СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Праздники народов России"

Категория: ОРК

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данный конспект урока занятия ОРКСЭ по теме "Праздники народов России", включены народные праздники хакасского народа. А  также знакомство с их обычаями и обрядами. 

Просмотр содержимого документа
«"Праздники народов России"»

Предмет ОРКСЭ III четверть

6 урок, тема урока «Праздники народов России»

Тип урока освоение нового материала

Планируемые результаты

Предметные

Закрепить знания учащихся о праздниках, знакомство с обычаями хакасского народа.

Метапредметные

П. Анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.

Р. Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Адекватное восприятие и понимание оценки учителя.

К. Умение формулировать собственное мнение и позицию. Умение в коммуникации строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что – нет.

Личностные

Осознание  причастности к успеху учебной деятельности

Методы: практические, проблемно-поисковые, методы самостоятельной работы, словесные, наглядные, репродуктивные, сравнение.

Формы работы: коллективная, индивидуальная самостоятельная.

Ход урока

Этапы урока

Ход урока

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

  1. Организационный этап


Какой праздник мы недавно отмечали? (8 марта). Как вы его провели? Какие обычаи проведения этого праздника у вас в семье соблюдаются?


Ответы детей с примерами семейных обычаев празднования 8 марта

П:

-строить речевое высказывание в устной форме;

К:

 - слушать и понимать других;

 -строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учащихся к учебной деятельности.

А какие вы знаете праздники нашей страны?

Хотели бы вы узнать больше информации о праздниках, которые празднуют разные народы, проживающие в России?


СЛ-1 Сформулируйте тему нашего урока. (Праздники народов России)


С какой целью мы будем изучать эту тему? (Вспомним, какие праздники бывают, какие являются главными в каждой религии).


Что бы вы хотели узнать о праздниках России? (Как празднуются праздники России, какие существуют традиции празднования)


Запишем в тетрадь число и тему нашего урока.

Ответы детей с классификацией праздников по группам






Формулируют тему урока



Определяют цель урока





Постановка задачи урока





Работа в тетрадях

Р:

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;


К:

 - слушать и понимать других;


 П:

-строить речевое высказывание в устной форме;


3. Актуализация знаний.


Какие ассоциации возникают при слове праздник?


Праздник - подберите прилагательные к каждой букве этого слова

Мы их подбирали не случайно. Все эти прилагательные подходят к смыслу слова «Праздник». Они более точно характеризуют это радостное событие.


СЛ-2 Прочитаем в словаре Ожегова, что такое праздник.

(Это нерабочий день, день радости, установленный в честь какого-либо события.)

Для чего же нужны праздники?


Чтобы больше узнать, для чего же нужны праздники, выполним самостоятельную работу. Необходимо прочитать предложения на карточке и отметить те, с которыми вы согласны. (приложение 1)


(Проверка работы)

Какое предложение осталось неотмеченным? Почему?


Ответы детей - Радость, угощение, подарки, веселье, отдых.


В тетрадях подбирают прилагательное к каждой букве слова, соотнося его по смыслу:

почётный, радостный, актуальный, задорный, добрый, необычный, интересный, коллективный.


Знакомство с понятием





Ответы детей


Самостоятельная работа в карточках






Ученики проговаривают то предложение, которое они оставили не отмеченным (Праздники никогда не поднимают настроение). Высказывают свою точку зрения.

Р:

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;







П: знакомство с понятием






П: строить речевое высказывание в устной форме





Р:

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

К:

 - строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Классификация праздников.

Какие праздники у вас самые любимые?

Я загадаю вам загадки о праздниках, отгадки записываем в столбик в тетрадь.


СЛ-3 Разделим все праздники на несколько групп.

Праздники, связанные с религией.

Как назовём праздники, которые отмечают в семье?

Общие для всей страны, отмечаемые всем государством?

Какие праздники остались без группы? Как можно назвать эти праздники?


Названия групп записываем в столбик.

А какие ещё могут быть праздники? (Профессиональные, корпоративные)

Ученики записывают в тетрадь названия праздников.





Ученики называют группы:

Религиозные

Семейные


Государственные



Школьные

К: 

-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;



П.

- анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Физминутка

Сейчас мы немного отдохнём. Все встаем, слушаем задание и выполняем:
- Те, у кого есть старший брат, хлопните в ладоши. 
- У кого есть сестра или сестренка, помашите над головой рукой. 
- Кто помогает дома близким, покачаем головой 
- У кого в семье живут домашние животные, поднимите руки вверх.

- Кто поздравляет своих близких с праздником положите руки на плечи.

- Кто встретил Новый год в кругу семьи, приподнимитесь на цыпочки и поднимите руки вверх.

- Кто любит получать подарки, садится. Спасибо.

Выполнение задания

К: 

-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;


4. Изучение нового материала

В России проживает более 180 национальностей, имеющих свои обычаи, культуру, и разные религии. Самые распространенные религии в нашей стране 3 –православие, ислам, буддизм. До объединения с Россией у хакасский народ поклонялся многим богам – было развито язычество. После вхождения в состав России хакасы были обращены в православие. Но до сих пор среди хакасов сильны древние национальные традиции, которые передаются из поколения в поколение. Перед вами неполный список календарный обрядовых праздников хакасов, ознакомьтесь с ним:

СЛ-4

  • ЧЫЛ ПАЗЫ праздник начала года (22 марта)

  • УРЕН ХУРТЫ праздник земледельцев (июнь)

  • ТУН-ПАЙРАМ праздник первого айрана (июнь)

  • УРТУН-ТОЙ  праздник урожая (22 сентября)

  • ХУРТУЯХ АЙ праздник почитания и благодарения стариков (октябрь)

  • АЙРАН СОЛЫНДЫЗЫ праздник последнего айрана (1 октября)

  • ДЕНЬ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ праздник поклонения предкам (3 июля)

Все праздники относятся к вероисповеданию хакасского народа, кроме одного. Назовите его? К какой группе праздников вы его отнесете?.

Про какой праздник вы уже слышали на нашем уроке?


Сегодня мы познакомимся с праздником, который будет отмечаться в Хакасии 22 марта, назовите его.





































Ответы учеников День республики Хакасия.


Государственный праздник


Урен хурты – праздник земледельцев.



Чыл пазы – встреча нового года


К: 

-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;















Р:

- понимать цель выполняемых действий;

-оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;












К:

 - строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Работа с раздаточным материалом.


СЛ-5 По ходу ознакомления с текстом - заполнение таблицы (приложение 2)


Ученикам раздается раздаточный материал с текстом.

Ученики по очереди читают текст вслух, по ходу чтения совместно заполняют таблицу.

П:

- извлекать информацию из текста и составлять ее в письменной форме;

- делать выводы на основе анализа объектов;

- осуществлять синтез, составлять целое из частей;

- устанавливать причинно-следственные связи.

К: 

-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

Р:

-в диалоге с учителем оценивать свою работу и работу других учащихся


5.Рефлексия (подведение итогов занятия)


Чем же был полезен материал данного урока?

Достигли ли мы целей, которые ставили в начале урока?

У вас на партах лежат листочки, отметьте в правой колонке свое отношение к уроку по вопросам. Подчеркните нужные слова.

Ребята,  я  желаю, чтобы в ваших душах сохранилась радость, светлое настроение и пусть везде вам сопутствует удача. Спасибо за урок.

Ответы учеников.


ПРИЛОЖЕНИЕ:

1. Карточка для самостоятельной работы

Праздники помогают нам вспомнить исторические события и лучше понять их.

Праздники никогда не поднимают настроение.

Праздники помогают узнать традиции своего народа.

Праздники учат уважать культуру других людей.

Праздники дают нам возможность испытать гордость за свою семью, свой город, свой народ, свою страну.

Праздники позволяют нам вспомнить о людях, которые сделали что-то очень важное для семьи, города, страны.

2. Таблица для составления по прочитанному тексту

Начало праздника

Угощение

Обычаи и ритуалы

Завершение праздника

Прилет первых птиц, кукование кукушки.

Сыр,

Сметана, печенье с чаем

Ритуал трех костров:

почитания огня,

очищения души,

почитания природы.

Ритуал почитания березы

Первый раскат грома




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!