Тема: «Правописание падежных окончаний имен существительных в творительном падеже» ( 4 класс)
Цель урока:
Познакомить с особенностями творительного падежа, его значением, предлогами.
Предметные результаты:
1. Познакомить с падежными окончаниями имён существительных в творительном падеже, формировать навык правописания окончаний имён существительных в творительном падеже, совершенствовать умение обосновывать написание падежных окончаний имён существительных.
2. Определять имена существительные в творительном падеже.
Метапредметные результаты:
Личностные результаты:
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
Регулятивные результаты:
- самостоятельно определять учебную задачу
- планировать свою деятельность по решению учебной задачи
- адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце действия.
Познавательные результаты:
- ученики понимают, что такое творительный падеж имен существительных, его вопросы, предлоги, окончания;
- осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме
- осознают ценности своего языка.
ХОД УРОКА
Орг. момент.
Мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность
– Прочитайте эпиграф к уроку. Как понимаете его смысл?
– В конце урока мы вернёмся к нему и ответим на вопрос: Почему я решила применить его к нашему уроку?
«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли». Л.Н.Толстой
( Пропустил через себя, свои мысли, обдумал и понял. Если ты справляешься с трудной задачей, тогда чувствуешь себя победителем)
- Сегодня на уроке мы будем добывать знания, исследовать объекты русского языка.
2. Минутка чистописания.
- А начнём урок с минуты красивого письма.
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом –
Все покрылось серебром.
– О чем говорится в загадке?
( Зима. Удивительно красивое время года)
З з
Охарактеризуйте звуки.
Зима, зимушка, зимовье, мороз.
– Какое слово можно назвать «лишним»?
– Почему?
-Спишите слова с этой буквой, расставьте ударение, подчеркните проверочное слово.
- Сегодня на уроке я приглашаю Вас, ребята, отправится в путешествие по морю. Подумайте, как оно называется?
- Прочитайте слова, записанные на доске. Кто из Вас догадался, по какому морю мы отправимся в путешествие?
- Что Вы знаете об Имени Существительном?
3. Словарная работа. .- Наш корабль подходит к о. Склонения.
- записать слова и определить склонение (на компьютере)
Библиотека, вагон, декабрь, квартира, молоко, хозяйство, посуда.
- Ребята, для чего нам необходимо правильно определять склонение имен существительных?
( чтобы правильно написать безударное падежное окончание имен существительных – это орфограмма)
– Можно отправляться дальше. Следующая остановка остров падежей.
4.Постановка цели и задач урока.
_Давайте вспомним, сколько падежей в русском языке?
- Назовите их по порядку.
Игра «Узнай падеж»
– Я называю вопросы, или вспомогательное слово, или предлоги, а вы должны определить падеж.
1) кому? (Д. п.)
2) на, за, под, через, про, в. (В. п.)
3) нет. (Р. п.)
4) «щедрый» падеж. (Д. п.)
5) без предлога не употребляется. (П. п.)
6) подлежащее. (И. п.)
7) кого? (В. п., Р. п.)
8) два предлога. (Д. п.)
9) что? (И. п., В. п.)
– С правописанием окончаний существительных в каких падежах мы уже познакомились?
- Вспомните алгоритм написания безударных окончаний существительных.
– Попробуем записать эти слова в три столбика по падежам, вставив пропущенные окончания. ( Р.п.; Д.п; В.п.)
- Игра « Заселяем домики»
К реке, от деревни, для сестры, из нефти, по площади, к подруге, в ручей, за ногу, про лисицу, над городом, по улице, без медали, от сирени, к озеру, за дорогу, через реку, по яблоне, у дома.
– А какое слово мы не смогли записать в столбики?
– Почему?
У каждого падежа свой порт. Как вы думаете, в каком порту нам следует остановиться, чтобы найти ответ на интересующий нас вопрос?
– Итак, кто назовёт тему нашего урока?
– Сегодня на уроке мы продолжим углублять знания о падежах имени существительного. Что мы сегодня узнаем о Т.п. (Вопросы, предлоги, окончания.)
5. Работа над новым материалом.
– Ребята, мы с вами проведем самостоятельно исследование существительных в Т.п.
- Записать слова, поставить его в Т.п, выделить окончание, определить склонение.
Береза, вишня, ученик, сердце, смелость
Вывод: Какие окончания имеют существительные в Т.п.? ( карточка)
Дети с улыбкой наблюдали за обезьянкой.
- Разберите предложение по членам и скажите, каким членом предложения являются существительные в Т.п.:
6.Физминутка.
- Я буду называть падеж и падежные вопросы. Если падеж и вопросы совпадают--хлопайте, если нет- топайте.
И.п. Кого? Что? И. п. Кто? Что?
Д. п. Кому? Чему? В. п. Кого? Чего?
В. п. Кого? Что? Т. п. Кем? Чем?
Р. п. Кем Чем? В. п. В ком? В чём?
П. п. О ком? О чём? Р. п. Кого? Чего?
Т. п. Кого? Чего? Д. п. Кому? Чему?
6. Первичное закрепление. ( 1 у доски)
Выпишите существительные в Т.п., выделите окончания, подчеркните предлоги Т.п.
Мороз покрыл землю пушистым (…?) одеял…м, реки сковал прозрачным скользким (…?) льд…м. Зима раскрасила крыши домов белой (…?) краск…й, окна – серебристым (…?) ине…м. Детвора собралась под (…?) ель…
7.Работа по учебнику. ( с.109)
Упр.209. с.109
8. Определите падеж существительных и запишите только буквы падежей.
Растет под березой, убежал от лисы, прочитал про слона, сидели у реки, шли по городу, шагать с песней, смотрел на крокодила , жить без друга, сидит с газетой, лететь над деревней, приехал к сестре , стать писателем.
Взаимопроверка по таблице.
8. Итог урока.
Пора подвести итоги нашей работы.
– Что вы нового и интересного узнали на уроке?
9.Рефлексия.
«!» – молодец, все делаю правильно;
«+» – хорошо, допускаю незначительные ошибки;
«?» – нужна помощь учителя
- выставление оценок
10. Д/з. Упр.213, правило с.108