Скорнякова Екатерина Геннадьевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 30 Каменск-Уральский
ПРАВОВАЯ СРЕДА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА
Современная школа ставит перед собой задачи о развитии правовой личности, которая смогла бы не только знать свои права, но и защищать их, а также соблюдать свои обязанности. Ученики школы должны выпускаться с таким багажом знаний, который им пригодятся для поступления в высшие или средне-специальные образовательные учреждения. Поэтому в школе необходимо развивать правовую среду.
Прежде чем говорить о роли правовой среды в формировании правовой культуры учащегося необходимо рассмотреть такие понятия как «право», «среда» и «правовая среда».
Право – совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе [2].
Под правом понимается нормативная основа определения общественного порядка, организованного органами государственной власти. Право регулирует наиболее важные общественные отношения, в том числе и сферу образования, а это, как известно, важнейшее звено социализации личности. Воздействие права на общественные отношения обеспечивает их упорядоченность и стабильность, создавая тем самым условия для развития всего общества в целом.
А.А.Кваша определяет правовое воспитание через его составные элементы: «правовое воспитание состоит в передаче, накоплении и усвоении знаний принципов и норм права, а также в формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умении использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности. Отсюда необходимость в осознанном усвоении основных, нужных положений законодательства, выработке чувства глубокого уважения к праву. Полученные знания должны превратиться в личное убеждение, в прочную установку строго следовать правовым предписаниям, а затем - во внутреннюю потребность соблюдать закон» [3].
По-моему мнению, право – это система законов, регулируемых государством и обществом, которые в свою очередь, должны соблюдать каждый гражданин РФ. Поэтому в каждой школе нужно развивать правовую среду.
В современном словаре по педагогике Рапацевич Е.С. определил понятие «среда» как совокупность условий, окружающих человека и взаимодействующих с ним как с организмом и личностью. Различают среду внутреннюю и внешнюю. Во взаимодействии среды и личности изменения личности могут отставать от изменений среды, что создает противоречия, учет которых существен для воспитания и перевоспитания личности [5].
Г.М. Андреева,так же как и Рапацевич Е. С. определяет два вида сред:
1. Внешняя среда – совокупность природных и социальных условий окружающей среды, что способствует интеграции индивида в социуме, развитию его как личности.
2. Внутренняя среда – обеспечивает оптимальную траекторию развития индивидуальности, специфических врожденных характеристик человека [1].
Таким образом, изучив понятие, среда мы сделали следующий вывод, что под средой понимается совокупность каких-либо условий окружающих человека, которые существенно влияют на его воспитание либо перевоспитание.
Рассмотрим понятие «правовая среда». В статье «Сущность и содержание категории «Правовая среда» в современной теории права» О.И. Черданов и О.В. Евдокимов определили понятие «правовая среда» как совокупность правовых институтов, отношений, юридических связей, правовых доктрин и идей, правоприменительной практики, создающих предпосылки для правового поведения субъектов в соответствующей социальной системе. Функционирующей в пределах государственной территории в конкретный исторический период ее развития. Она объединяет процессы и явления функционирующей правовой системы, правовой жизни общества, правовые идеи, идеалы, духовные и нравственные принципы в области права, отражает уровень правовой идеологии, правовой культуры, правопонимания и поведение личности или общности людей. Правовая среда стимулирует выбор участниками регулируемых отношений правомерных способов деятельности.
Правовое среда в школе должна основываться на следующих принципах обучения и воспитания.
1.Принцип личностного подхода.
2. Принцип реальности предполагает тесную координацию целей и направлений воспитания и обучения с объективными тенденциями развития жизни общества, развития у учащихся качеств, которые позволяют ей успешно адаптироваться к трудностям и противоречиям современной жизни.
3. Принцип гуманности.
4. Принцип демократичности, предполагающий организацию свей школьной деятельности на основе подходов, противоположных авторитарности, бюрократии, с одной стороны, и анархической вседозволенности – с другой, реализуется в правовом воспитании.
Целью правового обучения является формирование теоретической основы правового сознания, обеспечения необходимого уровня систематизации знаний о праве, развитии правовых интересов, чувств, правового мышления, формирование научного правового мировоззрения [4].
На основании проанализированного, можно определить правовую среду школы как систему сообразно со специальными педагогическими целями создаваемых условий, в которых осуществляется становление правосознания личности, ее правовой культуры.
Детализируя данное определение можно говорить о правовой среде школы как о совокупности объективных внешних условий, факторов, социальных объектов, имеющих правовую направленность и содержание, которые проявляются в технологиях образовательной деятельности, оформлении пространственно-предметной сферы и характеристиках отношения к социальному компоненту.
В графическом виде правовая среда школы видится нам следующим образом.
П

РАВОВАЯ СРЕДА ШКОЛЫ
Технологический
компонент
(программа обучения)
Пространственно-предметный компонент (физическое окружение)
Социальный компонент (человеческий фактор)


Таким образом, правовая среда общеобразовательной школы – это овладение основами юридических знаний, уважении к закону, праву, сознательном соблюдении норм права, понимании социальной юридической ответственности, нетерпимости правонарушений, борьбе с ними.
Список использованной литературы
Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] : учеб.для студентов вузов / Г. М. Андреева. – М. : Аспект-Пресс, 1994. – 324 с.
Ефремова, Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка / Т.Ф. Ефремова. – М.: Русское слово, 2000. – 967 с.
Кваша, А.А. Правовые установки граждан: Диссертация / Кваша А.А. – Волгоград.- 2002. – 160 с.
Певцов Е.А. Современные дифинитивные подходы к правовой культуре и правовому сознанию // Журнал российского права 2004 № 3.
Рапацевич, Е.С. Современный словарь по педагогике / М.: Современное слово, 2001. – 926 с.
3