СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 19.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание н и нн в суффиксах причастий и прилагательных.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обобщения и закрепления. Прививать интерес к предмету.

Просмотр содержимого документа
«Правописание н и нн в суффиксах причастий и прилагательных.»

Урок русского языка в 7 «А» классе.

Правописание н и нн в суффиксах причастий и прилагательных.

Цель: обобщить и систематизировать материал о правописании н и нн в суффиксах причастий и прилагательных.

Задачи:

обучающие: формирование навыков написания –н- и –нн- в причастиях и отглагольных прилагательных; повторение написания прилагательных.

- развивающие: развивать навыки правильного написания слов на изучаемые орфограммы; способствовать развитию речи, логического мышления.

- воспитательные: воспитывать внимательность. Прививать интерес к родному языку. Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

Создание проблемной ситуации.

- Ребята, я вам предлагаю выполнить задание, которое поможет нам сформулировать задачу на этот урок.

(На доске запись):

Дочь умна и воспита…а.

Девочка хорошо воспита…а бабушкой.

Море взволнова(н,нн)о

Лицо девочки было взволнова(н,нн)о

Некоторые люди очень рассея…ы.

Семена рассея…ы по полю.

- Нужно вставить пропущенные орфограммы. (Выполняется самостоятельно).

Проверка выполнения. Обмен тетрадями.

На доске делается запись :

Дочь умна и воспитанна. Девочка хорошо воспитана бабушкой.

Море взволновано. Лицо девочки было взволнованно.

Некоторые люди очень рассеянны. Семена рассеяны по полю.

Молодцы, и так добро пожаловать на необычный урок, урок для сладкоежек, уж очень он, надеюсь будет вкусным и аппетитным. Почему? Потому что мы с вами отправимся в ресторан «Сладкая жизнь», где «попробуем» изыски кулинарного искусства: торты и пирожные.

А заодно повторим правописание н и нн в суффиксах причастий и прилагательных. Начнем мы с проверки дом. задания, а чтобы нам при дегустации не попасть впросак, давайте вспомним правила о правописании н и нн в суффиксах причастий и прилагательных(рассказы учащихся)

А теперь послушаем способ приготовления Фруктового салата, а заодно проверим, правильно ли вы вставили буквы на месте пропусков и выделили орфограммы.

Очищенные, нарезанные кубиками консервированные ананасы уложите на серебряном блюдце. Возьмите банан, смешанный с мандаринами, привезенными из-за границы, и добавьте в салат только что срезанную с дерева грушу. Все ассорти заправьте витаминизированным йогуртом.

Ребята, вы молодцы! Правила мы повторили и «вкусили» плоды первого сегодняшнего блюда, давайте откроем тетради, запишем число и тему урока, и начнем наш отдых в ресторане «Сладкая жизнь».

2. Синтаксическая пятиминутка:

Сейчас займемся мы столом.

Он полированный притом.

Крахмаленая скатерть есть,

А вязанных салфеток - шесть.

-Вставьте пропущенные буквы, выделите орфограммы; разберите по составу слова (крахмаленая, полированный, вязанных; сделайте разбор любых двух словосочетаний.

3. Закрепление материала.

А вот и блюда для дегустации:

а) «Попробуем» торт «Трюфель», рассмотрев способ его приготовления.

- Выпишите слова с пропусками, выделите изучаемые орфограммы.

Бисквитный пласт, разреза…ый на две части, разложить на две стекля…ые тарелки, украше…ые орнаментом. Каждую из частей, пропита…ую сиропом и прослое…ую сливочно – шоколадным кремом, поставить около окна на освеще…ую солнцем сторону.

Через несколько минут обе половинки, хорошо пропитанные, соединить. Сверху и с боков, смаза…ых кремом и обсыпа…ых шоколадной крупкой, убрать лишние крошки.

Торт украсить конфетами, масля…ым кремом и оформлен в виде плете…ой корзинки.

Разрезанный, стеклянные, украшенные, пропитанную, прослоенную, освещенную, пропитанные, смазанных, обсыпанных, масляным, плетенной.

б) А теперь «попробуем» следующее блюдо- это «Клубника со сливками».

- Спишите способ приготовления этого блюда, вставив и выделив изучаемые орфограммы.

Выращ…ую собственными руками клубнику помыть и очистить от зеле…ых хвостиков.

Очище…ые ягоды, перемеша…ые со сливками, уложить в чашечки и полить сиропом. Подавать охлажде…ыми.

- Найдите предложение с причастным оборотом, составьте схему этого предложения.

в) – А теперь мы с вами будем работать в роли корректора. Повар не знал, как пишутся некоторые слова, и оказалось, что в меню остались пропущенные буквы. Ребята, давайте поможем восстановить текст меню.

1. Салат из белокача…ой Маринова…ой капусты.

2. Закуска из пече..ого или туше…ого птичьего мяса.

3. Яйца, фарширова…ые сельдью.

4. Капуста острая, моче…ая, по – китайски.

5. Кукуруза, жаре…ая с луком.

4. Определите способы образования следующих прилагательных и слова, от которых образованы данные прилагательные.

ЛЕБЕДИНЫЙ – ЛЕБЕДЬ (-ИН-)

КОЖАНЫЙ – КОЖА (-АН-)

ГЛИНЯНЫЙ – ГЛИНА (-ЯН-)

ТРАДИЦИОННЫЙ – ТРАДИЦИЯ (-ОНН-)

КЛЮКВЕННЫЙ – КЛЮКВА (-ЕНН-)

КАМЕННЫЙ – КАМЕНЬ (-Н-)

ОСЕННИЙ – ОСЕНЬ (-Н-)

5. Цифровой диктант.

- Выпишите номера предложений, в которых встречаются прилагательные или причастия с нн в суффиксах.

Вам предлагается второе меню из нашего ресторана.

Сазан заливной фаршированный.

Телятина с ветчиной, запеченные в соусе бешамель.

Щи из квашеной капусты с картофелем.

Суп картофельный с макаронными изделиями.

Клюквенный суп с клецками.

Вареные рулеты из рыбного филе.

6. Индивидуальная дифференцированная работа

Тренажер КМ-школа (самостоятельная работа ,1ученик) – тренажёр «Н-НН в суффиксах прилагательных», урок «Правописание суффиксов прилагательных», диск «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия.5класс»

Индивидуальные карточки-перфокарты (2 ученика)

Самопроверка, выставление отметки.

Вставь на месте пропусков Н или НН, пользуясь опорной таблицей.

Соловьи___ая песня, соколи___ый взгляд, стекля___ая ваза, глиня___ый горшок, мужестве___ый человек, ветре___ый день, коллекцио___ая марка, дискуссио___ый вопрос, павли___ий хвост, зелё___ый лист.

«Цветной» диктант (Презентация - слайд №8)

У.: Приготовьте бланки для «цветного» диктанта.

Если в слове пишется Н, то сектор закрашиваем зелёным цветом, а если НН – красным.

Ледяная фигура

Былинный герой

Деревянный дом

Ржаной хлеб

Румяное лицо

Авиационный перелёт

Мужественный человек

Кожаная куртка

Самопроверка «цветного» диктанта

Поднимите руки, кто получил «5», «4», «3». Молодцы.

5. Подведение итогов урока, дом. задание.

Написать эссе, используя прилагательные и причастия с -н – нн-


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!