промышленное предприятие, обладающее большим количеством рабочих, там выпускают машины, самолеты, корабли? (З . ВОД)

- Как запишем это слово? Почему на конце слова пишем букву д?


  1. Кто альбом раскрасит ваш? Ну, конечно, … К . Р . НДАШ

Как запишем, Почему на конце слова пишем букву ш?


      3)  Все его зимой боятся

Больно может он кусаться

Прячьте уши, щёки, нос

Ведь на улице … М . РОЗ

Как запишем слово. Почему на конце слова пишем букву з?

Прочитайте слова, что общего имеют?


- В каком слове произношение последнего звука не расходится с написанием?

- А в каких словах произношение последнего согласного звука расходится с написанием?

-  Что происходит в этих словах с согласными на конце слова?       (Они оглушаются)

Где находятся звонкие и глухие согласные?

- Что можно сказать про произношение звонких и глухих согласных  и их написание? 

( Произношение звонких и глухих согласных на конце слова может расходиться , а может не расходиться с написанием.)

Перед нами стоит задача – научиться правильно писать слова с данной орфограммой.

Что нужно сделать для этого? (Найти проверочное слово)

А кто-нибудь, знает, как проверить звонкие и глухие согласные на конце слова? 

ПОВТОРЯЕМ ПРАВИЛО

а) шепотом б)вполголоса В) громко

Итак, сегодня мы будем учиться проверять звонкие и глухие согласные на конце слова. 

(Закрасьте еще одно стеклышко фонарика ваших успехов)

Что поможет нам справиться с поставленными задачами?


ФИЗМИНУТКА.


Ребята, Новогодние чудеса продолжаются., оказывается, Дед Мороз еще не всем ребятам подарил подарки, поможем ему собрать подарки. Посмотрите на мешок Деда Мороза. Какие подарки попадут в мешок? (В написании которых присутствует буква, обозначающая звонкий согласный звук -Ж).


Коллективная работа Прочитайте. Спишите слова, вставляя пропущенную букву. Докажите ее написание в слове Найдите такие подарки, которые имеют звук ж

Но..,. шала.., поез…,чертё…, ланды…, гри…, камы…, стри.., ду…, арбу.., мор…, гара… .


Чему мы сейчас учились? ( Определяли какую букву надо написать в словах и учились применять орфограммы , раскрасьте еще одно стеклышко волшебного фонарика)




Физминутка


Лучший отдых – это смена умственного и физического труда. Я сейчас буду называть слова. Если в конце слова стоит парный согласный – прыгаем, если нет такой орфограммы приседаем. (корова, снег, парус, глаз, ребята, хлеб, лопата, мёд, плот, поляна) Молодцы!!


Поднимите руку, кто из вас любит сказки? Да, ведь только в сказке можно встретиться с о сказочными героями

Кто знает чья это избушка?

Закрепление полученных знаний и умений.

Кто в ней живёт в ней ….. (Баба – Яга.) 

(Вывешиваю на доску картину с изображением избушки на курьих ножках и Бабы Яги.  Под окошком сидит Баба Яга. Рядом с ней согласные.)

ЧТО необычного вы увидели на картине?

-Оказывается  Баба – Яга  тоже учит парные согласные.

 Корректирование текста.

- А зачем они Бабе Яге?    / она учится писать слова с парными согласными/

- Баба Яга написала рассказ. Послушайте его и подумайте, всё ли в нём верно.

- Зима. Как красив лес! Снег укрыл пни и кусты. Толстый лёд сковал речку. Снежные шубы надели ели. Пушистый шарф на ветках сосны. Жара! А в тёплой норке спит ёж.

- Всё ли верно в рассказе Бабы Яги?    /Нет. Зимой жары не бывает./

- Исправим ошибку. Каким словом можно заменить слово? : Это близкое или противоположное слово по смыслу?  /Противоположное. Мороз, холод./

- Как называются противоположные по смыслу? /Антонимы./

(Закрасьте еще 1 стеклышко фонарика ваших успехов.)

Работа в парах:   Настало время проверить, грамотно и правильно ли записала рассказ Баба – Яга, и проверить прочность ваших знаний и умений.

-  Посмотрите,  Баба Яга записала рассказ на карточках и раздала вам для проверки. Возьмите красный карандаш и проверьте, как настоящие учителя. Ошибки зачеркните, сверху напишите правильную букву. В конце текста напишите число ошибок, которые вы исправили. (В карточке 7 ошибок).

Карточка.

Зима. Как красив лез. Снек укрыл пни и кусты. Толстый лёт сковал речьку. Снежные шубы надели ели. Пушистый шарв на ветках сосны. Морос! А в тёплой норке спит ёш.

- Сколько предложений в тексте Бабы-Яги?(8 предложений)

Сколько ошибок допустила Баба Яга? (7 ошибок)

Назовем ошибки по порядку.

Читаем 1 предложение - назовите слово, в котором вы нашли ошибку, во 2 предложении. в 3 предложении. - в 4 предложении. – в 6 предложении.– в 7 предложении. – в 8 предложении.

-Молодцы! Я думаю, что вы и в дальнейшем будете писать грамотно.

Что вам помогло найти ошибки? Сделайте вывод о том, какое правило нужно знать , чтобы правильно писать слова на данный вид орфограммы?

( Закрасьте еще 1 стеклышко фонарика ваших успехов)

Итог урока  - О чем шла речь на уроке?

Чему учились?

Ребята, слова на какое правило научили писать Бабу Ягу ?

- Сегодня на уроке для меня было трудным …

-Что показалось легким?

-Похвалите себя?

Рефлексия - Ваши фонарики уже настолько ярко разгорелись, что в классе стало намного светлее и теплее. А это значит, что на уроке вы работали просто замечательно, показали хорошие знания и умения. -

Нам ещё много тайн предстоит открыть вместе с вами. И у нас это неплохо получается.

Домашнее задание.