Праздник "Масленица"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарная разработка мероприятия с воспитанниками ДОУ №4. Проведение предусматривает участие всех возрастных категорий воспианников ДОУ.

Просмотр содержимого документа
«Праздник "Масленица"»






Сценарий праздника на улице для всех возрастных групп

«Широкая Масленица!»

Цель: Создать детям радостное, праздничное настроение.

Программные задачи: Способствовать возрождению обычаев и обрядов, связанных с народным  праздником Масленицы. Расширять знания и представления детей о народных традициях. Развивать двигательную активность детей, воспитывать любовь к родному краю, доброжелательные отношения к сверстникам и взрослым.

Ход:

Звучит рус. Нар. музыка..В зале детей встречают 2 скомороха – Яшка и Аркашка.

Яшка:        Эй, ребятишки, сюда, шалунишки!

Аркашка: Собирайтесь все сюда, проходите, детвора!

Вместе:      Самый добрый в мире праздник начинать уже пора!!! Здравствуйте!

(дети проходят под муз. в зал здороваются все вместе)

Яшка:        Меня зовут Яшка!

Аркашка: А меня зовут Аркашка!

Вместе:     Спросим мы сейчас у вас, отвечайте хором в раз, как зовут всех вас???

(дети отвечают все вместе)

Вместе:     Мы – скоморохи! Любим мы шутить, играть, да людей потешать!

Яшка:       Кому сейчас холодно – станет жарко!

Аркашка: Кому скучно – станет весело!

Вместе:      Собирайся, народ, неделя «сырная» идет!
                    Будем вместе мы играть – Масленицу встречать!



Звучит народная песня о Масленице, дети садятся на стулья.



Яшка:        А знаете ли вы, что Масленицу на Руси праздновали, целую неделю и каждый   день Масленицы имеет своё название?

Аркашка: Итак, первый день! Какой? Понедельник, как он назывался?     (ответы детей)  «Встреча»! В этот день Масленицу встречали, прославляли, величали!

Яшка:        Давайте и мы будем  Масленицу в гости звать!

Аркашка:  Масленица годовая, наша гостья дорогая!

                    Приезжай на конях вороных, на саночках расписных!

Яшка:        Душа ты наша, Масленица годовая, наша гостья дорогая!

                    Приезжай к нам в гости на широкий двор,

                    На горах покататься, в блинах поваляться!

Вместе:      Расступись, честной народ – Масленица к нам идёт!!!

Под музыку, на санках, вывозят чучело Масленицы.

Аркашка: Здравствуй, гостья наша Масленица!

                    Авдотья Ивановна, Дуня белая, Дуня румяная, гостья важная, долгожданная!

Яшка:        Давайте, детушки, пославим её, повеличаем.

Аркашка: Масленица, Масленица – душа красная девица!

Яшка:        Коса длинная, двуполтинная!

Аркашка: Сарафан расписной, да платок набивной.

Яшка:        Щёки яркие, да румяные.

Аркашка: Брови чёрные, наведённые.  

Вместе:      Здравствуй, Масленица годовая, наша гостья дорогая!

Аркашка: Масленицу широкую открываем, веселье начинаем!

                    Мы по кругу пойдём, дружно спляшем и споём!

Яшка:        Так что пой, гуляй, пляши семь денечков от души!
                   Первый день привечай – звонкой песней встречай.



Хоровод «Выпал беленький снежок» рус. нар. Мелодия



(под музыку дети идут в хороводе и поют песню, затем выполняют простейшие танцевальные движения: топают ногами, хлопают в ладоши, прихлопывают по плечикам, прыгают на двух ногах)

Яшка:        Повеселились, потешились, да позабавились!

                    Второй день —  какой? Вторник! Как он назывался? (ответы) .  «3аигрыш»! Дети с горочек катались, как могли, так развлекались. Давайте и мы с вами поиграем.

Игра-кричалка «У меня – у тебя»  
У меня – у тебя весёлые ладошки,              (хлопают в ладошки)

У меня -  у тебя весёлые ножки,                  (топают ногами)

У меня – у тебя очень длинный носик,      (дразнят друг друга)

У меня – у тебя коротенький хвостик,       (виляют «хвостиком»)

У меня – у тебя кругленькие глазки,          (показывают глаза)

У меня – у тебя пухленькие губки,             (вытягивают губы – целуются)

Полюбуйтесь все на нас,

Мы с тобою высший класс!!!                     (выставляют большие пальцы рук вперёд)

                                                                   

Аркашка: Зима длится долго-долго, а Масленица бежит быстро.

                    День третий приближается, как он называется? Среда (ответы детей)

                    А в масленичную неделю как его называли?  (ответы детей)           

                   «Лакомка».  А чем лакомятся на Масленицу?                              

                    Правильно, в этот день ходили, друг к другу в гости, угощались блинами!

                    А с чем блины-то ели?..   (ответы детей)           

Яшка:        Четвёртый день недели какой? Четверг!

                    День самый-самый масленый и как же его называли? (ответы детей) 

                    «Широкий четверг» -  «Разгул».                                                               

                    В этот день больше всех веселились, пели, плясали до вечера.

                    Разойдись, честной народ, не пыли, дорожка!

                    Мы сейчас плясать пойдём, ну и ты немножко.



Общая пляска «Барыня» ( садятся)



Аркашка: День пятый — наступает. А дети знают, как его называют? (ответы).Пятница! «Тещины вечерки». Зять тёщу на блины приглашал, да блинами угощал.

Яшка:  День шестой – кто скажет, какой?  Суббота!   (ответы детей)           

  Правильно, суббота! В этот день попить чайку охота.

                    Недаром он назывался «Золовкины посиделки».

                    В эти дни устраивались семейные чаепития.

Аркашка: Наступает день седьмой, ну, скажите нам, какой? Воскресенье!(ответы )

                   Самый весёлый и добрый день на масленичной неделе. Все от мало до велика

                   просят друг у друга прощения. Недаром его называли как?(ответы детей)

                   «Прощёное Воскресенье».

Яшка:       С вами мы поговорили, дни недели повторили.

Аркашка: А теперь все собирайтесь, на гулянье отправляйтесь!

              Ждут вас игры, да забавы, развлечения на славу! А кто вас там встретит… увидите!

 

(дети всех групп идут на участки, на которых их встречает Зима)









































































  1. Площадка для детей старших групп.

Дети выходят на площадку, там к ним приходит Зима.

Зима : Здравствуй, весь народ честной! День сегодня непростой.

Я пришла проститься с вами! Мой закончился черед, у порога весна ждет!

Аркашка :

Погоди, зима, прощаться и с детьми на год расстаться. Все хотят с тобой сплясать, песни спеть и поиграть.

Песня хоровод «Ах, Масленица»

Зима: Так негоже уходить! Что на память подарить? Аркашка: Прикажи нести блины, что румяны, масляны. Ты, видать, обряд забыла: на Руси законом было Щедро зиму провожать, всех блинами угощать. И аж целую неделю Масленицу-Просковею прославлять и величать.

Песня «Блиночки»

Зима: А давайте меняться… я вам блины с пылу с жару , а вы мне Масленицу…

Подходите, не стесняйтесь, да блинами угощайтесь! ( Аркашка отдает Зиме Масленицу, детям раздают горячие блины)

Арк: А теперь настал черед положить блины нам в рот! Ай да зимушка-зима! Зима славная была! Но пришла пора прощаться! Весну будем дожидаться!... Прощай, Зима.. Прощай Масленица! До следующего года..





















2.Площадка для детей младшей  группы

(Зима подходит на участок или в группу с Масленицей)

Зима: Подходи честной народ! Не пыли дорожка.

           К малышам пришла Зима поиграть немножко.

           Здравствуйте, детушки-малолетушки! (ответ детей)

         Я Зимушка- Зима… давно меня ждали– поджидали?,.

Ой-ой-ой, как много вас! Все румяные, да весёлые!

        Будем с вами мы играть, Масленицу провожать!

Восп: Все уже блины пекут… Масленицу лакомкой зовут.

А ты, Зимушка, нас угощать блинами будешь?..где блины вкусные да сладкие?

Зима: Пекутся ваши блинчики…, ребятушки! Пекутся! А пока давайте играть.

Испечём мы каравай, поскорее в круг вставай!

Хоровод « Каравай» рус. нар. мелодия

(дети идут в хороводе  поют песню ,в центре Зима с Масленицей и выполняют соответствующие движения по тексту, в конце игры Зима догоняет детей)

 Как на масляной неделе  испекли мы каравай.

 Вот такой ширины, вот такой ужины,

 Вот такой вышины,вот такой нижины.

 Каравай, каравай, кого хочешь, выбирай.

- Я люблю, конечно, всех, а блиночки больше всех!

Зима: Зиму очень я люблю, из снега колобка слеплю.

А я предлагаю с ним поиграть… колобок убегает, а лиса догоняет…

Игра «Догони колобка»

(дети стоят в кругу, передают быстро колобка  и лису друг другу, «колобок» - убегает, «лиса» - догоняет)

Зима: Поиграли мы на славу, ребятишкам на забаву.

Восп: Мы плясали, песни пели, а блинов ещё не ели…

                   Зимушка Зима! А блины-то готовы?

Зима: Готовы, готовы! Идите угощайтесь…( раздает блины)А мне пора в свое морозное царство уходить… и Масленицу уводить… прощайте , малыши, растите большими и здоровыми… до следующего года!








   



3. Площадка для детей средней группы,

(на участке или в группе дети встречают Зиму.)

Зима:   Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки! А меня-то вы узнали?(ответ)..Да, я Зимушка морозная. Снегом все заметаю ,снежным покрывалом укрываю…

Чтоб могли вы поплясать, да в игры разные сыграть!

Добрый день всем добрым людям, пусть весёлым праздник будет!

Здесь будут игры, веселье и смех, радости хватит сегодня на всех!

Предлагаю в круг всем встать и с Зимою поплясать.

Хоровод « Каравай» рус. нар. мелодия

в конце игры Зима догоняет детей

 Как на масляной неделе  испекли мы каравай.

 Вот такой ширины, вот такой ужины,

 Вот такой вышины,вот такой нижины.

 Каравай, каравай, кого хочешь, выбирай.

- Я люблю, конечно, всех, а блиночки больше всех!

Зима:    Поплясали вы на славу, Зиме на забаву.

         Отгадайте-ка, ребятки, мои зимние загадки:

  1.    Говорят, что он идёт, только где же ноги?

   Падал сутки напролёт, не видать дороги! Что это?             (снег)

  1.    Сам не бежит, и стоять не велит. Что это?                            (мороз)

  2.    Снег на полях, лёд на реках,

   Вьюга гуляет, когда это бывает?                                            (зимой)

 Зиму очень я люблю, из снега колобка слеплю.

А я предлагаю с ним поиграть… колобок убегает, а лиса догоняет…

У меня для вас, ребятки, есть ещё одна загадка:

  Из муки, сметаны он в жаркой печке был печён,

  На окошке полежал, да из дома убежал.

  Он румян и круглобок, кто же это? (Колобок)

А я предлагаю с ним поиграть… колобок убегает, а лиса догоняет…                                     

Игра «Догони колобка»

(дети передают колобка  и лису друг другу, «колобок» - убегает, «лиса» - догоняет)

Игра-забава «Перенеси снежок »

Зима:  Ох и холодно стоять, надо братцы поиграть!

Давай валенки возьмём, да играть с ними начнём?!.

Давай! С ними поиграем, кто дальше кинет мы узнаем?!.

Игры-забавы: «Кто дальше кинет валенок», или « Я иду, иду, иду…. ни кого не нахожу…»

Зима:    Славно мы повеселились, поиграли, подружились!

Мы играли, песни пели, а блинов ещё не ели?…( ответ)  И то, правда!

Налетай, народ честной!!! Блинчик с маслом… золотой!( раздают блины)

А мне пора в свое морозное царство уходить… и Масленицу уводить… прощайте , малыши, растите большими и здоровыми… до следующего года!


Приложение:

  1. Хоровод «Выпал беленький снежок» рус. нар. мелодия

(под музыку дети идут в хороводе и поют песню ,затем выполняют простейшие танцевальные движения: топают ногами, хлопают в ладоши, прихлопывают по плечикам, прыгают на двух ногах)

  1. Выпал беленький снежок,
    Соберемся все в кружок.
    Все потопаем,
    Все потопаем.

  2. Выпал беленький снежок,
    Соберемся все в кружок.
    Все похлопаем,
    Все похлопаем.

  3. Выпал беленький снежок,
    Соберемся все в кружок.
    Все погреемся,
    Все погреемся.

  4. Выпал беленький снежок,
    Соберемся все в кружок.
    Все попрыгаем,
    Все попрыгаем. 

  1. Игра-кричалка «У меня – у тебя»

У меня – у тебя весёлые ладошки,              (хлопают в ладошки)

У меня -  у тебя весёлые ножки,                  (топают ногами)

У меня – у тебя очень длинный носик,      (дразнят друг друга)

У меня – у тебя коротенький хвостик,       (виляют «хвостиком»)

У меня – у тебя кругленькие глазки,          (показывают глаза)

У меня – у тебя пухленькие губки,             (вытягивают губы – целуются)

Полюбуйтесь все на нас,

Мы с тобою высший класс!!!                     (выставляют большие пальцы рук вперёд)

  1. Хоровод «Каравай» 

(дети идут в хороводе  поют песню и выполняют соответствующие движения по тексту, в конце игры водящий догоняет детей)

                                       Как на масляной неделе

                                       Испекли мы каравай

         Вот такой ширины,

         Вот такой ужины,

         Вот такой вышины,

         Вот такой нижины.

         Каравай, каравай,

                                       Кого хочешь, выбирай.

                                      - Я люблю, конечно, всех,

                                       А блиночки больше всех!

  1. Игра «Репка - репонька»

(Ребёнок – «репка» сидит в центре круга, дети идут по кругу, поют песню, на окончание «репка» догоняет детей.)

Репка, репонька, сидит крепонько,

Не мала, не велика – до мышинного хвоста.

Раз-два-три – нас скорее догони!

             

  1. Русская народная игра «Летает – не летает»

(задача водящего запутать; дети должны внимательно следить за словами, и «летать» - махать руками только в том случае, если речь идёт о птицах)

Домовой:   Видел, что грачи летят, на всю Русь они кричат:

                    «Гу-гу-гу! Мы несём весну!»

Яшка: (поднимает руки вверх, показывая, как летят грачи)

Дети:          Летят! Летят! (тоже поднимают руки вверх)

Домовой:   Журавли летят, на всю Русь кричат:

              «У-гу, у-гу, не догнать нас не кому!»

Дети:          Летят! Летят! (опять поднимают руки вверх)

Домовой:   Пчёлы летят, на всю Русь – гудят:

                    «Жу-жу-жу-жу, медову несём росу!»

Дети:          Летят! Летят! (опять поднимают руки вверх)

Домовой:   Поросята летят, на всю Русь визжат:

              «Хрю-хрю-хрю, хрю, надоело нам в хлеву!»

Яшка: (поднимает руки вверх, показывая, как «летят» поросята, дети не должны поднимать руки вверх)

Домовой:   Синицы летят, на всю Русь кричат:

                     «Цу-цу-цу-цу, мы несём весну!»

Яшка: (поднимает руки вверх, показывая, как летят синицы)

Дети:          Летят! Летят! (тоже поднимают руки вверх)

Домовой:   Комары летят, на всю Русь пищат:

                    «Зы-зы-зы-зы, мы наточим носы!»

Яшка: (поднимает руки вверх, показывая, как летят комары)

Дети:          Летят! Летят! (тоже поднимают руки вверх)

Домовой:   Медведи летят, на всю Русь кричат:

                          «Ры-ры-ры-ры, вас не пустим в боры!»

Яшка: (поднимает руки вверх, показывая, как «летят» медведи, дети не должны поднимать руки вверх)

  1. Русская народная игра «Как у дяди Якова»

(Дети идут по кругу, поют песню, выполняют имитирующие движения по тексту. На последние слова: «Разом делаем вот так!», водящий показывает любую фигуру, дети повторяют. Игра продолжается несколько раз)

Как у дяди Якова было семеро детей,

Было семеро детей, было семь сыновей.

Вот с такими глазами,

Вот с такими ушами,

Вот с такой головой,

Вот с такой бородой.

Они не пили, не ели,

Друг на друга всё глядели.

Разом делали вот так!

  1. Русская народная песня «Блины»

  1. Мы давно блинов не ели, Мы блиночков захотели

Припев: Ой, блины, блины, блины, Вы блиночки мои!

  1. Моя старшая сестрица Печь блины-то мастерица.

  1. Напекла она поесть, Сотен пять наверно есть.

  1. На поднос блины кладёт И сама к столу несёт.

  1. Гости, будьте же здоровы, Вот блины мои готовы.:

  1. Мы давно блинов не ели, Мы блиночков захотели

  1. Русская народная игра  «Блины»

(Все участники стоят в кругу лицом к центру. Ведущий дает команду, участники её выполняют. Темп игры меняется: вначале он должен быть медленным, затем постепенно ускоряться)

Описание команд:

  1. «Блин комом» - все подбегают к центру круга

  2. «Блин блином» - все двигаются спиной  от центра круга

  3. «Блин с маслом» - все приседают

  4. «Блин с мясом» - все встают

  5. «Блин со сметаной» - кричат мальчики и мужчины

  6. «Блин со сгущенкой» - кричат девочки и женщины

Затем ведущий пытается запутать игроков, меняет команды, как ему захочется


     А теперь мои друзья загадки про сказки загадаю я.

  1.   Мышка дом себе нашла, мышка добрая была:

  В доме том, в конце концов, стало множество жильцов.

  Что это за сказка? («Теремок»)                                                                                 

Дед:            Правильно вы отгадали, а со мною не играли…

                    Вон сколько снега много кругом…  Я для вас снежки слепил…

                    Будем мы сейчас играть – вашу ловкость проверять…

Игра-забава «Метание снежков»

Баба:        Поиграли вы на славу, Ерофею на забаву.

         Вторую загадку загадаю я, слушайте меня, друзья.

  1.   Что за сказка? Кошка, внучка, мышь, ещё собачка Жучка,

  Деду с бабой помогали, корнеплоды убирали?                     («Репка»)

Дед:            (выносит маски Репки, и предлагает детям поиграть в игру)

                    Репка выросла на славу, всем ребятам на забаву.

                    Вокруг репки мы пойдём, репке песенку споём.

Игра «Репка-репонька»

(Ребёнок – «репка» сидит в центре круга, дети идут по кругу, поют песню, на окончание «репка» догоняет детей.)

Баба:        У меня для вас, ребятки, есть ещё одна загадка:

  1.   Из муки, сметаны он в жаркой печке был печён,

  На окошке полежал, да из дома убежал.

  Он румян и круглобок, кто же это?                                         (колобок)

Дед:            Правильно, колобок! Будем с ним сейчас играть, колобка передавать.

                    А хитрющая лиса его будет догонять.

         

Игра «Догони колобка»

(дети стоят в кругу, передают быстро колобка  и лису друг другу, «колобок» - убегает, «лиса» - догоняет)

Дед:            Мы играли, песни пели, а блинов ещё не ели…

                    Бабка, блины-то готовы?

Бабка:        Готовы, дед, готовы! Пойдёмте угощаться…

Дети, Дед и Баба возвращаются на центральную площадку.






































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей