Этапы урока | Ход урока | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организационный этап | Какой праздник мы недавно отмечали? (8 марта). Как вы его провели? Какие обычаи проведения этого праздника у вас в семье соблюдаются? | Ответы детей с примерами семейных обычаев празднования 8 марта | П: -строить речевое высказывание в устной форме; К: - слушать и понимать других; -строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учащихся к учебной деятельности. | А какие вы знаете праздники нашей страны? Хотели бы вы узнать больше информации о праздниках, которые празднуют разные народы, проживающие в России? СЛ-1 Сформулируйте тему нашего урока. (Праздники народов России) С какой целью мы будем изучать эту тему? (Вспомним, какие праздники бывают, какие являются главными в каждой религии). Что бы вы хотели узнать о праздниках России? (Как празднуются праздники России, какие существуют традиции празднования) Запишем в тетрадь число и тему нашего урока. | Ответы детей с классификацией праздников по группам Формулируют тему урока Определяют цель урока Постановка задачи урока Работа в тетрадях | Р: - оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; К: - слушать и понимать других; П: -строить речевое высказывание в устной форме; |
3. Актуализация знаний. | Какие ассоциации возникают при слове праздник? Праздник - подберите прилагательные к каждой букве этого слова Мы их подбирали не случайно. Все эти прилагательные подходят к смыслу слова «Праздник». Они более точно характеризуют это радостное событие. СЛ-2 Прочитаем в словаре Ожегова, что такое праздник. (Это нерабочий день, день радости, установленный в честь какого-либо события.) Для чего же нужны праздники? Чтобы больше узнать, для чего же нужны праздники, выполним самостоятельную работу. Необходимо прочитать предложения на карточке и отметить те, с которыми вы согласны. (приложение 1) (Проверка работы) Какое предложение осталось неотмеченным? Почему? | Ответы детей - Радость, угощение, подарки, веселье, отдых. В тетрадях подбирают прилагательное к каждой букве слова, соотнося его по смыслу: почётный, радостный, актуальный, задорный, добрый, необычный, интересный, коллективный. Знакомство с понятием Ответы детей Самостоятельная работа в карточках Ученики проговаривают то предложение, которое они оставили не отмеченным (Праздники никогда не поднимают настроение). Высказывают свою точку зрения. | Р: - оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; П: знакомство с понятием П: строить речевое высказывание в устной форме Р: - оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; К: - строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. |
Классификация праздников. | Какие праздники у вас самые любимые? Я загадаю вам загадки о праздниках, отгадки записываем в столбик в тетрадь. СЛ-3 Разделим все праздники на несколько групп. Праздники, связанные с религией. Как назовём праздники, которые отмечают в семье? Общие для всей страны, отмечаемые всем государством? Какие праздники остались без группы? Как можно назвать эти праздники? Названия групп записываем в столбик. А какие ещё могут быть праздники? (Профессиональные, корпоративные) | Ученики записывают в тетрадь названия праздников. Ученики называют группы: Религиозные Семейные Государственные Школьные | К: -развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; П. - анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. |
Физминутка | Сейчас мы немного отдохнём. Все встаем, слушаем задание и выполняем: - Те, у кого есть старший брат, хлопните в ладоши. - У кого есть сестра или сестренка, помашите над головой рукой. - Кто помогает дома близким, покачаем головой - У кого в семье живут домашние животные, поднимите руки вверх. - Кто поздравляет своих близких с праздником положите руки на плечи. - Кто встретил Новый год в кругу семьи, приподнимитесь на цыпочки и поднимите руки вверх. - Кто любит получать подарки, садится. Спасибо. | Выполнение задания | К: -развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; |
4. Изучение нового материала | В России проживает более 180 национальностей, имеющих свои обычаи, культуру, и разные религии. Самые распространенные религии в нашей стране 3 –православие, ислам, буддизм. До объединения с Россией у хакасский народ поклонялся многим богам – было развито язычество. После вхождения в состав России хакасы были обращены в православие. Но до сих пор среди хакасов сильны древние национальные традиции, которые передаются из поколения в поколение. Перед вами неполный список календарный обрядовых праздников хакасов, ознакомьтесь с ним: СЛ-4 ЧЫЛ ПАЗЫ праздник начала года (22 марта) УРЕН ХУРТЫ праздник земледельцев (июнь) ТУН-ПАЙРАМ праздник первого айрана (июнь) УРТУН-ТОЙ праздник урожая (22 сентября) ХУРТУЯХ АЙ праздник почитания и благодарения стариков (октябрь) АЙРАН СОЛЫНДЫЗЫ праздник последнего айрана (1 октября) ДЕНЬ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ праздник поклонения предкам (3 июля) Все праздники относятся к вероисповеданию хакасского народа, кроме одного. Назовите его? К какой группе праздников вы его отнесете?. Про какой праздник вы уже слышали на нашем уроке? Сегодня мы познакомимся с праздником, который будет отмечаться в Хакасии 22 марта, назовите его. | Ответы учеников День республики Хакасия. Государственный праздник Урен хурты – праздник земледельцев. Чыл пазы – встреча нового года | К: -развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; Р: - понимать цель выполняемых действий; -оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; К: - строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. |
Работа с раздаточным материалом. | СЛ-5 По ходу ознакомления с текстом - заполнение таблицы (приложение 2) | Ученикам раздается раздаточный материал с текстом. Ученики по очереди читают текст вслух, по ходу чтения совместно заполняют таблицу. | П: - извлекать информацию из текста и составлять ее в письменной форме; - делать выводы на основе анализа объектов; - осуществлять синтез, составлять целое из частей; - устанавливать причинно-следственные связи. К: -развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; Р: -в диалоге с учителем оценивать свою работу и работу других учащихся |
5.Рефлексия (подведение итогов занятия) | Чем же был полезен материал данного урока? Достигли ли мы целей, которые ставили в начале урока? У вас на партах лежат листочки, отметьте в правой колонке свое отношение к уроку по вопросам. Подчеркните нужные слова. Ребята, я желаю, чтобы в ваших душах сохранилась радость, светлое настроение и пусть везде вам сопутствует удача. Спасибо за урок. | Ответы учеников. |