Русский язык 7 класс
Тема «Правописание не с причастиями»
Цель: познакомить учащихся с правильным написанием НЕ с причастиями.
Задачи: 1) закрепить умение написания НЕ с причастиями; 2) расширить словарный запас учащихся, их кругозор; 3) воспитывать умение самостоятельно работать, обобщать и делать выводы, понимать и видеть прекрасное.
Тип урока: изучения нового материала
Организационный момент
Актуализация знаний учащихся
- Проведём орфографическую разминку: устно объясните условия выбора слитного и раздельного написания НЕ с разными частями речи в данных словосочетаниях:
невысокое дерево; не выполнил работу; не глубокая, а мелкая река; не у кого спросить; неистовая буря.
- Значение какого слова вызывает у вас затруднение? (неистовая)
- Как вы понимаете значение слова неистовый? (Находящийся в состоянии исступления; крайне несдержанный в проявлении своих чувств).
- Назовите правило написания Не с какими частями речи вы знаете?
Определение темы и целей урока
- Какой частью речи является слово неистовствующий? (причастие)
- Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?
- При изучении данной темы какие задачи нужно решить? (1. Познакомиться с условием выбора слитного и раздельного написания не с причастиями. 2. Научиться применять правило на практике).
Изучение нового материала
- Проведём исследование с целью выявления условий, при которых не с причастиями пишется слитно и раздельно.
1. Для выяснения причин слитного и раздельного написания не с причастиями разделимся на 3 группы.
2. Каждой группе предлагается проанализировать языковой материал.
3. Сделать вывод о написании не с причастиями.
Примечание. В случае затруднения можно обратиться к подсказкам.
Ученики анализируют словосочетания и предложения:
1 группа
Трава не скошена. Цветы не политы. Миссия не выполнима.
Подсказка: сравните
Нескошенная трава. Неполитые цветы. Невыполнимая миссия.
Не скошенная крестьянами трава пожухла. Ученик, не подготовивший урок, чувствовал себя плохо.
Из-за не окончившегося вовремя собрания мы опоздали на автобус.
Подсказка: сравните
Нескошенная трава пожухла. Неподготовившийся ученик чувствовал себя плохо. Неокончившееся собрание плавно перешло в митинг.
2 группа
В палатке лежали не разбросанные, а аккуратно сложенные рюкзаки. Не решенное, а списанное домашнее задание приводит часто к двойке.
Подсказка: сравните
В палатке лежали неразбросанные рюкзаки. Нерешенное домашнее задание приводит часто к двойке.
3 группа
Негодующий на слабые знания учитель был хмур. Петя смотрел на всех недоумевающим взглядом.
Шел по невымощенной улице отряд ребят. Неприглашенная фея обиделась на короля. В Стране невыученных уроков никто не хочет оказаться.
Подсказка: сравните
Отряд ребят шел по не вымощенной, а заасфальтированной улице. Не приглашенная на бал фея обиделась на короля. Не выученный хорошо урок приведет к неуспеваемости.
Обсуждение итогов исследовательской работы
- Назовите цель вашего исследования. (Определение условий слитного и раздельного написания не с причастиями).
- К каким же выводам вы пришли? Слушаем ответы групп.
- Сравните свои выводы с правилом учебника (стр.77)
Выводы: результаты исследования соответствуют правилу учебника
Составление схемы:
Не с причастиями
слитно раздельно
Проверка первичного усвоения
Объяснительный диктант
Не раскатывающийся, а глухо рокочущий гром, невспаханное поле, не приученный к порядку ребенок, недомогающий ученик, несделанная работа, окно не закрыто.
Самостоятельная работа. Работа с учебником.
Упражнение 189 (стр.77)
Работа с тектом
- Послушайте текст и ответьте на вопрос: «Каким нужно быть человеком, чтобы прикоснуться к чудодейственному цветку хризантеме?»
Легенда о хризантеме
Мало кого уже удивляющее слово«хризантема» в переводе с древнегреческого звучит как «золотой цветок». В странах Востока с этим растением связывают (не)знающую пределов радость, и (не)выразимую печаль, и (не)проходящую со временем скорбь.
Одна из легенд рассказывает, что в ΙΙΙ веке до н. э. (не)имеющий жалости император узнал о существовании (не)описуемой красоты цветка, который рос на одном из неведомых островов. Мудрецы говорили, что из этого растения можно было приготовить необыкновенный эликсир, помогающий избавиться от (не)изличимых болезней и уйти от неминуемой смерти. Но только искренний, (не)желающий зла окружающим человек мог прикоснуться к чудодейственному цветку. Триста девушек и юношей отправились за (не)распутившимся сокровищем. Но (не)навидящему людей императору так и не удалось дождаться возвращения оказавшихся в райском уголке смельчаков.
На островах возникло новое государство - Япония. На гербе этой страны и сегодня шестнадцатицветковая золотая хризантема.
- Так каким нужно быть человеком, чтобы прикоснуться к чудодейственному цветку хризантеме? (Нужно быть искренним, не желающим зла людям).
- Об этом чудодейственном цветке есть еще одна легенда, с которой вы познакомитесь самостоятельно и выполните предложенное задание.
По другой легенде, родиной этого______ очарования растения является Китай. Китайцы, _______ в своей правоте, назвали в честь хризантемы девятый месяц года. По ________ силы преданию, смельчак, _________ сорвать в девятый день девятого месяца цветок хризантемы, обретает бессмертие.
Для справок: (не) побоявшийся, (не) потерявшего, (не) утратившему, (не) сомневающиеся.
Выполняют задание, проверяют в парах.
Подведение итогов
Домашнее задание: выучить правило (с.77), упражнение 190, 191.