СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание –Н и –НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Правописание –Н и –НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных

Просмотр содержимого документа
«Правописание –Н и –НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных»

Технологическая карта урока.

1.Тема урока: Правописание –Н и –НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных

2. УМК: А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова

3. Класс: 10

4. Тип урока: повторение изученного материала

5. Форма проведения урока: индивидуальная и групповая

6. Цели урока:

Деятельностная цель: привести в систему и углубить сведения учащихся о правописании н-нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных; закрепление умений аргументировать выбор н-нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных

Содержательная цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Правописание –Н и –НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных», развивать творческие способности детей; умение анализировать полученный материал и применять его на практике.

7. Формируемые УУД:

Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование.

Регулятивные УУД: целеполагание, прогнозирование, контроль, оценка.

Познавательные УУД: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

8. Межпредметные и внутрипредметные связи: литература, ИЗО, МХК.

9. Оборудование урока и электронные образовательные ресурсы (ЭОР): доска, электронная доска, компьютер, проектор, презентация.

10. Оформление доски: число, тема урока.



Этап урока, хронометраж этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД


1) Организацион-ный момент.

(2 минуты)

- Здравствуйте, ребята! Рада вас всех видеть на нашем уроке. Скажите, кто отсутствует сегодня?

Приветствуют учителя. Называют отсутствующих.

Умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К.)

2) Актуализация знаний.

(4 минуты)


На доске находится запись. Ваша задача определить, какой частью речи являются слова с пропущенными буквами:

Около снежных сугробов темными пятнами выступили закоптелые, насквозь пропита…ые дымом, убогие избушки, а по сторонам стоял сосновый саже…ый лес.

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? Сформулируйте и запишите тему и цели урока.

Внимательно слушают задание учителя. Размышляют над заданием.



- Это страдательное причастие и отглагольное прилагательное.




- Вероятно, что тема нашего сегодняшнего урока «Правописание –Н и –НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных»


Умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К.), Смыслообразование (Л.), Общеучебные (П.)

3) Постановка учебной задачи

(10 минут)

- Ребята, при каких условиях мы пишем –Н и –НН в причастиях и отглагольных прилагательных?

В этом правиле много слов-исключений, написание которых нужно запомнить. Они даны вам на листах с алгоритмом. Эти листы лежат перед вами. Возьмите их и обсудите в группах, как работать с алгоритмом.

АЛГОРИТМ

ПРАВОПИСАНИЕ -Н и -НН В СУФФИКСАХ ПРИЧАСТИЙ И ОТГЛАГОЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ (выводится на слайде)

1. Посмотри, от какого глагола образовано причастие?

СОВ.вид – НН

НЕСОВ.вид — Н

(решёННый, !- ранеНый-ранеННый-двувидовой глагол)

СЛОВА-ИСКЛЮЧЕНИЯ

Н НН

назваНый (брат) даННый

посажёНый (отец) делаННый

кончеНый желаННый

придаНое (невесты) считаННый

обещаННый

свящеННый

делаННый

штукатуреННый

2. Посмотри, есть ли -ОВА-, -ЕВА,

-ИРОВА-?

ДА ------ НН (балОВАННый, асфальтИРОваННый)

Исключения: Кованый, жёваный (-Н- входит в состав корня)

3. Посмотри, есть ли приставка, кроме НЕ-, ПОЛУ-

ДА ------- НН (РАЗжёваННый, !-неПРОжёваННый)

Ребята, обратите внимание, что в слове неПРОжёваННый пишется –НН. После приставки НЕ- следует другая приставка, которая и является определяющей написания -НН-.

НЕТ ------ Н,

если это не слова: невидаННый, неслыхаННый, неждаННый, негадаННый, неожидаННый, нечаяННый


4. Приставки нет, а есть ли зависимое слово?

* (в чём?) * (кем?)

ДА ------- НН

(жаренные в сметане грибы, кованный мастером сундук)

- Предлагаю сразу закрепить и попробовать работу с алгоритмом.

жареНые (несов.в.) грибы - зажареННые (сов.в., есть приставка) грибы- жареННые в сметане грибы (несов.в., но есть зависимое слово-в сметане)

Размышляют над вопросом учителя.








Работают с алгоритмом (разбирают, обсуждают его, применяют его на заданиях).

Смыслообразование (Л.), Общеучебне (П.), Логические (П.)

4) Первичное закрепление.

(8 минут)

- Следующим заданием будет распределить слова в две колонки в зависимости от написания –Н- или -НН- и обозначить орфограмму. Данное задание я предлагаю делать в группах (делятся на 6 групп, т.е. примерно по 2 парты).

Печё.ые яблоки, кваше.ая капуста, поджаре.ое мясо, вскипячё.ое молоко, замаскирова.ый дом, нечая.ая встреча, гружё.ая повозка, груже.ая кирпичом машина, изране.ый солдат, неглаже.ая рубашка, назва.ый брат, хоже.ые тропы, неезже.ые дороги, моче.ый в молоке хлеб.

- Готовы? Давайте проверять, что же у вас получилось!
















- Молодцы! - Ребята, оцените работу вашей группы и степень трудности выполнения задания.


Слушают задание. Приступают к его выполнению в группах.









-НН-

поджареННое мясо

вскипячёННое молоко

замаскироваННый дом

гружеННая кирпичом машина

изранеННый солдат

мочеННый в молоке хлеб

нечаяННая встреча


-Н-

печёНые яблоки

квашеНая капуста

хожеНые тропы

гружёНая повозка

неглажеНая рубашка

назваНый брат

неезжеНые дороги

Оценивают работу группы


Умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К.), Контроль (Р.), Общеучебные (П.), Логические (П.)

5) Этап реализации построенного проекта.

(7 минут)

- Предлагаю еще одну небольшую проверку.

1. Обозначьте строчку, где пишется НН

1) Изране…ый солдат, подкова…ая лошадь

2) Реше…ая задача, краше…ый забор

3) Писа…ый портрет, коше…ый луг

4) Слома…ый велосипед, жаре…ая рыба


2. Обозначьте строчку, где пишется НН

1) Подметё…ый пол, плетё…ая корзина

2) Рва…ая куртка, варё…ый картофель

3) Топлё…ое молоко, газирова…ая вода

4) Высуше…ое растение, посеребрё…ая тарелка


3. Обозначьте строчку, где пишется НН

1) Замеше…ое тесто, рассея…ые семена

2) Сушё…ая ягода, пересоле…ый суп

3) Кова…ое железо, раскалё…ый уголь

4) Точё…ый карандаш, наполне…ое ведро


4. Обозначьте строчку, где пишется Н

1) Солё…ые в бочке помидоры, Жёва…ый листок

2) Жаре…ое мясо, высуше…ое бельё

3) Ноше..ое платье, кипячё…ое молоко

4) Окружё…ый лесом, лакирова…ая мебель


5. Обозначьте строчку, где пишется Н

1) Заплака…ые глаза, просмотре…ый фильм

2) Исправле…ая работа, изображё…ые фигуры

3) Краше…ый забор, чита…ая книга

4) Размеше…ые краски, перепечата…ый материал


6. Обозначьте строчку, где пишется Н

1) Организова…ая экскурсия, построе…ое здание

2) Развея…ые ветром, услыша…ый шорох

3) Асфальтирова…ый, среза…ая ветка

4) Рва…ая рана, пиле…ый лес


7. Обозначьте строчку, где пишется Н

1) Тяжело гружё…ые, изране…ый человек

2) Лома…ая линия, очень рва…ый рукав

3) Опрпавда…ый человек, взбешё…ый решением

4) Пута…ый кустарник, плетё…ая корзина


8. Обозначьте строчку, где пишется Н

1) Призы завоёва…ые, взабаламуче…ая вода

2) Смягчё…ая вода, запряжё…ые кони

3) Вяза…ые варежки, мочё…ое яблоко

4) Застрое…ый район, лома…ая линия


9.Обозначьте строчку, где пишется Н

1) Обиже…ый ребёнок, растеря…ый вид

2) Несея…ые травы, варё…ое яйцо

3) Опозна…ый объект, жаре…ый гусь

4) Ограниче…ая ответственность, озадаче…а проблемой


10.Обозначьте строчку, где пишется НН

1) Усыплё…ая бдительность, унесё…ый ветром

2) Белё…ые стены, испечё…ый пирог

3) Гружё…ая машина, ощипа…ый гусь

4) Уреза…ые средства, вписа…ая фраза


11. Обозначьте строчку, где пишется НН

1)Освещё…ая улица, сушё…ые ягоды

2)Пиле…ые доски, взъероше…ые воробьи

3)Облегчё…ый вариант, озадаче…ый работой

4)Изобретё…ый двигатель, гашё…ая известь


12. Обозначьте строчку, где пишется НН

1) Семена посаже…ы, печё…ая в духовке

2) Толчё…ые сухари, очень пута…ая дорога

3) Оклевета…ый толпой, паре…ые в духовке

4) Сморще…ое лицо, копчё…ое мясо


13. Обозначьте строчку, где пишется НН

1) Жаре…ый лещ, помещё…ые сувениры

2) Золочё..ый браслет, аккуратно точё…ый

3) Свеше…ый с балкона флаг, заброше…ый родник

4) Сушё…ые ягоды, расположе…ый рядом


14. Обозначьте строчку, где пишется Н

1) Выжже…ые травы, окружё…ый друзьями

2) Свежемороже…ое мясо, стреля…ая гильза

3) Непроше…ый гость, промасле…ая бумага

4) Удвое…ый капитал, сверже…ый монарх


15. Обозначьте строчку, где пишется НН

1) Купле…ый шоколад, утрамбова…ая дорожка

2) Зва…ый ужин, распиле…ое бревно

3) Рыхлё…ая почва, вытопта…ый газон

4) Отпечата…ое воззвание, краше…ый зал

- По цепочке проверим что же у вас получилось.


Выполняют задание.

1 - 1





2 - 4






3 -1 ,






4 - 3






5 -3






6 -4






7 -4






8 -3






9 -2







10 -1






11 -3






12 -3






13 -3






14 - 2






15 - 1


Умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К.), Контроль (Р.), Общеучебные (П.), Логические (П.)

6) Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.

(6 минут)

- От каких частей речи образуются прилагательные?


- Сейчас я предлагаю вам воспроизвести алгоритм правописания –н- и –нн- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных в своих тетрадях. Работаем самостоятельно.

- Проверяем себя.

- От существительных и бесприставочных глаголов несовершенного вида.

Воспроизводят алгоритм в тетрадях.

Умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К.), Смыслообразование (Л.), Контроль (Р.)

7)Этап включения в систему знаний и повторения.

(5 минут)

Зима – прекрасное время года. И очень красивое. Зиму отображали на своих полотнах очень многие художники. Перед вашими глазами картина И.И. Шишкина. Ваша задача – составить и записать текст (10-12 предложений) по этой картине. И в ваших миниатюрах должны быть непременно причастия и прилагательные с –Н- и –НН-.

Сейчас вы начнете работать над планом мини-сочинения, а дома продолжите написание самого сочинения.

Начинают работу над творческим заданием.

Записывают домашнее задание.

Смыслообразование (Л.), Логические (П.), Постановка и решение проблемы (П.)

8)Этап рефлексии учебной деятельности.

(3 минуты)

- Скажите, где в жизни могут пригодиться добытые сегодня на уроке знания?

- Что делать, если вы забыли правило, а грамотно написать нужно?

- Достиг ли урок цели? Какие знания и умения закрепили на уроке?



- Как вам материал урока? Всё ли было легко? Нужно ли ещё время на этот материал?


- Экзамены, дать объявление, оформить вывеску и другое.

- Посмотреть в словаре, заменить слово синонимом.

- Урок, несомненно, достиг своей цели. Мы закрепили правописание –Н- и –НН- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.

- Всё было доступным и понятным с первого раза. Время на закрепление данного материала больше не требуется.

Умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К.), Смыслообразование (Л.), Контроль (Р.), Оценка (Р.)



И.И. Шишкин «Зима» 1890