СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Правописание не с причастиями»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачами данного урока являются: 1) закрепить умение написания НЕ с причастиями; 2) расширить словарный запас учащихся, их кругозор; 3) воспитывать умение самостоятельно работать, обобщать и делать выводы, понимать и видеть прекрасное.

Просмотр содержимого документа
««Правописание не с причастиями»»

Русский язык 7 класс

Тема «Правописание не с причастиями»

Цель: познакомить учащихся с правильным написанием НЕ с причастиями.

Задачи: 1) закрепить умение написания НЕ с причастиями; 2) расширить словарный запас учащихся, их кругозор; 3) воспитывать умение самостоятельно работать, обобщать и делать выводы, понимать и видеть прекрасное.

Тип урока: изучения нового материала

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний учащихся

- Проведём орфографическую разминку: устно объясните условия выбора слитного и раздельного написания НЕ с разными частями речи в данных словосочетаниях:

невысокое дерево; не выполнил работу; не глубокая, а мелкая река; не у кого спросить; неистовая буря.

- Значение какого слова вызывает у вас затруднение? (неистовая)

- Как вы понимаете значение слова неистовый? (Находящийся в состоянии исступления; крайне несдержанный в проявлении своих чувств).

- Назовите правило написания Не с какими частями речи вы знаете?

  1. Определение темы и целей урока

- Какой частью речи является слово неистовствующий? (причастие)

- Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?

- При изучении данной темы какие задачи нужно решить? (1. Познакомиться с условием выбора слитного и раздельного написания не с причастиями. 2. Научиться применять правило на практике).

  1. Изучение нового материала

- Проведём исследование с целью выявления условий, при которых не с причастиями пишется слитно и раздельно.

1. Для выяснения причин слитного и раздельного написания не с причастиями разделимся на 3 группы.

2. Каждой группе предлагается проанализировать языковой материал.

3. Сделать вывод о написании не с причастиями.

Примечание. В случае затруднения можно обратиться к подсказкам.

Ученики анализируют словосочетания и предложения:

1 группа

Трава не скошена. Цветы не политы. Миссия не выполнима.

Подсказка: сравните

Нескошенная трава. Неполитые цветы. Невыполнимая миссия.

Не скошенная крестьянами трава пожухла. Ученик, не подготовивший урок, чувствовал себя плохо.

Из-за не окончившегося вовремя собрания мы опоздали на автобус.

Подсказка: сравните

Нескошенная трава пожухла. Неподготовившийся ученик чувствовал себя плохо. Неокончившееся собрание плавно перешло в митинг.

2 группа

В палатке лежали не разбросанные, а аккуратно сложенные рюкзаки. Не решенное, а списанное домашнее задание приводит часто к двойке.

Подсказка: сравните

В палатке лежали неразбросанные рюкзаки. Нерешенное домашнее задание приводит часто к двойке.

3 группа

Негодующий на слабые знания учитель был хмур. Петя смотрел на всех недоумевающим взглядом.

Шел по невымощенной улице отряд ребят. Неприглашенная фея обиделась на короля. В Стране невыученных уроков никто не хочет оказаться.

Подсказка: сравните

Отряд ребят шел по не вымощенной, а заасфальтированной улице. Не приглашенная на бал фея обиделась на короля. Не выученный хорошо урок приведет к неуспеваемости.

Обсуждение итогов исследовательской работы

- Назовите цель вашего исследования. (Определение условий слитного и раздельного написания не с причастиями).

- К каким же выводам вы пришли? Слушаем ответы групп.

- Сравните свои выводы с правилом учебника (стр.77)

Выводы: результаты исследования соответствуют правилу учебника

Составление схемы:

Не с причастиями

слитно раздельно





  1. Проверка первичного усвоения

Объяснительный диктант



Не раскатывающийся, а глухо рокочущий гром, невспаханное поле, не приученный к порядку ребенок, недомогающий ученик, несделанная работа, окно не закрыто.

Самостоятельная работа. Работа с учебником.

Упражнение 189 (стр.77)

Работа с тектом

- Послушайте текст и ответьте на вопрос: «Каким нужно быть человеком, чтобы прикоснуться к чудодейственному цветку хризантеме?»

Легенда о хризантеме

Мало кого уже удивляющее слово«хризантема» в переводе с древнегреческого звучит как «золотой цветок». В странах Востока с этим растением связывают (не)знающую пределов радость, и (не)выразимую печаль, и (не)проходящую со временем скорбь.

Одна из легенд рассказывает, что в ΙΙΙ веке до н. э. (не)имеющий жалости император узнал о существовании (не)описуемой красоты цветка, который рос на одном из неведомых островов. Мудрецы говорили, что из этого растения можно было приготовить необыкновенный эликсир, помогающий избавиться от (не)изличимых болезней и уйти от неминуемой смерти. Но только искренний, (не)желающий зла окружающим человек мог прикоснуться к чудодейственному цветку. Триста девушек и юношей отправились за (не)распутившимся сокровищем. Но (не)навидящему людей императору так и не удалось дождаться возвращения оказавшихся в райском уголке смельчаков.

На островах возникло новое государство - Япония. На гербе этой страны и сегодня шестнадцатицветковая золотая хризантема.

- Так каким нужно быть человеком, чтобы прикоснуться к чудодейственному цветку хризантеме? (Нужно быть искренним, не желающим зла людям).

- Об этом чудодейственном цветке есть еще одна легенда, с которой вы познакомитесь самостоятельно и выполните предложенное задание.

По другой легенде, родиной этого______ очарования растения является Китай. Китайцы, _______ в своей правоте, назвали в честь хризантемы девятый месяц года. По ________ силы преданию, смельчак, _________ сорвать в девятый день девятого месяца цветок хризантемы, обретает бессмертие.

Для справок: (не) побоявшийся, (не) потерявшего, (не) утратившему, (не) сомневающиеся.

Выполняют задание, проверяют в парах.

  1. Подведение итогов

  2. Домашнее задание: выучить правило (с.77), упражнение 190, 191.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!