Тема: Праздник вежливых ребят (1-2 класс)
Цель: формирование представлений у младших школьников о существующих в жизни добре и зле и ответственности человека за содеянное;
обогащение знаний школьников о вежливых и добрых словах и их применении в жизненных ситуациях.
Задачи: обучение умению составлять небольшой рассказ; развитие умения анализировать собственные поступки и поступки других; воспитание стремления к совершению хороших поступков;
- развивать и корректировать произвольность, слуховое внимание, коммуникативные навыки, творческие способности;
- воспитывать вежливость, доброту, уважение друг другу и другим людям.
Оборудование: презентация песни «Если добрый ты…», выставка рисунков учащихся, 4 комплекта солнышек с лучами, Библия.
Ход мероприятия: Дети сидят полукругом в 2 ряда.
1. Вводная беседа.
Учитель: Сегодня у нас с вами необычное мероприятие. Я не называю его тему. Вы об этом догадаетесь сами, посмотрев и послушав то, что я вам покажу.(презентация песни «Если добрый ты…»)
- Обратили ли вы внимание, как называется эта песня?
- О чѐм поется в этой песне?
- Как вы думаете, о чѐм сегодня мы с вами поговорим?
Добрый день, а что это значит?
Значит день по-доброму начат,
значит день по-доброму прожит
и он умножит счастливые дни!
-Настал новый час, я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и нежны в обращении друг к другу. А самое главное, что мы все – здоровы. Я пригласила вас сегодня к себе в гости. А как вы, ребята, думаете, ЗАЧЕМ?
Учитель:
-Ребята, вы закончите школу, станете трудиться на заводах, фабриках, строить дома, водить машины, побеждать болезни. Вы будете капитанами, строителями, врачами. Но, прежде всего вы должны вырасти настоящими, хорошими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. А этому тоже надо учиться.
2. Стихи о вежливости
Ученик 1:
Друзья, вот вам на всякий случай
Стихи о школьнике одном.
Его зовут…, а впрочем,
Мы вам его не назовём.
Ученик 2:
«Спасибо», «здравствуйте», «простите» -
Произносить он не привык,
Простого слова «извините»
Не одолел его язык.
Ученик 3:
Ему бывает часто лень
Сказать при встрече: «Добрый день».
Казалось бы простое слово,
А он стесняется, молчит.
И в лучшем случае «здорово»
Он вместо «здравствуй» говорит.
Ученик 4:
А вместо слова «до свиданья»
Не говорит он ничего
Или заявит на прощанье:
«Ну, а пошёл, пока, всего…»
Ученик 5:
Не скажет он друзьям по школе:
Алёша, Петя, Ваня, Толя.
Своих друзей зовёт он только:
Алёшка, Петька, Ванька, Толька.
Ученик 6:
Ребята мы не можем тут
Сказать вам, как его зовут.
Мы честно вас предупреждаем,
Что имени его не знаем.
Ученик 7:
Но, может быть, он вам знаком
И вы встречались с ним где-либо.
Тогда скажите нам о нём,
А мы… Мы скажем вам спасибо.
Учитель:
Для того чтобы стать вежливыми, вы, ребята, должны как можно чаще пользоваться «волшебными» словами, от которых становится теплее, радостнее, светлее. В слове заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение. Но не только, ребята, слова должны быть у нас добрыми. Надо, чтобы и поступки ваши были разумными, честными, такими, чтобы никогда вам не приходилось за них краснеть, стыдиться. Надо стараться всегда и во всём быть полезными людям.
Ученик 8:
Наверное, вы согласитесь с героем стихотворения С. Погорельского «Попробуй волшебником стать», который говорит:
Понять и исполнить
Желанье другого –
Одно удовольствие,
Честное слово.
3. Обсуждение конкретных ситуаций.
Учитель:
А теперь, ребята, давайте решим все вместе такую задачу.
Ученик 9:
Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?» Обращаясь к прохожему, мальчик сделал три ошибки. Ответьте, какие ошибки он сделал?
Мальчик должен был не кричать, а спокойно спросить: «скажите, пожалуйста, который час?»
Не «часов», а «который час?»
После ответа взрослого надо сказать «спасибо!»
Ученик 10:
Ещё одна задача. Одна девочка жаловалась возмущённо маме: Во дворе мальчишка такой невежа – зовет меня Галька». «А ты как его зовёшь?» - спросила мама. «Я его вообще никак не зову, - ответила Галя, - я ему просто кричу: «Эй, ты!»
Скажите, права ли Галя?
Ученик 11:
По улице шли двое прохожих. Одному – 62 года, другому – 8 лет. У первого в руках было пять предметов: один портфель, три книжки, один большой свёрток. Одна из книг упала. «У вас упала книга!» - закричал мальчик, догоняя прохожего. «Разве?» - удивился тот. «Конечно, - объяснил мальчик,- у вас было три книги, один портфель и пакет – итого пять вещей, а теперь осталось четыре. «Я вижу, ты хорошо знаешь вычитание и сложение, - сказал прохожий, с трудом поднимая упавшую книгу, - однако есть правила, которых ты ещё не усвоил».
Какие это правила? Что должен был сделать мальчик?
Учитель:
Ребята, какие «волшебные» слова вы знаете?
Дети говорят «волшебные» слова.
Учитель:
Так вот, ребята, всё это «волшебные» слова. Почаще употребляйте их, а ещё почаще вспоминайте задорные строки нашего замечательного поэта С. Я. Маршака.
Ученик 12:
И ежели вы вежливы,
К тому, кто послабее.
Вы будете защитником,
Пред сильным не робея.
Ученик 13:
Внимательно прослушайте стихотворение А. Антонова «Вежлив Витя или нет»:
Малыша обидел Витя,
Но пред школою в строю
Витя просит:
«Извините. Я ошибку признаю».
Наутро пришёл учитель,
Положил на стол журнал.
Следом Витя:
«Извините, я немного опоздал».
Спор давно ведётся в классе:
Вежлив Витя или нет?
Разберитесь в споре нашем
И пришлите нам ответ.
Учитель:
Ну, а как вы считаете? Вежлив Витя или нет?
Учитель:
А теперь посмотрите сценку и скажите, кто из ребят поступил неправильно и почему?
Сценка «Ни за то, ни за это» В. Осеевой.
Автор:
Костя сделал скворечник и позвал Вову.
Костя:
Посмотри, какой птичий домик я сделал.
Вова:
Ой, какой! Совсем настоящий! С крылечком! Знаешь что, Костя, сделай и мне такой. А я тебе за это планер сделаю.
Костя:
Ладно. Только давай ни за то ни за это, а просто так: ты мне сделаешь планер, а я тебе скворечник.
Учитель:
Кто поступил неправильно?
Может, быть Костя не прав? Если товарищ что-то у тебя попросит, может быть, не следует ему отдавать «за так»?
Учитель:
Чему же вас научили сегодняшние герои? Что значит, быть вежливым?
4. Рассказы детей о самом добром или злом событии в их жизни
– Дома вы подготовили рассказы, раскрывая свои представления о добре и зле, на примере случаев из собственной жизни. - Расскажите их. (В ходе рассказа задавать учащимся вопросы о том, почему он считает этот случай из жизни хорошим или плохим, от кого зависит наличие в жизни добра или зла.)
5. Знакомство с рисунками детей. Рисунки рассматриваются поочерѐдно и выслушиваются комментарии учащихся. - Ребята, а каких рисунков и рассказов оказалось больше? - А какой предмет присутствовал почти на всех рисунках? (солнце) - А как вы думаете, почему?
6. Обсуждение притчы.
Учитель: Сейчас я вам расскажу притчу про двух волков. Старый индеец рассказал своему внуку: - Внутри каждого человека идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло - зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро - мир, любовь, надежду, любезность, истину, доброту, верность. Маленький индеец на несколько мгновений задумался, а потом спросил: - А какой волк в конце побеждает? Лицо старого индейца тронула едва заметная улыбка, и он ответил. - Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь. - Как вы поняли эту причту? - Как вы думаете, какой поступок легче совершить? - Почему? - Легко ли забыть обиду? Простить?
7. Изготовление солнышек.
- Наша жизнь превращается в борьбу над самим собой. - А то, какими вы станете, будет зависеть от вас. Добро делать трудно. В священном писании (показать Библию) бога называют солнцем правды. Как вы думаете, почему? Именно бог абсолютно добр, и там поясняется, что бог есть любовь. Мы с вами лучи божьего солнца. И сейчас мы поучимся с вами находить эти лучики в себе, зажигать их в себе. - Сейчас вы поделитесь на 4 группы и изготовите солнышки. Вам надо выбрать подходящие лучи со словами и прикрепить к солнышку. (На столах лежат лучи, на которых написаны слова добро, радость, мир, улыбка, дружба, ссора, тепло, грусть, обида.) - Выйдите к доске. Давайте сравним, какие лучи выбрала каждая группа.
8. Итог мероприятия.
Делать добро – совсем несложно. Ещё раз скажем, что творить добрые дела – невероятно просто, добро не измеряется деньгами, порой – не требует много времени и сил, главное – начать. Даже просто добрая улыбка незнакомому человеку – уже способна творить чудеса, в том числе и для самого человека, кто это Добро делает. Ведь это так просто – улыбнись прохожему, обнимите родителей или друга, подарите цветы, позвоните друзьям и скажите какие они замечательные, переведите через дорогу бабушку, смастерите и повесьте на улице кормушку для птиц, накормите бездомного котёнка или щенка. И этот список можно продолжать долго.
В конце нашего мероприятия я хочу вам подарить памятку со словами известного педагога Ш.А. Амонашвили и попрошу вас прочитать замечательные слова.
Дети читают по очереди:
Независимо от того, ждут от тебя добро или не ждут его – Твори добро.
Независимо от того, заметят твоё добро или не заметят его – Твори добро
Независимо от того, принимают твоё добро или отбрасывают его – Твори добро
Независимо от того, чем будут платить тебе за добро: добром или злом – Твори добро
Твори добро и ни у кого не спрашивай разрешения,
Ибо никто не властен над твоим Добром
В конце праздника дети поют песню «Вместе весело шагать».