Прокаева С.С.
(с. Красная Звезда Шадринский район)
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА.
THE LEGAL BASIS OF DISTANCE LEARNING IN THE SCHOOL. PROFESSIONAL STANDARD OF A TEACHER
Аннотация. В данной статье рассматриваются правовые основы дистанционного обучения в школе. Рассмотрены ключевые понятия дистанционного обучения. Проанализирован профессиональный стандарт педагога. Материалы статьи могут быть использованы при организации дистанционного обучения в школе.
Annotation. This article discusses the legal basis of distance learning at school. The key concepts of distance learning are considered. The professional standard of the teacher is analyzed. The materials of the article can be used in the organization of distance learning at school.
Ключевые слова: дистанционное обучение, профессиональный стандарт, правовые основы.
Keywords: distance learning, professional standard, legal framework.
В связи с введением режима повышенной опасности из-за распространения короновирусной инфекции в 2020 году учебный год был завершен по всей стране дистанционным способом. Каждый педагог столкнулся с тем, чтобы кардинально изменить свой образ жизни и перестроиться на дистанционную форму работы.
Дистанционное обучение характеризуется как совокупность технологий, обеспечивающих учащимся доставку основного объема изучаемого материала, интерактивного взаимодействия ученика и педагога в образовательном процессе, предоставление учащимся возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения.
Учебный процесс в дистанционной форме является более трудоемким и многоаспектным по сравнению с очной формой. Здесь имеются свои особенности преподавания, выстраиваемые с учетом правовых основ.
Правовые основы дистанционного обучения представлены в действующем Законе РФ «Об образовании в РФ». Порядок внедрения дистанционных образовательных технологий утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
Согласно статьи 32 Закона «Об образовании в РФ» образовательное учреждение самостоятельно в использовании и совершенствовании методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий. Однако каждое образовательное учреждение, осуществляющее обучение в дистанционной форме должно опираться на пакет документов, регламентирующих данную деятельность, к которым необходимо отнести:
1) документы федерального, муниципального уровня по организации дистанционного образования;
2) приказ ОУ о назначении преподавателей (педагогов-предметников), осуществляющих образовательный процесс в дистанционной форме;
3) приказ на перевод детей с очной формы обучения на дистанционную;
4) программно-методическое обеспечение образовательного процесса в дистанционной форме;
5) календарно-тематическое планирование педагогов, осуществляющих образовательную деятельность в дистанционной форме;
6) Профессиональный стандарт «Педагог», утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013г № 544н;
7) локальный акт образовательного учреждения по организации и реализации дистанционного обучения;
8) функциональные обязанности и должностная инструкция педагогов;
9) договор на организацию обучения посредством дистанционных технологий с применением средств компьютерной техники и связи;
10) заявление родителей на согласие о переходе на дистанционную форму обучения [2, 18].
В Законе «Об образовании в РФ» отмечается, что Организация вправе осуществлять реализацию образовательных программ или их частей с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, организуя учебные занятия в форме онлайн-уроков, способствующих освоению образовательной программы, достижению и оценке результатов обучения посредством организации образовательной деятельности в электронной информационно-образовательной среде, к которой предоставляется открытый доступ через сеть «Интернет».
Организация дистанционного обучения выстраивалась также с учетом Письма Минпросвещения России от 19.03.2020 № ГД30/04с, в котором представлены Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Каждая образовательная организация должна разработать и утвердить локальный акт об организации дистанционного обучения, в котором установлен порядок: оказания учебно-методической помощи учащимся и проведения текущего и итогового контроля по учебным дисциплинам.
Также образовательной организации необходимо составить расписание занятий на каждый день согласно учебному плану по каждой дисциплине, предусматривая при этом дифференциацию по классам и сокращение времени проведения урока до 30 минут. Реализация дистанционного обучения предполагает систематическое информирование обучающихся и их родителей о реализации образовательных программ или их частей посредством электронного обучения и дистанционных технологий [3, c. 191].
В ходе дистанционного обучения ключевой фигурой образовательного процесса по-прежнему продолжает оставаться педагог, который должен быть готов к любым переменам, происходящим в образовательном процессе, мобильным, способным к нестандартным трудовым действиям, ответственным и самостоятельным в принятии решений. Именно поэтому важным документом каждого педагога является профессиональный стандарт, который представляет собой перечень всех необходимых профессиональных качеств и профессиональной компетентности педагога.
В процессе дистанционного обучения профессиональный стандарт педагога включает в себя следующие требования:
1) способность к быстрому овладению и работе с сетевыми образовательными и коммуникативными технологиями ,средствами разработки сетевых курсов;
2) психологическая устойчивость и навык работы с виртуальными учащимися;
3) готовность к активному обмену информацией с учащимися;
4) способность стимулировать и поощрять деятельность каждого ученика с помощью сетевых технологий;
5) оказание учащимся помощи в том, чтобы найти нужный источник информации и изучить ее;
6) точный выбор способа организации коммуникации посредством доступных средств коммуникации, во время которой комментариями и указаниями педагог фактически управляет ходом образовательного процесса;
7) если прежде преподаватель отвечал за точный подбор содержания и лишь потом за способ его передачи, то в процессе дистанционного обучения для него основной задачей становится выбор методов, с помощью которых ученики будут осваивать содержание;
8) мотивация к совершенствованию методов дистанционного обучения;
9) умение выбрать ту площадку для своего класса для всех уроков не зависимо от того, какой предмет и кто ведет урок: учитель начальных классов или учитель иностранного языка. Площадка должна быть ориентирована на ребенка, а не на взрослого;
10) не использовать несколько однотипных ресурсов для одного класса (Яндекс.Учебник, ЯКласс, Учи.Ру), особенно для учеников 1-2 классов;
11) умение давать инструкции к заданиям, которые должны быть в формате учебных заданий используемого учебника, памятки, содержащие алгоритмы выполнения заданий [1, c. 441].
Таким образом, организация дистанционного обучения в начальной школе – это временная мера, которая построена с учетом правовых основ. Для того, чтобы мотивировать ученика к дистанционному обучению, необходимо разрабатывать интересные онлайн-уроки, видеоуроки, предлагать обучающие и развивающие задания на интерактивных платформах. Важно помнить о том, что родители учащихся являются главными союзниками в этом процессе. Необходимо выработать и поддерживать свои требования к дистанционному обучению и донести их до каждой семьи, опираясь на правовые основы, регламентирующие данный процесс.
Библиографический список
Гаврик, Н. А. Дистанционное обучение в начальной школе – будущее или уже настоящее? [Текст] / Н. А. Гаврик // Молодой ученый. – 2020. – № 19. – С. 441-443.
Зенкина, С.В. Формы, средства и технологии интерактивного учебного взаимодействия в условиях дистанционного обучения [Текст] / С.В. Зенкина, О.В. Шаронова // Информатика и образование. – 2016. – № 4. – С. 17-19.
Марцева, С.В. Дистанционное обучение в начальной школе: проблемы, особенности и перспективы [Текст] / С.В. Марцева // Известия института педагогики и психологии образования. – 2018. - № 1. С. 191-196.