Отгадайте загадку
Они неделимы и целы,
Корней и приставок в них нет,
Нельзя отыскать в них морфемы,
И в этом их главный секрет.
О каких частях речи идет речь?
Отгадайте загадку, сформулируйте тему и цели урока.
В предложении на службе
С падежом всегда он в дружбе,
На него показывает
И слова все связывает.
Сформулируйте тему урока, запишите в тетрадь и подумайте, чему будем учиться сегодня.
Тема урока :
«Предлог как часть речи».
Цель - научиться распознавать предлоги и отличать их от других частей речи, выяснить, на какие группы они делятся.
Самостоятельные части речи
- 1) есть лексическое и грамматическое значение;
- 2) изменяются (кроме наречия);
- 3) являются членами предложения;
- 4) употребляются самостоятельно
Служебные части речи
- 1) нет лексического и грамматического значения;
- 2) не изменяются;
- 3) не бывают членами предложения;
- 4) не употребляются без самостоятельной части речи
Из данных слов составьте предложения, используя подходящие по смыслу предлоги. Кто больше? Книга, стол, лежит
Книга лежит на столе.
Книга лежит в столе.
Книга лежит под столом.
Книга лежит за столом.
Книга лежит у стола.
Книга лежит перед столом.
-Прочитайте и восстановите текст, вставьте предлоги. Выясните, на службе у каких частей речи предлоги находятся и с какими падежами
употребляются?
… базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов … новой шинели и … узелком … руке. …. ним шагает рыжий городовой … решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником. Кругом тишина... …. площади ни души... Открытые двери лавок и кабаков глядят …. свет божий уныло, как голодные пасти; …. них нет даже нищих.
2 группа.
Прочитайте текст. Найдите в тексте все предлоги и выясните, какие из них наиболее употребительные. Как пишутся предлоги со словами?
Очумелов делает полуоборот налево и шагает к сборищу. Около самых ворот склада, видит он, стоит вышеописанный человек в расстегнутой жилетке и, подняв вверх правую руку, показывает толпе окровавленный палец. На полупьяном лице его как бы написано: "Ужо я сорву с тебя, шельма!", да и самый палец имеет вид знамения победы. В этом человеке Очумелов узнает золотых дел мастера Хрюкина. В центре толпы, растопырив передние ноги и дрожа всем телом, сидит на земле сам виновник скандала - белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине. В слезящихся глазах его выражение тоски и ужаса
3 группа.
Прочитайте текст. Найдите в тексте непроизводные и производные предлоги, распределите их в две колонки. Укажите общее количество предлогов, выясните, какие из них наиболее употребительные.
Гимназист VII класса Егор Зиберов милостиво подает Пете Удодову руку. Петя, двенадцатилетний мальчуган в сером костюмчике, пухлый и краснощекий, с маленьким лбом и щетинистыми волосами, расшаркивается и лезет в шкап за тетрадками. Занятие начинается. Согласно условию, заключенному с отцом Удодовым, Зиберов должен заниматься с Петей по два часа ежедневно, за что и получает шесть рублей в месяц. Готовит он его во II класс гимназии. (В прошлом году он готовил его в I класс, но Петя порезался.)
4 группа.
Используя материал учебника на стр.134-135 и готовые таблички, придумайте название и создайте кластер. Прокомментируйте кластер.
(Таблички: морфология, части речи, самостоятельные, служебные, имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие, предлог, союз, частица, непроизводные, производные, простые, составные, по составу, по значению, по происхождению).
Ответ 1 группы
Через (В.п.) базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов в (П. п.) новой шинели и с (Тв.п.) узелком в (П.п.) руке. За (Тв. п.) ним шагает рыжий городовой с (Тв. п.) решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником. Кругом тишина... На (П.п.) площади ни души... Открытые двери лавок и кабаков глядят на (В.п.) свет божий уныло, как голодные пасти; около (Р.п.) них нет даже нищих.
(7 предлогов употребляются с сущ., 2 с мест.)
Ответ 2 группы
В тексте 11предлогов: к - 1, около -1, в – 4 , на - 3, с – 2. Наиболее употребительные предлоги на - 3 раза, в – 4 раза используется. Все предлоги написаны со словами отдельно.)
Ответ 3 группы
Непроизводные : в, с, в, за, с, с, по, за, в, во, в, в.
Производные: согласно.
В тексте 13 предлогов. Наиболее употребительные – в (5), с(3).
Кластер
Предлог
По составу По происхождению
Простые Составные Производные Непроизводные
Ребята,
что нового вы узнали сегодня на уроке?
1.Предлоги бывают простыми и составными.
2.Производными и непроизводными.
3.Частотные предлоги – в , на, с.
4.Предлоги употребляются с существительными, местоимениями.
5.Некоторые предлоги омонимичны приставкам.
6.Предлоги употребляются с определенными падежами.
Выразите понимание темы «Предлог как часть речи» через составление синквейна.
Работа в группах .
Прием «Синквейн».
Стихотворение из 5 строк, которое пишется по определенным правилам:
1 строка – одно существительное. Это тема синквейна.
2 строка – два прилагательных, раскрывающих тему синквейна
3 строка – три глагола, описывающих действия по теме синквейна.
4 строка- одно предложение, выражающее свое отношение к теме.
5 строка – синоним к теме синквейна
РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ
Записать слова под диктовку в 2 столбика.
с предлогами без предлогов
1 столбик 2 столбик
- по дороге
- по рассеянности
- на расстоянии
- подо мной
- над нами
- при приближении
- за зайцами
- подальше
- понесся
- навеяло
- подбросив
- надписать
- присоединяя
- запоминаешь
Как вы думаете, смогли ли мы достичь поставленной цели?
Дайте самооценку работы. Какие оценки вы поставите лично себе, группе.
Устная рефлексия.
Интересным показалось …
Полезным было …..
Мне трудно было…..
Я понял….
Я справился с заданиями….
Я выполнил…
РЕБЯТА!
СПАСИБО ЗА УРОК!