СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 17.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку русского языка в 7 классе по теме "Предлог как часть речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку по теме "Предлог как часть речи"

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка в 7 классе по теме "Предлог как часть речи"»

 Отгадайте загадку  Они неделимы и целы,  Корней и приставок в них нет,  Нельзя отыскать в них морфемы,  И в этом их главный секрет.  О каких частях речи идет речь?

Отгадайте загадку

Они неделимы и целы,

Корней и приставок в них нет,

Нельзя отыскать в них морфемы,

И в этом их главный секрет.

О каких частях речи идет речь?

     Отгадайте загадку,    сформулируйте тему и цели урока.    В предложении на службе  С падежом всегда он в дружбе,  На него показывает  И слова все связывает.  

  Отгадайте загадку, сформулируйте тему и цели урока.

В предложении на службе

С падежом всегда он в дружбе,

На него показывает

И слова все связывает.

 

 Сформулируйте тему урока, запишите в тетрадь и подумайте, чему будем учиться сегодня.

Сформулируйте тему урока, запишите в тетрадь и подумайте, чему будем учиться сегодня.

 Тема урока :   «Предлог как часть речи».

Тема урока :

«Предлог как часть речи».

  Цель - научиться распознавать предлоги и отличать их от других частей речи, выяснить, на какие группы они делятся.  

  Цель - научиться распознавать предлоги и отличать их от других частей речи, выяснить, на какие группы они делятся.  

 Самостоятельные части речи 1) есть лексическое и грамматическое значение; 2) изменяются (кроме наречия); 3) являются членами предложения; 4) употребляются самостоятельно

Самостоятельные части речи

  • 1) есть лексическое и грамматическое значение;
  • 2) изменяются (кроме наречия);
  • 3) являются членами предложения;
  • 4) употребляются самостоятельно
 Служебные части речи 1) нет лексического и грамматического значения; 2) не изменяются; 3) не бывают членами предложения; 4) не употребляются без самостоятельной части речи

Служебные части речи

  • 1) нет лексического и грамматического значения;
  • 2) не изменяются;
  • 3) не бывают членами предложения;
  • 4) не употребляются без самостоятельной части речи
   Из данных слов составьте предложения, используя подходящие по смыслу предлоги. Кто больше?      Книга, стол, лежит 

Из данных слов составьте предложения, используя подходящие по смыслу предлоги. Кто больше? Книга, стол, лежит 

Книга лежит на столе. Книга лежит в столе. Книга лежит под столом. Книга лежит за столом. Книга лежит у стола. Книга лежит перед столом.

Книга лежит на столе.

Книга лежит в столе.

Книга лежит под столом.

Книга лежит за столом.

Книга лежит у стола.

Книга лежит перед столом.

 -Прочитайте и восстановите текст, вставьте предлоги. Выясните, на службе у каких частей речи предлоги находятся и с какими падежами употребляются? … базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов … новой шинели и … узелком … руке. …. ним шагает рыжий городовой … решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником. Кругом тишина... …. площади ни души... Открытые двери лавок и кабаков глядят …. свет божий уныло, как голодные пасти; …. них нет даже нищих.

-Прочитайте и восстановите текст, вставьте предлоги. Выясните, на службе у каких частей речи предлоги находятся и с какими падежами

употребляются?

… базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов … новой шинели и … узелком … руке. …. ним шагает рыжий городовой … решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником. Кругом тишина... …. площади ни души... Открытые двери лавок и кабаков глядят …. свет божий уныло, как голодные пасти; …. них нет даже нищих.

2 группа. Прочитайте текст. Найдите в тексте все предлоги и выясните, какие из них наиболее употребительные. Как пишутся предлоги со словами?  Очумелов делает полуоборот налево и шагает к сборищу. Около самых ворот склада, видит он, стоит вышеописанный человек в расстегнутой жилетке и, подняв вверх правую руку, показывает толпе окровавленный палец. На полупьяном лице его как бы написано:

2 группа.

Прочитайте текст. Найдите в тексте все предлоги и выясните, какие из них наиболее употребительные. Как пишутся предлоги со словами?

Очумелов делает полуоборот налево и шагает к сборищу. Около самых ворот склада, видит он, стоит вышеописанный человек в расстегнутой жилетке и, подняв вверх правую руку, показывает толпе окровавленный палец. На полупьяном лице его как бы написано: "Ужо я сорву с тебя, шельма!", да и самый палец имеет вид знамения победы. В этом человеке Очумелов узнает золотых дел мастера Хрюкина. В центре толпы, растопырив передние ноги и дрожа всем телом, сидит на земле сам виновник скандала - белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине. В слезящихся глазах его выражение тоски и ужаса

3 группа.  Прочитайте текст. Найдите в тексте непроизводные и производные предлоги, распределите их в две колонки. Укажите общее количество предлогов, выясните, какие из них наиболее употребительные.  Гимназист VII класса Егор Зиберов милостиво подает Пете Удодову руку. Петя, двенадцатилетний мальчуган в сером костюмчике, пухлый и краснощекий, с маленьким лбом и щетинистыми волосами, расшаркивается и лезет в шкап за тетрадками. Занятие начинается. Согласно условию, заключенному с отцом Удодовым, Зиберов должен заниматься с Петей по два часа ежедневно, за что и получает шесть рублей в месяц. Готовит он его во II класс гимназии. (В прошлом году он готовил его в I класс, но Петя порезался.)

3 группа.

Прочитайте текст. Найдите в тексте непроизводные и производные предлоги, распределите их в две колонки. Укажите общее количество предлогов, выясните, какие из них наиболее употребительные.

Гимназист VII класса Егор Зиберов милостиво подает Пете Удодову руку. Петя, двенадцатилетний мальчуган в сером костюмчике, пухлый и краснощекий, с маленьким лбом и щетинистыми волосами, расшаркивается и лезет в шкап за тетрадками. Занятие начинается. Согласно условию, заключенному с отцом Удодовым, Зиберов должен заниматься с Петей по два часа ежедневно, за что и получает шесть рублей в месяц. Готовит он его во II класс гимназии. (В прошлом году он готовил его в I класс, но Петя порезался.)

4 группа.   Используя материал учебника на стр.134-135 и готовые таблички, придумайте название и создайте кластер. Прокомментируйте кластер.  (Таблички: морфология, части речи, самостоятельные, служебные, имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие, предлог, союз, частица, непроизводные, производные, простые, составные, по составу, по значению, по происхождению).

4 группа.  

Используя материал учебника на стр.134-135 и готовые таблички, придумайте название и создайте кластер. Прокомментируйте кластер.

(Таблички: морфология, части речи, самостоятельные, служебные, имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие, предлог, союз, частица, непроизводные, производные, простые, составные, по составу, по значению, по происхождению).

Ответ 1 группы  Через   (В.п.)  базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов  в  (П. п.)  новой шинели и  с (Тв.п.)  узелком  в (П.п.)  руке.  За (Тв. п.)   ним шагает рыжий городовой  с  (Тв. п.)  решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником. Кругом тишина...  На  (П.п.)  площади ни души... Открытые двери лавок и кабаков глядят   на (В.п.)  свет божий уныло, как голодные пасти;  около   (Р.п.)   них нет даже нищих.  (7 предлогов употребляются с сущ., 2 с мест.)

Ответ 1 группы 

Через   (В.п.)  базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов  в (П. п.)  новой шинели и  с (Тв.п.)  узелком  в (П.п.)  руке.  За (Тв. п.)   ним шагает рыжий городовой  с (Тв. п.)  решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником. Кругом тишина...  На (П.п.)  площади ни души... Открытые двери лавок и кабаков глядят   на (В.п.)  свет божий уныло, как голодные пасти;  около   (Р.п.)   них нет даже нищих.

(7 предлогов употребляются с сущ., 2 с мест.)

Ответ 2 группы    В тексте 11предлогов:  к  - 1,  около  -1,  в  – 4 ,  на  - 3,  с  – 2. Наиболее употребительные предлоги  на  - 3 раза,  в  – 4 раза используется. Все предлоги написаны со словами отдельно.)

Ответ 2 группы 

В тексте 11предлогов:  к  - 1,  около  -1,  в  – 4 ,  на  - 3,  с  – 2. Наиболее употребительные предлоги  на  - 3 раза,  в  – 4 раза используется. Все предлоги написаны со словами отдельно.)

Ответ 3 группы   Непроизводные : в, с, в, за, с, с, по, за, в, во, в, в. Производные: согласно. В тексте 13 предлогов. Наиболее употребительные – в (5), с(3).

Ответ 3 группы 

Непроизводные : в, с, в, за, с, с, по, за, в, во, в, в.

Производные: согласно.

В тексте 13 предлогов. Наиболее употребительные – в (5), с(3).

 Кластер  Предлог По составу По происхождению Простые Составные Производные Непроизводные

Кластер

Предлог

По составу По происхождению

Простые Составные Производные Непроизводные

 Ребята,  что нового вы узнали сегодня на уроке?

Ребята,

что нового вы узнали сегодня на уроке?

1.Предлоги бывают простыми и составными. 2.Производными и непроизводными. 3.Частотные предлоги – в , на, с. 4.Предлоги употребляются с существительными, местоимениями. 5.Некоторые предлоги омонимичны приставкам. 6.Предлоги употребляются с определенными падежами.

1.Предлоги бывают простыми и составными.

2.Производными и непроизводными.

3.Частотные предлоги – в , на, с.

4.Предлоги употребляются с существительными, местоимениями.

5.Некоторые предлоги омонимичны приставкам.

6.Предлоги употребляются с определенными падежами.

Выразите понимание темы «Предлог как часть речи» через составление синквейна.  Работа в группах .

Выразите понимание темы «Предлог как часть речи» через составление синквейна.

Работа в группах .

Прием «Синквейн». Стихотворение из 5 строк, которое пишется по определенным правилам: 1 строка – одно существительное. Это тема синквейна. 2 строка – два прилагательных, раскрывающих тему синквейна 3 строка – три глагола, описывающих действия по теме синквейна. 4 строка- одно предложение, выражающее свое отношение к теме. 5 строка – синоним к теме синквейна

Прием «Синквейн».

Стихотворение из 5 строк, которое пишется по определенным правилам:

1 строка – одно существительное. Это тема синквейна.

2 строка – два прилагательных, раскрывающих тему синквейна

3 строка – три глагола, описывающих действия по теме синквейна.

4 строка- одно предложение, выражающее свое отношение к теме.

5 строка – синоним к теме синквейна

 РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ   Записать слова под диктовку в 2 столбика.  с предлогами без предлогов

РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

Записать слова под диктовку в 2 столбика.

с предлогами без предлогов

1 столбик 2 столбик по дороге по рассеянности на расстоянии подо мной над нами при приближении за зайцами подальше понесся навеяло подбросив надписать присоединяя запоминаешь

1 столбик 2 столбик

  • по дороге
  • по рассеянности
  • на расстоянии
  • подо мной
  • над нами
  • при приближении
  • за зайцами
  • подальше
  • понесся
  • навеяло
  • подбросив
  • надписать
  • присоединяя
  • запоминаешь
Как вы думаете, смогли ли мы достичь поставленной цели? Дайте самооценку работы. Какие оценки вы поставите лично себе, группе.

Как вы думаете, смогли ли мы достичь поставленной цели?

Дайте самооценку работы. Какие оценки вы поставите лично себе, группе.

 Устная рефлексия. Интересным показалось … Полезным было ….. Мне трудно было….. Я понял…. Я справился с заданиями…. Я выполнил…

Устная рефлексия.

Интересным показалось …

Полезным было …..

Мне трудно было…..

Я понял….

Я справился с заданиями….

Я выполнил…

РЕБЯТА! СПАСИБО ЗА УРОК!

РЕБЯТА!

СПАСИБО ЗА УРОК!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!